Босния и Герцеговина

Босния и Герцеговина

LAT
Я здесь был
Хочу посетить

105 заметок,  105 советов по 81 объекту,  2 538 фотографий

помощь Подписаться на новые материалы этого направления
Вики-код направления: помощь
Топ авторов Боснии и Герцеговины помощь
Все авторы направления
6
shanin
помощь
в друзья
в контакты
С нами с 4 июн 2009

Мир без виз - 13. «Зайцы» и контролеры

 
17 октября 2009 года 42616

Кругосветка «Мир без виз» продолжается. Из Дубровника можно уехать на прямом автобусе с разу в Сараево. Но это не наш стиль. Мы предпочитаем добираться на перекладных — до границы, переходить ее, и уже в новой стране ориентироваться по обстановке.
На маленьком пригородном автобусе из Дубровника выехали в сторону ближайшего боснийского городка — Требине. На пограничном переходе боснийский пограничник вначале не понимал, как можно въехать в Боснию с российским паспортом без визы. Пришлось объяснять, что транзит на три дня для россиян — безвизовый. Он, конечно, не поверил и стал звонить начальству. Но начальство наши слова подтвердило. Так у нас в паспортах появилось по одному новому штампу. А у Олега — сразу два. Босниец почему-то влепил ему сразу два абсолютно одинаковых въездных штампа — а разных страницах.

Требине

Городок Требине никакими достопримечательностями не блещет. Правда, Старый город там все же есть. Но самое интересное, что мы там нашли, - пиццерия. Пицца — действительно замечательная и заплатить можно не местными марками, а евро (у нас осталась десятка монет из Черногории — их в банках не меняют).
Автобус из Требине в Сараево ходит, но только два раза в день — рано утром и поздно вечером. Первый мы уже пропустили, второй — не охота ждать. Придется выяснять, как в Боснии и Герцеговине (мы находимся, скорее всего именно в Герцеговине — от Херцога Нови всего-то 30 километров по прямой) обстоят дела с автостопом.
Встали на окраине. Все проезжающие мимо водители реагировали живо, но не останавливались. Когда уже казалось, что уехать в сторону Сараево удастся только на автобусе, попали в «Фольксваген» к сербу из Черногории. По словам Славко мы находимся в сербской части страны. Здесь, вдоль границы с Черногорией большая часть жителей — православные; в районе Сараево живут преимущественно мусульмане, в от Мостара до хорватской границы — католики.
В Боснии и Герцеговине война шла с особым ожесточением. В восточной части страны католики-хорваты вместе с мусульманами-боснийцами воевали против православных-сербов, а в Мостаре католики с мусульманами между собой. По пути в Фочу мы проезжали православную часовню, установленную у входа в узкое ущелье, куда во время гражданской войны в Югославии живьем сбрасывали тысячи сербов.
До города Фоча мы так и не доехали — поворот на Сараево в нескольких километрах от него. Чтобы не ехать в Сараево на ночь глядя, стали искать удобное место для ночлега. В горах уже поздняя осень, а возле реки, протекающей параллельно дороге, ночью влажно и промозгло. К счастью, встретилась уходящая в сторону проселочная дорога. И спали мы в комфорте — под развесистым дубом, густая листва которого защищала и от утренней росы и от света полной луны.

Сараево

Автобус пришел не на центральный автовокзал в центре города, как мы рассчитывали, а а Восточный автовокзал на окраине. Водитель автобуса посоветовал пройти несколько сотен метров до остановки троллейбуса и ехать в центре на нем. Так мы и собирались поступить. На троллейбусной остановке в газетном киоске купили билеты. Спросили продавщицу, троллейбус какого маршрута будет проходить в районе железнодорожного вокзала. Она посоветовала ехать не на троллейбусе, а пройти немного вниз до трамвайной линии. На троллейбусе, по ее словам, можно доехать только до центра города, а на трамвае — прямо на вокзал.
Едем на трамвае. На одной из остановок заходят контролеры. Показываем им билеты. И тут выясняется, что ехали мы «зайцами». Оказывается, купленные нами троллейбусные билеты для проезда на трамвае не годятся. Долго ругались. Контролеры доказывали, что мы должны платить штраф. Мы, в свою очередь, - что иностранцам нужно лучше объяснять. И мы же не вообще без билетов ехали, а с честно купленными местными билетами — пусть и не теми. Трамвай остановился на вокзале, но нас ни в какую не хотели выпускать. В полицию, впрочем, тоже вести не спешили. Тянулся долгий и нудный спор. Завершился он компромиссом. Нам просто продали еще и трамвайные билеты.
Поезда в Мостар из Саравево ходят — но только утром и вечером. Автобусе же — каждые 15-30 минут. Придется, видимо, опять ехать на автобусе. Хорошо, что автобусов много, билеты заранее покупать не нужно и можно спокойно пройтись по столице Боснии.
В мировой истории Сараево известно как место, где сербский террорист Гврило Принцип убил австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда. Этот террористический акт до сих пор можно считать самым кровавым. Он тал поводом для начала Первой мировой войны, в которой погибли миллионы ни в чем не повинных людей.
В центре Старого города раскинулся рынок Башчаршия. Здесь можно найти как типичные сувениры типа открыток и магнитиков, так и изделия промыслов — ковры, изделия из кожи и медную посуду. В самом центре рынка на заполненной тучами голубей площади расположен небольшой, но знаменитый фонтан — Себили. Фонтан, построенный в 1891 году в турецко-мавританском стиле считается чуть ли не официальным символом Сараево, но до сих пор используется по прямому назначению. Вода из него течет прохладная и вкусная.

Мостар

Знаменитый Старый мост был построен в 1556 году на месте еще более старого деревянного моста. Мост благополучно простоял 427 лет. Даже во время Первой и Второй мировых войн он не пострадал. Но в ноябре 1993 года, когда в городе велись уличные бои между католиками и мусульманами, мост взорвали (плюс все подходы к нему были заминированы). На восстановление моста ушло 10 лет. Турецкая фирма, на деньги спонсоров со всего мира, при информационной и моральной поддержке ЮНЕСКО восстановила мост почти в первоначальном виде. И сейчас он опять стал самой известной достопримечательностью всей Боснии. Поэтому и неудивительно, что подходы к мосту — с обоих сторон застроены магазинчиками, кафе (обязательно с видом на мост), ресторанами, книжными киосками.
Летом смельчаки прыгают с моста в реку Неретва. Мост возвышается над уровнем воды на 40 метров, а глубина реки в этом месте — 5 метров. Определенную трудность представляет и перепад температур. Воздух прогревается до плюс сорока, а вода — не больше плюс пятнадцати. Поэтому опытные ныряльщики перед прыжком окатывают себя ведром холодной воды — чтобы немного уменьшить неизбежный шок от перепада температур.
С противоположных концов моста стоят две башни-крепости — Тара и Хелебия. Во время гражданской войны они олицетворяли противостояние разделенного на две части — христианскую и мусульманскую — города.
Говорят, сейчас былые обиды забыты. Но, наверняка, в сердцах людей еще надолго останутся незаживающие раны. Как на стенах домов до сих пор повсюду видны следы от пуль и снарядов.
Из Мостара на поезде можно доехать только до пограничного хорватского городка — Плоча. Билетов на станции не продают, а проводник в поезде продал нам билеты только до границы. Так и пришлось несколько километров от границы до станции Плоче проехать «зайцами» (уже второй раз за этот день!).
Впереди — опять Хорватия. Уже в третий раз! Кругосветка «Мир без виз» продолжается...

Бюджет

Виза. Для россиян 3 дня безвизовый транзит (бесплатно)
Валюта. Конвертируемая боснийская марка (км). 1 евро = 1.94 км
Транспорт. Автобус Фоча — Сараево — 7 км. Талон на городской троллейбус (и трамвай) в киоске в Сараево — 1.6 км (у водителя — 1.8 км). Автобус Сараево — Мостар — 18 км. Поезд Мостар — Плоча — 4 км.
Питание. Пицца Сицилиана в ресторане в Требине — 7.5 км. Сок 0.2 — 2 км, суп — 1 км.

вики-код
помощь
Вики-код:
Выбор фотографии
Все фотографии одной лентой
25 фото
dots

Дешёвый перелёт по направлению Босния и Герцеговина
сообщить модератору
    Наверх