помощь Подписаться на новые материалы автора
     
6
katetravel
помощь
в друзья
в контакты
С нами с 12 июл 2011

Пространные рассуждения о писательстве и писателях

 
3 августа 2012 года|| 3| 2746

Зайдя вчера в книжный магазин, я была удивлена представленным там ассортиментом книг, написанных по следам «Есть, молиться, любить» Элизабет Гилберт. Надо сказать, что описание итальяно-индийско-индонезийского путешествия произвело на меня в общем-то позитивное впечатление своей восхитительно легкой атмосферой странствий, попыткой построения жизни с чистого лица, философией сильной женщины и – что главное – неизбитостью сюжета.

И вот на полке возле известного романа уютно расположился целый выводок произведений, обложки которых выполнены в одном с ним дизайне. Как я узнала впоследствии, эти книги объединены в серию с названием, ставшим за несколько лет брендированным, – «Есть, молиться, любить». По моим данным, в цикл входят: Сьюзан Поулман «Золотое солнце Лигурии», Джефф Дайер «Влюбиться в Венеции, умереть в Варанаси», Виктория Косфорд «Amore & Amaretti» (об Италии), Кармен Майкл «Танго в стране карнавала» (о бразильском Рио-де-Жанейро), Карин Мюллер «Вкус листьев коки» (о путешествии в сердце древней империи инков), «Мутные воды Меконга» (о Вьетнаме), «Год в поисках «Ва». История одной неудавшейся попытки стать настоящей японкой», Тамалин Даллал «Глазами любопытной кошки» (о большом азиатском путешествии), Троост Дж.Маартен «Брачные игры каннибалов».

Конечно же, сюжет всех вышеперечисленных книг сводится к тому, что жила-поживала героиня (герой, семья с детьми или без оных), и вдруг решили они изменить свои жизни, для чего срочно отбыли в Европу (почему-то исключительно в Италию), или же в Азию, где они постигнут смысл бытия, изменят существующую систему ценностей, встретят новую любовь или научатся ценить старую (нужное подчеркнуть). Обогатила эту серию и сама ее, так сказать, основательница, Элизабет Гилберт, которая, помимо вышедшей довольно давно «Самой лучшей жены», разродилась двумя романами — «Последний романтик» — об американце, бросившем все блага цивилизации и переселившемся в Аппалачи и «Крепкие мужчины» — о нелегком труде омародобытчиков и любви, разгорающейся на затерянном где-то посередине моря-океана острове.

Как бы понимаете, ни о какой индивидуальности и аутентичности речь уже не идет – авторы во главе с самой Элизабет идут гуськом по протоптанной тропе, до боли напоминая истории о Тане Гроттер, вышедшие из-под пера Дмитрия Емца, и многочисленных последователей Дена Брауна, который, по слухам, в свою очередь также является чьим-то преемником.

Нет-нет, вы не подумайте, я ни в коем случае никого не осуждаю – хлеба и славы хочется всем. Уважаемый мной Андрон Кончаловский, например, в одном из своих интервью высказал мысль о том, что все, что можно было написать-рассказать-создать в мире искусства, уже написано-рассказано-создано и все, что остается нам – это повторение или компиляция. А Михаил Шишкин в романе «Венерин волос» написал, что смертные по своей природе люди менее важны, чем истории: «мы только варежки и нас надевают зимой истории, чтобы согреться на морозе». Сюжетов не так уж и много (всего четыре, если верить Борхесу), а писателей – легион. И что же остается? Брать архетипичную модель поведения и, поменяв имена, направления и даты, бодро зашагать в издательство.

Разглядывая проблему под данным углом зрения, всех можно понять. Вот я, например, отошедшая от современной прозы и ушедшая черпать эту самую архетипичность у писателей, живших на пару веков раньше меня, вас и Элизабет Гилберт, тем не менее, решила в ближайшее время прочитать «Мутные воды Меконга» Карин Мюллер. Почему именно ее, а не любую другую? Признаюсь, ее биография, найденная на просторах Интернета, впечатлила меня до такой степени, что я потеснила стоящих в очереди Эмиля Золю, Вирджинию Вульф и Стендаля, втиснув туда госпожу Мюллер. Только представьте, она и писатель, и режиссер, и фотограф, и путешественница, и журналист, публикующийся в Национальном Географическом журнале и журнале «Traveler», и эксперт лекций по Японии в Национальном Географическом Сообществе… В общем, мой идеал и, возможно, даже жизненная метацель. По моему мнению, тему путешествий она может раскрыть уж точно не хуже самой Гилберт.

Из оставшихся вышеозначенных авторов выделяется разве что Джефф Дайер – известный британский писатель, журналист, критик, философ, эстет, интеллектуал и лауреат всевозможных премий, одну из которых — премию им. П. Г. Вудхауса – он получил как раз за роман «Влюбиться в Венеции, умереть в Варанси», которое было признано лучшим юмористическим произведением 2009 года. Так что, как вы понимаете, не рекомендовать его к прочтению было бы, по меньшей мере, глупо. Про прочих представителей серии Всемирная паутина застенчиво молчит, выдавая информацию только о Тамалин Даллал, известнейшей в мире исполнительнице танца живота. Я, конечно, понимаю, что талантливый человек талантлив во всем… Но не до такой же степени.

Если честно, все эти размышления вскрыли одну идею фикс, прочно вытесненную моим Супер-Эго в глубокое подсознание: раз никто не стесняется быть неоригинальным, может, и мне тоже попытаться стать одной из сонма «великих»? Ведь за попытку, как известно, денег не берут и даже иногда говорят «спасибо». Останавливают смущение, отсутствие яркого запоминающегося и искрометного стиля и присущая многим из нас боязнь быть осмеянными. Помните, как забавно описывал такие ситуации Михаил Идов в романе «Кофемолка», главный герой котрого работал рецензентом, специализирующимся на молодых авторах?

Словом, вот к каким глубинным переживаниям и (само)исследованиям привел меня банальный поход в книжный. Наверно, в этом частично виноваты высокие технологии – если раньше я была там частым гостем и узнавала о последних тенденциях путем простой визуализации, то с появлением электронных книг острая необходимость в визитах отпала. Отсюда напрашивается простой, как и вся моя статья, вывод : прогресс прогрессом, а книжных магазинов с их непередаваемой волшебной аурой еще никто не отменял. Ходите в книжные, товарищи!

вики-код
помощь
Вики-код:

Дешёвый ✈️ по направлению
сообщить модератору
    Наверх