Архыз

С нами с 18 окт 2010

Ущелье Кызгича

16 декабря 2010 года|| 4| 13943

Архыз - поселок, расположенный в горах Западного Кавказа на высоте 1550 м над уровнем моря. Здесь имеется разветвленная сеть ущелий с бурными речками, мощными водопадами, высокогорными озерами и белоснежными вершинами. Отсюда можно проложить десятки различных пешеходных маршрута по живописным долинам, альпийским лугам и высокогорным перевалам.

Каждый раз, будучи в Архызе, мы мечтали попасть в ущелье речки Кызгич. Но в советское время это было невозможно. Ущелье Кызгича было государственным заповедником, там разводили зубров, и был строгий пропускной режим. В 1995 году спрашиваться было не у кого. Мы просто прошли перевал Софийское седло (2640 м), спустились в ущелье Кызгыча и устроили дневку с баней в деревянной сторожке. А потом пошли вверх по речке. Как позже выяснилось, в эти дни егеря отмечали рождение сына у одного из коллег где-то внизу.

Ущелье Кызгыча действительно оказалось наполненным живностью. Часто на склонах мы видели небольшие стада коз и одиноких туров. На поляне с травой выше головы в 5-ти метрах от нас вскочил на ноги с лежки и убежал прочь олень. Но главное чудо ожидало нас у Чучхурских озер, где мы остановились на ночевку. К нашим палаткам подошло стадо коз. Их было не меньше 30, в том числе малые козлята. Мы спрятались в палатки, чтобы не спугнуть гостей, а они стали искать, что из съедобного в лагере плохо лежит. Больше всего гостям понравилась вяленая килька, а точнее головки и хвосты, которые остались после ужина. Интересно было видеть, как два козла бились смертным боем за право полизать камень, на котором недавно лежал хвостик от маленькой кильки.

Мы пытались ради забавы поймать одного из них, положив соленую рыбку и петлю из репшнура в 3-х метрах от палатки. Но когда ловушка сработала, козел так прыгнул, что я вывалился из палатки, а он, высвободившись из петли, был таков.

Затем мы перешли перевал Чучхур (2950 м) и остановились в верховьях речки Пшиш. Грибов было море. Мы выбирали только лучшие из лучших: белые и подосиновики, - и набрали их целую гору. Поход заканчивался, и мы рассчитывали заготовить грибов для дома на зиму.

Вечером к нам подошел пастух, пожаловался, что у него бычок хромает, и попросил оставить его до утра у наших палаток. Аргументация была простая: «Чтобы медведь не задрал бычка одного в лесу»! Веселенькое дело ночевать в лесу с приманкой для медведя?! Но пастух нас заверил, что медведи людей боятся, и бычок рядом с нами будет в безопасности.

Утром мы обнаружили, что эта неблагодарная рогатая скотина поела шляпки у всех наших грибов. Оказывается, что в грибах самое вкусное и питательное – это шляпки. И бычки едят только их.