Балаклава

Балаклава

LAT
  • 44.50416N, 33.59825E
  • Я здесь был
    Хочу посетить

    42 заметки,  5 советов по 5 объектам,  1 086 фотографий

    помощь Подписаться на новые материалы этого направления
    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов Балаклавы помощь
    Все авторы направления
    3
    Amacumara
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 1 июл 2010

    Завод по ремонту подводных лодок - "Объект 825ГТС"

     
    22 октября 2010 года 97023

    До сих пор слышно эхо холодной войны в горячей Балаклаве. Знал заранее зачем еду в Балаклаву, не мог пропустить мимо завод по ремонту подводных лодок. Нашел его в потертой и зашарпанной военными части города. Вышел из машины, натянул футболку, это все, что было из теплых вещей. Купил билет за 25 гривен и один пошел на экскурсию, мои попутчики отказались. На хвост экскурсии с гидом не прыгнул, хотя возможность была, интересно было ходить одному.

    Автор: Amacumara


    Музей-завод впечатляет размером сооружения. Строили на века подземный бункер, способный выдержать прямой ядерный удар, укрыли в недрах горы огромное количество техники. Завод был незаметный ни с суши, ни с воздуха, теперь есть незаметный музей, который выдает билетная касса. Военная мощь утилизированной страны заключена в ныне пустых штольнях.

    Театр начинается с вешалки, секретный завод с засова. С понтонного моста у входа видно гермозатвор - дверь, закрывающая тоннель.

    В первой зале стоят примеры механизмов, которыми выбирали тонны горной породы. Немного энциклопедических данных о заводе: «С военной точки зрения "Объект 825 ГТС" представлял собой комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цехами для ремонта, складами для хранения торпедного и иного вооружения. Комбинированный водный подземный канал мог вместить 7 подводных лодок и при необходимости ремонтировать их. Его глубина достигает 8 метров, ширина - от 8 до 12м, а высота арки канала - 18 метров. Общая площадь всех помещений и ходов завода - 5100 кв. м, водной поверхности под землей - 3 тыс. кв. м. Длина канала - 380 метров, длина дока - 110 метров.»

    Автор: Amacumara


    Недалеко от входа в коридоре лежит экспонат - торпеда. В другую сторону ведет тоннель с рельсами. Просто на этом заводе заряжали торпеды тротиловым или ядерным зарядом и грузили на подводные лодки. Там же расположились репродукции архивных фотографий.

    Автор: Amacumara


    После прямого коридора находится зала с экспонатами подводных мин и якорями. Завлекалово и остановка для экскурсовода, так как все самое вкусное дальше, за туннелем с изгибом.

    Автор: Amacumara


    Коридоры не случайно идут по дуге. Изгиб позволяет гасить взрывную волну в случае ядерного удара. Все, что за изогнутым туннелем условно можно считать убежищем. Завод имеет сложную структуру, несколько изгибов, разделенных дверями на сегменты.

    Автор: Amacumara


    Следующая зала находится перед причалами. Там установлен небольшой стенд с тематическим текстом о месте «Преддоковая площадка – начало производственных площадей завода. Площадка предназначалась для подвоза материалов, необходимых для ремонта подлодок. На ней располагались: большой расточной станок, стоянка электрокаров и спуск в сухой док.»

    Автор: Amacumara


    Слева находится сухой док. Выгородка в канале длиной 102 метра, шириной 10 м и глубиной 8 м. Перед постановкой док заполняли водой, загоняли лодку и снова осушали. После делали ремонт. Еще сухой док подсвечивался снизу. На лодку уходило около одного месяца.

    Автор: Amacumara


    Это сам тоннель. В нем звенящая тишина, иногда нарушаемая голосами и шагами посетителей музея. А еще с этого места в музее становится прохладней, появляется желание надеть вторую футболку. Если бы завод до сих пор был закрытым, режимным объектом, то место назвал бы жутким.

    Прогулялся в одну сторону тоннеля, потом в другую. Нашел пришвартованные лодки. Подумал, местные работники хранят, оказывается, есть экскурсия на лодке по тоннелю.

    Автор: Amacumara


    Писал ранее, что для России Балаклаву открыл Афанасий Никитин, когда побывал в турецкой крепости, поэтому у нас закрепилось название Балаклава, что в переводе «рыбный мешок». И то что происходило на заводе спустилось на уровень легенд. Когда осушали доки, рыбу со дна можно было лопатами грузить. Легенды на пустом месте не возникают.

    Автор: Amacumara


    Вот и подвел вам к выход в открытое море. Сейчас с этой стороны в Балаклаве находится пляж. Много гребцов заплывает в тоннель ради фана.

    Автор: Amacumara


    Асфальт, как везде в СССР, положили, но не успели выровнять. Когда катали тележки с материалами, интересно, сколько процентов дельного тонуло на кочках.

    После тоннеля прошел в следующую часть завода «Арсенал», прошел за ворота полуметровой толщины. Несколько таких дверей и шлюзы полностью изолировали бункер от внешнего мира, разделяли его на отдельные части. Огромные двери должны были принять на себя значительную часть ядерного удара. Если же взрыв разрушал ворота, то ударная волна гасилась хитроумно сделанными изгибами тоннеля, не доходя до следующих ворот. В «Арсенале» хранились ядерные боеголовки, обслуживались и собирались.

    Автор: Amacumara


    Тележка-вагонетка стоит на поворотном круге. На таких телегах вручную перевозили заряженные торпеды из арсенала на склад, в сухой док - для установки на подлодку. Тележки перемещали по таким же рельсам внутри арсенала, торпеды подвозили по частям и собирали.

    Автор: Amacumara


    Кстати, помещение арсенала и коридоры звукоизолирующие.

    Автор: Amacumara


    Так незаметно подошел к выходу. Откуда веяло тридцатиградусным теплом.

    Автор: Amacumara


    Свято место пусто не бывает, рядом с воротами музея что-то ломают и строят, наверное, гостиницу. А серый «секретный» бетон украшает как выход, так и вход.

    Автор: Amacumara

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    55 фото
    dots

    Дешёвый перелёт по направлению Балаклава
    сообщить модератору
      Наверх