Аюттхая

Аюттхая

LAT
  • 14.35238N, 100.56473E
  • Я здесь был
    Хочу посетить

    76 заметок,  23 совета по 19 объектам,  2 939 фотографий

    помощь Подписаться на новые материалы этого направления
    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов Аюттхаи помощь
    Все авторы направления
    5
    shanin
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 4 июн 2009

    Мир без виз — 346. Буддистские храмы и ступы в Аюттхае

     
    24 ноября 2011 года 28555

    Эта заметка является частью дневника «Индокитай без виз. Путем древних.»

    Старый город в Аюттхае сейчас выглядит как пораженный кариесом зуб — современные здания теснятся на окраинах, а в центре — пустота, в которой только кое-где попадаются полуразрушенные ступы. Вообще, именно своими неестественными пустотами руины древних азиатских городов отличаются от более привычных нам руин древней Греции или Рима. Дело в том, что в Азии только культовые сооружения строили из камня, а все остальное — включая и величественные многоэтажные королевские дворцы — из дерева (в Европе и обычные дома, и бани, и библиотеки тоже строили из камня). Конечно, все, что строили из дерева, до наших дней не сохранилось. Вот и торчат руины величественных храмов, окруженные пустотой. И только с помощью сильного и хорошо развитого вообьражения можно представить, как на этом пустом пространстве когда-то теснились домики, базары и лавки. Хотя, общее представление можно получить и в современных азиатских городах, где все монастыри и храмы облеплены торговыми точками и жилыми домами.
    В конце XVII века в городе, где тогда жило свыше миллиона человек, насчитывалось около 1700 храмов и более 4000 статуй Будды. В Аюттхае даже сформировался свой стиль архитектуры и скульптуры, каторый так и называют - «стиль Аюттхаи». Он характеризуется большим разнообразием, многочисленными украшениями и вообще «архитектурными излишествами» по сравнению с более спартанскими стилями У Тхонг (стиль, распространеенный в центральной части Таиланда) и Сукхотай (стиль древней столицы Сиама — Сукхотай).

    Руины — памятник ЮНЕСКО

    От древней Аюттхаи до наших дней дошло только около 50 храмовых комплексов, от которых сохранились полуразрушенные ступы, кирпичные стены и статуи Будды (как правило, без голов — вандалы постарались). В последние годы идет активный процесс реконструкции и восстановления буквально с нуля древних монастырей и храмов. В меру сил и способностей (и под контролем со стороны ЮНЕСКО) их стараются воссоздать примерно в том же виде, в каком они и были построены. И сейчас Аюттхая — вероятно, самое лучшее место, в котором можно понакомиться с классической и современной буддистской архитектурой и скульптурой.

    Буддистская архитектура

    Строго говоря, буддистские сакральные сооружения не совсем верно называть храмами. В русской дореволюционной литературе, например, использовался термин кумирня (место, где язычники поклоняются идолам-кумирам). Однако сейчас принято описывать архитектурные сооружения и обряды буддистов в традиционных для христианства церковно-религиозных терминах. Хотя нужно иметь в виду, что буддистский ват отличается от христианского монастыря, а буддистский храм — от христианской церкви.

    Ступы

    Основное культовое сооружение буддистов – ступа. Первые ступы появились еще в Древней Индии. В период дождей насыпанные над захоронениями курганы размывались. Чтобы защитить их от смывания, курганы стали обкладывать камнем, делали фундаменты и постаменты. На вершине помещали реликварий кубической формы (хармика) и шпиль (яшти), увенчанный дисками-зонтиками (чхатра или тхи).
    Ступа имеет важное символическое значение. Она представляет собой модель Вселенной: классическая полусферическая форма символизирует гору Меру (по представлениям древних индийцев, центр мироздания); шпиль представляет собой мировую ось; квадратная платформа или ступенчатая терраса вокруг ступы символически приглашают верующего начать восхождение к божественной вершине. Зонтичное навершие – древний символ верховной власти.
    Классический пример древнейшей ступы можно увидеть, например, в Анурадхапуре — древней столице Шри-Ланки.

    Реставрация ступы

    Автор: shanin

    Реставрация ступы


    Ступа призвана выражать идею незавершенности мироздания, связанную с космологическими представлениями народов Востока, которые считают, что полная законченность возможна только тогда, когда наступит конец света. Поэтому процесс строительства ступы постоянно продолжается. Ее достраивают, обкладывают новыми слоями кирпича или камня, увеличивают в размерах.
    Ступа четко ориентирована по сторонам света. Взойти на нее или на террасу, ее окружающую, как правило, можно с любой из четырех сторон. Однако самая священная и почитаемая лестница находится на востоке. Форма культового сооружения, внутри которого замурованы реликвии – священные тексты, части одежды, волосы или частицы останков Будды, – была заимствована из Индии многими народами, принявшими буддизм. В страны Индокитая буддизм пришел из Шри-Ланки. Поэтому именно шри-ланкийский (а не индийский) тип ступы – дагоба стал образцом для строителей вначале Мьянмы (Бирмы), а затем и Таиланда.
    В Сиаме (так раньше назывался Таиланд) сформировался свой тип ступы (близкий по форме к бирманскому) – чеди. Ступы-чеди имеют четко выраженную колоколообразную форму.
    Школьники у основания сту

    Автор: shanin

    Школьники у основания ступы


    В сиамской архитектуре заимствованный на Шри-Ланке квадратный в плане реликварий, расположенный под конусообразным шпилем, четко обозначает границу между основной частью ступы и шпилем. На шпиле чеди можно разглядеть «нанизанные» на него диски – это, как полагают ученые, ни что иное как видоизмененный зонтик.

    Храм-гора

    В Мьянме, Камбодже и Таиланде храмы строились наряду со ступами, и подчас по внешнему облику непросто отличить один тип построек от другого. Формально храм отличается от ступы наличием внутреннего помещения (целлы). Там обычно находится одно или несколько скульптурных изображений Будды.

    Будда в храме,  Ват Пхутх

    Автор: shanin

    Будда в храме, Ват Пхутхао Тхонг в Аюттхае


    В символической структуре храма также отражено представление о горе Меру – центре мироздания (по индуистской космологии, принятой и переработанной буддистами). С этой точки зрения внутреннне помещение храма со священным образом — это ни что иное, как символическое выражение спрятанной в недрах горы пещеры.

    Бюджет

    Виза. На 1 месяц въезд безвизовый.
    Валюта. 1 доллар США = 28.6 (в аэропорту) или 29.47 (в Бангкоке)
    Транспорт. Поезд «Сити трейн» из аэропорта до станции Пхая Тхай — 45 бат. Автобус в бангкоке — 7-12 бат (есть и бесплатные). Тук-тук от станции Пхая Тхай до Кхаосан Роад — 100 бат. Поезд из Бангкокак в Аюттхаю — 13 бат. Паром на реке Пасак в Аюттхае — 4 бата. Аренда велосипеда в Аюттхае — 40 бат.
    Ночлег. Гестхаус в Аюттхае — 180 бат.
    Еда. Нарезанные фрукты — 10-15 бат. Мангостин — 25 бат, Розовые яблоки — 40 бат. Пакект молока 0.2 л. - 9.5 бат. Вода 0.5 л. - 5-7 бат. 1.5 литра — 13-15 бат. Пиво Чанг 0.64 — 44 бата. Чистый рис — 20 бат. Рис с морепродуктами — 90 бат. Рис на желдорвокзале — 60 бат.
    Достопримечательности. Вход в ват Пхра Рам в Аюттхае — 50 бат.

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    24 фото
    dots

    Дешёвый перелёт по направлению Аюттхая
    сообщить модератору
      Наверх