Амстердам

Амстердам

LAT
  • 52.37193N, 4.89574E
  • Я здесь был
    Хочу посетить

    357 заметок,  383 совета по 276 объектам,  8 795 фотографий

    помощь Подписаться на новые материалы этого направления
    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов Амстердама помощь
    Все авторы направления
    3
    NatalyA
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 6 апр 2009

    Бегущая по волнам. Голландия. Почти вся. Ч.4

     
    16 апреля 2009 года 44973

    Амстердам.
    Амстердам – это не Голландия, а Голландия – это не Амстердам. К этому нехитрому выводу приходят, наверное, все туристы, сравнивающие столицу с остальными городами во всех странах. Добавлю к Моруа: «Голландия это не только страна, но и ещё особое состояние души» - а Амстердам, это приземление, посадочная площадка для души.
    Скажу честно, мы так привыкли к Утрехту и прочим нестоличным городкам Голландии, что ехать в Амстердам, даже не сильно и хотелось. В общем, прощались с Утрехтом так, как будто уезжаем в Москву. Думали, ну и чем нас может удивить Амстердам, после всего увиденного? Оказалось не только может, но и удивил сразу на въезде – пока стояли на светофоре, я увидела в двух окнах на другой стороне канала, вдоль которого мы ехали, двух вертящихся деушек в минимуме одежды. И это утром. А мы-то морально пока неподготовленные, только что из милого и тихого Утрехта – а тут такое! Я шокировалась, причем взаправду. Покраснела, засмущалась и всё такое. Муж очень переживал, что вынужден смотреть на дорогу.
    Географическая справочка: Амстердам расположен в дельте реки Амстел у залива Эйсселмер, отсюда и первое название города «Амстелдам» или «дамба на Амстеле». Двумя каналами связан с Северным морем. Может принимать океанские суда. В 1010-62гг. прорыты полукольцевые и радиальные каналы: Канал Сеньоров (Herengract), Королевский канал (Kaizersgracht), канал Принца (Princengracht), есть канал Singel и река Amstel.  Чуть дальше не написала и река Heineken.  А что, логичное продолжение .
    Политическая справочка: Управление городом осуществляется бургомистром, который выбирается королем (королевой) на 6 лет и 2-7 ольдермена.
    Об Амстердаме буду расписываться ниже, но всё-таки первое впечатление было сложным. Это Большой Город. Я хоть и не страдаю топографической невосприимчивостью, но честно – в Амстердаме не могла ориентироваться, как следует. Всё время следовала за мужем, который отважно разбирался во всех этих поворотах и переходах с канала на канал. Только в центре более 400 мостов.
    В Амстердаме есть очень красивые дома. Невероятно красивые. Необычайно красивые. Я уже даже не говорю о витиеватых фронтонах, о карнизах, о старинных табличках-барельефах на стенах, о распахнутых ставнях, о цвете стен, об узких фасадах в 2-3 окна, об отражениях домов в воде каналов. Надо видеть, описывать не получится. Все дома в Амстердаме наклонены фасадом вперёд. Ненамного, на 2-5˚ (вспомните деления школьного транспортира). Интересный эффект – если стоять сбоку и смотреть на крайний от угла дом, то он по форме не прямоугольник, а перевёрнутая трапеция. Ещё в Таллинне мы озадачились, увидев под крышей конструкцию с балкой и крюком на верёвке - лебёдку – чтобы поднимать тяжести в узкие дома. В Амстердаме такая же ситуация – дома узкие по фасаду (так хитрованы-голландцы уворачивались от городских налогов, которые начислялись на ширину фасада), зато добирали своё, увеличивая глубину дома. Поэтому, часто, не то, что шкаф, да просто стул втащить в дом по преузкой лестнице превращалось в проблему. Поэтому дом специально чуть наклоняли вперёд, для более удобного отвеса, чтобы груз не бился в окна. Так, кстати, поступают и сейчас. Мы видели, как затаскивали мебель через окно.
    Амстердам построен на сваях – сверху дома, а под ними подземный лес свай.
    Очень живописны каналы. Очень. Только не надо сравнивать ни с Венецией, ни с Питером. Пожалуйста. Это примитивное, кем-то запущенное в массы, сравнение. Они совсем-совсем разные. Вдоль берегов припаркованы или пришвартованы (не знаю, как правильно) дома-кораблики-баржи. Они очень украшают город, утопают в цветах, на крышах кают у них разведены симпатичные садики. Зря голландцы ими недовольны.
    Кстати, раз уж речь зашла о каналах, то напрашивается вопрос об их чистоте. Куда, извините, голландцы сливают ..ммм…, не туда ли? Оказывается нет. Это же голландцы! Они продумали сложную систему шлюзов и насосов, построили специальную дамбу на Эйсселмере, и каждую ночь треть воды в каналах замещается свежей из залива. И сильные дожди голландцев тоже не пугают – избыток воды также сбрасывается этой системой.

    Улица Дамрак и площадь Дам.
    Дамрак – это центральная улица прямо от железнодорожного вокзала Амстердама в центр города. Вот и все её достоинства. Многочисленные сувенирные рассеивают плотную толпу с чемоданами, бредущую от вокзала. К тому же она сейчас вся перекопана. Здесь же стоянки корабликов, но прежде чем здесь садиться, всё-таки надо хорошо подумать – есть же и другие посадки на других каналах. Как-то не хочется любоваться строительной техникой, кранами и металлическими ограждениями. Улица ведёт до площади Дам, после чего переименовывается в ул. Rokin. Кстати – она тоже вся перекопана. (По-моему, об этом писали люди в отзывах ещё год назад и предупреждали, насчёт гостиниц на этой грохочущей стройкой улице. Так она перекопана до сих пор. Клад, наверное, ищут).
    Площадь Дам – «сердце Амстердама» – тоже очень туристическое место. Считается, видимо, очень крутым, сфотографироваться на этой площади на фоне Королевского дворца в обнимку с Зелёной Маской или бронзовым Посейдоном – там концентрация этих переодетых клоунов на тумбах. Королевский дворец, построен на сваях – это знает каждый голландский школьник – числом 1 365 9. Ничего не напоминает? Число дней в году сторожат по бокам 1 и 9. Чтобы утереть нос Антверпену – пусть знает, кто в доме хозяин и главный мореплаватель – флюгером на вершине главного купола является изображение кораблика - символом голландского торгового флота! С другой стороны дворца на фасаде фигура силача Атласа, на плечах которого держится Земной шар. Дворец построен по-хитрому – в нём нет парадного входа. Обитатели дворца таким образом обезопасили себя на случай какого-нибудь матросского народного штурма. Вход есть сбоку, маленький такой и неприметный.
    По кругу площади Дам располагаются универмаги De Bijenhof и Peek&Cloppenburg, Музей Мадам Тюссо. Вокруг стеллы, (установленной в память о погибших во второй мировой войне голландцам), на ступеньках вечером околачиваются негры со своим коксом, и группы, кайфующего молодняка с косяками.

    Церкви и башни.
    Как и везде в Голландии в Амстердаме есть церкви: Новая (Nieuwe)) и Старая (Aude), а также Западная (Wester), Восточная (Ooster), Северная (Norde) и Южная (Zeed) Церкви (Kerk).
    Ньюве Керк – находится в самом центре на площади Дам, в ней коронуют голландских монархов. Ауде – находится недалеко от гавани, и, в общем то, с неё и начинается самая знаменитая портовая улица мира – Красных фонарей. Такой вот у них альянс – высокой нравственности и полного её отсутствия. Это старейшая средневековая церковь Амстердама и она посвящена Св.Николаю – покровителю мореплавателей. Можно взобраться на колокольню и полюбоваться городом.
    У Вест Керк – очень красивая высокая колокольня, увенчанная королевской тиарой. Смотрится красиво, но странно - мы привыкли видеть крест на этом месте. Здесь нашёл свой последний приют великий Рембрандт, причём установили и достойно увековечили это место недавно, кроме него здесь покоятся безымянные нищие горожане. В Северной Керк располагается громадная экспозиция – показывают фильм о городе, макеты Амстердама, всё в компьютерах, стеклянные автоматические двери – понять, что именно это - церковь, можно только по табличке на стене и общему облику.
    Недалеко от Ауде Керк стоит Башня плача Схрейерсторен (Schreierstoren) – кроме легенды, внешне она ничем не примечательна. Туристам рассказывают про жён моряков, которые плакали и махали платочками своим вторым половинам, уходящим в море.
    Монетная башня Мунтторен (Munttoren) – высокая колокольня рядом с Цветочным рынком у места встречи Сингела с Амстелом. Примечательна тем, что в окнах у неё выставлен делфтский фарфор и, похоже, что сейчас там внутри либо музей, либо магазин, ну а раньше лили гульдены.

    Музеи.
    В Амстердаме соскучиться невозможно. Амстердам предлагает любые возможности отдыха, в т.ч. и огромное количество всевозможных музеев на любой вкус. Но, не надо забывать, что Амстердам, это не только музеи, но и потрясающая живая атмосфера самого города. Поэтому приобщаться хочется в равной степени и к тому и к этому. Приведу , на наш взгляд, наиболее интересные музеи и немного напишу о них для правильной ориентации. Скорее всего, тем людям, которые уже были в Амстердаме, читать будет значительно легче, чем тем, кто туда ещё только собирается.
    Первая тройка лидеров: Rijksmuseum, Van Gogh Museum, Amsterdam Historisch Museum.
    Рийксмузеум. По статусу приравнивается к нашему питерскому Эрмитажу. Это огромный музей, потрясающей красоты огромное здание. Среди русских бытует мнение, что идти туда нужно исключительно ради полотна Рембрандта «Ночной дозор». Смею заметить, что на этом полотне изображены не Хабенский с Куценко, а знатные горожане Амстердама, члены городского клуба стрелков-аркебузиров. Полотно писалось Рембрандтом по заказу наиболее состоятельных участников этого заведения, которые принесли ему тугие кожаные кошели, набитые гульденами, и пожелали увидеть себя запечатлёнными на века рукой великого художника. Но художественный талант великого Рембрандта не купился на соблазны коммерческой выгоды и художник сотворил свободный от прихотей богатеев шедевр, а физиономии заказчиков накидал преимущественно в тени и на втором плане. Говорят, что обиженные аркебузиры повесили её у себя (куда деваться – ведь сами заказали!) в самом невыгодном месте и картина значительно подкоптилась, вися над каминами в этом клубе. Поэтому и «Дозор» - «Ночной». А может он изначально был задуман как «Дневной». Ответить может только Рембрандт. Вход в музей - 10€. И идти туда следует не только из-за Великого Голландца, но и отдать дань уважения пускай менее известным, но и таким же замечательным голландским художникам. Один Ян Стен чего стоит.
    Кстати, для параллели, у голландцев - Ян Стен, а у нас - русский художник Федотов (уж его «Свежего кавалера», «Завтрак аристократа», «Сватовство майора» вы знаете). У них обоих одинаковая меткая характеристика образов, любовь к разным характерным деталям и тонкое миниатюрное письмо. А Ян Стен – вообще одни сплошные детали – взгляды, улыбки, усмешки, наклоны головы, жесты, символические изображения, которые говорят обо всём: о настроении, о достатке, о характерах, о скрытых желаниях и истинных намерениях.
    В картинах малых (по сравнению с Рембрандтом ) голландцев, особенно Яна Вермеера, всегда очень чётко прослеживается чувство соприсутствия с действующими лицами картины, как будто ты подошёл, отодвинул шторку, посмотрел, что люди делают – служанка наливает молоко, художник пишет картину, девушка читает письмо – постоял рядом и тихо отошёл в сторону.
    16 век – Золотой для Голландии, для голландских художников и поэтов. В это время сформировалась Голландская школа живописи: Рембрандт, Ян Вермеер, Питер Ван Хох, Франс Хальс, Адриен Ван Остаде и многие-многие другие. Не знаю, можно ли назвать Иеронима Босха малым голландцем.

    Музей Ван Гога. Находится в парке рядом с Рийксмузеем. Современное и очень модное здание. Потрясающий музей. Невероятное удовольствие. Вход - 10€. Аудиогид - 3€. Картины на 3-х этажах. На первом голландцы 19 века, на втором – Винсент Ван Гог. Картины выставлены в хронологическом порядке, начиная с самих ранних и заканчивая его поздним и безумным периодом. Здесь собрано порядка 200 его работ, остальные (из общего числа 2 тысячи – в частных коллекциях и других музеях мира). Очень интересно наблюдать как меняется и совершенствуется его техника, в зависимости от того, где он живёт. Если в деревне Дрент – то живопись этого периода чрезвычайно мрачная и причудливая. Основные цвета – глинисто коричневый, грязноватая охра, оливковый зелёный. В брабантской деревне Нюэнен изображал исключительно ткачей и крестьян. Его знаменитые «Potato Eaters» или «Едоки картошки» - написаны в Нюэнене. В этой картине, Ван Гог намеренно допустил ошибки, но сделал это исключительно в целях поиска наилучшего художественного решения. Стул, на котором, сидит мужчина, неправдоподобно развёрнут спинкой и нарушена перспектива окон и потолка. Думаю, что все ценители мира, любуясь этим шедевром, давно простили Винсенту его нарушения художественных законов.
    Когда Ван Гог жил в Париже, то все французские художники (Тулуз-Лотрек, Синьяк, Гоген) указали ему на излишнюю депрессивность мрачных красок и тогда он сменил цвет и технику. Именно на Монмартре художник стал писать своими известными на весь мир короткими штрихами и яркими красками. Причём в Париже он писал преимущественно свои автопортреты (не хватало средств на натурщиков), а в Арле – цветущие фруктовые деревья и поля, поля, поля – кукурузные, пшеничные, мореподобные и густожёлтые. (Обо всём читаем на подписях к картинах).
    Свои знаменитые «Подсолнухи» он написал для Поля Гогена. Они познакомились в Париже и, похоже, их связывала крепкая мужская дружба. К приезду Гогена Винсент украсил его комнату в своём домике тремя «Подсолнухами» на голубом фоне и тремя на жёлтом. И даже подарил парочку Гогену. А Гоген, несмотря на гостеприимство старого друга, рисовал не Ван Гога, а себя и одного молодого и о-очень симпатичного французского художника (Эмиля Бернара), а тот в ответ (находясь в Париже) аналогичную версию уже с собой и Гогеном (эти картины можно увидеть на стене, где собраны полотна Гогена). Потом, недолго погостив, внезапно собрался уезжать. В результате этого Винсент и отхватил себе мочку уха.
    Особенно пронзительно трогательна картина «Almond Blossom» (Цветущий миндаль), которую он написал, услышав от своего любимого брата Тео, радостное известие о рождении его сына (единственного племянника Ван Гога). На нежно-голубом фоне расцвели нежными весенними цветами ветки миндаля. Эту картину в семье брата повесили на самое почётное место.
    Очень интересно: когда долго смотришь на знаменитые «Подсолнухи», то наполняешься какими-то тревожными флюидами, которые испускает странный жёлтый фон картины. И сам Ван Гог считал, что «не у каждого достанет душевного жара, чтобы выплавить эти оттенки золотого цвета и тона самих подсолнухов».
    В Музее на 2-м этаже – Ван Гог, на 3-м 4-м – современная графика и музейные компьютеры. Кстати, освещение картин Ван Гога, специально выстроено так, что сначала оно тусклое и как бы подчеркивает мрачные цвета живописи того периода, потом светлее, а в завершении, его французские и последние, безумно-насыщенные красками картины освещены очень ярко.
    Внизу на первом отличные картины Леона Лермитта и Лоренса Тадемы (имена их могут вам ни о чём не говорить, но картины их сразу вспомните, особенно натюрморт с зайцем). Также внизу находится музейный магазин. В нём очень грамотно организована торговля Ван Гогом, даже чересчур правильно. Я понимаю ещё покупать репродукции его картин, книги, открытки, но зонтики с цветущим миндалём и полотенца со жнецом на пшеничном поле… нет, нет, увольте. Странно, что не продаются трусы с автопортретом бедного Винсента.
    Практически каждый турист на память о посещении музея покупает репродукции. Они разного формата и отличного качества. Их упаковывают в специальные длинные треугольные тубы с ручкой (синие из Музея Ван Гога, красно-бежевые из Рийксмузея). С ними в руках слоняются по городу многочисленные туристы и особенна велика их концентрация в ручной клади в аэропорту. Везут их практически все.

    Продолжение следует.

    (с) http://www.pamsik.ru – здесь размещены другие наши рассказы и фото.
    http://pamsik.livejournal.com - новые фотографии из путешествий
    При использовании наших текстов – гиперссылка на сайт и указание имя автора – НатА – обязательны.

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    6 фото
    dots

    Дешёвый перелёт по направлению Амстердам
    сообщить модератору
      Наверх