Абрамцево

Абрамцево

LAT
  • 56.22346N, 37.96716E
  • Я здесь был
    Хочу посетить

    12 заметок,  3 совета по 2 объектам,  72 фотографии

    помощь Подписаться на новые материалы этого направления
    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов Абрамцево помощь
    Все авторы направления
    2
    NatalyA
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 6 апр 2009

    Что мы увидели в Абрамцево

     
    20 октября 2011 года 6332

    Территория Абрамцевского усадьбы-музея огорожена. В бревенчатом домике купили билеты на все экспозиции, кроме основного дома (т.к. не успевали по времени), миновали пункт охраны и прошли внутрь. Если двигаться против часовой стрелки, то, начиная справа, условно по кругу, располагается Кухня, далее Керамическая студия-мастерская, далее Основной дом-музей, далее Теремок, Избушка на Курьих ножках, Церковь Спаса Нерукотворного, Поленовский домик, Бывшая лечебница сейчас Выставка русских художников, напротив этого дома – огромный Дуб. Все эти здания находятся в парке, дорожки которого выводят к каскаду прудов, мостикам, Врубелевской скамейке.
    Вообще, хорошо бы, походить по Абрамцеву с экскурсоводом.

    Начну с Дуба. Он великолепен. Сколько же ему лет? 300? Точно такой, как у Толстого: « …стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берёз, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой берёзы…. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами. …Сквозь столетнюю жестокую кору пробивались сочные молодые листья так, что нельзя было поверить, что этот старик произвёл их. «Да это тот самый дуб… — подумал князь Андрей», и мы. :) Дуб огорожен невысоким штакетником-заборчиком. И не зря. Невозможно пройти мимо него и не захотеть прижаться. Но мы смогли только протянуть руку и погладить морщинистую кору. Кто знает, может он Хранитель абрамцевской творческой энергии?

    Из всех посещённых нами экспозиций самое сильное впечатление на нас оказали Кухня и Мастерская. В Кухне располагается выставка со скучым названием «Крестьянское искусство». Вообще-то это бывший мамонтовский Музей народного искусства, и экспонаты – это, видимо, то, что осталось от так любовно и трепетно собираемой хозяевами и гостями коллекции старинных деревянных предметов быта. Ну, хоть что-то осталось – и на этом спасибо. :) Простое перечисление деревянных экспонатов, а это прялки, вальки для отжима белья, сундуки, шкафчики и прочее – вам ни о чём не скажет. Всё это надо видеть. Но резные узоры потрясают. Если действительно существует такое понятие, как родовая память, то она непременно всколыхнётся при виде сумасшедше искусновырезанных и красивых Птиц Сиринов, Алконостов, Гамаюнов, знаков солнечного коловрата – свастик (огневиков и яровиков), хитроумных чародейных узлов-наузов, древнерусских Звёзд, обереговых орнаментов, цветков-папоротника, крестов Коляды и Лады и прочих. Эту выставку можно обойти за 5 минут, а можно и за несколько часов. Здесь надо знать и вглядываться.

    Студия-мастерская или бывшая Керамическая мастерская (архитектор Гартман, 1872) – примечательна, прежде всего, своей затейливой резьбой по дереву – фирменная абрамцево-кудринская. Деревянным кружевом украшено всё, даже конёк (линия перелома крыши) и треугольный фронтон над крылечком. Раньше в этом домике жили неженатые художники (так сказала нам интеллигентная смотрительница), это было что-то вроде творческого общежития. Сейчас здесь небольшая выставка керамики Врубеля. Он был щедро одарён природой — ко всему прочему был, оказывается, и талантливейшим скульптором. Его керамические персонажи взяты из русских сказок – это Лель, Снегурочка, Мизгирь, царь Берендей, девушка Волхова. Слева и справа в углах стоят печки облицованные врубелевскими изразцами.

    Кстати, уроки по искусству керамики и майолики Врубелю и прочим художникам давала Елена Поленова, имевшая опыт французской гончарной художественной школы. Все творения делались(-ются и сейчас) из абрамцевской глины, которая, как и сама местность – имеет волшебный секрет, она называется «перламутровой», и готовые изделия из неё трудно отличить издалека от малахитовых или медных. За Мастерской надо спуститься вниз по крутой тропинке – она выходит к знаменитой врубелевской Птичьей скамейке из мозаики. В Основное здание-музей мы не попали. К большому сожалению. У нас же был час на всё. Очень хотелось почувствовать аксаковскую-мамонтовскую атмосферу. Очень. Но увы..

    Теремок или бывшая столярно–резчицкая мастерская (архитектор Петров, 1877). Вообще-то она была замыслена как баня, но резная красота пересилила бытовую причину. Здесь Елена Поленова и Елизавета Мамонтова учили крестьянских детей плотницкому и столярному делу. Это начинание дало толчок всему абрамцево-кудринскому резному промыслу – стали появляться первые артели резчиков, открылось училище, появились магазины и т.д. Домик хоть и очень маленький, но и очень интересный. Сначала на входе глаза сразу цепляет тёмная резная деревянная дверь с изображением сов.
    Что интересно, оказывается совы – это вообще знак-талисман Абрамцева. Когда-то их тут было очень много. Наверное, сидели на ветках, зыркали жёлтыми глазищами и ухали. Совы (повторюсь) – это действительно загадочные хранительницы Абрамцева, они здесь встречаются всюду. В одном этом домике насчитывают 53 совы, но они хорошо запрятаны — в орнаментах. Если интересно – ищите. :)
    Здесь в Теремке мы увидели и книжку-сказку с иллюстрациями Елены Поленовой. Ещё очень впечатлились Каменной бабой у этого домика. Написано на табличке, что она Х века и привёз её Савва Мамонтов из Донецка – там строил железную дорогу. Древние статуи, бесспорно, обладают какой-то энергетикой. У неё такое отрешённое и завораживающее каменное лицо, а подножие все закидано монетками. Не знаю для чего, но мы тоже кинули.

    Васнецовская Избушка на Курьих Ножках — совсем не страшная :), маленькая, симпатичная и похожая на домик с детской площадки. На коньке опять сидит деревянная Сова. Почему-то рядом с ней поставили вторую Каменную Бабу. На мой взгляд, детскость избушки из сказки и мистичность древней Бабы как-то не очень подходят друг другу. По крайней мере, так показалось.

    Церковь Спаса Нерукотворного — небольшая, если не сказать маленькая. Очень необычная – начиная от чудно разрисованных цветочным орнаментом деревянных внутренних дверей, таких же густоузорчатых окошек, удивительных икон, похожих на картины, и заканчивая причудливой мозаикой на полу. В центре икона-картина «Благовещение» — Поленова, справа «Спас Нерукотворный» Репина и «Сергий Радонежский» Васнецова. Слева уже подзабыли, что видели (залетели туда второпях, на 10 минут, и единственное – разговорились со смотрительницей, которая обо всём и рассказала). Там же слева находится голова Иоанна Крестителя из песчаника скульптора Антокольского. Мозаику выкладывал лично Васнецов. Вглядитесь — славянскими буквами выложены две даты — «1881–1882» — время закладки церкви и окончания ее постройки.

    Поленовская дача – ммм…, очень удивила. От мастерской Поленова там мало что осталось. Вернее даже сказать ничего. Это помещение раньше активно сдавалось всем творческим желающим как престижная дачка. На стенах вроде развешаны картины Поленова, но трудно честно определить их художественную ценность. Очевидно, это какие-то непонятным чудом уцелевшие (не все растащили? :() его малоудачные этюды и наброски. 5 минут – много на осмотр. :(

    В здании Лечебницы (дом с колонами) сейчас – Картинная галерея и экспозиция «Русские художники». Ммм… Вроде Пётр Кончаловский, вроде ещё много картин…ммм…мягко говоря не самых лучших и не самых удачных. Так для галочки – надо же что-то показывать. Вот и показывают. Вообще ограничиться можно только коридором на входом – там на стенах чудные фотографии. Это действительно интересно. Кстати, очень любопытно, на одной из фотографий Абрамцева годов 70-х, я случайно заметила, что, оказывается, напротив Каменной Бабы у Теремка стояла ещё одна – очевидно её Каменная Подруга. А сейчас там – мы проходили – почему-то пустое место, лежит булыжник, густо посыпанный монетками. «А где же эта Баба?» — спросили мы у смотрительницы. Та захлопала глазами и сказала, что «Пропала. Недавно. Года два назад. Никто не знает как и куда». Интересно — статуя весит не меньше центнера, и пост охраны стоит, и не один, а вот поди ж ты – пропала. Вот мистика какая-то, точна, не меньше! Так что, если увидите Её за каменным забором у знакомых олигархов, попросите, пожалуйста, вернуть на место. :(.

    Парк – большой, разномастный. Здесь и аллеи из лип, и плодовый яблоневый или вишнёвый садик, и высоченные сосны-мачты, и тёмные разлапистые ели, и всего понемножку. Но отрешиться от всего и насладиться абрамцевской красотой будет сложновато. Во-первых – людей много, идут толпами, кучками, парами. Мы были перед закрытием практически, и то – на автобусной стоянке было припарковано два автобуса с интуристом, плюс много таких же, как и мы любознательных индивидуалов. Потом – там шумновато, лес не настолько плотный и большой, чтобы глушить звуки автомашин, шуршащих по близлежащему шоссе. Погулять, бесспорно, можно и нужно. Может мы всё дело в молодой весне – мы были в начале мая, и нежная зелень только-только намечалась, да и дождик накрапывал. Летом, там точно – более красиво и тихо.

    Начало рассказа здесь: tourbina.ru/authors/NatalyA/t…

    Продолжение следует.
    (c) NatalyA.turbina.ru При использовании текстов гиперссылка на мой сайт и указание имени автора обязательны.

    вики-код
    помощь
    Вики-код:

    Дешёвый перелёт по направлению Абрамцево
    сообщить модератору
    • Troll88
      помощь
      Troll88
      в друзья
      в контакты
      С нами с 2 ноя 2010
      21 окт 2011, 09:01
      удалить
      Отличная заметка! НатА, Вы как всегда на высоте. А мне сразу вспомнился дуб у Нагибина.:)))
    • NatalyA
      помощь
      NatalyA
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 апр 2009
      21 окт 2011, 17:13
      удалить
      Спасибо, Володя!
    Наверх