Бали

galya
С нами с 1 мар 2009

Бали. Часть 2. Храмы, храмы, храмы…

11 ноября 2009 года|| 16| 110002

Вечером мы ходили знакомиться с местными ресторанами, выбор большой: местная кухня, китайская, европейская…Готовят вкусно. Цены доступные, всюду звучит живая балийская музыка. Всюду зазывают, много вообще совершенно пустых ресторанов. Мы по большей части ужинали «у немца». Это, действительно, немец, женившийся там на балийке и открывший свой ресторан. Кухня у него смешанная, народу много. Единственное, что не нравилось – всем русским он сразу предлагал бесплатную стопку водки…Вот не люблю я этого (не стопку – иногда весьма кстати, а такое заведомое отношение), ну да ладно, можно ведь не признаваться, кто ты. Но мы с ним успели поболтать….

Одним словом, кушать все «наши» предпочитали у него. Наверное, и в других ресторанах вкусно, но один раз (в поездке, а не в этом районе) во время ужина мы увидели крысу. После этого ресторан у немца стал обязателен.

Одними пляжными процедурами мы ограничиваться, конечно же, не собирались. И уже на следующий день, взяв такси (цены приемлемые, но нужно торговаться) мы отправились в храм Танах Лот.

Вскоре мы были на месте. Храм расположен всего в 27 километрах от Денпасара.
Открывшееся нам зрелище, без преувеличений, заслуживает кисти художника. Или хотя бы хорошего качественного фотоаппарата….

Храм Танах Лот построен на выступающем в море мысе, и при высоких приливах его окружает морская вода. Храм оказывается на острове, которого, кажется, отплывает все дальше в море.

Особенно впечатляет эта картина на закате солнца. Впрочем, моих способностей явно не хватает, чтобы описать все великолепие этой картины.

В храме Танах Лот поклоняются памяти индуистского святого Данг Хьянг Ниратха, который приехал в Индонезию в 1489 году и вскоре оказался на Бали. Его считают отцом возрожденного на Бали индуизма. Говорят, он при жизни достиг нирваны. На религиозных церемониях, проходящих в храме Танах Лот, верующие не только выражают почтение Данг Хьянг Нирарте, но и молятся высшему богу Ида Хьянг Види.
Честно говоря, я так и не разобралась до конца в хитросплетениях балийского индуизма, но храм Танах Лот произвел на меня глубочайшее впечатление.

Особо сильное впечатление – при отливе. На фотографии, который дан в Совете по этому же поводу видно, как народ убегает, а вода подступает. А еще запомнилось, что всех нас кропили какой-то водой, давали лепестки лотоса. И еще мы куда-то наверх забирались…

Целью следующей нашей экскурсии стал храм Таман Аюн в Менгви
Когда-то на Бали существовало множество мелких царств. Одним из них было царство Менгви, главным храмом которого был великолепный храм Таман Аюн. Он также расположен неподалеку от Денпасара.

Храм состоит из множества пагод (Меги), возвышающихся внутри храмовой ограды.
Пагоды символизируют святую гору Махамеру, где, по местному преданию, располагаются жилища верховного божества и душ предков, поселившихся здесь после кремации и очищения. Внутри ограды возвышается и большая статуя гиганта, который стоит на страже у входа в храм и угрожает врагам оружием. Выглядит гигант устрашающе, глаза выпучены тело невероятно мускулистое, волосы торчат в разные стороны… Жуть!

Храм окружен рвом, вода в который попадает из соседней реки. Все это напоминает некую экзотическую крепость.

Храм Таман Аюн, в архитектурном отношении, на мой взгляд, типичен для Бали.
На острове можно увидеть сотни больших, маленьких и совсем крошечных домашних, внешне напоминающих Таман Аюн в Менгви. Но этот храм неповторим в своей подлинной, непридуманной величавости. Когда я вспоминая храмы Бали, то в моей памяти первым всплывает именно Таман Аюн. Верующие прибывают сюда, чтобы воздать почести древним царям царства Менгви. Это нечто вроде своеобразного культа предков.

После осмотра храма мы немного погуляли по улицам города.
Но, честно говоря, такая прогулка не доставила нам особого удовольствия: пыльно, шумно, грязно. От тысяч мотоциклов и мопедов тянется шлейф выхлопных газов.
Нам захотелось поскорее попасть в гостиницу и окунуться в море.

Так мы и сделали, а потом пошли ужинать в полюбившийся нам немецкий ресторанчик.
Впереди у нас было еще много дней на Бали, много поездок, много радостных открытий.

Здесь же напишу и о третьем храме, хотя его видели не в этот раз.

И еще интересно. Многие храмы при всем том, что имеют «индокитайский» вид, при этом с каким-то папуасским оттенком. Очень необычно и занятно. Как большие папуасские хижины – почему так, я не знаю, но вообще-то рядом разные еще более экзотические острова, может быть, и поэтому.

Так вот - третий священный храм мы видели уже в другой день, во время большой поездки по острову, но опишу его здесь. Он находится прямо на озере, и в фотоальбоме есть его фотография.

Это озеро Бератан (или Братан, как его называют русские туристы. Русским ближе Братан, конечно). Озеро довольно большое и живописное, вода в нем голубоватая, кругом горы. Приятно было бы прокатиться по озеру на лодке, но такого рода сервис там не организован. Может быть, потому, что озеро это священное – на нем стоит храм Улун Дану.

Сказать, что этот храм красив, значит, ничего не сказать. Его пагоды с типичными для Бали многоярусными крышами буквально плывут над озером.

По местным верованиям, пагоды - это жилища всемогущего бога Ида Хьянг Види со всеми его воплощениями, а также для духов предков, особенно заслуженных. Количество ярусов свидетельствует о статусе пагоды. Как мы поняли, тут возможно два варианта: или количество пагод говорит о том, какому она богу посвящена, или показывает, к какой касте принадлежал предок. Впрочем, в деталях этой иерархии мы так и не разобрались. Храм Улун Дану посвящен животворящей силе озера, точнее Деви Дану, богине озера и одному из воплощений верховного божества. Туристов пускают только за внешнюю ограду, изнутри мы пагоды осмотреть тогда не смогли.

Но и того, что нам удалось увидеть, достаточно, чтобы преисполнится восхищением перед этим чудом архитектуры.