Амстердам

Амстердам

LAT
  • 52.37193N, 4.89574E
  • Я здесь был
    Хочу посетить

    357 заметок,  383 совета по 276 объектам,  8 795 фотографий

    помощь Подписаться на новые материалы этого направления
    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов Амстердама помощь
    Все авторы направления
    5
    NatalyA
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 6 апр 2009

    Бегущая по волнам. Голландия. Почти вся. Ч.1

     
    6 апреля 2009 года 169015

    Март. 16-25. 2007

    Оглавление 1й части:
    Организация поездки или про то, как мы бодались с нашими турфирмами.
    Самостоятельное плавание: всё оформляем сами.
    Наши маршруты.
    Путеводители по Амстердаму и Голландии.
    Наши гостиницы.
    Всё о дорогах и машинах: в аэропорт Ш-2, инфо-бюро в Схипхолле,
    Аренда машины в аэропорту Схипхолл, о парковке. Какие они дороги Голландии.
    Наблюдения и интересное о стране.
    А ну-ка песню нам пропой голландский ветер или о погоде в Голландии.
    Что смотреть в Голландии – лёгкий путеводитель.
    Познакомьтесь, это Голландия! – немножко официальное представление.
    Гаага, Роттердам.

    С Голландией у русских традиционно связывается сильный ассоциативный ряд – тюльпаны и мельницы, так же как, наверное, и у голландцев с Россией – матрёшки и балалайки. Если сильно загрузиться, то всплывёт сыр, деревянные башмаки и Пётр I. Люди с высоким коэффициентом IQ выдадут про Яна Вермеера и его «Девушку с жемчужной серёжкой» и «Служанку с кувшином молока». Народ с низким порогом приемлемости всякого рода условностей, расплывётся в блаженной улыбке – йоо, ну чё, клёвая страна, крутые чуваки, забойная трава, хупс!
    Почему мы выбрали Голландию – до сих пор не пойму. Предложил муж. Я двигала другие варианты. Но, слово «Голландия» что-то зацепило у меня в голове и я вспомнила, как недавно читала в одном из журнальчиков интервью с Мариной Неёловой (она живёт сейчас в Гааге). Там помнится, промелькнули какие-то чудные, но волшебно приятные названия городов, и я ещё про себя сильно удивилась и запомнила – Делфт какой-то, Утрехт…
    Кинулась искать глянцевый источник. Нашла. Перечитала. Задумалась. Вот, как она пишет: «Я очень полюбила эту замечательную красивую страну. Если бы пришлось описывать места, которые нравятся, я говорила бы обо всей Голландии. Я люблю Гаагу, и предпочитаю ходить по городу пешком. Дивной красоты Делфт и Утрехт – на эти города, сохранившие свою историю совершенно не похож Роттердам, восхищающий сегодня современнейшей и, я бы даже сказала, остроумной архитектурой. Амстердам, напоминающий мне Ленинград, в котором я родилась….»
    Надо сказать, что мы не знали, что отвечать на сыплющиеся на нас вопросы: «А почему вы выбрали Голландию? Почему Голландия, а не…?». В турфирмах вообще говорили открытым текстом «да чего там смотреть в этой Голландии». Но нас уже зацепило этой страной, и мы решили – едем в Бенилюкс – не в Бе, не в Люкс, а в Ни! - едем в Голландию! А уже после и ответим на все вопросы. Кстати, очень хотелось позвенеть в кармане гульденами – жаль, что сейчас евровалюта стандартная.
    Мы были в Гааге, Роттердаме, Утрехте, Делфте, Лейдене, Гауде, Эдаме, Киндердайке, Харлеме, Зандворте, Нардене, Мейдерслоте, Моникендаме, Волендаме, Маркене, Амстердаме. Мы были в 16 голландских городах! Не многовато ли? – Нет, наоборот! Мы не посмотрели вересковые пустоши Хильверсума, дюны и заповедники около Зандворта, старинную гавань в Хорне, сырный рынок в Алкмаре, тюльпанные поля в Кейкенхофе (парке цветов) и музей чёрного тюльпана в Лиссе, домик Петра I в Заандаме, потрясающей красоты собор в Хертогенбосе, туристические мельницы в Заанс-Схансе и рыбацкие ресторанчики в Уурсе. – И это называется «в Голландии нечего смотреть».
    Вообще я не любитель писать километровые рассказы, но тут ничего не поделаешь. Получился километр, если не больше. Правда, писалось очень легко, Голландия нам подарила столько впечатлений, что из меня буквально бил фонтан – только успевай записывать брызги. :)
    У Голландии много титулов, она – Водное королевство, Дочь Моря, Страна моряков, Королева Тюльпанов. Но нам она раскрылась с помощью Моря, поэтому для нас она – Бегущая по волнам.
    Для того, чтобы было легче ориентироваться, напишу оглавление. Забегу вперёд – моими любимцами оказались морские (прибрежные) голландские городки – морской Зандворт, остров Маркен и рыбацкий Волендам! Кто бы мог подумать, ещё недавно мы вообще не знали об их существовании. Про них почитайте обязательно, не пропускайте, а ещё про Нарден, а ещё про Делфт, а ещё… всё стоп. Читайте, что хотите, не буду навяливать .

    Организация поездки или про то, как мы бодались с нашими турфирмами.
    Вот эту главу я решила писать последней. То есть написала обо всём приятном – о Голландии, об Амстердаме, а всякую муть (я про содержание этой главы) – только напоследок, чтобы не портить себе настроение воспоминаниями.
    У нас уже сложился фирменный стиль. Вот мы сидим и обсуждаем планы, чего-о, ку-у-да, а время идёт, а мы всё обсуждаем. Как только остаётся запредельный минимум по времени, мы подскакиваем и начинаем носиться, как жареные петухи. Утрированно, конечно. Есть алиби, конечно – безумная занятость на работе мужа, и моя тоже. Есть три буквы, которые нам испортили все новогодние каникулы, все последующие праздники и обещали испортить и этот отпуск. Эти буквы – IPO – епрст. Но, тем не менее, темп организации поездки понятен. За информацией мы припали к компьютерам и зашелестели бумажными носителями.
    Мы нашли три турфирмы: «Бенилюксклуб», «European Travel Group» и «Зурбаган». Разослали им письма, попросили помочь определиться с маршрутом и посчитать стоимость поездки. Из общения с турагентствами поняли, что все они работают со стандартным набором гостиниц в Амстердаме: 3* - Mozart, Paganini, Best Western Lancaster, Amstel Botel и 4* - Mercure.
    Мы общались: «Бенилюксклуб», представитель Василий (наиболее, кстати, адекватный из всех); в «European Travel Group» - милая девушка Анна и в «Зурбагане» - Валентина.
    «Бенилюксклуб». Василий нам предложил билеты Аэрофлота за 17781р. – «это самый недорогой тариф на сегодня». Рассказал про выгодную схему прилёта в Кёльн или Дюссельдорф на самолётах low cost. Это рейсы, которые позволяют значительно сэкономить на билетах (порядка ~700€), но у них крайне неудобное время вылета-прилёта и ещё надо ехать до Амстердама 2,5 часа на машине. Мы заколебались, но потом представили, что ночью грузимся в самолёт, забитый «хомяками» (и сами себя представили «хомяками») – нам стало смешно. Потом Василий задвинул идею с прилётом в Амстердам, но вылетом из Брюсселя, соответственно с остановкой на 3-4 дня в Бельгии, мотивировав это таким образом: «А в Голландии нечего смотреть». Я признаюсь – повелась, в глазах замаячили Антверпен и Брюгге, а ведь ещё вчера твёрдо лоббировала идею «посмотреть всю Голландию». Василий также сообщил, что в Голландии начинается high season – сезон высоких цен: начинают цвести тюльпаны и Королева празднует свой День Рожденья, но мы как раз успеваем удачно вписаться до повышения цен. Ещё сказал важную вещь: Амстердам очень любят англичане и немцы, поэтому на уикенды все гостиницы резко повышают цены. И нам, лучше остановиться на выходные сначала в небольшом городе, а потом уже поехать в Амстердам. В общем – мы загрузились.
    «European Travel Group». С милой девушкой Анной мы очень мило пообщались, мило потрепались, о том, о сём, о шоппинге в Амстердаме, девушка обещала нам всё организовать в лучшем виде. После этого она мило выкатила нам такие цены на отели, что все наши туристические амбиции сложили крылышки и камнем ухнули вниз. Цены были, что называется на голубом глазу: некие трехзвёздочные мутные гостиницы у них стоили по 160€ в день (ровно + по 50€ к ценам у Василия). Девушка мило пояснила, что мы оказывается, как раз попадаем под high season. На вопрос, а почему мы не попадаем в этот сизон в другом турагентстве, девушка, не моргнув глазом, ответила странной фразой: «Это политика нашей турфирмы». Тогда мы поинтересовались, а почему у них билеты стоят по 18 тыс. с хвостиком (хотя бы по сравнению с ценами у того же Василия) – девушка также мило, но заученно твердила про «политику турфирмы». Мы поинтересовались, могут ли они нам помочь с визой и забронировать гостиницу в Утрехте – оказывается тоже нет, надо у них всё брать пакетом, и это тоже «политика фирмы». Очень очень мило.
    «Зурбаган». На фирму с этим романтицеским названием мы вышли случайно, лихорадочно обзванивая все телефоны. Нас уже интересовала только виза. Всё остальное – гостиницу и билеты – мы уже поняли, что легко сделаем сами. Здесь был метод кнута и пряника. Сначала нас бойкая женщина запугала: визу сами мы не оформим, это очень сложно, неправильно заполним регистрационную форму, т.к. у нас неверное подтверждение брони – она в этом уверена, и т.п. Сказала, чтобы мы спрятали и никому не показывали свою бронь (у нас три гостиницы), она оформит нам одну левую, сделает визы, за всё – по 150€ (официальная стоимость визы - 60€). И вообще, у неё отличные дружественные связи с Голландией, отличные скидки на отличные отели, которых ни у кого нет. Далее последовал вышеперечисленный список: Моцарт, Паганини и т.д. В результате мы купили у неё только билеты KLM по 14500р. (хотя хотели сами забронировать е-tickets на сайте KLM, но опоздали на день и там уже подняли цены). Кстати, как только в турфирмах понимали, что мы не шиком бриты, и уже просекли, что всё легко можно и самим оформить – куда девался милый тон – с нами стали разговаривать, как с конкурентами.
    Но поначалу мы всё же решили заказать всю поездку у Василия, но тут муж забил тревогу. Он стал читать отзывы и ужаснулся: предлагаемый нам «приличный» отель Моцарт, люди крыли, почём свет стоит: далеко, девятиметровые номера, крохотные ванны, завтрак отвратительный и т.п. Я же начиталась про мышей, правда, в других отелях. Получалось, что взять турпакет по Голландии из турфирмы – это риск познакомиться с серыми хвостатыми голландцами на окраинах города. Муж вышел на один отличный англоязычный сайт, где основные пользователи – европейские туристы. И там, в рейтинге лучших отелей Амстердама лидировала маленькая частная гостиница «Seven Bridges», она была названа людьми, которые в ней останавливались «жемчужиной Амстердама», в центре города, с супервидом из окон, отличными завтраками, и советовали в ней проводить «honey moon». Дальше за ней в тройке лидеров шли 4* и 5* гостиницы (что уже является показателем). Я тут же прочитала в путеводителе, что да, всё это так, только бронировать места в ней нужно за два месяца до приезда, и то если повезёт. Мы приуныли. Тут муж говорит, а давай я позвоню, узнаю, что там и как. Перезванивает через 5 минут и взволнованно сообщает – есть такая буква в этом слове! – как раз есть один номер. Стоит - 130€, и завтрак приносится в номер на английском фаянсе. Надо было решать вопрос срочно – либо мы бронируем этот номер (а там такая картинка в Интернете – закачаца) и тогда, организуем всё самостоятельно; либо обращаемся в турфирму и это значит Моцарт и Вася. В общем – первый вариант нас устраивал гораздо больше, чем второй.
    Самостоятельность – вещь относительная: нам о-очень хотелось пожить в самой симпатичной гостинице Амстердама, но при этом надо было срочно подтверждать бронь, не имея на руках ни визы, ни билетов, ни опыта самостоятельных организаций поездок зарубеж. Мы рисковали. За отказ от брони за несколько дней до даты приезда нас могли прилично оштафовать (и как выяснилось потом, штрафы эти являются одним из основных отличий заказа номеров самим и через агентство – агентство может отказаться практически без penalty). На другой чаше весов лежал риск проблем самостоятельного не-получения визы, т.к. на тот момент все турагентства нас дружно и цепко уверяли, что для визы необходимо спецприглашение из Голландии, которое оформляют «только они (!)», при условии, естественно, что всё остальное также заказывается через них.
    Но мы рискнули - и зарезервировали «Seven Bridges». А если забежать чуть вперед, то «приглашение» оказалось одной из уловок турфирм. Можно легко всё сделать самим, по крайней мере, в Голландию – это одна из самых либеральных стран в этом смысле. Единственное, вышла накладка – номер за 130€ нам не подходил по датам, его можно было забронировать на 3 дня, а не на 5, как мы хотели. Тут умный муж догадался спросить самого голландца, а что у них есть на наши даты, оказалось можно снять другой номер, без завтрака на английском фаянсе (!), но с собственной кухней и за 100€. Что мы тут же и сделали. Единственное, опять накладка – этот номер можно было заказать на 4 дня. Поэтому, чтобы продлить себе пребывание в Амстердаме ещё на день, надо было заказать другую гостиницу всего на 1 ночь. Так как наш самолет улетал примерно в час дня, то пришла идея остановиться где-то поближе к аэропорту, чтобы сэкономить время утром. Первая мысль была переночевать в одной из аэропортовских гостиниц. Но, после поисков мы выбрали отель Mercure 4* на окраине Амстердама, около кольцевой дороги, но от которого удобно добираться до аэропорта - каждые полчаса до него идут бесплатные шаттлы (миниавтобусы).
    В результате: гостиницу в Амстердаме зарезервировали сами – от неё (от дат), как от главного, отталкивались и выстраивали конструкцию поездки. Визу получили сами. Гостиницу в Утрехте, отель Mercure и медстраховку нам сделал Вася. Авиабилеты купили в «Зурбагане». Такая сборная солянка получилась исключительно из-за того, что у нас дико поджимало время, на оставшийся минимум времени ещё накладывались праздники, а если бы определились заранее, то всё элементарно сделали бы сами. О наших гостиницах – глава ниже.

    Самостоятельное плавание: всё оформляем сами.
    В общем, как легко и просто самим оформить поездку в Голландию. Читайте здесь.
    Посмотрите сами, что нужно: купить билеты, забронировать гостиницу, оплатить медстаховку, оформить визу. Только всё нужно делать заранее. Во-первых, получится намного дешевле, во-вторых, спокойнее и меньше нервных клеток погибнет в результате подготовки поездки. Заранее – это за месяц-полтора.
    1) Билеты лучше всего бронировать самим на сайтах авиакомпаний (Аэрофлот и KLM). Оплата кредитной картой (оставляете её номер) и просто распечатываете е-ticket на листе обычной бумаги. Наши люди, конечно, любят настоящий билет, а не бумажку на принтере. Зато на обратном пути сэкономите кучу времени (!!!) на регистрации. У них 90% народу имеют на руках е-tickets, которые нужно регистрировать самим, быстро и без очереди, в многочисленных голубых автоматах самообслуживания. А обладатели билетов томятся в длиннющей очереди к единственной!!! стойке регистрации (по крайней мере, такая картина в амстердамском зале отлета KLM). Чем раньше вы покупаете билеты, тем дешевле их стоимость.
    2) Бронь гостиницы делается элементарно – на каждом сайте есть форма электронного бронирования, в крайнем случае номера телефонов. Отправляете заказ по e-mail или созваниваетесь – ничего сложного. Для гарантии оплаты они просят номер кредитной карты (в нашем случае, даже сумму проживания блокировать на карте не стали). Для посольства нужно подтверждение бронирования либо по факсу либо в виде e-mailа: такой-то забронировал (фамилия и имя), такие-то даты, и что там взяли номер кредитной карты (обязательно, это гарантия оплаты) и пр. Мы знали это и сразу попросили такое письмо из отеля. Письмо из отеля нам прислали в свободной форме, чего оказалось вполне достаточно в посольстве. Вот и всё. Самое трудное здесь – это правильно определиться с гостиницей.
    3) Медстраховка принимается от компании, аккредитованной в посольстве. Это практически все известные наши страховые компании. Страховка - 1€ в день на человека. У входа в визовый отдел дежурит толпа страховщиков, и оформляет всё за 5 минут в близлежащей автомашине. Это на случай – если вы не боитесь сомнительных контор, к примеру, Жако.
    4) Получение визы. Необходимые документы: загранпаспорт, заполненная анкета, 2 фото, авиабилет, медстраховка.
    На сайте посольства (http://www.netherlands-embassy.ru) записываетесь в электронную очередь - выбираете день и время. Скачиваете анкету. Заполняете. В графе, кто принимающая сторона – указываете адрес гостиницы и имя, того, кто прислал мейл/факс. Фотография цветная, укрупнённая 3.5х4.5, уточните в агентствах расстояния от края до лица, нужны 2 штуки. Все условия получения отлично прописаны здесь: http://hoteldiscount.ru/visa.php.
    Визовый отдел по странам Бенилюкса находится на площади Борьбы, м. Менделеевская/Новослободская. Визовый отдел может и бенилюксовский, но обслуживание наше, российское. На входе выбиваете талон с номером очереди. Мы отстояли в очень приличной очереди, вернее, отсидели внутри на стульчиках. Сам визовый отдел напоминает Сберкассу (стойки с девушками) и Вокзал ожидания (ряд сидений). Сразу скажем, что время на талоне не соблюдается – мы прождали еще часа полтора, как минимум, т.е. к вашему времени на талончике + 1,5 часа очереди и вот вы уже у стойки. Стоимость визы - 60€. Оплата после того, как у вас приняли документы, в окошке кассы. Можно оплатить доставку на дом (~180р.). Мы упустили и не уточнили этот момент, и, чтобы забрать готовые документы, мне пришлось по новой пройти через эту процедуру: визовый отдел-талон-очередь-ожидание-получение конвертов с документами. Виза, надо сказать, была готова уже через 2 дня. Если из вас кто-то один получает документы, то необходима доверенность, написанная от руки на получение визы и паспорта. Если в загранпаспорте есть 2 или больше шенгенские визы, то соответственно, и сдавать документы можно также одному человеку по такой же доверенности. С визой, конечно, самый идеальный вариант – найти и зарядить турагентство, чтобы не тратить время самим. Но найти фирму с нормальным прайсом на визы – проблематично. Турагентство реально может помочь правильно заполнить документы и сэкономить время в очереди. Если времени нет, то воспользуйтесь услугами агентства, если время есть – делайте сами. Турагентство «экономит» ваше время, за ваш счёт.

    Наши маршруты.
    1 день / Птн. 16 марта / Москва, Ш2, утро – аэропорт Схипхолл – Утрехт(NH Utrecht, 4*).
    2 день / Сб. 17 марта / Утрехт – Гауда – Гаага – Роттердам – Делфт.
    3 день / Вскр. 18 марта / Утрехт – Киндердайк – Роттердам – Лейден – Харлем – Зандворт.
    4 день / Пнд. 19 марта / Утрехт – Нарден – Мейдерслот – Моникендам – Маркен – Волендам.
    5 день / Вт. 20 марта / Утрехт - Амстердам (Seven Bridges, 3*), знакомство с городом.
    6 день / Ср. 21 марта / Амстердам, маршруты, музеи.
    7 день / Чтв. 22 марта / Амстердам, маршруты.
    8 день / Птн. 23 марта / Амстердам, маршруты, кофишоп.
    9 день / Сб. 24 марта / Амстердам, велосипеды, вечером переезд на окраину города (Mercury, 4*).
    10 день / Вскр. 25 марта / утро, окраина Амстердама (Mercure, 4*) – аэропорт Схипхолл – Москва, Ш2.

    Путеводители по Амстердаму и Голландии.
    В книжных магазинах я полистала достаточно много отдельных путеводителей по Амстердаму и Голландии. Но много не означает, что можно брать всё, не глядя. Сейчас путеводители штампуются как пирожки, поэтому, пробежав глазами по содержанию доброй половины, вернула их обратно на полки.
    В результате выбора купила два. Первый – переводной, издательства Thomas Cook, он так и называется «Путеводитель Томаса Кука. Амстердам». Он устроил меня на все 100 и получает заслуженную пятёрку. Хороший текст и качественная полиграфия, отличнейшие цветные фотографии, карта страны, включает описания городов, а главное – предлагает маршруты по Амстердаму, плюс масса полезного прочего. С ним мы не расставались.
    Второй - «Афиша». Я его не хотела брать, но дрогнула – показалось, что поподробнее написано в музейно-магазинно-ресторанной частях. Этому ставлю трояк. Я понимаю, люди старались, писали, хотели как лучше, но получилось, как всегда. Невозможно читать. Засыпаешь на пятой странице. И нет главное ни одной фотографии, без которых трудно воспринимать голландские достопримечательности с труднопроизносимыми названиями для русского языка. В результате из афишевского я выдрала нужные мне страницы, чтобы не тащить весь и нам их хватило. Как говорит в «Женитьбе» гоголевская Агафья Тихоновна: «вот если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича» - вот если бы к Томасу Куку добавить кое-что из Афиши, то получился бы отличный путеводитель.
    Обычно после возвращения, берёшь путеводитель в руки, как старого знакомого, и, смакуя, перечитываешь его уже со знанием дела. Но читала вот так афишевский путеводитель и не узнавала вообще ничего или с огромным трудом. Явно в той Голландии и в том Амстердаме, которые описаны в нём мы не были. Это путеводитель о чужой и незнакомой нам стране. Не знаю, как они добились такого эффекта, но они добились.
    Зато братцы, какой я высмотрела ещё путеводитель! Это что-то! Английского издательства «Дорлинг Киндерсли» (если кто знает, они специализируются на книжках с шикарными фотографиями»). Их два – один по Амстердаму, другой – по городам Голландии. В последнем есть карты каждого города с подробным указанием месторасположения местных достопримечательностей! Представляете насколько это удобно? Текст, иллюстрации, карты – на высшем информационном и полиграфическом уровне, не хотелось выпускать из рук. Правда, одно но. Стоит – 1400р. каждый. … Я всё понимаю, но за путеводитель, пускай и отличный, не хотелось выкладывать такую сумму. Всё-таки путеводитель. Вот в отделе «Искусство» продаётся огромная книжка с репродукциями Билибина к русским народным сказкам, давно за такой охочусь. Вот за неё отдам, а за путеводитель - неее. :)
    Очень рекомендую почитать книгу Андре Моруа «Голландия». Вот как надо писать о Голландии! Афиша - учитесь.

    Наши гостиницы.
    В Утрехте мы останавливались в сетевой гостинице NH Utrecht, 4* (http://www.nh-hotels.com). Это огромная 20-этажная башня. Вообще поначалу хотели остановиться в центре города в небольшой и старинной NH City Utrecht - сеть та же, но формат небольшой гостиницы - но там не было мест. Потом всплыла гостиница Park Plaza, тоже 4*. Но муж вычитал в одном из отзывов, что у кого-то разбили стекло в машине на парковке от этой гостиницы. Объяснили – потому, что рядом с ней находится приют для утрехтских наркоманов (джанки). Нам это очень не понравилось. Поэтому выбрали NH Utrecht. Важными критериями для нас были – наличие парковки (для мужа) и завтрак в ресторане на самом верхнем 20-м этаже гостиницы, из которого открывается «прекрасная панорама города» (для меня).
    Самым смешным было, то, что Park Plaza была в 100м от NH Utrecht; парковка была сильно не бесплатной (в отличие от Park Plaza-овской); а ресторан на 20-м этаже был на ремонте и мы завтракали в кафе на первом этаже.
    Но теперь о хорошем. О завтраках. Они были просто отличными. Столы ломились от голландского изобилия: восемь видов ветчины, три вида вкуснейшего сыра, просто сырная тарелка на выбор – кубики бри, овечьего, камамбера, с травами и пр., сухофрукты и орехи, сосиски-макароны-омлет, крошечные горячие маленькие блинчики-пенкейки, джемы в баночках, соки-воды, кофе-чай, йогурты, разнообразный хлеб, в т.ч. и organic булочки и вкуснейшие тортики и пирожные – шесть видов. Много чего еще не перечислила. Мы там полюбили кофе с молоком – latte. Причем в автомате надо сделать обычный, а потом добавить специальное кофейное молоко – coffeemelk. Оно очень густое, желтовато-бежевое, как топлёное, похоже на концентрированное. Вкус кофе с добавкой такого молока становится очень нежным и бархатистым. Про пенкейки – вообще молчу, им посвящена отдельная глава про вкусности ниже. Мы стали пенкейковыми джанки!
    Номер хороший, стандартный. Из приятного для женского сердца – вся ванная была завалена кучей упаковочек с оранжевыми апельсиновыми шампуньчиками, зелёным яблочным мыльцем, пемзами, расческами, пилками, шапочками, люфой и другими губками и пр. Для любителей негатива напишу одну пикантную деталь (пусть порадуются ) – в ванной& wc комнате …мм..отсутствовал…ээ…один мохнатый и очень нужный предмет…начисто…. :(.
    В гостинице на столике на подносе стоял микро-электрочайник и в коробочке пакетики чая-кофе, сахара-сухих сливок. Было очень удобно и очень нужно. Ведь мы возвращались на машине достаточно поздно, усталые, и всегда хотелось попить чего-нибудь горяченького. Булочки мы покупали на вокзале, который был в трёх шагах от нашей гостиницы. Не надо вставать в стойку и пугаться. Это не то, что понимается нами под словом «вокзал». В Утрехте мы бы его и не заметили, если бы поздно вечером не искали, где купить круассанчиков к чаю. Увидели трубу с высоким эскалатором и оказались в сложной многоходовой надстройке над железной дорогой. Это и был вокзал Hoog Catharijne. Чистейший, в нём было сосредоточие разных брендовых магазинов, кафешек, супермаркет. Один из концов этого надземного сооружения выводил прямо в самый центр Утрехта. А если бы мы путешествовали на электричке по Голландии, то это добавило бы огромный плюс к прочим достоинствам отеля.
    В гостинице на первом этаже была большая Интернет-комната с компьютерами, где можно самим скачать на свою флэшку фотки из памяти фотоаппарата. Не забудьте, только взять с собой все соединительные шнуры.
    В Амстердаме мы жили в чудной гостинице «Seven Bridges», 3* (http://www.sevenbridgeshotel.nl). Действительно – не зря мы из-за неё столько натерпелись. Расположена на самых красивых в Амстердаме каналах, которые называются «Золотой излучиной». Это тихий элитный центр. Переведём на наши понятия так: это не Красная площадь, а Кропоткинская, для примера. Так получилось, что мы сняли отдельную квартиру-номер. Вход у нас был отдельный от общего, ключи свои. Представляете – подходишь, отворяешь калиточку, спускаешься по ступенькам и ты в своей квартирке-студио в Амстердаме! Гостиница прямо на берегу канала, квартира-номер расположена на ground floor, как бы чуть внизу, поэтому вид был уже не на канал. Но мы рады, и до сих пор удивлены, что нам вообще удалось забронировать номер в этой безумно популярной маленькой гостинице.
    Интерьер современный, чистенькая комнатка, с восточными коврами на полу и Матиссом на стенах, маленькая модная кухонька. В кухонном столе – посуда, сковородка, столовые предметы, встроен холодильник. На полках кружки, пивные стаканы, банки с пакетиковыми кофе, чаем, сахаром, сухим молоком. В металлическую столешницу встроена газовая плита. Полотенчики, чайник, подсветка. У окна на стеклянном столике телевизор. Шторки мы задвигали – не голландцы, нечего на нас смотреть! Симпатичная, немаленькая, но узкая ванная с душем.
    Когда мы приехали в Амстердам из Утрехта, перед нами стояла задача – найти гостиницу, по быстрому оформиться и закинуть вещи, и поехать на ул. Overtoom, где нужно сдать машину в офисе Europcar. И вот подъехали, а припарковаться не можем. Всё занято, все расчерченные места вдоль каналов забиты. Что делать, мы наматываем круги почёта вокруг «Seven Bridges», вдруг увидели одно свободное местечко – прямо на мосту, но под странным знаком, что-то перечёркнуто. Но вроде одна машина стоит, а у нас нет выбора. В общем, припарковались и катим чемоданы к гостинице, и вдруг на встречу нам идут двое полицейских. А стражи порядка у них, это не наши раздолбаи, там всё серьёзно – полная экипировка, мрачные дубинки и наручники на поясе. Нам резко поплохело. На полном серьёзе, мы ведь точно где-то не там припарковались. Щас выпишут штраф на триста евро и чего делать. В полукоматозном состоянии мы добежали до гостиницы, договорились с парнем на ресепшн, что оплатим после, т. к. торопимся в Europcar. Он нам быстро показал наш номер, открыл, мы всё кинули и в адреналиновом тумане помчались обратно к мосту. Всё думаем, прикуют щас наручниками. Подбежали, осматриваем машину, не наклеена ли штрафная квитанция. Вроде нету. Неужели гроза прошла стороной? Мы просто упали в машину и стартовали с этого места, почище Шумахера на болиде.
    Еду на завтраки и просто-так перекусы покупали в голландском супермаркете AH. Фрукты, ветчинки, сыры, салаты, фла, булочки-багеты. Пиво. Приносили take away из китайского ресторанчика и разогревали. Ну, завтракали не на английском фаянсе, к сожалению. 
    Когда уже в последний день рассчитывались (кредитной картой), то познакомились с хозяином гостиницы, голландцем по имени Гюнтер. Мы с ним договорились, что оставим вещи до вечера, и он нам обещал вызвать такси до Mercury. Гюнтер был очень вежливый и очень общительный. Спросил, откуда мы узнали о его гостинице. Мы сослались на сайт. Он сказал, что русские у него вообще не останавливаются, мы первые, а он так старается, что даже дал рекламу в одном русском журнале и показал нам «Афишу-Мир» со статьёй об Амстердаме и соответственно с фотографиями гостиниц. Спросил, очень ли популярно это издание. Мы его успокоили. Я лично поинтересовалась, что у них происходит с церквями, куда ни заглянем, везде выставки, музеи, экспозиции, в общем, всё что угодно, лишь бы не религиозные службы. Гюнтер сообщил, что не в курсе, в церковь не ходит, потому что полный атеист. Мы его поняли. Это чисто амстердамское.
    В старинном ресепшн-кабинете у Гюнтера, на камине стояли невероятно огромные охапки белых лилий. За те десять минут, которые мы с ним разговаривали, я буквально пропиталась цветочным ароматом с головы до ног. Зато, когда вышли, я вдруг (а ходили мимо сколько раз!), увидела, что на кованой вывеске гостиницы надпись «Seven Bridges» была в окружении кованых лилий. Видимо это что-то значит!
    Последний наш отель в Амстердаме – Mercure Amsterdam Airport, 4* (http://www.hotels.nl/schiphol/mercure/). Вообще «в Амстердаме» - это сильно сказано. Он находится прямо на кольцевой дороге города, по нашим понятиям – на МКАДе. От него каждые полчаса идёт автобус-шаттл до аэропорта Скипхолл. Как интересно – нам его предлагали во всех обзвоненных турфирмах. Пафосно говорили с придыханием – «четырёхзвёё-ёздочный! Ну, немножко, не в центре». Ни фига себе не в центре, да он и не в Амстердаме вообще, а на самой-самой окраине. Его любят экономичные немцы, и видимо, наши тургруппы. Огромный минус – это его расположение. А в остальном достаточно приличный отель, хороший завтрак в большом просторном кафе, в ванной опять приличные наборчики от известной французской косметической линии, на прикроватных столиках – по шоколадке. Парковка бесплатная. Мы прониклись сервисом, когда мы не смогли сесть в шаттл до аэропорта – народу было много и нам не хватило мест. Мы не успели расстроиться, как нам и ещё 3-м непоместившимся вызвали бесплатное такси до аэропорта. Приятно.
    Всё о дорогах и машинах: в аэропорт Ш-2, инфо-бюро в Схипхолле,
    Аренда машины в аэропорту Схипхолл, о парковке. Какие они дороги Голландии.
    Наблюдения и интересное о стране.
    В Ш-2 решили добираться на своей машине и потом оставить её на платной стоянке за 150р. в день. Стоянка называется Гэлакс в 2-3 км от Ш-2 по дороге на Ш-1. Предварительно с ней созвонились и уточнили наличие мест. От неё бесплатно довозят до аэропорта и встречают на микроавтобусе. Приехали, 5 часов утра, грязные сумерки, висит объявление «местов нет». У нас, как у марсиан, глаза поднялись на стебельках: «Как нет! Мы же звонили!». Мужик-сторож насладился эффектом вывешенной таблички и сказал, что «нуу, если посмотреть получше, то можа и будут». И пошёл снова наслаждаться квадратными глазами, увидевших надпись и подходящих следом за нами новоподъехавших. В общем, припарковались, загрузились, доехали.
    Аэропорт Схипхолл представляет разительную картину нашему – яркие цвета, чистота, вкусные запахи, длиннющие эскалаторы-дорожки, куча расслабленного и встречающего народа с детьми, колясками, цветами, шарами. Сувениры на всех углах, пахнет булочками и кофе, вобщем – вот она заграница! Мы сразу же решили найти туристическое информационное бюро. Там купили карту Амстердама за 2€ в автомате, подробнейшую карту Голландии за 6€, взяли каких-то буклетов, пообщались и пошли искать аренду машин. Стойки всех Rent car представительств сосредоточены в одном месте, их там не менее 10. В Avis-e маленькие машины были разобраны, подошли в Europcar. Взяли Volkswagen Golf, новый – 1200км пробега, 65€ в день. Уточнили, где его можно сдать в Амстердаме, нам дали карту, подчеркнули улицу. При этом умолчали, что возврат машины не в Схипхолле, а в Амстердаме будет стоить нам дополнительных 50€ (это выяснилось уже, когда сдавали). Прозвонили мобильный телефон, чтобы убедиться, что связь есть. Оплатили картой, при этом они ещё резервируют на карте какой-то залог на случай аварии - ~400€.
    Парковка арендованных машин в 3-х минутах от выхода из аэропорта в большом подземном паркинге.
    От аэропорта ходят автобусы (автобусная станция) и поезда (ж/д вокзал) во все направления.
    В Утрехте, рядом с нашей гостиницей была парковка (так нам обещал Василий). Огромная, многоярусная. Правда оказалось, что она стоит 22€ в день, а час парковки - 2€. И что вообще бесплатных парковок в Голландии практически нет, если не считать суперокраин и подозрительных пустырей. Любой участок в центре города, любая набережная канала расчерчена на места. Стоит автомат. Час парковки в центре – 3.95€. Ммм…
    Признаюсь сразу, мы иногда не платили. У нас алиби – несокрушимый русский менталитет. Русская логика рассуждает железно: а зачем платить, если всё равно никто не проверяет? Ну, правда, зачем? К примеру, на парковке в маленьком Мейдерслоте мы не стали идти километр до одинокого автомата с билетиком, в отличие от припарковавшегося с нами голландца. Тот помчался и скрылся из вида, через полчаса прибежал с билетиком. Кроме нас и его – людей никого. Ну, извините нас, извините. Сами ведь такие. Билетики проверяют, конечно, но тотальная честность голландцев вызывает уважение и искреннюю зависть. Мы вот так ни можим. 
    Смешно, как то на парковке в Лейдене мы застопорились у выездного шлагбаума. Надо было вставить в щель кредитную карту и оплатить. А мы вставляем нашу, а там что-то не срабатывает. За нами уже выстроилась очередь из выезжающих. Прибежал парковщик, оказывается, автомат принимает только карточки с чипами – мы про себя удивились, что это? - у нас обычная с магнитной полосой. Расплатились наличными. Он убежал и, наверное, подумал: «Ну откуда такие тёмные люди приезжают, у них нет даже простых чипованных карт!». А выезжавшие голландцы, наверное, подумали: «Какой ужас! Какой стресс получили – простояли в очереди 5 минут!!». Но никто даже разок не посигналил! В Москве люди бы вытерпели максимум секунд 10, самые терпеливые – 20. 
    Дороги в Голландии суперотличные – скоростные автобаны. Все обочины засажены нарциссами, вдоль автомобильной трассы обязательно параллельно и чуть на расстоянии велосипедная дорожка. Велосипедное движение в Голландии такое же мощное, как автомобильное – со своими правилами и светофорами. Развязки – такие громадные петли-восьмёрки. Ориентироваться в первое время нам было сложно.
    Первый день вся машина была заполнена блинами: «Нетудаблин, тудаблин, кудаблин, проехалиблин, гдеповоротблин, кудамыедемблин». Второй день звучал так: «Едем по А3, поворот на Е25, ищем В115, не пропустить А9». На третий день муж от руки написал маршрут: Выезд из Утрехта – А27 на Hilversum; Налево A1, Narden; Направо на Muiden, Muiderslot; до Амстердама – Ring Nord; Zandvort направо на дорогу N247 и т.д. Когда выехали в первое утро из Утрехта сразу проскочили нужный поворот и выехали на скоростное кольцо Ring Utrecht (по-нашему МКАД), на нём наматывали круг почёта минут 50, пока соскочили на какой-то съезд. Так и не поняли, как там разворачиваться в обратную сторону (на МКАДе, как раз, все предельно понятно). Потом уже начали ориентироваться что к чему. У меня появились знакомые опознавательные знаки. «Вот, - говорила я мужу, - сейчас будет кружка (реклама на палке), потом стеклянная колбаса (какой-то длиннющий ангар из стекла для машин), а потом твои любимые песчаные карьеры».
    Вдоль дороги очень мало леса, вернее его практически нет вообще, встречаются очень странные деревья – как руки со сжатым кулаком. Из этого кулака растут тонкие пышные ветки, их специально обрезают под корень, но они всё равно заново растут.
    Интересно, что в Голландии тоже есть дачные участки, только не по русскому боевому рабочему стандарту 6 соток, а по сотке - вдоль дорог земля нарезана квадратиками, стоят аккуратные будки-домики для хозяйственного инвентаря, и тянутся аккуратные грядки с тюльпанами и прочими посевами. Рядом с такими участками, обязательно есть аккуратная маленькая велосипедная парковка.
    Совершенно не согласна с мнением людей, что дороги в Голландии «не интересные и смотреть особо не на что». Голландия очень красивая страна. Невероятно трудолюбивая. Равнинная. Все земли как будто линейкой на тетрадке расчерчены на квадраты-прямоугольники-трапеции, границы – маленькие узкие каналы-канавы. На них пасутся упитанные пёстрые коровы, жеребята и кучерявые бочонки на ножках – барашки. Эти нарезанные земли используют как пастбища, а эти узкие каналы, которые расположены по границам загонов, используются, оказывается для водопоя. Что интересно – в каждом таком загоне скот пасётся около недели, потом его перегоняют на соседний квадрат, а на этом отращивают траву, скашивают и получается бесперебойная поставка силоса.
    Ещё постоянная деталь голландского пейзажа – это огромные мельницы-ветряки, такие гигантские пропеллеры на длинных тонких ножках.
    Расстояния по карте от города до города небольшие, например, Утрехт-Гаага - ~50км, Утрехт-Амстердам - ~35км, но выезд из города на автобан, въезд в город с кольцевой дороги, например, Ring Utrecht или Ring Amsterdam, занимают значительное количество времени.
    Из Утрехта мы ездили так: первый день на Ю (Гаага, Делфт и др.), второй день на С (Харлем, Зандворт и др.), третий – тоже на С, по направлению к Амстердаму по побережью (Волендам, Маркен и др.).
    А ну-ка песню нам пропой голландский ветер или о погоде в Голландии.
    Погоду в Голландии в прогнозе по TV обычно изображают так: солнце, вылезающее из-за тучки, из одной половины которой идёт дождь, из другой снег. Так оно и есть на самом деле. Выезжаем утром, например, в крапающий дождик; по автобану мчимся в ливень; в городе нас накрывает мощным снегопадом, t-0˚ и сбивает с ног ураганным ветром; потом неожиданно проясняется, и вот уже снег на нарциссах тает под жаркими лучами солнца, а мы прячем дождевики, снимаем капюшоны и расстёгиваем куртки – здравствуй, лето.
    В Голландии всегда дует ветер. Потом, конечно, к нему привыкаешь, принимаешь, как данность и не обращаешь внимания. Голландцы его вообще, видимо, не чувствует. То есть, если по нашим понятиям на улице сейчас холодно, ветер свищет, мёрзнут руки без перчаток, уши без шапки, глаза зажимаются в щёлочки, а щёки обветренные как наждачная бумага – то для них это нормальная погода, лёгкий ветерок, куртки нараспашку и дети бегают в шортах.
    Спасение одно – обязательно берите с собой ветровки, штормовки, непродуваемые, непромокаемые, с капюшоном. Если таких у вас нет – поищите. Важно и желательно, чтобы они были лёгкими и компактными и по желанию, могли превращаться в маленькую сумочку или свёрток, или прятались в поясе (такие сейчас тоже есть). Чтобы если что – то всегда при вас. Без них - никуда. Если не в дождь пригодится – то от ветра. Я постоянно требовала у мужа похвалить мой глубочайший ум, умнейшую предусмотрительность и хозяйственность. Ведь это Йа!! трудолюбиво и в последний момент засунула в чемодан одну корпоративную ветровку и длинный до пяток французский дождевик. Вы бы видели, какими глазами смотрели на нас японские туристы в Киндердайке, которые согнулись в три погибели, пытаясь спастись от ветра и дойти хотя бы до одной мельницы. А нам было нипочём! Правда рукам было холодно, нужны перчатки, которые мы потом и купили на блошином рынке у негров. Потом я практически всё время не расставалась с ветровкой, которую уступил мне муж, а сам наглухо застёгивался в своей курке и затягивал капюшон. Через неделю наша туристическая изнеженность сменилась закалённостью и привыканием, мы уже почувствовали себя голландскими морскими волками.  Но, правда, от ветра сильнее всего страдают уши. Они продуваются со страшной силой. Поэтому в Голландии очень популярны растаманские вязаные шапки, грубые, разноцветные, с длинными ушами внизу и верёвочками.
    Погода, кстати, опережала нашу примерно на месяц. Мы уехали из серой грязи и полурастаявшего снега, а там уже газоны нежно золотились нарциссами, деревья обильно цвели нежным розовым цветом, и распускались первые зелёные листочки.
    Что смотреть в Голландии – лёгкий путеводитель.
    Меня поразило, что, несмотря на небольшие размеры страны и городов, и на всё-таки стилевое единство голландской архитектуры, ни один из так называемых маленьких городков не похож друг на друга. Ни один.
    Но, тем не менее, все голландские города можно привести к единому общему знаменателю: Куда бы вы не приехали, в любом городе есть Гроте Керк (Большая Церковь), Гроте Ратуша (Большая Ратуша) и Гроте Маркет (Большая рыночная площадь). У церкви могут быть вариации типа Ньюве (Новая) и Ауде (Старая) Керк. В городе могут быть Мясной рынок или дом, Спелнторн (Часовая башня) и Домторен (Колокольня).
    Gracht – канал, Plein – площадь, Straat – улица.
    Вот вы уже и легко ориентируетесь в голландской местности, а о голландской истории, датах и персонажах, и о многих разных интересных подробностях можно почитать во всех путеводителях.
    Хочу попридираться к двум сложившимся относительно Голландии словосочетаниям: «маленькие старинные городки» и «пряничные и кукольные домики». Маленькие – это понятие относительные, если отталкиваться от того, что вся Голландия где-то примерно размером с Московскую область, то - да, небольшие, а если из пошагового расчёта, т.е. как быстро можно осмотреть тот или иной «маленький» голландский городок – то, чтобы детально осмотреть и походить, то ноги хорошо бы заменить, хотя бы на велосипедные колёса. В моём понимании маленький – Маркен, но это не город, а прибрежное небольшое поселение. От вокзала Делфта до центра (мы проезжали мимо) – идти очень прилично (для примера). Волендам, Моникендам – в принципе небольшие городки, меньше всех остальных, но и не совсем маленькие. За день может и можно осмотреть, а за 2-3 часа – где-то ¼ . По поводу «пряников» высказалась в главе про Роттердам.
    По поводу любимой русскими голландской приставки – huis к названию любой достопримечательности или музея. Это – дом, товарищи, а не huis. Так что не надо тут радостно смеяться. 

    Познакомьтесь, это Голландия! – немножко официальное представление.
    Прямо бью себя по рукам, чтобы не написать смешную фразу: «А знаете ли вы, что…». Предлагаю освежить в памяти интересные фрагменты исторической и промышленной жизни этой замечательной страны.
    У Голландии вообще-то есть величественное и более правильное название – Королевство Нидерландов. Nether-land – переводится, как низменная (нижняя) земля или другой вариант – полая земля, не имеющая прочного фундамента. Это действительно так. Страна создана на месте морского дна, или другими словами на месте медленного тектонического погружения. До сих пор неясно, как правильно называть страну – то ли земля, то ли вода. Стоит копнуть почву и из-под неё сразу выступит вода. Роттердам, например, расположен на 6м ниже уровня моря. Поэтому страна мужественно и перманентно борется за землю – возводятся дамбы и плотины, гидротехнические сооружения, насыпаются и усиливаются береговые дюны, осушаются мелководья. Природа не даёт голландцем землю – они её отвоёвывают у моря.
    В Голландии земля называется не землёй, а польдерами, маршами и истами. Польдеры (плодородные земли) созданы путём осушения заболоченных земель – маршей. Донный грунт делает их невероятно плодородными. А поверхностный и подземный сток на польдерах регулируется густой дренажной сетью каналов. Для отвода избыточной воды используют ветряные мельницы, они же в условиях равнинного ландшафта служат сигнальными пунктами и ориентирами. Исты – это моренные равнины (на С и В).
    Заметьте – страна не качает нефть и не продаёт газ, природа не дала этому народу ничего, что можно было бы экспортировать. Разве что море. Всё остальное Голландия производит сама.
    Море даёт ей селёдку, треску, и когда-то китов. Голландия – самый крупный экспортёр рыбы в ЕЭС. Голландия – это крупнейший мировой судостроительный центр. На верфях страны сооружают океанские лайнеры, грузовые и рыбопромысловые суда, яхты, буксиры и т.д.
    Голландия – это огород Европы, урожай в теплицах снимают 6 раз в год.
    Голландия – это ещё мировой цветник, здесь громадные плантации, оранжереи, питомники. На цветоводство здесь работают лучшие умы – инженеры и учёные, у которых самое передовое с/х образование. У цветов есть даже цветочные доктора. Тщательная селекция сортов. Чтобы вывести новый сорт нужно 7 лет. Цветы распродаются на грандиозном аукционе в Алсмере. Цветочный экспорт приносит миллионы еврогульденов.
    Про знаменитых молочных голландских пёстрых коров я написала в главе о сырах (глава «Что привезти из Голландии»). Добавлю только, что молочной провинцией в Голландии является Фрисландия (на С), там даже есть памятник корове в натуральную величину с надписью Us mem – Нашей матери. ( Во как!!!)
    Голландия на С и З омывается Северным морем и по земле граничит с Бельгией и Германией. А море делит с Великобританией, Данией, Германией – на С, и часть шельфов Северного моря с Бельгией и Францией на Ю и Ю-З.
    Рельеф в Голландии – низменная равнина, около 40% территории расположено ниже уровня моря.
    Климат – морской, с мягкой зимой и тёплым летом, ветры с Атлантики (вот мы с ними и познакомились!).
    Население – голландцы и фламандцы. Этническое меньшинство – фризы (Фрисландия).
    Голландцы в основном католики и протестанты (кальвинисты). Голландия – страна всеобщей терпимости, кабинет министров делится 50 на 50: католики и протестанты.
    У меня почему-то заволновалось сердце, когда я прочитала, что в 15 веке Нидерландами называлось объединение земель. Герцогства: Брабант, Лимбург, Люксембург, Гелдерн. Графства: Фландрия, Артуа, Геннегау, Голландия. Епископство: Утрехт. Сеньории: Зеландия, Фрисландия, Гронинген и др. Наверное, всё-таки я неисправимый романтик, сразу, знаете ли, повеяло на меня какими-то авантюрно-приключенческо-рыцарским флёром.
    Особенно углубляться в историю я не буду, для этого есть энциклопедии и путеводители, напомню лишь о том, что это объединение 17 провинций стало переходить из рук в руки, то к Габсбургам (империя Карла V), то к Испании (король Филипп II). Нидерландцы сопротивлялись как могли, вели Столетние, Восьмидесятилетние и прочие войны, у них был свой герой-освободитель Вильгельм Оранский, были морские и лесные гёзы, была резня между католиками и гугенотами, но всё равно земельный союз рассыпался на кусочки, которые подбирали Бельгия, Франция, Германия.
    Исторические голландцы, надо заметить, сильно разбавляют современную прилично-культурную справочку жизни страны. Молодцы! Голландцы были ещё те флибустьеры – потеснили Ганзейский союз и развернули дикую колониальную экспансию. За ними числятся открытые территориальные захваты на Яве и других островах Индонезийского архипелага. Крупнейшая голландская колония в Азии – Индонезия или Голландская Индия, в Америке – Суринам или Голландская Гвиана и малые Антильские острова (Кюрасао, Аруба и т.д.) , в Африке – Капские земли. Между прочим, «эксплуатация колоний шла методом открытого грабежа». Голландцы послужили нехорошим, но заразительным примером для английских товарищей. Вслед за Голландией уже и Англия кинулась захватывать оставшиеся крошки от пирога. В 17 веке Голландия процветала ещё за счёт китобойного промысла – голландские рыбаки били китов гарпунами и добывали китовый жир.
    1602г. – создана знаменитая Ост-Индская торговая компания. Где? В Голландии!
    1621г. – создана Вест-Индская компания. Опять голландцами!
    В 17 в. – Республика Соединённых провинций или Голландская республика обогнала в своём развитии все другие европейские государства. Во как! А вы говорите – Голландия… это вам не парники с помидорами. Так что спасибо отважным просоленным голландским морским волкам – они написали достойную страничку в истории своей страны.
    Сейчас есть экономический союз трёх стран – БЕльгии, НИдерландов и ЛЮКСембурга.
    Гаага.
    Гаага оставляет ощущение большого и спокойного города, в меру элегантного, в меру демократичного. В её парках хочется прогуляться или побегать; в шумных и оживлённых кафешках посидеть, поболтать с друзьями; на пригородных виллах рядом с морским побережьем отдохнуть семейством после тяжёлой дипломатической работы. Гаага – современно-модерновая на окраинах и старинная в центре. Веет, веет от неё королевским присутствием, но не тем, когда, к примеру, все дороги перекрывают, все голландцы ждут пока проедет одна затемнённая и пять машин сопровождения с мигалками. Наоборот, чувствуется, что гаагцы не удивятся, если увидят на соседнем велосипеде свою королеву, c пакетиком жареного кибелунга из рыбной палатки в руке.
    Интересно, что у нас Гаага – Гаага, а у голландцев – Den Haag. Мы решили, что если бы у нас была возможность выбирать, где пожить в Голландии, то выбрали бы Гаагу. С нашим мнением полностью согласна и сама голландская королева Беатрикс из династии Оранских. Она тоже тут себе облюбовала очень симпатичные «графские кусты». Речь сейчас идёт, если серьёзно, о старинном названии города Гаага – ‘S Gravenhaage (те самые кусты). В центре Гааги – озеро Вейвер. В центре озера - очень внушительный и красивый замок Биненхоф (Binnenhof) – главная, ранее графская (раньше замок располагался на охотничьих угодьях графа Голландского Хендрика), позднее королевская - резиденция, сейчас - Парламент.
    Полное имя королевы – Беатрикс Арнгард Вильгельмина Оранская-Ниссау.
    В Голландии широко отмечают три праздника: 30 апреля – День Рождения Королевы, 5 мая – День Победы и каждый 3-й вторник сентября – тронная речь короля, королевы в Гааге в честь открытия очередной сессии Генеральных Штатов Нидерландов. В этот день обязательны золотая карета, праздничный оркестр, нарядные гвардейцы, голландские песни и танцы, реки Heineken-а и Amstel-а, и всё это проходит в Биненхофе. Беатрикс Вильгельминовна посылает всем своим поданным улыбки и воздушные поцелуи.
    В Гааге мы ничего не искали, а просто бродили-бродили по городу, наслаждались чудесным солнечно-золотистым днём, отражением Биненхофа в круглом зеркале озера, праздничным настроением и здоровой энергетикой массового спортивного забега гаагцев вокруг города, ободрительными аплодисментами подбадривали уставших добровольных энтузиастов, помахали им флагом с какой-то эмблемой забега, потолкались у рыбной палатки, посидели на лавочке в квадратном дворе Биненхофа, пофотографировали виды, понаблюдали за стайкой забавных и беззаботных голландских карапузов, охладились итальянским мороженым – тремя круглыми разноцветными шариками, придавленных с боков круглыми вафельками. Попереживали, что времени нет идти в знаменитый музей Мауритцхёус – надо либо смотреть город, либо идти в музей. А ведь там Девушка с жемчужной серёжкой! Там Ван Эйк. Там Брейгель, Ян Вермеер Делфтский, Питер де Хох, Ян Стен – обожаемые мной малые голландцы. Там Рембрандт…
    В качестве небольшой моральной компенсации запечатлели мою физиономию на фоне большой уличной репродукции вермееровской Девушки.
    Потом решили поехать в Схевенинген, который вроде как с одной стороны считается отдельным прибрежным городком, а с другой – пригородом Гааги, потому что до него всего километр. Но все дороги были перекрыты полицейскими из-за забега. Я расстроилась. Но самое интересное, как потом оказалось – совершенно напрасно. Ведь если бы мы поехали в Схевенинген, то тогда мы бы никогда не увидели Зандворт! А это было то сакральное место, где я и влюбилась в Голландию! Но тогда я ещё об этом не ведала. Всё казалось, что я слышу шум моря. Схевенинген был от нас совсем где-то рядом. Поэтому немного расстроено мы прогулялись по большому и зелёному парку, в очередной раз посмотрели на бегунов, правда, нагляделись на шикарные виллы этого элитного района Гааги. Не поехали, к сожалению, и в Мадуродам – миниатюрно воссозданную Голландию. Опять всё было перекрыто, в том числе и поворот на него.
    (Гаага ~ 250 тыс. жителей).
    Роттердам.
    Вот кто написал, что в Роттердаме нечего смотреть? Кто написал, что это безликий, восстановленный после войны город, и часа пребывания в нём хватит за глаза и за уши?
    Роттердам – удивительный город. Да, в 40 году его сравняли с землёй немецкие люфтваффе. И сразу после этого, Голландия объявила о капитуляции. Да, после войны он был отстроен заново. Рваная статуя человека скульптора Цадкина в одном из доков Роттердама, которая называется «Разрушенный город», служит напоминанием о том столбе пепла и дыма над городом. Сейчас он считается современным городом и, хотя кубические здания Kijk-Kubus могут затмить славу кубика-рубика, а карандашеподобные сооружения и небоскрёбы из чёрного стекла заставят вас открыть рот от удивления неожиданным полётам чьей-то ультрасовременной архитектурной мысли – в Роттердаме есть много прочих наидостойнейших мест для посещения.
    Начнем с того, что Роттердам стоит на рукаве Рейна (там, где он выходит к морю) - реке Маас. Эта огромная река делит город на две части. Роттердам оставляет очень светлое и просторное впечатление. Он красивый. Мы заезжали в него два раза и любовались городом на розовом предзакатном фоне и утром, залитым солнечными лучами.
    В Роттердаме, если вы будете стоять на набережной широченного Мааса и любоваться лёгкой конструкцией моста Эразмуса, на вас могут снизойти стихи. Здесь можно почувствовать себя просоленным морским капитаном в гавани Леуфенхавен, где стоит целый флот старинных и не очень кораблей (часть Роттердамского Морского музея имени принца Хендрика). Можно утончённо насладиться Рембрандтом, Босхом, Брейгелем, Ван Гогом в музее Бойманса Ван Бёйнингена, коллекции которого считаются даже получше чем в Рийксмузее (Амстердам) и Мауритцхёусе (Гаага). Можно просто прогуляться по улицам и любоваться голландским стилем выстроенных гармошкой домов, резким контрастом тёмного кирпича стен и белых оконных рам. В Роттердаме лишь вкрапления современных зданий, но большинство воссозданы в своём классическом голландском стиле.
    У многих почему-то дома Голландии ассоциируются со словами «пряничные» и «кукольные». Ничего подобного у нас не возникало. Наоборот, дома очень добротно построены, они крепкие, как маленькие крепости. А кокетливые детали в виде разнообразнейших кружевных занавесок, шапок цветов на окнах, причудливой формы фронтонов - приятно удивляют ваши глаза. Очень интересные многоэтажные панельные дома на окраине города, у них цилиндрообразные полностью стеклянные полукруглые балконы. На них стоят столики и шезлонги. Можно принимать солнечные ванны, пить апельсиновый сок и читать газету «Голландские новости», к примеру. :)
    Первый раз в Голландии в Роттердаме мы попали в пробку, заблудились, и вообще еле нашли выезд на нужное нам направление (город делится на N, S, W и East части) – поэтому не попали на башню Euromast, хотя хотели посмотреть на город свысока. Кроме лёгкой подвесной конструкции моста Эразмуса, видели и другой громадный Красный мост с чудной и сложной геометрией. Но о нём ни слова в путеводителях.
    (Роттердам ~ 370 тыс. жителей).

    Продолжение следует:
    Делфт, Гауда и Эдам. О сырах и городах, Киндердайк, Лейден, Харлем, Зандворт, Нарден, Мейдерслот, Моникендам, Волендам, Маркен, Утрехт.
    Чем голландцы отличаются от нас. И вообще немного про них.
    Глава, посвящённая писающему мальчику.
    Амстердам.
    Улица Дамрак и площадь Дам.
    Церкви и башни.
    Музеи.
    Маршруты.
    Блошиный рынок Waterlooplein.
    Цветочный рынок Bloemenmarkt.
    Глава, посвящённая воспеванию селёдки!
    Вкусный Амстердам.
    Про индонезийскую и суринамскую кухню в Астердаме.
    Про амстердамские кафе.
    О том, что нужно обязательно сделать в Голландии и чего не нужно.
    Про Amsterdam card, Museumjaarkaart и Canal Bus.
    Глава, воспевающая велосипеды!
    О красных фонарях, кофишопах и грибах.
    Детям до 16 не рекомендуется.
    Квартал или улица Красных фонарей.
    Как мы ходили в кофишоп и курили канабис.
    Про грибы.
    Сувениры. Что везти из Голландии.
    Модный Амстердам.
    Досадные мелочи.
    Послесловие.

    (с) http://www.pamsik.ru – здесь размещены другие наши рассказы и фото.
    http://pamsik.livejournal.com - новые фотографии из путешествий
    Наши контакты: pamsik@bk.ru.
    При использовании наших текстов – гиперссылка на сайт и указание имя автора – NatalyA – обязательны.

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    28 фото
    dots

    Дешёвый перелёт по направлению Амстердам
    сообщить модератору
      Наверх