Бейт-Шемеш

Бейт-Шемеш

LAT
  • 31.74758N, 34.98888E
  • Я здесь был
    Хочу посетить

    3 заметки,  1 совет по 1 объекту,  77 фотографий

    помощь Подписаться на новые материалы этого направления
    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов Бейт-Шемеша помощь
    Все авторы направления
    4
    AlgA
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 28 фев 2011

    Возвращение в Бейт Джамаль

     
    26 мая 2011 года 14974

    Недалеко от Иерусалима, километрах в 30-ти, есть город с интересным названием Дом Солнца. На иврите это звучит как Бейт Шемеш. Упоминание о поселении с таким названием есть в Библии, в Ветхом Завете, и связано оно с библейским Судьёй-героем Самсоном. Помните фонтан в Петергофе «Самсон, разрывающий пасть льву»? Это тот самый Самсон или Шимшон, который, согласно Библии, жил в долине Сорек, где ныне находится город Бейт Шемеш. Свою жизнь народный герой посвятил борьбе с поработителями - филистимлянами. Бог наделили Самсона неимоверной силой, и секрет этой силы заключался в его длинных волосах. Но вот появилась филистимлянка-обольстительница Далида, которая ласками и обманом выведала у Самсона его секрет, усыпила и отрезала волосы, лишив его таким образом несокрушимой силы (однако, если внимательно читать Книгу Судей, то всё шло по Божьему плану, и через Далиду Самсон намеревался отомстить врагам, а вовсе не потерял голову от любви).

    Филистимляне, тем временем, Самсона поймали, ослепили и бросили в темницу. А потом ещё решили и поглумиться - пригласили в Храм на пир и заставили их развлекать, правда, не учли одной детали - воззвал Самсон к Господу, и волосы стали вновь отрастать, а стало быть сила - возвращаться. И разрушил Самсон Храм вместе с врагами, и сам погиб под обломками. Могила его находится там же, под Бейт Шемешем, между кибуцем Цора и поселением Эштаол. Именем Самсона (на иврите Шимшона) назван даже перекрёсток по дороге из Иерусалима в Бейт Шемеш. Существует и пещера, в которой Самсон, якобы жил. Изучая окрестности, залезли мы как-то раз в эту пещеру - она кишела летучими мышами.

    Пятнадцать лет назад, вышеупомянутый кибуц Цора, стал нашим первым домом на Земле Обетованной. Всю эту историю о Самсоне слышали мы и ранее и услышали вновь от местных жителей (примечание: кибуц - сельскохозяйственная коммуна, основанная на принципе коллективного владения имуществом, равенства в работе, потреблении и социальных услугах. По-русски - колхоз, но в лучшем его проявлении). Но не о кибуцном движении в Израиле я хочу рассказать, а о нашем знакомстве с сёстрами монастыря Бейт Джамаль.
    Тогда, 15 лет назад, мы приметили его сразу - башня в средневековом стиле возвышалась на горке, прямо противоположной той, на которой располагался кибуц. Нас разделяла долина Сорек. Та самая долина, где жил Самсон. И вот, в один из выходных дней, мы решили посетить этот монастырь. Через долину до него добраться было не так-то просто, мы слегка заблудились и подошли к монастырю не с главного входа. Запасная калитка оказалась закрытой, но сквозь прутья мы увидели монахинь в длинных белых одеждах и треугольных шляпах (называются они барбетт, по-моему, но не уверена). Казалось, монахини пришли прямо из средневековья. Наблюдать из-под тишка было как-то неловко, и мы продрались сквозь бурелом вдоль монастырской стены к главному входу.

    Собственно, монастырей там оказалось два, мужской, салезианский Бейт Джамаль, что в переводе с арабского значит Дом красоты, и женский - Сестёр Вифлеема, их-то мы и видели. В женском нас встретила монахиня небольшого роста, очень улыбчивая и приветливая. Общаться пришлось на смеси трёх языков - иврите, английском и итальянском. Так и познакомились. Звали её Корин, была она француженкой, монашество приняла ещё будучи девочкой-подростком. Говорила свободно на нескольких языках, кроме европейских знала ещё иврит и арабский, правда, только разговорные, читать и писать на последних не умела. Сёстры - молчальницы и общение с «миром» у них минимальное. Корин удостоилась благословения быть «на приёме гостей», т.е. общаться с любопытными вроде нас. Корин настолько нас очаровала, что мы стали частенько туда захаживать. Познакомились потом ещё с одной сестрой по имени Яник, моментально очаровавшись и ею. Монастырь располагался в таком красивом месте (насколько может быть красивым этот клочок безводной пустыни под названием Эрец Исраэль - жалкое подобие природы!), что эти километров 18-20 туда и обратно, мы преодолевали на одном дыхании. Нас не пугало расстояние. Нас туда тянуло.

    Дружбе с сёстрами было уже почти два года, когда родился наш ребёнок. Мы принесли его к ним трёхнедельным и спросили, можно ли его здесь покрестить. Ответ сразу был положительным. Однако, проблема была с крёстными, знакомых христиан в Израиле у нас не было. Мы свою принадлежность к христианской вере вообще скрывали - что поделать, страна такая. Но и тут помогла Корин. Оказывается, мы были совсем не единственными русскоязычными друзьями монастыря Бейт Джамаль. Существовала небольшая община братьев и сестёр по вере, с которой нас Корин и познакомила. Нашлись и крёстные - православная Ирина и католик - поляк Ричард. Крещение состоялось 14 февраля 1998 года в день Святых Кирилла и Мефодия, поэтому в свидетельстве о Крещении наш сын записан как Arturo Cirillo Methodio. Корин и Яник устроили нам настоящий праздник - собрали всех наших новых друзей, для совершения таинства были специально приглашены три священника - иезуит, салезианец и францисканец, купель украсили цветами миндаля, водичку подогрели. Младенец остался доволен. Потом было празднование с угощением, с монастырским вином. Всё абсолютно безвозмездно. Может показаться немного странным то, что под крышей католического монастыря собираются христиане разных конфессий. Но это именно так. В летние месяцы школьных каникул монастыри Бейт Джамаль и соседний Дейр Рафат собирают детей-христиан, говорящих на разных языках и принадлежащих разным христианским конфессиям. То есть, политика полного объединения церквей. Собственно, это то, к чему мы и пришли, прожив на Святой Земле 15 лет. Наверное, православным россиянам понять меня трудно, а я частенько встречаю в Иерусалиме паломников с Родины и, увы, понимаю, что между нами пропасть.
    Да, и это ещё не конец нашей истории с крещением. Миропомазание у католиков (конфирмация), совершается только в юношеском возрасте, в то время, как у православных сразу, после крещения. Поскольку наши святые отцы были всё-таки католиками, не осмелились они взять на себя такую миссию и совершить обряд помазания младенца. Но ситуацию разъяснили и сказали, что если мы имеем желание совершить это таинство побыстрей, не дожидаясь юношеского возраста нашего сына, то можем обратиться в православную церковь. С этим, спустя месяц, мы и пришли в русский Горненский монастырь к отцу Серафиму. Тот долго охал и причитал, как же мы такой грех могли совершить и отдать дитя в руки каких-то иезуитов. Наконец, согласился помазать младенца, но прежде, заставил нас раскаяться в содеянном. Так и спросил: «Раскаиваетесь?» Выбора у нас не было и пришлось (прости, Господи) слукавить.

    Через пару недель после крещения в монастыре Бейт Джамаль мы переехали в Иерусалим, какое-то время связь с монастырём продолжалась. Наша община продолжала существовать, мы несколько раз приезжали в монастырь с ночёвкой. У них встретили Рождество в 98-м году (католическое, естественно). Но лучезарная Корин, душа монастыря, вскоре покинула нас - её перевели в Италию, в Ассизи. Без неё стало пустовато, да и у нас забот прибавлялось. Постепенно, связь прервалась на долгие годы.

    Единственный выходной день в Израиле, когда ходит общественный транспорт - это День независимости (поясняю от кого независимость - от английского мандата). И вот мы, наконец, решились через 13 лет вернуться в Бейт Джамаль, чтобы ребёнок ( тинейджер уже), наконец, познакомился с местом своего крещения. Утром 10 мая мы сели в автобус, идущий в Бейт Шемеш, откуда начинается дорога в монастырь. Город поразил своими размерами - при нас его население составляло 25 тыс., сейчас приближается к 80-ти. К старому городу пристроили ещё один огромный город. Такой колоссальный прирост населения происходит за счёт притока религиозных евреев, каждая семья которых имеет минимум 10 детей.
    Наша заветная тропинка была стёрта с лица земли, на этом месте уже возвышались новые жилые районы, наводнённые ультра ортодоксальными евреями - это те, которые с пейсами ( пейсы - такие закрученные локоны на висках), в чёрных сюртуках и шляпах, и которые не работают, а только молятся. В иудаизме существует масса всяких сект, я в них плохо разбираюсь. Но эта община принадлежит к тем, кто не признаёт Израиль, как государство. У всех праздник и выходной, а у этих обычный день - магазины и школы были открыты. Проходя мимо кучки «пейсатых», мы услышали смачный и громкий плевок в нашу сторону, сопровождавшийся фразой на иврите: « Тфу! Убирайтесь отсюда!» А могли и камнем запулить. Это у них любимое дело - чуть что - поджигать помойки и кидаться камнями. Религиозные фанатики, что с них взять. В Иерусалиме мы в их районы не заходим. Это всё равно, что зайти на арабскую территорию в мусульманский квартал. Одинаково небезопасно. Арабы тоже камнями кидаться любят.

    И вот, наконец, мы вышли за пределы этого неприветливого города. Дорога на Бейт Джамаль очень живописна - через оливковые, сосновые и дубовые рощи. Но трава была уже совсем сухая, зелёная она только зимой, когда идут дожди. Подниматься нужно на самую макушку горы. Бейт Джамаль, как всегда, распахнул свои ворота для всех желающих. А желающих в этот день было немало, светские израильтяне давно облюбовали это место. Я первым делом, купила оливкового масла в магазинчике при мужском монастыре. Помимо масла и мёда, в монастыре можно купить ещё и очень хорошее виноградное вино, изготовленное по старинным итальянским рецептам. А «сестрёнки» вообще, большие рукодельницы - они специализируются на изготовлении и росписи керамической посуды, статуэток, подсвечников - это настоящие произведения искусства. У меня есть одна их вазочка, подаренная нашей крёстной Ириной, та им даже помогала неоднократно.

    В монастыре мало что изменилось за 13 лет. В церкви Святого Стефана играл орган. Как всегда, в притворе церкви предлагалось огромное количество христианской литературы на разных языках, в том числе и на русском. Абсолютно бесплатно. Вслед за нами вошли ещё четверо русскоговорящих людей. Мы сели послушать орган. По субботам в этой церкви часто устраивают концерты классической и духовной музыки. Молодой служитель в чёрном костюме и с чётками подозвал нас всех поближе и на чистом русском языке рассказал историю этой церкви. Представился он как брат Даниэль.

    В 1916 году здесь были произведены археологические раскопки и обнаружены остатки византийской церкви, а под ними – пещерные захоронения, содержащие оссуарии (урны для костей) святых. На мозаичном полу византийской церкви была обнаружена греческая надпись, в которой упоминается протодиакон Стефан. Эта надпись была сопоставлена с письмом некоего священника Лусиана, служившего в то время в Кфар Гамле, согласно которому могила Стефана была обнаружена в 415 году. Лусиан пишет, что обнаружил останки Первомученика в гробнице, в которой находилось три оссуария. В одном из них находились останки Стефана, в другом – раббана Гамлиэля и его сына Хавива, и в третьем – Никодима (по еврейской традиции, могила Гамлиэля находится в Явне, а могилу Никодима христиане почитают в Храме Гроба Господня, рядом с могилой Иосифа Аримафейского). Исходя из того, что в мозаичном полу церкви сохранились изображения крестов, делают вывод, что церковь была построена до 427 года, когда император Феодосий II запретил изображать кресты на полу.
    В 1930 году на фундаментах византийской церкви была выстроена современная церковь, во всех формах подражающая древней византийской традиции. Посетителей привлекают яркие фрески, написанные на стенах: Крещение Стефана, Суд, Избиение камнями (см. фото) и Погребение – работа кармелитского монаха Луиджи Поджи из монастыря Стелла Марис в Хайфе сделаны в 1932 году.
    Предание говорит, что в 415 году мощи Стефана, Гамлиэля и его сына были перенесены в Иерусалим в церковь Агиос Сион, где находились до того момента, когда императрица Евдокия, жена императора Феодосия II в 439 году построила отдельную базилику в честь св. Стефана, об этом упоминает в 1103 году, в своем “Путешествии” Зевульф: “Там (в Сионской горнице) св. патриарх Иоанн с почестью спрятал мощи св. Стефана, Никодима, Гамалиила и Абибона (Хавива), по обретении их; св. Стефана побили камнями вне стены, на расстоянии двух или трех перелетов из метательной машины, там впоследствии на северной стороне была построена великолепнейшая церковь; эта церковь совершенно разрушена язычниками”.
    Я потом поинтересовалась, откуда у него такой хороший русский. Оказалось, что родом брат Даниэль из Молдавии, но уже 20 лет живёт на Святой Земле. Он-то и поведал нам о том, что наша Корин вернулась и теперь настоятельница монастыря Вифлеемских Сестёр, а Яник в 2008-м году умерла от рака и похоронена на территории монастыря. Первой новости мы очень обрадовались и заспешили к сёстрам. Однако, Корин застать не удалось - буквально пару часов назад она уехала в соседний монастырь Дейр Рафат, тот, что неподалёку от кибуца, где мы жили, по другую сторону речки Сорек. В Дейр Рафат находится закрытая христианская школа для арабских девочек. Корин эту школу курирует. Уверены, что она бы нас вспомнила. Новость о Яник пробила на слезу, её улыбку не забыть. Встреча так и не состоялась. Сколько ещё пройдёт лет, прежде, чем мы снова вернёмся в Бейт Джамаль?

    вики-код
    помощь
    Вики-код:

    Дешёвый перелёт по направлению Бейт-Шемеш
    сообщить модератору
    • Rainbow
      помощь
      Rainbow
      в друзья
      в контакты
      С нами с 25 окт 2011
      13 ноя 2011, 04:17
      удалить
      Мне очень понравилось.
      "То есть, политика полного объединения церквей. Собственно, это то, к чему мы и пришли, прожив на Святой Земле 15 лет. Наверное, православным россиянам понять меня трудно, а я частенько встречаю в Иерусалиме паломников с Родины и, увы, понимаю, что между нами пропасть"
      А мне наоборот все очень даже понятно. Понятно и даже насчет полного объеденения церквей, не только христианских.
    • AlgA
      помощь
      AlgA
      в друзья
      в контакты
      С нами с 28 фев 2011
      13 ноя 2011, 10:12
      удалить
      Мне очень понравилось.
      "То есть, политика полного объединения церквей. Собственно, это то, к чему мы и пришли, прожив на Святой Земле 15 лет. Наверное, православным россиянам понять меня трудно, а я частенько встречаю в Иерусалиме паломников с Родины и, увы, понимаю, что между нами пропасть"
      А мне наоборот все очень даже понятно. Понятно и даже насчет полного объеденения церквей, не только христианских.

      Спасибо за понимание. Но это, наверное, потому, что Вы не живёте в России. А соотечественники (бывшие теперь уже) в чём меня только не обвиняли - и в сионизме, и в том, что подобные статьи я пишу по заказу МОССАДа (путая его, вероятно, с ШАБАКом). С каждым годом мне всё тяжелее общаться с друзьями, бывшими единомышленниками. Что с ними происходит? Все отравлены каким-то квасным патриотизмом.
    • Сообщение удалено.

    • Rainbow
      помощь
      Rainbow
      в друзья
      в контакты
      С нами с 25 окт 2011
      13 ноя 2011, 19:05
      удалить
      Да, конечно это так. У меня другой угол зрения. Я не могу ответить на ваш вопрос, потому как я не общаюсь с русскими вообще. Даже на бытовые темы это становится невозможным, куда уж тут темы религии!
    • AlgA
      помощь
      AlgA
      в друзья
      в контакты
      С нами с 28 фев 2011
      14 ноя 2011, 09:58
      удалить
      "Да, конечно это так. У меня другой угол зрения. Я не могу ответить на ваш вопрос, потому как я не общаюсь с русскими вообще. Даже на бытовые темы это становится невозможным, куда уж тут темы религии"
      Да, они все очень изменились, а мы остались прежними. Всё-таки, наверное, не зря мы слиняли вовремя ОТТУДА.
    • Rainbow
      помощь
      Rainbow
      в друзья
      в контакты
      С нами с 25 окт 2011
      17 ноя 2011, 02:13
      удалить
      Я вам ответила на "сообщения"
    Наверх