• Фото из Интернета
  • Фото из Интернета
...
0
Фото из Интернета Шпицберген, Свальбард
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

Фото из Интернета

вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

    Поделитесь своими впечатлениями!

    Фото с флагом Турбины со всего мира
     
    grau59
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 16 апр 2011

    Не стали Россией. Часть 22. Шпицберген и Медвежий

     

    Эта запись в блоге является частью дневника «Не стали Россией»

    Архипелаг Шпицберген русские поморы называли Грумантом, добывали здесь тюленей, моржей, белых медведей, песцов, не гнушались и китобойным промыслом. Первопроходцы бывали здесь еще более тысячи лет назад в X веке, а в XI-XII веках стали появляться первые поселения поморов.

    В одной из археологических экспедиций Академии наук СССР, проводимых с 1978 по 1984 год, были найдены остатки поморского судна возле разрушенного временем и стихиями дома. Оказалось, что эта поморская изба была срублена в 1556 году, а в 15 километрах от этого места был найден пятистенок, срубленный в 1552 году. Поморы занимались промыслом и никому в голову не приходило объявить эту землю княжеской или царской.

    Пока в 1596 году Шпицберген не был открыт голландским мореплавателем Виллемом Баренцом (1550 -1597). Баренц объявил найденный остров голландской территорией. Сам Баренц не вернулся из последнего похода, а члены его экспедиции долго еще рассказывали удивленным европейцам о необычных и загадочных животных, населяющих моря и сушу Арктики: белых медведях, моржах, песцах и несметных стаях птиц.

    К острову зачастили моряки различных стран, большей частью китобои. Были здесь голландцы, французы. англичане, датчане и даже баски. В 1613 году англичане объявили Шпицберген своей территорией, уничтожив столб, установленный Баренцем. В 1615 году остров объявила своей территорией Датско-Норвежская уния. И на этом всё как-то затихло. Китобои занимались своим промыслом, русские поморы своим и друг другу не мешали.

    Легендарной личностью был русский промышленник Иван Старостин. В первый раз он появился на архипелаге в 1780 году и провёл здесь 32 зимы, из них 15 — подряд. Когда у него умерла жена, он переехал на остров в 1811 году и прожил здесь безвылазно до самой своей смерти в 1826 году.

    Фото из Интернета
    0

    Автор: grau59

    Фото из Интернета

    Его уважали как русские, так и норвежские промышленники: "...это был толстый, краснощекий, беловолосый, всегда веселый старик маленького роста."

    Старостин и другие дальновидные люди неоднократно предлагали царскому правительству заселить архипелаг постоянным населением. В архивах сохранились прошения помора Чумакова (1805 год), купца Антонова (1830 год), прапорщика Фролова (1850 год). Но Грумант был далеко и его заботы никого не волновали в столице.

    В 1871 году Шведско-Норвежская уния решила присоединить Шпицберген. Ведущим европейским державам было безразлично, а вот Российская империя зашевелилась и предложила предоставить архипелагу статус "ничейной земли", что и было зафиксировано в 1872 году. Статус острова Медвежий соглашение не оговаривало, но когда в 1899 году Германия захотела занять остров Медвежий — этому помешала Россия, послав к острову военный крейсер, и Германия признала остров Медвежий владением России.

    Перед Первой Мировой войной шла подготовка международного договора на основе договоренностей 1872 года, но его подписанию помешала война. В 1918 году Великобритания хотела аннексировать острова, но затем передумала.

    После победы Великой Октябрьской Социалистической революции молодая советская республика оказалась в дипломатической изоляции, чем не преминула воспользоваться Норвегия. 9 февраля 1920 году в Париже происходит по её инициативе подписание Шпицбергенского трактата. Над Шпицбергеном, а заодно над островом Медвежий устанавливался суверенитет Норвегии.

    Фото из Интернета
    0

    Автор: grau59

    Фото из Интернета

    При этом страны -участники договора имеют право свободно осуществлять на Шпицбергене хозяйственную деятельность. Ряд историков считает, что "Норвегия достались острова в качестве компенсации за потери своего торгового флота во время Первой мировой войны, когда норвежский торговый флот играл важную роль в поставках в Великобританию." Не зря Великобритания не стала захватывать архипелаг, у неё были другие планы.

    12 февраля 1920 года Народный комиссар по иностранным делам РСФСР Чичерин отправляет правительству Норвегии ноту: "...Решение о передаче Шпицбергена теперь в полную собственность Норвегии произошло без участия России. Советское правительство заявляет поэтому, что не признает себя связанным этим актом... Участники этого соглашения заключили его, даже не известив Российское Советское правительство, являющееся выразителем воли трудящихся масс России, которые в лице рыбаков и охотников имеют на Шпицбергене свои поселки, свои привычные места для охот и для рыбной ловли."

    Начинается дипломатическая игра, в результате которой СССР соглашается признать договор от 1920 года в обмен на дипломатическое признание со стороны Норвегии. Неравноценный обмен, но 13 февраля 1924 года Норвегия устанавливает дипломатические отношения с СССР, а 16 февраля 1924 года СССР признает Парижский договор по Шпицбергену, соглашаясь с принадлежностью Шпицбергена и Медвежьего Норвегии. А ведь когда Норвегия получила независимость в 1905 году, то Россия признала её первой без выставления каких-либо условий.

    В ноябре 1944 года правительство СССР предложило Норвегии отменить Парижский договор и заключить договор о совместном владении Шпицбергеном, при этом остров Медвежий должен возвратиться под юрисдикцию СССР, т.е. фактически вернуться к соглашениям от 1872 году, превращению которых в полноценный договор помешала Первая Мировая война. Пока шла Вторая Мировая война и Норвегия была оккупирована германскими войсками ( оккупация Норвегии завершилась 8 мая 1945 года), то Норвегия изображала интерес к переговорам, хотя всячески их затягивала. А после войны поставила на них крест. Не для того она присоединила Шпицберген и остров Медвежий, чтобы просто так отдать их.


    Начало:

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    2 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Шпицберген
    сообщить модератору
    • ERCHOV
      помощь
      ERCHOV
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 апр 2009
      8 дек 2015, 00:03
      удалить
      Интересно, а наши ненцы, неужели они на островах не отметились?
    • grau59
      помощь
      grau59
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 апр 2011
      8 дек 2015, 00:10
      удалить
      ERCHOVнаписал 8 декабря в 00:03

      Интересно, а наши ненцы, неужели они на островах не отметились?



      Да и поморов хватит.
    • acvazul-V2010
      помощь
      acvazul-V2010
      в друзья
      в контакты
      С нами с 28 ноя 2010
      8 дек 2015, 09:39
      удалить
      "Неравноценный обмен, но 13 февраля 1924 года Норвегия устанавливает дипломатические отношения с СССР, а 16 февраля 1924 года СССР признает Парижский договор по Шпицбергену, соглашаясь с принадлежностью Шпицбергена и Медвежьего Норвегии."

      Видимо, тогдашнее правительство СССР думало по другому. Главное для них было разорвать любыми способами дипломатическую блокаду и международный бойкот молодого государства. Это как шахматная партия. Жертвуя пешку (Шпицберген) берут более крупную фигуру. Видимо так думали тогда в Москве.
      Сейчас нам тяжело судить что было важнее и выгоднее. Сложный вопрос. Я не знаю как правильнее было поступить в 1924 году.

      Не теми же или какими-то другими геополитическими соображениями руководствовались российские цари 19 века, раздавая территории? Где — то отдают (Норвегии) или США (Аляску), где-то забирают огромную Финляндию, Закавказье, Среднюю Азию, Казахстан. Вообще это сложно и неоднозначно.

      Знаю твердо одно — раздача территорий в 1991 за здорово живешь, это преступление против исторической памяти и перед прошлыми (и будущими) поколениями
    • 097mcn
      помощь
      097mcn
      в друзья
      в контакты
      С нами с 2 авг 2011
      8 дек 2015, 16:29
      удалить
      Русские цари цеплялись за какой-то блин Шпицберген, при этом на гораздо более южных территориях — конкретно в Мурманской области — отсутствовали как города, так и коммуникации. Город Романов-на-Мурмане, позже ставший Мурманском, был основан только в 1916-м году, когда там в пожарном порядке стали строить порт и железную дорогу для связи с союзниками. Российская Империя даже винтовок не могла производить в достаточном количестве, так что такая связь нужна была позарез, а Балтийское и Черное море были отрезаны врагами.
    • acvazul-V2010
      помощь
      acvazul-V2010
      в друзья
      в контакты
      С нами с 28 ноя 2010
      8 дек 2015, 17:13
      удалить
      Да, о Романове-на-Мурмане очень хорошо написал Пикуль в романе "Из Тупика". Книга сильная и художественная (читать легко, интересно).

      А на Кольском полуострове все по прежнему. Достаточно посмотреть на карту. Со стороны Норвегии множество городов и развитая инфраструктура, а с нашей стороны — по прежнему глушь.
      На Шпицбергене осталось одно наше поселение (при Советах было 3). Никакой пользы экономике страны оно не приносит, скорее наоборот обуза, уголь только на свои нужды добывается. Но наше присутствие, как я понимаю, это только политический аспект и вопрос престижа страны. Наш Баренбург там сейчас как чемодан без ручки. И нести тяжело и бросить жалко (стыдно).
    • 097mcn
      помощь
      097mcn
      в друзья
      в контакты
      С нами с 2 авг 2011
      8 дек 2015, 20:10
      удалить
      цитата:

      Со стороны Норвегии множество городов и развитая инфраструктура, а с нашей стороны — по прежнему глушь.


      Ну да — с норвежской стороны Киркенес — 3 тысячи жителей.
      А с российской Печенга — 37 тысяч, Заполярный — 15 тысяч, Никель — 12 тысяч.
      Я уж не говорю про сам Мурманск.

      Дорога между Печенгой и Никелем — какой-никакой, но асфальт.
    • acvazul-V2010
      помощь
      acvazul-V2010
      в друзья
      в контакты
      С нами с 28 ноя 2010
      8 дек 2015, 20:52
      удалить
      Мне доводилось читать статью в журнале обо всех этих событиях. В конце статьи была приведена карта. Там от городков на норвежской территории рябило в глазах, была развита дорожная сеть как паутина на буржуйской стороне.
      На российской стороне лишь несколько городов. Мучил сейчас ГУГЛ на предмет найти эту статью. Не нашел. По численности населения этих городов не готов ответить, на знаю.
    • grau59
      помощь
      grau59
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 апр 2011
      8 дек 2015, 17:34
      удалить
      097mcnнаписал 8 декабря в 16:29

      Русские цари цеплялись за какой-то блин Шпицберген, при этом на гораздо более южных территориях — конкретно в Мурманской области — отсутствовали как города, так и коммуникации. Город Романов-на-Мурмане, позже ставший Мурманском, был основан только в 1916-м году, когда там в пожарном порядке стали строить порт и железную дорогу для связи с союзниками. Российская Империя даже винтовок не могла производить в достаточном количестве, так что такая связь нужна была позарез, а Балтийское и Черное море были отрезаны врагами.



      Надо сказать "спасибо" сначала Петру Первому фактически задушившему архангельский торговый порт в угоду Санкт-Петербургу : "Основание Петербурга,строгие приказы везти товары в Петербург ослабили архангелогородскую торговлю. Были нарушены привычные торговые связи. На это жаловались не только русские купцы, но и иноземцы, просившие разрешения продолжать торговлю при архангельском порте".

      Затем Александру Второму решившему в 1862 году судьбу военного порта: "Главный порт в Архангельске упразднить и сохранить при сем порте лишь гидрографическую часть и управление маяками и лоцией…". Как пишет историк Жилинский, "разоренный Архангельск сразу замер, естественный рост края был остановлен".
    • 097mcn
      помощь
      097mcn
      в друзья
      в контакты
      С нами с 2 авг 2011
      8 дек 2015, 20:02
      удалить
      grau59написал 8 декабря в 16:34

      Надо сказать "спасибо" сначала Петру Первому фактически задушившему архангельский торговый порт в угоду Санкт-Петербургу : "Основание Петербурга,строгие приказы везти товары в Петербург ослабили архангелогородскую торговлю. Были нарушены привычные торговые связи. На это жаловались не только русские купцы, но и иноземцы, просившие разрешения продолжать торговлю при архангельском порте".
      Затем Александру Второму решившему в 1862 году судьбу военного порта: "Главный порт в Архангельске упразднить и сохранить при сем порте лишь гидрографическую часть и управление маяками и лоцией…". Как пишет историк Жилинский, "разоренный Архангельск сразу замер, естественный рост края был остановлен".



      Ну при той мизерной торговле петровских времен возить товары из Европы в Архангельск было бы действительно странно.
      Хреново то, что страна не развивалась в послепетровское время.
      Интересно, почему в 1916-м году для строительства порта был выбран не уже существовавший Архангельск, а Мурманск. Союзникам плыть было далеко?
    • acvazul-V2010
      помощь
      acvazul-V2010
      в друзья
      в контакты
      С нами с 28 ноя 2010
      8 дек 2015, 20:28
      удалить
      Согласен. Не отвоевывать Балтику, не строить порт в Питере в угоду архангелогородскому лобби? Это глупость даже для петровского времени с мизерной торговлей. Не говоря уже про последующие времена.

      Выбор 1916 г. очевиден:
      Мурманский морской порт является глубоководным и незамерзающим (Гольфстрим), а Архангельский морской порт мелководный и замерзает.
    • acvazul-V2010
      помощь
      acvazul-V2010
      в друзья
      в контакты
      С нами с 28 ноя 2010
      8 дек 2015, 20:31
      удалить
      Надо было развивать ближайший к Европе путь и порт, даже в ущерб Архангельску. Даром что ли воевали 21 год пробивая "окно в Европу".
    • KuznetsovSergey
      помощь
      KuznetsovSergey
      в друзья
      в контакты
      С нами с 5 авг 2013
      17 янв 2016, 21:55
      удалить
      Мой отец отдал 23 года жизни Советскому Заполярью с 1942-го по 1965-ый. Он освобождал и Печенгу, и Киркенес. Я тоже провел там десять лет. Для меня эта земля такая же родная, как московская последние 50 лет. Историю Кольского полуострова знаю хорошо. Историю Шпицбергена — слабо. Спасибо, Виктор, что рассказали нам о ней!
    • grau59
      помощь
      grau59
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 апр 2011
      17 янв 2016, 22:22
      удалить
      KuznetsovSergeyнаписал 17 января в 21:55

      Мой отец отдал 23 года жизни Советскому Заполярью с 1942-го по 1965-ый. Он освобождал и Печенгу, и Киркенес. Я тоже провел там десять лет. Для меня эта земля такая же родная, как московская последние 50 лет. Историю Кольского полуострова знаю хорошо. Историю Шпицбергена — слабо. Спасибо, Виктор, что рассказали нам о ней!



      Пожалуйста! Отношение российских властей во все времена было холодным, в отличии от Норвегии. Мы многое из истории страны знали отдельными отрывками или не знали вообще ничего.
    Наверх