• Около километра высокого забора по обе стороны от дороги, за которым справа шла стройка и проводились горные разработки, а слева — находились стоянки для катеров и судоремонтные мастерские.
  • Карта-схема подземных помещений по Военно-морскому комплексуБалаклава.
  • Начало водного канала.
  • Суххой док был способен принять две подводные лодки одновременно.
...
0
Карта-схема подземных помещений по Военно-морскому комплексуБалаклава. Балаклава, Россия
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

Карта-схема подземных помещений по Военно-морскому комплексу"Балаклава".

вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

    Балаклава

    Балаклава

    LAT
  • 44.50416N, 33.59825E
  • Я здесь был
    Было: 162
    Хочу посетить
    441

    49 материалов по 5 объектам,  1 174 фотографии

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
     
    Syamuka
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 22 дек 2009

    Совершенно не секретно. Часть 2. Опоздали.

     
    20 января 2010 года|| 4| 2953

    Есть в Балаклаве еще одно интересное место - это Военно-морской музейный комплекс "Балаклава" - бывший секретный стратегический "Объект №825ГТС" , уникальный подземный завод по ремонту и обслуживанию подводных лодок, построенный в период "холодной войны" и нарастания ядерной угрозы.

    О комплексе мы слышали еще раньше, а перед поездкой в Балаклаву вооружились подробной информацией. Оставалось только все посмотреть. Туда мы и направились после осмотра города. Решили идти к "Объекту" пешком, обходя бухту, так как он находится на другой стороне от центра Старого города. Эх! Знать бы дело! ...Но мы не знали...

    Пока мы вышагивали в поисках комплекса, поделюсь теперь уже совершенно не секретной информацией.

    Предыстория появления завода такова: после окончания Второй Мировой войны две сверх державы - СССР и США продолжали демонстрировать свою силу и мощь. Они наращивали ядерный потенциал и угрожали взаимным возмездием. Наступил период "холодной войны". Именно тогда Сталин отдал Берии (курировавшего в то время «ядерный проект») секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. Место искали несколько лет. В итоге поисков выбор пал на тихую Балаклаву. Город сразу засекретили. Балаклава как нельзя лучше подходила для этой цели. В узкой бухте, ширина которой всего 200-400 метров, никогда не бывает штормов, да и со стороны моря она не просматривается совсем.

    Сталин лично рассмотрел и завизировал проект строительства в бухте единственного в своём роде подземного завода по ремонту подводных лодок. Но... строительство затянулось. И только в 1957 году, уже после смерти Сталина, было создано строительное управление № 528 и в городе закипела круглосуточная работа в четыре смены.

    В 1961 году секретная база была сдана в эксплуатацию. Она получила название «Объект К-825» или «825 ГТС» (городская телефонная станция).

    "Объект" стал первой категорией устойчивости в противоатомном отношении. Он позволял в полном автономном режиме при ядерной атаке выдержать прямое попадание заряда в 100 килотонн, что равно пяти Хиросимам. Мог 3 года осуществлять ремонт подводных лодок и укрывать 3000 человек - все население тогдашней Балаклавы. Автономная подача воздуха, мощные дизель-генераторы, тепло и водомагистрали, подземные рельсовые пути - все это давало возможность полностью изолироваться от внешней среды. Здесь были оборудованы командные пункты, хлебопекарни, склады для хранения продуктов и горюче-смазочных материалов, госпиталь, жилье, столовые, кухни и даже ванны и душевые... С военной точки зрения "Объект №825 ГТС" представлял собой подземный водный канал с сухим доком, цехами для ремонта подводных лодок, складами для хранения торпедного и др. оружия.

    Из Балаклавской бухты подлодка, зайдя в начало канала своим ходом, после прохождения ботопорта, который потом всплывал, с помощью лебёдок и тросов перемещалась по каналу штольни. Двигатель должен был быть заглушен — вибрация разрушает стены. За вошедшей субмариной закрывались 120-тонные ворота из бетона10 х 10 м и 2 м толщиной, маскируя вход в штольню вместе с камуфляжными сетями, и лодка как бы исчезала в чреве скалы Таврос. Воду откачивали и приступали к ремонту. Интересным фактом является то, что после откачки воды рабочие были по колено в рыбе, которую тут же в штольне и коптили. Периодически появлявшийся над горой дымок знающему человеку говорил о том, что очередная советская лодка зашла на ремонт, но иностранные разведки об этом даже и не подозревали. После завершения всех работ по ремонту и вооружению, она выходила в полной боеготовности с другой стороны скалы прямо в открытое море, причём как в надводном положении, так и в подводном.
    На объекте К-825 круглосуточно трудилось до 400 человек, персонал считался отдельной воинской частью со спец. пропусками.

    При строительстве Объекта в горе Таврос было выработано более 200 000 кубометров скального грунта для устройства сквозного 500- метрового подземного морского канала и больших размеров штолен, где размещалось все выше перечисленное. Помещения, выдолбленные в скале, покрыты железобетоном толщиной 56 метров. Водный подземный канал мог вместить 7 подводных лодок. Его глубина - 8 метров, ширина - от 8 до 12 метров, высота арки над каналом - 18 метров. Общая площадь всех помещений завода составляет 5 100 квадратных метров, воды - 3 000 кв. метров. Строительство завода длилось с 1957 по 1961 годы.

    После завершения строительства, завод успешно работал, но после распада СССР его судьба резко изменилась. В 1994 году подземный комплекс был выведен из эксплуатации и после официального рассекречивания объекта с 1 июня 2003 года открыт для экскурсионного посещения .

    ...Мы обходили бухту очень долго в надежде увидеть что-нибудь интересненькое, но кроме промзоны ничего не было. Около километра высокого забора по обе стороны от дороги, за которым справа шла стройка и проводились горные разработки, а слева - находились стоянки для катеров и судоремонтные мастерские.

    Мы поспешали. Время было чуть больше четырех. Надо успеть...

    И вот мы уже подходим к площадке перед "Объектом". Справа на скале от былых времен остались памятные знаки... Когда-то на них отражалась вся мощь Черноморского флота.

    ...Было тихо и безлюдно... Билетная касса закрыта... Мостик перекрыт шлагбаумом. Еще не оценивая случившегося, мы несколько раз перечитывали вывеску на кассе: Музей работает до 16 часов.

    Вот так получилось... Обидно, конечно, но что поделаешь!? Я все-таки перешагнула через шлагбаум и сделала пару снимков...

    PS Признаться, я не хотела рассказывать об этом. Без фото "внутренностей" комплекса это казалось бы неполноценным.
    Но тут я нашла в интернете сайт "Памятники военной истории", который любезно делится фотографиями. Спасибо им. Фотографии сделаны в августе 2005 г.

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    4 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Балаклава
    сообщить модератору
      Наверх