Поделитесь своими впечатлениями!

Фото с флагом Турбины со всего мира
 
Allarctica
помощь
в друзья
в контакты
С нами с 18 июл 2012

Коч – полярное судно эпохи русских географических открытий

 
25 июля 2012 года||
GPS
| 9| 8818

Эта запись в блоге является частью дневника «Чукотка - территория открытий»

Прежде, чем заложить первое судно для проекта, Павел Филин провел огромную работу и собирал по крупицам любые упоминание о коче, поморском судне. И продолжает это делать до сих пор, каждый раз выуживая исторические жемчужины. Павел заместитель директора по научной работе Филиала музея Мирового океана в Санкт-Петербурге – ледокол «Красин» и ведет всю работу с архивами нашего проекта. Вот что удалось нам обнаружить и проанализировать за год.

Судно типа «коч» — одно из самых загадочных в истории отечественного судостроения. По многочисленным архивным источникам XVII века мы знаем, что именно на кочах была освоена огромная территория Сибири и Дальнего Востока.

В то время, пока английские и голландские путешественники пытались пробиться на восток арктическими морями и не смогли пройти восточнее Новой Земли, русские ежегодно на кочах организовывали морские экспедиции в устье р. Оби, а в течение XVII века поэтапно прошли весь Северный морской путь, обогнули самую восточную оконечность Азии и вышли в Тихий океан (Охотское – «Ламское» море).

К сожалению, мы крайне мало знаем о том, что собой представлял коч. Не сохранилось его достоверных изображений, архивные источники дают крайне отрывочные данные о его конструкции.

Мы знаем, что коч соответствовал следующим критериям:
— судно должно было быть приспособлено для плаваний, как в море, так и по рекам, соответственно, кроме паруса, должно быть ходким на веслах.
— по документам мы знаем, что кочи перетаскивали по волокам, соответственно, они должно быть достаточно легким и устойчивым при переволакивании на катках.
— на кочах выходили в Студеное море (Северный Ледовитый океан), преодолевали значительные расстояния, соответственно, кочи должны были быть приспособлены к плаванию в сложных ледовых условиях.

По архивным документам мы знаем, что размеры кочей вирировались в пределах 15 – 20 м с глубиной осадки до 2-х метров, кочи имели одну мачту, которая несла прямой парус.
Важно отметить, что поморы строили свои суда практически без использования металлических связей. Для соединения досок обшивки друг с другом использовалась «вица» — распаренный корень сосны, можжевельника или ели, прутья ивы, которыми пришивали к килю и штевням и плотно стягивали друг с другом доски обшивки, и уже к готовому борту «пришивали» и прибивали деревянными нагелями шпангоуты. Подобная технология широко известна на севере Европы, но строили так преимущественно небольшие лодки. Нужно учитывать дефицит и высокую стоимость железа, малочисленность населения на громадных пространствах Русского Севера и большой навык работы с деревом россиян. Наши судостроители, достигли в деле шитья таких сложных судов верха мастерства. Нигде в мире не строили столь крупных шитых судов, как в Поморье и в Сибири.

Впечатляют археологические находки, сделанные в вечной мерзлоте первого заполярного русского города в Сибири – Мангазеи. Там были обнаружены сшитые вицей бортовые доски. Средняя толщина досок составляет 7,5 см, ширина до 30 см. Получались суда с мощной обшивкой, но при этом достаточно легкие для волоков. В период своего расцвета, в XVI–XVII вв., технология шитья в русском судостроении применялась во впечатляющих масштабах: так строился весь флот северных поморов, суда которых регулярно ходили из Архангельска с Северной Двины и с Печоры на Новую Землю и за Урал в Мангазею на Оби, а из Колы (близ современного Мурманска) – до Шпицбергена. С первой половины 17в. на этих судах осуществлялись промысловые плавания Северным Морским Путем в Сибири, между реками Хатанга, Лена, Колыма, Анадырь.

В целях реализации историко-навигационного эксперимента – экспедиции по следам отечественных первопроходцев в Арктике и Сибири был разработан специальный проект экспедиционного парусного судна. Этот проект не является копией старинных кочей, на данный момент информации для полноценной реконструкции недостаточно.
При проектировании судов для проекта «Арктика – территория открытий» Виктор Дмитриев, автор первой в истории реплики коча «Помор» аккумулировал огромный массив информации об исторических технологиях судостроения на Русском Севере, накопленный за тридцать лет и применил их на практике со специалистами клуба «Полярный Одиссей».

Построенные суда по своим теоретическим обводам, форме носа и кормы близки к соймам, поморским карбасам и кочмарам – традиционным судам Русского Севера, упоминаемым в архивных документах с середины XVI века и сохранившимся на чертежах ХIХ века.

Русские суда XVII века.
0

Автор: Allarctica

Русские суда XVII века. Источник: Witsen N. Architectura navalis et regimen nauticum. Amsterdam. 1671.


Складывающаяся мачта и перекрытие – чердак в центре судна (заимствованы) совпадают с рисунком коча на гравюре из трактата XVII века голландского путешественника Николааса Витсена, повествующего «о судах московитов».

Доски обшивки скреплены «внакрой», но не вицей, а медными заклепками. Длина судна 10,5 м, ширина – 3,0 м. Такие габариты выбраны для того, что бы перевезти суда на железнодорожных платформах к месту старта экспедиции в г. Усть-Кут на реке Лене в 2012 году. Высота мачты – 8 м., площадь паруса около 30 м.кв. Судно имеет мотор мощностью до 20 л.с., полный комплект навигационного оборудования и спасательных средств.

Таким образом, построенные суда – малые кочи, содержат ряд теоретических и конструктивных особенностей, характерных для северорусской традиции судостроения, в тоже время соответствуют современным правилам, предъявляемым государственной инспекцией маломерных судов и приспособлены для конкретных экспедиционных задач и использования в туристических целях.

Кочи
0

Автор: Allarctica

Кочи "Святитель Николай" и "Апостол Андрей". Экспедиция "Поморское кольцо", июнь 2011 г. Белое море.

Работа с архивами продолжается. Новые сведения были получены из приходных книг, таможенных «вьписи», проезжих грамот, отписки воевод о судовом строении и отписки и «скаски» казачьих старшин о походах по рекам и «за море» Якутской приказной избы и раскопок Мангазеи.

Данные были представлены в виде доклада на 1-ой научно-практической конференции по вопросам теории и практики историко-географического эксперимента по морскому мореплаванию и судостроению 17-18 марта 2012.

Согласно найденным документам, первое упоминание о коче (на текущий момент) зафиксировано в 1584 в известии английского агента Атнтона Марша о «cochimaes».

1584 г., известие английс
0

Автор: Allarctica

1584 г., известие английского агента Атнтона Марша о «cochimaes». «А которым нашим ратным людем итти в Мунгазею, и под тех есте наших ратных людей велели зделать два коча, распрося вымич ратных людей Васки Тарабукина с товарищи, которым итти в Мунгазею, каковы кочи будет им надобе для морсково ходу…»


Изучение источников Якутской приказной избы дают возможность составить не только достоверную картину по кочу, но и подробную географию морских и речных походов на Северо-востоке Сибири, их динамику во времени, восстановить всю систему управления Северо-востоком Сибири в XVII в., основой которого было судостроение и судоходство.
Ведется тщательная работа по поиску, восстановлению и анализу документов о походе Семена Дежнева. Данная работа будет представлена на форуме в ноябре 2012 года.

вики-код
помощь
Вики-код:
Выбор фотографии
Все фотографии одной лентой
11 фото
dots

Дешёвый ✈️ по направлению Петрозаводск
сообщить модератору
    Наверх