Зимне-весенний Крым Алушта, Россия

24 апреля 2016 года||
    GPS
    | 3| 15041

Встретились мы вчетвером с инструктором Сергеем возле арки на ж/д вокзале Симферополя и поехали на его машине в Перевальное. В Перевальном познакомились с другими участниками похода – семьей из Феодосии: Илья, Ольга и две маленькие девочки Настя и Ярослава 10 и 8 лет. Выходим из машины – а на улице падает мелкими хлопьями снег. «Что за дела, мы снег не заказывали, мы ехали в весну». Какой снег, мы ехали в весенний Крым из зимней Москвы. Весну мы получили – как только зашли в лес и начали подъем, тут и там встречались желтые, фиолетовые, розовые и белые цветочки, на одних деревьях уже вовсю распускались зеленые листья, другие деревья цвели. Глаз радовался.

Автор: Kotevidze

По пути к турбазе сделали небольшой крюк и посмотрели Малый каньон Крыма (Большой каньон один, а малых несколько разбросано): поднимались немного по живописному ущелью с журчащим ручейком. В ущелье этом даже подснежники еще застали, хотя цветут они в Крыму в феврале.

С погодой нам, как обычно, «повезло». Ехали в весенний Крым, а попали в настоящую зимнюю сказку на Чатыр-Даге. По мере подъема условия менялись: нежные первоцветы и зеленые листочки сменились на снег под ногами и деревья, покрытые коркой льда. А когда мы вышли на нижнее плато Чатыр-Дага, где путь к турбазе уже пролегал по сравнительно ровной местности, встретил нас там ветрище! Такая разница была наверху с тем, что мы видели у подножия. Дошли до турбазы все замерзшие, но даже маленькие девочки держались молодцом.

Автор: Kotevidze

Перекусили на турбазе бутербродами, немного отдохнули и отправились налегке в Мраморную пещеру. По пещере нам провели экскурсию с другими туристами. Когда впервые попадаешь в пещеру, конечно, такое громадное пустое пространство под земной поверхностью впечатляет. Но все-таки Мраморная пещера произвела двоякое впечатление. Слишком уж она отполирована, слишком много лоска наложено для удобства туристов.
    После посещения пещеры мы вернулись на турбазу, поужинали гречкой с сардельками, познакомились поближе. А как за милую душу пошел черный хлеб с обычным луком, нарезанным кружочками! Дома на такое и не смотришь. Легли спать мы рано, часов около 10. Закат в тот день был очень красивый.

Автор: Kotevidze

На следующее утро проснулись мы сами, без будильников, как только начало светать. Ольга с девочками остались на турбазе, а мы вшестером отправились покорять Ангар-Бурун. С утра было много снега и облачно, не видна была та прекрасная картина, которая является визитной карточкой Чатыр-Дага (Шатер-горы, как он был назван из-за как раз вот этой картины, когда с нижнего плато виден шатер, образуемый двумя вершинами (западной и восточной) и хребтом между ними).

Несколько раз за день видели мы косуль. В одном месте повезло – вышли на край обрыва, облака немного рассеялись и стало видно море под бликами солнца, массив Демерджи напротив и Ангарский перевал. Заглянули также в Тисовое ущелье.

Автор: Kotevidze

Поднялись мы на восточную вершину Чатыр-Дага – Ангар-Бурун. Вид оттуда открывается красивый на море, Алушту под ногами, окружающие горы и Симферополь. Однако в облаках мы не увидели ничего, кроме памятного столбика. Сделали фото при диком ветре и потопали вниз, обоюдным решением (нашим женским с Лилей) решив не идти на западную вершину.

Спуск был запоминающимся, через можжевельник, покрытый снегом. Когда были примерно на середине спуска, гора сжалилась над нами, облака расступились, стала видна вершина, все нижнее плато, как на ладони, даже Симферополь виднелся, ярко освещенный солнцем.
    На обратном пути к турбазе заглянули мы в необорудованные Холодную и Тысячеголовую пещеры. Необорудованные пещеры, которые исследуешь сам с фонариком, а экскурсовод не кидается выученными наизусть фактами и шутками, запоминаются сильней. В глубине Холодной пещеры, в тупике, находится колонна (сросшиеся сталактиты и сталагмиты), которую мы обошли против часовой стрелки, предварительно загадав желание. Загаданные желания имеют тенденцию сбываться, по словам Сергея. В пещере как-то согрелись, температура ведь практически постоянная круглый год, и если летом под землей можно замерзнуть, то зимой как раз наоборот, согреваешься. Ну а после пещеры пошли на базу, Шашлычок в своей конуре спал и уже не лаял на нас. Сходили мы в горячий душ (это блаженство в походе), поужинали и легли отдыхать. А какая звездная была ночь! С гор видно очень много звезд, они не засвечены иллюминацией от городов на побережье.
    Вот и наступил крайний день похода. Налегке посетили мы пещеру Эмине-Баир-Хосар, где были первыми посетителями. Как впечатляют эти пустоты и красивые узоры сталагнатов, выполненные самой природой за миллионы лет! Вход для экскурсий в пещеру искусственный, вырубленный в скале, а естественный вход, куда впервые спустились исследователи, представляет собой круглый колодец, в который падали животные и не могли потом из него выбраться. Найденные скелеты мамонта, оленя, козы выложены в самой пещере по пути экскурсионных групп.

Автор: Kotevidze

По дороге обратно видели еще вход в Бездонную пещеру – этакий большой провал в карстовой воронке посреди плато. Заглядывать вниз было страшно. Вернулись на турбазу, собрали рюкзаки и начали спуск вниз, к весне, к цветочкам и зеленым листочкам. Погода в Крыму менялась на наших глазах: четыре раза мы проходили мимо колоритного дерева, растущего на краю дороги по пути к пещерам Эмине-Баир-Хосар и Мраморной. Еще вчера все его ветки были красиво покрыты слоем снега, а сегодня уж все растаяло и наступала настоящая весна. По мере уменьшения высоты сам воздух становился теплее, я сняла второй свитер, затем перчатки. Спускались мы по Ишачьей тропе, в начале которой полюбовались степным Крымом, Симферополем, Курганом Славы, видневшимся вдалеке маленьким треугольником. Под конец похода погода стала налаживаться, ярко светило солнышко, обдувал теплый ветерок.
    Спустились мы в Перевальное, попрощались с Ольгой, Ильей и девочками, Сергей провел нас до остановки на Симферопольской трассе, и мы поехали в Ливадию наслаждаться бесподобными Крымскими чебуреками.

Автор: Kotevidze

Впечатления от похода остались очень сильными именно благодаря подарку погоды, за три дня успели посмотреть два времени года, что оставило неизгладимый след в памяти.