Европейская Тьмутаракань или осенний визит на Аланды (ч.1) Аланды

DK1974 128
    Были в стране Аланды?

С нами с 31 окт 2009

Европейская Тьмутаракань или осенний визит на Аланды (ч.1)

Большинство своих заметок я создаю спустя месяцы, а иногда и годы с момента окончания самой поездки. Сегодня я решил написать рассказ по горячим следам, поскольку хочется поделиться с вами свежими и пока ещё не утихшими туристическими и личными эмоциями.

Итак, с 25 по 28 сентября я ездил на Аландские острова.

Звучит красиво, правда? Когда люди на вопрос: "где я был?", слышат это географическое название, то на их лице я вижу одновременно удивление и восхищение. Дело в том, что мало кто из них знает местонахождение данных островов. Все сразу представляют что-то далёкое, экзотическое и дорогое. Поэтому, чтобы их долго не мучить, я сразу добавляю слово "Финляндия":)

Аландские острова это самоуправляемая провинция — атономия в составе Финляндии, населённая финскими шведами и имеющая особый демилитаризованный и моноязычный статус. На щите флаг Аландских островов.

Автор: DK1974

Аланды находятся в Балтийском море между Финляндией и Швецией.

Население около 30 тыс. человек. Столица город Мариехамн. Острова делятся на 16 коммун (на карте слева). Справа — герб Аландских островов.

Автор: DK1974

Почему я выбрал именно это направление? Да просто прошёлся по алфавитному списку стран: Абхазия, Австралия, Австрия, Азербайджан. Их я уже посетил. Следующим пунктом как раз значатся Аландские о-ва:)

Ну, а если серьёзно, то всё дело в моих финансовых возможностях. На текущий момент они крайне ограниченные. Из всех вариантов при которых посещается новая страна — Аландские о-ва оказались самым доступным и экономичным направлением. При условии наличия многократной шенгенской визы.

На Аланды можно попасть с помощью паромов из Швеции, Финляндии и Эстонии.

Автор: DK1974

Из Москвы паромы не ходят, поэтому я выбрал наиболее быстрый вариант — самолёт. Впервые в своей лётной практике я воспользовался услугами авиакомпании Finnair.

И благополучно поучаствовал в их статистике:)

По информации исследовательского бюро JACDEC Finnair на начало 2012 года является самой безопасной авиакомпанией в Европе и второй по безопасности в мире. На самолётах авиакомпании не происходило чрезвычайных ситуаций с 1963 года.
    В январе 2016 года, согласно исследованию компании OAG, занял шестую строчку в рейтинге самых пунктуальных компаний.

Подтверждаю, все вылеты были точно по заявленному расписанию. Перелёты короткие, поэтому на борту давали только воду и чай (кофе). Единственное исключение было на обратном маршруте, когда объединили рейсы и обслуживал Аэрофлот (помимо напитков давали ещё и сэндвич).

Автор: DK1974

Первый перелёт был по маршруту Москва-Хельсинки. В транзитном аэропорту Хельсинки-Вантаа у меня было 5 часов до следующего вылета. Я не рискнул доехать до финской столицы, так как не знал расписание транспорта. Но за пределы аэропорта я всё же вышел.
    До поездки я прочёл, что в 15-ти минутах ходьбы от него находится музей авиации.

Автор: DK1974

В двух ангарах плотно установлены различные образцы военной и гражданской техники Финляндии. Много и других экспонатов. Удивило большое кол-во свастики. Первым желанием было метнуть гранату, чтобы добить всю эту музейную коллекцию. Потом выяснил, что с 1918 до 1945 года в качестве опознавательного знака ВВС Финляндии использовалась синяя свастика в белом круге. Фашистская символика — чёрная и повернута на 45°.

Пришло время второго перелёта по маршруту Хельсинки-Мариехамн. Его длительность составляет всего 50 минут. Нравятся мне такие небольшие самолёты, где крылья и двигатели практически не мешают съёмке из любого иллюминатора.

Автор: DK1974

Удалось посмотреть на город Турку в котором я был 10 лет назад.

Хорошей компенсацией за то, что в итоге поездки многое не успел посмотреть там внизу, стала возможность лицезреть часть Аландского архипелага c высоты. К сожалению, в это время начало темнеть.

Автор: DK1974

Для меня стало открытием, что архипелаг является самым большим скоплением островов на Земле. Он состоит из 6757 островов и только 60 из них обитаемые.

На снимке видна часть острова Lövö и целиком остров Sandö.

Автор: DK1974

Протяжённость архипелага с севера на юг — 130 км, территория — 1552 км², из которых около 27 км² составляют реки и озёра.

По центру виден мост, на котором я стоял на следующий день и просил сил для того, чтобы добраться до нужной точки.

Автор: DK1974

В момент приземления с моей стороны светило закатное солнце.

Оставалось несколько минут до завершения дня. Это последний снимок из самолёта за мгновение до посадки на полосу.

Автор: DK1974

Чем хороши подобные острова, что там маленькие аэропорты и практически всегда выходя из самолёта вы сразу идёте пешком на выход. В тот момент других лайнеров рядом не было.

С собой у меня имелась только ручная кладь. Паспорта не проверяли, отметку никакую не ставили. Я вышел наружу и понял, что никакого общественного транспорта нет. Такси по заказу. Всех остальных пассажиров ждали знакомые или родственники. У кого-то из прилетевших были свои машины на стоянке. Буквально через пять минут перед аэропортом ни осталось никого.

В этой поездке мне не пришлось подкидывать даже монетку как в популярной передаче, я изначально знал, что вариант у меня только один — "решка" и 75 евро на день (не считая ночлега), что для Европы маловато.

Я включил на телефоне гугл карты, вышел на дорогу и пошёл пешком в сторону города Мариехамн и своего забронированного отеля. В начале пути я шёл очень медленно, поскольку меня сопровождали бесподобные небесные пейзажи. Приходилось с радостью останавливаться и фотографировать. Такая картина обнадеживала и внушала оптимизм.

Автор: DK1974

Сразу отмечу, что к короткому путешествию на Аланды я был подготовлен хуже всего из всех поездок за год. Она же была и самая бедная. Я думал, что августовский вояж в Косово или Люксембург с Кёльном окажутся самым экономным, но Аланды заняли первое место.

В любой поездке есть четыре основные составляющие хорошей подготовки. Без них поездка может быть испорчена либо иметь трудности (это точно касается первых трёх условий).

Первая составляющая — найти и купить билеты по минимальной цене с удобной логистикой. Вторая — забронировать отель с оптимальным месторасположением. Третье — определится заранее о способе передвижения. Четвертое — изучить достопримечательности и местные особенности. Это если вкратце. Так вот, я позволил себе наглость выполнить только первые два пункта и немного четвертый.

Автор: DK1974

Когда я езжу в одиночку, то в подавляющем большинстве случаев я заранее ищу местного водителя и договариваюсь о конкретном маршруте и встрече в аэропорту.

Я писал в несколько туристических компаний, но мне или не ответили либо дали какие-то космические предложения типа этого: "Dear Dima, price for car & driver and guide for one day / 6 hours 790 euro including VAT. Excluding entrance fees/meals".

Вот ещё одно "Hi Dima. I can fisk whit you, but there is no group to join so it will be only you. Price is 300€ for 6 hour trip. Do you want to make the reservation? Thomas".

Так что я решил поискать счастья на месте. Самым идеальным решением на Аландских о-вах это взять на прокат машину.

Автор: DK1974

Но, во-первых, в этот раз мне не хватило бы денег на еду и другие расходы. Во-вторых, я практически никогда не сажусь за руль в других странах. Может я это начну делать, но пока я путешествую в том числе и по причине, что мне нравится находится в шкуре другого человека.

Зачем мне в поездке сближаться со своей бытовой действительностью? Чем дальше от неё, тем мне интереснее уезжать из дома за этими ощущениями, а после поездки соскучившись по близким и привычному ритму жизни я ещё больше люблю возвращаться.

От аэропорта до отеля было примерно 5 км. Когда я зашёл в город, то был удивлён, что в 20:30 на улицах ни души. Реальная глухомань, только безопасно.

Отель я бронировал исходя из цены и чтобы недалеко от центра Мариехамна. Вот здесь я провёл 3 ночи, заплатив за всё 108 евро.

Автор: DK1974

Когда я попал внутрь, то увидел крохотный ресепшн и конверт на столике с моим именем. Меня это заставило улыбнуться, но и в тоже время расстроиться, ведь я хотел сразу расспросить о возможности заказать экскурсию или узнать про любой другой вариант проведения досуга.

Я оставил вещи в комнате и пошёл искать магазин в округе, так как хотел есть и пить. В радиусе 500 метров не было ни одного магазина.

Автор: DK1974

В номере находилось две кровати, маленький шкаф и умывальник, больше ничего. Туалет и душ общий на этаже. Завтрак только в летний сезон. Есть кухня, где при наличие купленных заранее продуктов можно приготовить себе еду.

Я достал из своей сумки хлеб, оставшийся от домашних бутербродов, съел всё до последней крошки и с мыслью "утро вечера мудреней" лёг спать.

Встал в 7 утра с надеждой хотя бы утром увидеть сотрудника отеля, но прождав пол часа решил ещё раз погулять вокруг. Совсем недалеко я увидел здание конторы по прокату велосипедов (на фото справа). Висел прайс на услуги, но не было расписания работы заведения. Ни в 8 часов, ни в 9 оно так и не открылось. Летом туристов много и оно открыто весь день, сейчас затишье.

Автор: DK1974

Я был практически в отчаянии и не понимал что делать дальше, мне хотелось быстрее выехать за пределы города.

На моё счастье в 9.10 пришла хозяйка отеля. Я ещё при заселении увидел при входе 4 велосипеда и подумал, что если совсем ничего не получится, то возьму напрокат этот вид транспорта. Так и случилось, услышав, что цена за сутки всего лишь 10 евро, я отдал ей за два дня 20 евро и получив ключи от защитных устройств, пошёл осматривать свой велосипед.

Автор: DK1974

Из Мариехамна в разные стороны ведут 3 велосипедных маршрута. Я выбрал номер 2, так как на нём находятся достопримечательности, которые хотел увидеть в первую очередь.

На Аландах практически везде есть указатели и отдельные дорожки для велосипедистов.

Автор: DK1974

Я сел на свой велик и поехал. Первые минуты и даже часы я испытывал неописуемый восторг. Дело в том, что я полноценно катался на велосипеде только в детстве и подростковом возрасте 25 лет назад.

Так что на Аландских островах состоялось моё первое в жизни путешествие на велосипеде.

Автор: DK1974

Правда в начале было много косяков. Я не мог разобраться, где какие дорожки и поэтому часто выезжал на автомобильную трассу. Разворачивался через сплошные линии, короче злостно нарушал ПДД.
    Бывало даже разгонялся как сумасшедший, оставляя стертую резину на асфальте:)

Автор: DK1974

Этот день был одним из самых эмоциональных за последнее время. Я мог ехать пол часа и не встретить ни одного человека. Единение с окружающим миром максимально возможное. Да еще и солнышко вышло, прогрев холодный осенний воздух воздух до +17. Красота и полная свобода.

Напротив подобных вещей я всегда останавливался, доставал камеру из сумки и делал фотографии.

Автор: DK1974

Кстати, со стороны я наверняка выглядел смешно, поскольку походил на Печкина (только без шапки). У меня сумка была похожа на почтальонскую. Когда я притормаживал и лез за фотоаппаратом это напоминало действие при котором почтальон достаёт письмо и кладет в ящик.

Самым же невероятным фактом для меня стало расстояние, которое я преодолел в первый день. Туда и обратно — 64 км! Кто-то из регулярно катающихся велосипедистов возможно посмеётся над этой цифрой, но хочу добавить, что велосипед у меня был обычный, без скоростей и к тому же не отрегулированный. Когда он быстро катился с горки, то останавливался на прямой дороге через несколько секунд, хотя должен был по инерции лететь не меньше ста метров.

Если наоборот мне приходилось ехать в гору, то я как в детстве вставал на педали и давил на них всем своим весом, прикладывая неимоверные усилия и раскачивая руль в разные стороны. Были моменты, когда мне казалось, что я не смогу доехать до нужного места.

Автор: DK1974

Я без авторского преувеличения могу сказать, что в этот день в моей голове постоянно крутились вот эти слова из двух известных песен:
    "Опять скрипит потертое седло
    И ветер холодит былую рану
    Куда вас сударь к черту занесло
    Неужто вам покой не по карману"

У меня скрипело не только седло, но и всё остальное. Я и правда, не понимал как меня занесло в такую глухомань. Частенько меня одолевала мысль, что не дай бог велосипед сломается или проколется колесо. С собой не было ни инструментов, ни даже насоса.

Автор: DK1974

Вторую песню я пел целиком ибо отождествлял себя с котом Леопольдом на все 100%.

"Кручу, кручу, кручу педали, кручу,
    С горы, с горы, с горы как птица лечу.
    Спешу, спешу, спешу, спешу налегке
    Навстречу радуге — дуге.

Терпи, терпи, терпи когда тяжело,
    Скрипи, скрипи ты подо мною седло,
    Не смей, не смей, не смей на миг ослабеть,
    Сумей себя преодолеть".

Уверен, что на машине этого всего не испытать. На ней комфортнее, в десятки раз быстрей, но глубокие философские размышления о жизни, как и медленное наслаждение красотами происходят только в подобных умиротворённых глубинках во время пеших и как раз велосипедных испытаний.

Автор: DK1974

Ладно, про двухколёсные прелести и трудности я заканчиваю и перехожу к достопримечательностям.

Первое, что я увидел на Аландских островах это её самая старая каменная церковь Святого Олафа. Год постройки — 1280.

Автор: DK1974

Следующий объект мне повезло увидеть ещё накануне вечером из самолёта. Кастельхольм — единственный здешний средневековый замок упоминающийся в летописях в 1388 года.

К сожалению он с середины сентября закрыт. Есть возможность попасть внутрь только с большой экскурсионной группой.

Автор: DK1974

Финальной точкой маршрута первого дня стали остатки русской крепости Бомарсунд. На меня она произвела впечатление, в том числе из-за того, что целый час я находился тут в полном одиночестве. Не было ни людей, ни животных, только тишина и покой...

Моё лучшее место 2016 года для того, чтобы вспомнить прошлое, оценить настоящее и подумать о будущем.

Автор: DK1974

Ближе к вечеру я уставший и довольный вернулся в Мариехамн. У меня было предчувствие, что я не смогу встать утром с кровати. На тот момент уже присутствовали специфические ощущения на теле оставшиеся от седла с которым я был близок весь день:)

Я отправился осматривать столицу и искать другие транспортные варианты для последнего аландского дня.

Автор: DK1974

Продолжение Бюджетное путешествие или осенний визит на Аланды (ч.2)

Дешёвый ✈️ по направлению Аланды
      3 окт 2016, 12:04
      Некоторые достопримечательности по Аландам я видел у этого автораturbina.ru/authors/Melnickiy/ Будучи на месте я вспоминал знакомые картинки по его заметкам и поэтому не проехал мимо, за что ему отдельное спасибо!
    • Melnickiy
      Melnickiy
      С нами с 26 янв 2010
      3 окт 2016, 14:38
      DK1974написал 3 октября в 12:04

Всегда пожалуйста! Я очень рад, что мои незамысловатые фото помогли Вам в этой поездке по удивительно красивым Аландским островам.
      3 окт 2016, 12:41
      Дима, прогулка на велике — реально круто! Вот не уверен, что я бы смог 64 км осилить.
      3 окт 2016, 12:47
      mikeseryakovнаписал 3 октября в 12:41

Плюс вечером по столице 10, итого 74:) Зато когда я в Шереметьево потом сел за руль своей машины и понял, что мне не придется ехать на велике в Тулу я испытал настоящее счастье. На Аландах я себя чувствовал нищим студентом. 3 раза ходил в супермаркет пристегивая велик перед входом. Потом приходилось рулить одной рукой до отеля, в другой был пакет с едой и звенящими на ходу пивными бутылками. Пару раз чуть не сбил пешехода. Весело было, рад что испытал новую туристическую грань, но повторять пока не хочу:)
      3 окт 2016, 13:33
      У меня одноклассница в Старсбурге живёт там все на великах ездят. Удобно)
      3 окт 2016, 17:45
      А мне рассказ понравился.
      Эдакая борьба нищеброда с обстоятельствами :)
      Напомнило, как я ради принципа пошел 5 км пешком из Хитроу до отеля :)

Все хочу сделать рассказ о поездке по островам архипелага Турку.

А вот заносить Аланды как отдельную страну — это у кого-то разгулялось воображение. С какой стати это отдельная страна-то?
      Вот даже Шотландия не страна, а Аланды почему-то страна.
      3 окт 2016, 19:00
      097mcnнаписал 3 октября в 17:45

А мне рассказ понравился.
      Эдакая борьба нищеброда с обстоятельствами :)
      Напомнило, как я ради принципа пошел 5 км пешком из Хитроу до отеля :)

Все хочу сделать рассказ о поездке по островам архипелага Турку.

Вот даже Шотландия не страна, а Аланды почему-то страна.

Он не закончен:) Во второй части я подведу финансовые итоги. Для сравнения потом можно спросить у Миши (он едет туда на неделе), уверен будет раз в 5 больше.

Каким боком я тоже не особо понял, но это страна в расширенном списке стран. Если быть точнее, то это практически самоуправляемая территория. Там всеми внутренними проблемами рулит местный парламент под названием лактинг. Финляндия управляет только внешними вопросами. У меня на работе есть брошюра в которой приведен перечень полномочий этого лактинга. Её выдают всем, кто прибывает на пароме из Швеции. Я не плавал, но взял на стойке, тем более она на русском языке. На днях тогда возьму инфо оттуда для заметки.
      Жаль я не понимал на каком языке там говорят, но финский там точно не основной. Люди везде мне кричали "Хей". Хорошо что не через У:)

А по Шотландии я жду не дождусь когда она станет отдельной страной:)
      4 окт 2016, 07:27
      Hej — это совершенно очевидно по-шведски.
      3 окт 2016, 17:56
      В 1809 году русские солдаты перешли по льду Ботнический залив и были уже готовы вторгнуться в Швецию, но тут Швеция запросила мира. В итоге к России отошла Финляндия вместе с Аландами, все это и стало Великим Княжеством Финляндским. Плюс еще Выборг Александр II подарил финнам.

А когда была Крымская война, англичане захватили Аландские острова и разгромили там русские укрепления. И по условиям мира Россия лишалась возможности иметь войска на Аландских островах. Вот отсюда демилитаризованный статус и идет.

В 1917 ВКФ стало Финляндией.

Так что каким боком Аландские острова отдельная страна, я так и не понял :)
      3 окт 2016, 19:07
      097mcnнаписал 3 октября в 17:56

В 1917 ВКФ стало Финляндией.

Так что каким боком Аландские острова отдельная страна, я так и не понял :)

Тогда однозначно тебе надо туда съездить. Ближе некуда. Это не мне — два перелета.
      Я бы честно не поехал сейчас туда, есть более интересные места на планете, но я написал, всё упиралось в деньги. Гибралтар, НКР и мн. других островных территорий в этом же списке. Мне кажется их посещать нужно в последнюю очередь, когда ничего не осталось либо из-за дешевых перелетов.
      4 окт 2016, 07:25
      Из Таллина туда можно на пароме поехать в круиз, в 5 утра приехал, в 1 ночи уехал. Можно даже со своей машиной, но это конечно дороже.
      3 окт 2016, 19:28
      Дима, поесть-то хоть удалось в этой тьмутаракани?

Наш приятель из года в год туда на рыбалку ездит. Однажды нас угощал пойманной там щукой. Ну очень вкусно было! В магазине такую вкуснятину не купишь:)
      3 окт 2016, 22:28
      Norisfoxнаписала 3 октября в 19:28

Дима, поесть-то хоть удалось в этой тьмутаракани?

Нормально поел всего раза два. В основном на пиво налегал местное. Про него расскажу на днях. О рыбалке я мечтал там каждую минуту...
    • acvazul-V2010
      acvazul-V2010
      С нами с 28 ноя 2010
      4 окт 2016, 09:41
      Дмитрий, с Почином Вас! Добро пожаловать в компанию бюджетных путешественников! А если серьезно, то мы давно так путешествуем, с тех пор как доллар скакнул. И ничего, даже не надоело.

Если говорить о бюджете известной передачи, то там 100 долларов на два дня. У Вас было 83 на день. Так что Вы даже богач, мажор
      4 окт 2016, 11:27
      Володя, передача это всего лишь шоу. И 100 долларов там не на два дня, а на 20 минут съёмок как по сценарию. То что видит телезритель — это сценарий написанный "акулами" пера. А у нас тут реальная жизнь, без всяких там "стоп" или "мотор"))
      4 окт 2016, 14:54
      100 долларов обычно на одну ночевку плюс пожрать. Иногда еще и на такси хватает.
    • acvazul-V2010
      acvazul-V2010
      С нами с 28 ноя 2010
      4 окт 2016, 19:07
      mikeseryakovнаписал 4 октября в 11:27

Cогласен. Несколько раз ловил их на нестыковках в подсчетах расходов. Хотя 100 долларов за 2 дня это реальность по многим направлениям
    • ilonariga
      ilonariga
      С нами с 9 мар 2014
      7 окт 2016, 17:35
      Спасибо, Дима. Понравился и вызвал улыбку (добрую:) ваш рассказ.
      Про "летающий трамвай" Финнейра мне было радостно читать, так как довелось самой пару раз лететь из Риги в Хельсинки. У меня тоже на фоне заката было то крыло, то пропеллер:)))
      И про велик классно!
      11 окт 2016, 09:09
      Дима, нормально ты так проехал. От Мариенхамна до Бамарсунда и обратно. Не так уж и близко)
      11 окт 2016, 13:29
      Еще и мост переехал и немного дальше. Напомню, велик был обычный, да и автомобильная дорога немного короче той, по которой иногда ехал я:)
      12 окт 2016, 19:39
      ну это нормально! ) я в том смысле что все наблюдения про деревенскую островную европу — так все и должно быть — все вымирает вечером, делать нечего, только катайся на велосипеде или работай )