Бахчисарай

Бахчисарай

LAT
  • 44.75307N, 33.85883E
  • Я здесь был
    Хочу посетить

    78 заметок,  16 советов по 11 объектам,  2 650 фотографий

    помощь Подписаться на новые материалы этого направления
    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов Бахчисарая помощь
    Все авторы направления
    2
    vinilium
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 7 мар 2010

    Эски-Кермен — "Старая Крепость"

     
    4 марта 2011 года 39742

    Крымские крипты.

    Поистине, археологические богатства крымской земли неисчерпаемы, и новые находки и открытия, расширяя и углубляя наши представления, вместе с тем порождают новые вопросы. Поэтому и приходится, говоря о важнейших вехах истории Крыма, нередко употреблять слова "вероятно", "предположительно": сама незавершенность наших сегодняшних представлений увлекает, зовет к новым поискам, сопоставлениям, дальнейшему изучению. Т.М.Фадеева

    Повсюду, куда бы ни обратились, чтобы узнать о происхождении или начале этих бесчисленных работ (внутрискальных сооружений Индии, Персии, Египта, Нубии, Греции, Италии и т.д. — Т.Ф.), повсюду молчит о них история, повсюду оказывается, что памятники эти гораздо древнее самой истории. Ф.Дюбуа де Монпере

    Для горных гряд этой части Крыма характерны полого понижающиеся северные и круто обрывающиеся южные склоны. Такой тип рельефа называют куэстой — косогором. Плотные известняки верхнего слоя куэсты образуют уступы-карнизы: наверху — известняково-нуммулитовый, который разрушается быстрее, под ним — известняково-мшанковый, более твердый. В процессе выветривания на склонах гряды образовались причудливые фигуры — грибообразные "сфинксы", пластинчатые "ребра", округленные вершины и гроты.
    Очень удивляет равномерность и подобие этих фигур. Над поселком "Красный Мак", например, они высятся словно зубцы огромной крепости.

    Автор: vinilium

    Отдельными островами высятся плосковерхие горы-останцы — водной эрозией они в прошлом были отрезаны от основной гряды.

    Автор: vinilium

    А вот как раз на этой огромной гряде, вдоль южных обрывов, и расположились цепочкой "пещерные города".

    Автор: vinilium

    Развалины эти так древни, что ни турки, ни татары, ни сами греки не знают названия их. Мартин Броневский

    Крипт Эски-Кермен занимает площадь 8,5 га и вытянут в длину на целый километр. Вообще, для того чтобы понятно объяснить его строение, проще сказать так. Это напоминает что-то вроде аэропорта: две широкие широкие ВПП, сходящиеся к северу и образующие треугольник с главной скалой-комплексом. Все так называемые храмы со смотровыми окошками и развитой инфраструктурой находятся на южной стороне, как бы "обслуживая" обе "полосы". А по обе стороны от этих "полос" в скалах натыканы ниши-пещеры, удобные для размещения чего угодно, будь то военные объекты или некое оборудование. (Надеюсь, понятно, что это не гипотезы, и даже не фантазии.)

    Я не буду останавливаться на исторических свидетельствах, потому как история Крыма очень обширна, и проще перечислить тех, кто не жил в этих криптах. К тому же все эти истории про феодорское княжество, татар и монахов кочуют с сайта на сайт и с путеводителя в путеводитель.

    Автор: vinilium

    Лучше просто приложу фотографий, и начнем с "северного дозорного комплекса".

    Автор: vinilium

    Вообще комплекс изначально определен как крепость военного назначения, ну знаете, все эти "осадные колодцы", "казематы", "бойницы". Не скажу что я спец в стратегии и тактике, но Эски-Кермен с точки зрения фортификационных сооружений выглядит, мягко говоря, не очень убедительно. Его элементарно запереть в блокаду по всему периметру и удерживать малыми силами, пока народ оттуда сам не полезет. Во-вторых, видите остатки башни на возвышенности с противоположной стороны Эски-Кермен? Вот еще фото.

    Автор: vinilium

    Называется она Кыз-Куле и это все, что осталось от крепости после пожара, уничтожившего ее предположительно на рубеже XIII-XIV вв. Но вот что интересно, цитирую (речь идет о строительстве этой крепости в X веке).

    Почему решили строить крепость на соседней возвышенности, а не в самом городе? Это нетрудно понять, если учесть топографию местности и расположение цитадели. Башня находится в месте наибольшего сужения скалистой возвышенности Тапшан в ее северной части, в точке соединения основного массива скалы с ее северным мысом. Поэтому доступ на плато мыса Кыз-Куле возможен только со стороны башни, где крепость запирает доступ на плато. Для создания укрепления здесь достаточно перегородить узкую часть плато на протяжении нескольких метров.

    Вот это больше похоже на военную стратегию, однако все укрепления Эски-Кермен находятся с противоположной южной стороны, где для тех же целей надо было перелопатить горы известняка и настроить кучу стен. Кстати, о стенах. Западный обрыв Эски-Кермен тянется строго с севера на юг и представляет собой довольно ровную отвесную стену.

    Автор: vinilium

    Западная "ВПП" :).

    Автор: vinilium

    Сверху вдоль всей гряды проходят тропинки мимо всех достопримечательностей, возле наиболее достойных даже стоят таблички. "Остатки жилых наземных построек", раскопки 1936-1937 годов.

    Автор: vinilium

    "Осадный колодец"

    Автор: vinilium

    И, наконец, те самые оборонительные сооружения в южной части Эски-Кермена.

    Автор: vinilium

    Автор: vinilium

    Работа проделана (если она была проделана в привычном понимании) огромная, даже с учетом того, что это известняк. Из скал просто вынимали породу, оставляя лишь стены, да и те не особо толстые. И все это только на самой южной оконечности Эски-Кермен.

    Автор: vinilium

    Комментировать не берусь, скажу лишь только что выглядит это все... ммм... технологично что ли.

    Автор: vinilium

    Автор: vinilium

    Даже лесенку вырубили там, где спокойно можно ходить и так, я проверял.

    Автор: vinilium

    Автор: vinilium

    А так это выглядит снизу.

    Автор: vinilium

    Тут для масштаба человечек сверху.

    Автор: vinilium

    Восточная "ВПП" :).

    Автор: vinilium

    Отдельного упоминания, с моей точки зрения, заслуживает "подъемная дорога". Снято с рук в сумерках, поэтому немного размазалось, прошу прощения.

    Автор: vinilium

    Точно такие же колеи древних дорог есть в Чуфут-Кале. Предполагается, что арбы с деревянными колесами, возившие много веков продукты, дрова и всевозможные товары, со временем "натоптали" такие вот глубокие колеи (до 30 см) в известняке. Меня, как человека технического склада ума, сразу же заинтересовали детали происхождения этих дорог (жаль, что все историки и археологи гуманитарии, а то бы их тоже, возможно, это заинтересовало). Не будем вдаваться в расчеты того, сколько телег должно проехать, чтобы выбить эти колеи, бог с ним. Хотя и странно что от колес известняк портился, а от копыт тягловых животных ни следа.

    Также имеются другие факты и умозаключения касательно дорог и пещерных городов вообще, но так как это не соответствует тематике сайта, интересующиеся могут ознакомиться с ними в моем блоге.

    На этом у меня все, в заключение немного информации о местонахождении и проживании. Эски-Кермен доступен из поселков "Красный Мак" (6 км) или "Залесное" (около 5 км), куда в свою очередь ходит транспорт из Бахчисарая. Территория является заповедником с платным входом (я с рюкзаком нагло пролез с 50% скидкой), и теоретически ставить палатки нельзя, хотя этот запрет явно все время нарушается. Чтобы не рисковать, в южной части, за посадками, есть специальное место для отдыха туристов — 10-20 гривен за палатку, включая душ, туалет и кухню (его легко определить сверху, там стоит единственный большой дом). Оттуда же есть прямой путь к Шулдану через, как говорят, красивое горное озеро и приветливых монахов. Лично я дошел до Эски-Кермена из "Красного Мака", а обратно вернулся через "Залесное". Встретил по пути группу из трех ослов с туристами сверху, из чего делаю вывод, что в "Залесном" доступна аренда этих милых животных.

    А это google-карта, на которую я накидал основные точки.

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    21 фото
    dots

    Дешёвый перелёт Бахчисарай на SkyScanner.RU
    сообщить модератору
      Наверх