Бахчисарай

Бахчисарай

LAT
  • 44.75307N, 33.85883E
  • Я здесь был
    Хочу посетить

    78 заметок,  16 советов по 11 объектам,  2 650 фотографий

    помощь Подписаться на новые материалы этого направления
    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов Бахчисарая помощь
    Все авторы направления
    4
    maklai
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 8 июн 2011

    Бахчисарайские впечатления

     
    27 августа 2011 года 22954

    Эта заметка является частью дневника «Крымский калейдоскоп»

    Бахчисарай — в переводе "дворец в саду" являлся бывшей резиденцией ханов Гиреев, правивших Крымским ханством весь период его существования, то есть более 350 лет — с 1420 по 1783 г. После присоединения Крыма к России – Бахчисарай превратился в заштатный городок Симферопольского уезда, а ныне – это центр большого сельскохозяйственного района.
    Главная достопримечательность этого города – Ханский дворец.

    Автор: maklai


    Он был построен как родовая резиденция династии Гираев — правителей Крымского ханства. На протяжении двух с половиной столетий (с 1530-х до 1783 г.). Бахчисарайский Дворец служил центром политической, духовной и культурной жизни государства крымских татар.
    Ханский дворец — это национальная святыня крымско-татарского народа. Занимает он видное место и в мировой литературной традиции. Бахчисарайский Ханский дворец является памятником истории и культуры общемирового значения, что нашло признание в начавшейся недавно процедуре включения Дворца в Список Всемирного Наследия UNESCO.

    Автор: maklai


    Ханский дворец первоначально находился в долине Атлама-Дере. Однако со временем долина стала тесной для ханского двора, войска, челяди. Поэтому резиденция правителя была перенесена из ущелья на открытый берег речки Чурук-Су.
    Сын Менгли-Гирея Адиль-Сахиб-Гирей (правивший в 1532—1551 гг.) — первый хан, при котором упоминается Бахчисарай как местопребывание правителя. При этом хане и был заложен новый дворец, строительство которого продолжалось приблизительно до 1551г.. Площадь, ныне занимаемая дворцом, составляет более четырех гектаров, но во времена Адиль-Сахиб -Гирея она была больше.
    Я видел Ханский дворец, понятно, только на фотографиях. Более того, от кого-то слышал нелестные отзывы о нём. Увиденное полностью опровергло негативное представление об этом, действительно, интереснейшем, колоритном сооружении.

    Автор: maklai

    Автор: maklai

    Это ещё один крымский пёс

    Автор: maklai

    Это ещё один крымский пёс-бахчисарайский. Отдыхает. У него сиеста.


    Ну а сейчас вашему вниманию будет предоставлен знаменитый Фонтан слез (Сельсе-биль). Этот, считающийся уникальным, памятник архитектуры создан Омером в память рано умершей любимой жены Крым-Гирея – Диляре. Он стал поэтическим образом, символом живой человеческой скорби, воплощенной в холодном камне. Надпись на фонтане восхваляет строителя, который "тонкостью ума нашел воду и устроил прекрасный фонтан". Дата постройки — 1764 год. Бахчисарайский фонтан, как известно, воспел и «наше всё» — А.С.Пушкин в своей одноимённой поэме. Итак, барабанная дробь…

    Автор: maklai


    «И это всё!»- скажете вы. «Всё»,- отвечу я. Да, и меня не поразил, но великий поэт вдохновился, значит, чего-то мы с вами не допонимаем.
    Уже на подходе к Бахчисарайскому дворцу любого туриста начнут настоятельно приглашать отведать изыски татарской кухни в местных многочисленных кафе. Нам понравилось одно из них, прежде всего за его название: «В гостях у хана». Что ж, подумали мы, зайдём в гости, раз зовут. Накормили здесь нас славно греческим салатом, фирменными рёбрышками по-хански и сладкой пахломой к чаю. Разговорились с радушной хозяйкой и узнали от неё о том, что можно устроиться на ночлег совсем рядом за символическую цену (50 гривен с человека).
    Что ж, недурственно! Берём на заметку. Узнав от нас, что мы намерены ещё посетить Успенский монастырь, любезная хозяйка вызвалась сама «притормозить» проходящую рядом маршрутку и, заодно, пригласила вечером ещё разок посетить её заведение.
    Маршрутная «Газель» мигом доставила нас до пешеходной дороги, ведущей в монастырь. С первых шагов рот не закрывается от восторга от вида гор самых причудливых форм, лесных зарослей уже поспевающего кизила, других кустарников и деревьев.

    Автор: maklai

    Автор: maklai


    Ну, вот и добрались. Показались первые строения Свято-Успенского мужского монастыря.

    Автор: maklai


    Успенский монастырь — один их старейших в Крыму. Его называют Русским Афоном. Предполагается, что он был основан в конце VIII -начале IX в., когда в Крыму появились иконопочитатели — монахи и миряне, бежавшие сюда от преследований иконоборцев Византии после церковного Собора 754 г. Тут они селились в горах, создавая пещерные монастыри, одним из которых и был Свято-Успенский. После захвата полуострова золотоордынцами многие монастыри прекратили свое существование. Успенский сохранился и с XVв. стал центром православия в Крыму.
    Просуществовал он до 1778 г., когда из Крыма в Приазовье русским правительством была переселена основная масса христианского населения и монастырь опустел. С 1850 г. началось постепенное возрождение крымских христианских монастырей; после реставрации был открыт и православный Успенский скит. Во время Крымской войны в нем располагался госпиталь, на старинном монастырском кладбище есть захоронения умерших здесь участников Севастопольской обороны.
    Успенский Бахчисарайский скит понемногу отстраивался, и к началу XX в. представлял собой уже значительный комплекс, состоявший из пяти церквей, часовен и многих монастырских зданий. Однако в 1921 г. монастырь большевиками был закрыт, вновь постепенно пришел в полное запустение, стал разрушаться. В последние годы главная церковь монастыря во имя Успения Богородицы была частично реставрирована, а в 1993 г. здесь открыт мужской монастырь. К настоящему времени сохранились немногие монастырские постройки. Правда, сейчас здесь ведётся довольно интенсивное строительство, в основном усилиями самих монахов.

    Автор: maklai


    Поднявшись по лестнице, ведущей к колокольне, мы присоединились к группе людей, которые слушали рассказ необычного экскурсовода — монаха Успенского монастыря. Должен признаться, я не долюбливаю нашу православную церковную братию. Моя прошлогодняя, по меткому выражению одного из дромовцев, паломническая поездка только укрепила меня в этом отношении.
    Мне кажется, что сегодняшние служители культа оторвались от людей, превратились в особую касту, а церковь, в целом, слишком коммерциолизировалась, превратилась в своём роде в государство в государстве. Правда, нашего патриарха Кирилла очень уважаю.
    Что касается рассказа монаха, то он меня поразил своей непринуждённостью, не суетностью. Глаза, жесты, разговор этого человека буквально изливали на всех присутствующих неподдельную приязнь, внимание к людям, к их вопросам.
    Монах (к сожалению, имя его я не услышал) рассказал об истории монастыря. Её я изложил выше. Поведал нам о распорядке жизни братьев, их занятиях, «процедуре» принятия монашеского статуса. Затем он ответил на все вопросы собравшихся. Характерно, что никто из них не разошелся и тогда, когда монах предложил зайти в церковь к чудотворной иконе Богоматери и помолиться. Перед этим он напомнил людям, как следует молиться и что символизирует молитва.
    Я, разумеется, знал, что три соединённые перста, при осенении себя крестом, символизируют триединство Бога, а вот то, что прижатые к ладони мизинец и безымянный палец означают соединение человеческой и божественной сущности Христа, я (думаю, и большинство других людей) не знал.
    Помолившись у иконы Богоматери («Всецарицы») и набрав воды внизу, из освящённого монахами родника, мы пошли дальше по тропе, которая становилась всё более ухабистой, по направлению к пещерному городу Чуфут-Кале.
    Окружающие на горы становятся ещё более фантастически красивыми.
    Вы где-нибудь видели такую типично украинскую избу с каменной крышей?!

    Автор: maklai

    Кажется, не священная.

    Автор: maklai

    Кажется, не священная.


    По пути попадается старое мусульманское кладбище.

    Автор: maklai


    А вот и врата в пещерный город.
    «Сим-Сим, откройся!» Сим-Сим открывается только за 40 гривен.

    Автор: maklai


    До сооружения Ханского дворца в Бахчисарае, Чуфут-Кале была резиденцией крымских ханов. Сама природа здесь подготовила неприступную строительную площадку, а человек возвел на ней город, усилив естественную защиту крепостными сооружениями.
    В XIII в. в крепости жили аланы, однако татарские войска Золотой Орды захватили крепость. Татары разместили здесь свой гарнизон и назвали его по-своему — Кырк-Ор ("Сорок укреплений"). По достоинству оценив крепость, первый крымский хан Хаджи-Гирей в XV в. превратил ее в свою укрепленную резиденцию, создав надежное убежище в период борьбы ханов с Золотой Ордой за самостоятельность.
    После переселения крымских ханов в новую столицу — Бахчисарай, — Кырк-Ор оставался цитаделью столицы и местом заточения знатных пленников.
    С середины XVII в. татары покидают Кырк-Ор; там остались жить только караимы. Татары считали их евреями, поэтому город с этих пор стали называть Чуфут-Кале, что в переводе означает "Еврейская крепость". И караимы прожили здесь еще более двух столетий. После включения Крыма в состав России караимы объявили себя ее приверженцами, и вскоре царское правительство предоставило караимам привилегии, в частности, разрешило присваивать им офицерские чины в армии. Теперь они могли жить на всей территории империи. С этого времени Чуфут-Кале стал пустеть. Жители покидали суровое плато и переселялись в Бахчисарай, Симферополь, Евпаторию. В конце ХIХ века с Чуфут-Кале ушли последние обитатели.
    В сам город мы не пошли (накатилась усталость), а вот окрестности сфотографировали.

    Автор: maklai

    Автор: maklai

    Автор: maklai

    Автор: maklai


    Как говорится, усталые, но довольные, мы возвратились в Бахчисарай, где устроились на ночлег у очень гостеприимного молодого человека по имени Марат.
    Пока жена принимала душ, я посудачил с тестем Марата, пожилым человеком (забыл его имя), который лет тридцать назад перебрался сюда из-под Ленинграда. Он, русский по национальности, и поэтому я спросил его о взаимоотношениях с крымско-татарским населением русских и украинцев. Ведь я был наслышан об определённых сложностях в межнациональных отношениях.
    На что он ответил, что никаких трений между простыми людьми не было, и нет. Да и его семья, где его дочь замужем за татарином (тем самым Маратом),- красноречивое подтверждение хороших межчеловеческих отношений. Причиной сложностей, по его мнению, была политика местных властей, которая ограничивала в правах татарское население. Но на сегодня, опять же, по его словам, эта проблема вроде бы решена. Ну, и слава Богу!
    Освежившись и немного отдохнув, мы спустились по лестнице к уже знакомой кафейне и провели там неплохо часа два. Вечером здесь играла «живая» музыка, а хозяйка предложила нам облачиться в красивые восточные халаты, что мы и сделали. Экзотика, так экзотика!

    Автор: maklai


    Правда, ужинать в них не совсем удобно.
    Кажется, всё на этот день! Отдыхаем.

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    19 фото
    dots

    Дешёвый перелёт Бахчисарай на SkyScanner.RU
    сообщить модератору
    • ksushasha
      помощь
      ksushasha
      в друзья
      в контакты
      С нами с 17 авг 2011
      25 ноя 2012, 18:54
      удалить
      Спасибо, интереснейшая заметка, узнала неожиданно много нового
    • maklai
      помощь
      maklai
      в друзья
      в контакты
      С нами с 8 июн 2011
      26 ноя 2012, 08:01
      удалить
      Спасибо и Вам за внимание.
    Наверх