Архангельская область

Архангельская область

LAT
Я здесь был
Хочу посетить

237 заметок,  97 советов по 71 объекту,  5 435 фотографий

помощь Подписаться на новые материалы этого направления
Вики-код направления: помощь
Топ авторов Архангельской области помощь
Все авторы направления
Danila85
помощь
в друзья
в контакты
С нами с 9 июн 2010

Путешествие по Архангельской области в 2010 - часть 2.

 
14 марта 2011 года 1691

БОЛОТНЫЙ КРАЙ. Дорога, по которой мы ехали гордо именуется трассой Р1. По трассе Р352 Екатеринбург — Серов можно вваливать 150 км/ч, например. Но про Р1 в вики даны исчерпывающие комментарии - "дорога в одну полосу с бродами и огромными ямами, заполненными водой. Автомобилям с неполным приводом лучше ехать в объезд. Но и для полноприводных могут быть проблемы. Дорога около 45 км проходит в лесах и болотах, местность полностью нежилая. Машины ездят очень редко."
Машину без полного привода мы видели лишь однажды, и то она ехала в компании. Гати, броды после сухого лета. Не уверен, что в распутицу тут ходит что-то меньше шишиги, и уж точно никто не поедет одной неподготовленной машиной.

Мост из ЖД шпал. Надёжный

Автор: Danila85

Мост из ЖД шпал. Надёжный, хоть и смотрится необычно.

Вокруг - красота неописуемая. Тихие, почти стоячие речки, деревянные мостики, буйная зелень и полная тишина.

А вокруг красота болотная

Автор: Danila85

А вокруг красота болотная.

Тихие, почти стоячие речк

Автор: Danila85

Тихие, почти стоячие речки.

В итоге, трасса Р1 оказалось самым тяжёлым участком (даже не могу сказать дороги) за всю поездку. После очередной лужи-брода начала тускло светить лампочка генератора. То есть его отсутствия. Что после такого количества купаний неудивительно. Однако время шло, а гаснуть она не хотела. После остановки, чтобы посмотреть не провис ли ремень, глушения и запуска двигателя лампа загорелась в полную силу - мы остались без генератора...
Что ж, выключаю навигацию, музыку, свет. Да и массу скидываю, на всякий случай, чтобы не остаться совсем неподвижными.
До дороги всего-то 40 км, но мы ехали их около 6 часов. Пешком с аккумом вообще не вариант.

Что делать, что делать? "Ужинать, спать, завтракать!" - повторил я великое, и мы занялись бытовухой. С обеих сторон дороги болота, выбор места для стоянки очевиден и единственен - широкая гать. С помощью горелки удалось развести костёр из "запасных" досок от гати - этого добра полно, а других дров на болоте не найти. С прискорбием обнаруживаю, что из четырёх банок пива три оказались пробиты. Пока ужинали, к костру вышел заяц, совсем нас не боявшийся.
Обсудили, что вероятнее всего лопнули диоды от перепада температур , значительно менее вероятно умер регулятор напряжения. В общем, надо снимать генератор и пытаться чинить. Но это всё завтра, завтра... Повеселились, представив рядом с собой пару истеричных барышень, закатывающих скандал типа "вы нас завезли в болота и теперь мы все умрём, а-а-а!!1".

В этом болоте у самого кр

Автор: Danila85

В этом болоте у самого края уходишь в воду по пояс.

Уже когда улеглись спать, послышался мотор приближающейся машины. Мужик, местный, сильно удивился увидев нас ("про эту дорогу и местные-то не все знают"), расспросил про проблемы, сказал, что впереди, за границей областей всё-таки есть какая-то жизнь, оставил номер телефона родственников, живущих где-то впереди и пожелал удачи.
Спалось прекрасно, "Ужинать, спать, завтракать!" - великая идеология.

Итак, с вечера мы остались в болотах без генератора. Утром выяснилось, что генер не заработал, и, что более интересно, диоды оказались целыми (а вечером мы уже думали как подсоединять выносной диодный мост). Щётки бы уже давно просохли. Странно, но наверное регулятор напряжения. Ну уж его мы приделаем любой. Краткий реввоенсовет решил, что ехать назад глупо и прорываться надо вперёд, но не к точке назначения, а к жилью.
Но через сто метров после начала движения генератор, который не стали снимать, заработал. Испугавшись предполагаемых методов колхозного ремонта, ага. На самом деле, похоже что коллектор забился грязью и не мог очиститься, пока был сырой. Заодно возник вопрос, почему на такие тачки не ставят бесщёточные генераторы - они не дороже, не тяжелее обычных и выпускаются в автомобильном форм-факторе для некоторых дизелей (хотя сейчас понятно - они не рассчитаны на сильные изменения оборотов на бензинке).

Свернув с "трассы" на старую бетонку мы стали верно приближаться к основной точке назначения...

ЕРЦЕВСКАЯ ЖД.
Hа крайнем юге Архангельской области, на ж/д Архангельск - Москва есть станция Ерцево. От неё уходит на запад не обозначенная в схемах ж/д ветка. Она принадлежит организации со звучным названием "Учреждение Почтовый ящик 233".
Проехать здесь можно без специального разрешения, ныне она перестала быть закрытой зоной.

Ерцевская железная дорога с момента своего зарождения и до настоящего времени находится в ведении учреждений пенитенциарной системы. Её ранняя история неотделима от истории Каргопольского исправительно-трудового лагеря («Каргопольлага»).

В 1937 году на месте нынешнего посёлка Ерцево появилась первая «зона».
Эта местность быстро стала лагерным районом. Протяжённость линий Ерцевской железной дороги возрастала год за годом. От главной магистрали отходили ветки, ведущие в глубину лесных массивов. Вдоль магистрали и на ветках строились лагерные пункты, вблизи которых заключённые производили заготовку леса. Ерцевское отделение тогда включало 17 лагпунктов.

Деловая древесина, заготовленная в «Каргопольлаге», расходилась по всей европейской части СССР. В военное время, когда был захвачен Донбасс, отсюда поступали дрова в Москву. Для погрузки леса на железную дорогу где-то прокладывались ширококолейные «усы», где-то лес подвозился по небольшим линиям узкой колеи.

По данным на 1970-е годы, больше всего осуждённых содержалось в Совзе — там их было около двух тысяч (в Ерцево тогда же насчитывалось лишь 1500 «арестантов»). «Контингент» колонии особого режима в посёлке Ширбово насчитывал около 1000 человек. В других колониях было по несколько сотен осуждённых.
Пассажирские поезда в лучшие годы ежедневно курсировали на участке Ерцево — Совза. Проезд по линии «посторонних лиц» был запрещён. В пассажирских поездах проверяли документы, требовался специальный пропуск, выдававшийся администрацией «Учреждения П-233».

В целом, все перемены, происходившие в стране на протяжении второй половины ХХ века, в наименьшей степени затрагивали эту местность. Здесь всё оставалось таким же: лагеря, оторванность от внешнего мира, древние вагоны, скрипящие по рельсам довоенных времён.

На улице Центральной нас

Автор: Danila85

На улице Центральной нас встречает пост ДПС.

В начале 2000-х было принято решение закрыть обе зоны в Совзе.
Потом, несмотря на многочисленные протесты населения, была разобрана железнодорожная ветка - нужно отметить, что автомобильных дорог здесь нет и ЖД было единственным путём сообщения.
На данный момент пос. Совза полностью заброшен. Много частных домов разной степени сохранности, двухэтажные бараки, некоторые обрушены. Увы, но за последние годы посёлок был разрушен. По состоянию на 2003 год работала четырёхпутная станция, стояли старые вагоны, пара моторис, семафоры. Сейчас мы не нашли даже остатков этого.
К 2008 году колония была брошена, причём в спешке - сохранились все здания колонии, периметр, брошенные документы, журналы приказов, заявления, контрольно-розыскные карточки, мебель. На данный момент колония раскатана в мелкую щепу. Для чего это было сделано - непонятно, обслуживающий "гражданский" посёлок не тронут. Сохранились остатки забора и пара случайно непорушенных бараков. Один дальний - со следами быта. Жаль, что от наиболее интересного места ничего не осталось. Выдвигаемся в сторону Ерцево, по ЖД насыпи.

На данный момент пос. Сов

Автор: Danila85

На данный момент пос. Совза полностью заброшен. Много частных домов разной степени сохранности, двухэтажные бараки, некоторые обрушены.

КПП посёлка. Табличка гов

Автор: Danila85

КПП посёлка. Табличка говорит, что въезд возможен по пропускам, и торговля алкоголем возможна только по согласованию с администрацией Ерцево.

ПА-А-А ТУНДРЕ, ПА-А ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ... Вдоль насыпи бесконечные болота. Знали где зоны строить.
Провода со столбов не сняты, но к ним и не подобраться - болота глубокие и по пояс уходишь сразу же у края, а плыть не получится. Вот что такое "непроходимые болота". Из под колёс регулярно вылетает разная дичь, некоторая и машины не боится. Странно, но видимо охотятся тут редко. У двух крупных рек здесь встречаются рыбачьи посёлки, необозначенные на картах. Говорят, рыбы тут полно. Как ни странно, но народ не бедствует - ездит на новых нивах и шнивах, использует импортные лодочные моторы, бензопилы.

Из под колёс регулярно вы

Автор: Danila85

Из под колёс регулярно вылетает разная дичь, некоторая и машины не боится. Странно, но видимо охотятся тут редко.

У двух крупных рек здесь

Автор: Danila85

У двух крупных рек здесь встречаются рыбачьи посёлки, необозначенные на картах. Говорят, рыбы тут полно. Через километр эта речка впадает в 48-километровое озеро Воже.

Дорога по насыпи проезжа, но со временем сильно выматывает. Устаю и сажаю за руль Коршуна, который скоро засаживает машину в луже. "Ох!.." - говорю я открывая дверь и оценив глубину лезу за забродниками. Машина сидит крепко, пытаясь вытащить её джеком только выкорчевали пару деревьев и кустов. В итоге, используя куски шпал, всё-таки вылезли вперёд (хотя изначально собирались назад). С одной стороны, хорошо, что не надо штурмовать засаду второй раз, а с другой остался неразрешённым спор о том, проехал бы я по шпалам с другой стороны или бы свалился и сел ещё крепче.
Нафиг, сажусь за руль сам. Тем более, что чуть-чуть осталось, а я отдохнул. Доезжаем до поворота на Боровое (станция-колония чуть в стороне), проезжаем чуть вперёд и тут уже я совершаю прекрасный отжиг - пытаюсь съехать чуть в сторону, чтобы осветить и посмотреть место, которое мне показалось съездом. С железнодорожной насыпи в болотах, ага. К счастью выехали легко, но то, что съезжать с ЖД насыпи - идея глупая я запомнил надолго.
Эти два случая и то, что под нами разъехалась гать из шпал были единственными проблемами с застреваниями за всю поездку.

Дорога, с одной стороны, не зарастает и вообще по ней явно изредка проезжают, с другой совершенно непонятно кто и зачем. Как часто ездят - раз в неделю или раз в месяц не угадать. Встаём на ночёвку прямо на насыпи, надеясь, что за ночь никто проехать не захочет.

Утром быстро собираемся, грузимся, "ключ на старт", и...ничего. Стартер не крутится, а сигналка беспорядочно щёлкает релюхами. Вынули и разобрали блок сигналки, поняли, что устроена она примитивно и мы сможем её запустить в любом случае (одна из самых популярных сигналок, если что), но она одумалась и перестала глючить.

В Боровом смотреть оказалось нечего. Густо заросший брошенный посёлок, с сохранившейся вышки местоположение колонии даже не угадывается. Теперь - прямиком до Ерцево.

По пути нам встретилась живая колония-поселение. Надпись на воротах: "Каждый сотрудник ИК-23 воспитатель и контролёр".
В поисках совершенно неочевидной дороги останавливаемся возле одного из домов в посёлке напротив колонии, возле дома трое пацанов починяют забор. Общаться с ними начал Коршун, я подошёл минутой позже, сразу оценил некоторую "негражданственность" пацанов и застал лишь окончание диалога:
- Ни хрена себе вы проехали! Сами-то откуда?
- Из Москвы.
- Катаетесь?
- Ну типа того...
- Прикольно... Вы катаетесь - мы сидим.

Это "Вы катаетесь - мы сидим" однозначно стало фразой всей поездки.

На выезде из посёлка к нам прицепился местный капитан-вертухай, которому явно было скучно и очень хотело к кому-нибудь докопаться. В какой-то момент я осознал, что чем дольше мы с ним разговариваем, тем больше он пытается нам предъявить, и пока это не перешло в задержание я просто вдавил газ.

По пути нам встретилась ж

Автор: Danila85

По пути нам встретилась живая колония-поселение. Надпись на воротах: "Каждый сотрудник ИК-23 воспитатель и контролёр".

вики-код
помощь
Вики-код:

Дешёвый перелёт Архангельская область на SkyScanner.RU
сообщить модератору
    Наверх