Брестская область

Брестская область

LAT
Я здесь был
Хочу посетить

120 заметок,  71 совет по 61 объекту,  3 632 фотографии

помощь Подписаться на новые материалы этого направления
Вики-код направления: помощь
Топ авторов Брестской области помощь
Все авторы направления
belsasha
помощь
в друзья
в контакты
С нами с 25 мар 2009

Ружаны

 
14 мая 2009 года 5246

3 мая, по дороге из Бреста в Гродно, мы заехали в небольшой поселок Ружаны, следовавший через 25 километров от такого же поселка, с созвучным названием Пружаны. Максимум, что мы собирались сделать в этом населенном пункте, так это купить воды. Но внезапно взору предстала огромная древняя заброшенность, куда мы и устремились. Полтора часа были потрачены здесь не зря!

Его видно издали с любой дороги, - откуда бы не въезжал в город. Дворец в Ружанах еще на подъезде должен был вызвать в уме любого человека мысли о могуществе и богатстве магната, его построившего. Вот ворота, через которые въезжала коляска и преодолевала оставшуюся сотню метров до самого дворца. Они уже не раз и не два тронуты временем: тут кирпич отвалился, там трещина, здесь надписи… Темная и печальная история у этого места.

В 1552, согласно первым письменным источникам, местечко принадлежало князьям Тышкевичам. По одной из топонимических версий, старые варианты названия - Рожана, Ржаная - восходят к слову "урожай" и косвенно говорят о богатстве окрестных полей. Однако местные жители, которые постоянно используют дворцовый двор как кратчайший путь к своему дому, скажут вам, что значение названия совсем иное.

При этом, как водится, сколько людей, столько и мнений. И вот одни из подошедших говорят, что у князя, который жил тут в древности, было две дочери - Ру и Жанна, и в их честь город и был заложен. Но его оппонент из соседнего двора утверждает, что на самом-то деле дочерей звали Ру и Пру, поэтому-то и названы два соседних города (причем один сейчас в административном подчинении у другого) - Ружаны и Пружаны. Как бы там ни было, а исторических сведений о происхождении названия не сохранилось, зато доподлинно известно вот что.

После Тышкевичей город принадлежал Брухальским, один из которых, Бартош, в 1598 году продал усадьбы Лососин и Ружаны канцлеру Великого Княжества Литовского Льву Сапеге. Сапеги, как известно, были едва ли не богаче самого Великого Князя; они имели обширные угодья на Витебщине и возле Слонима; владели землями угасшего рода князей Гольшанских. Балам, которые давали Сапеги, завидовали даже Радзивиллы(см. фотоотчеты из Мира и Несвижа), - а они-то знали толк в светских развлечениях и их цену!

Однажды Иван Сапега даже принимал у себя короля Жигимонта I Старого и угощал того из огромного хрустального кубка. Кубок этот мог вместить целый гарнец доброго вина, - то есть, более трех литров за раз! Больше двухсот лет драгоценный сосуд хранился в Ружанах, а потом его конфисковали и вывезли в Россию. Где он находится сейчас, к сожалению, неизвестно.

К началу 17 столетия Ружаны, которые тогда входили в Слонимский повет ВКЛ, были зажиточным местечком: насчитывалось свыше 400 дворов, кирпичный и кафельный заводы; Троицкий костел доминиканцев и Петропавловская церковь. Каждый понедельник в Ружанах устраивалась ярмарка, а в воскресные дни и по праздникам торговать воспрещалось. А ведь большая толпа всегда на праздники собирается в городе - как тут не заработать копейку-другую! Поэтому и торговали тайком, по домам, без свидетелей. В этот период расцвета Лев Сапега возводит дворец, в котором в 1617 году принимает королевича Владислава.

Изначально дворец был задуман как осуществление лозунга "мой дом - моя крепость": двухэтажное кирпичное здание в форме креста с тремя четырехгранными башнями. В центральной части был парадный зал и вестибюль с лестницей, которая поднималась по обе стороны от входа. В боковых частях замка устроены были жилые комнаты, кабинеты, библиотека. На первом этаже перекрытия были арочные, полукруглые, а на втором - балочные, ровные. В двухэтажных подвалах хранились архивные документы, арсенал боеприпасов, деликатесное продовольствие. В 1644 году Владислав - на этот раз уже как король польский Владислав IV (с женой Цецилией Ренатой и двором) снова посетил ружанский дворец. Встречал-потчевал правителей сын Льва Сапеги - Казимир. Долго еще после этого даже самые зажиточные магнаты были под впечатлением от приема: банкет продолжался девять дней, в течение которых каждый из гостей получал то, что хотел. По этому поводу в стену одного из залов была вмурована памятная плита. Еще одна мемориальная доска свидетельствовала про то, что во время "потопа" - кровопролитной войны середины 17 века между Швецией и Московским Королевством - в Ружанской резиденции Сапегов хранились мощи святого Казимира, небесного покровителя Беларуси; они были перевезены сюда из Виленского кафедрального собора. Кстати, когда в 1637 году Ружаны получили магдебурское право, для заседаний магистрата построили ратушу, а городу был дарован герб. На его серебряном поле красуется венок из красных роз, а в центре его - фигура св. Казимира с крестом и лилиями в руках. А ведь "розы" по-беларусски - "ружы". Совпадение?

К концу 17 столетия род Сапегов вышел на первое место по влиянию на политику Княжества. Это не понравилось другим магнатам - Радзивиллам, Огинским, Вишневецким, Пацам; и в 1698 году они объединились в конфедерацию против Сапег. В те времена все зажиточные князья держали собственное войско, так что вполне логично противостояние между Сапегами и Конфедерацией переросло в войну. Вооруженные стычки продолжались с переменным успехом несколько лет. А весной 1700 года в кровавой бойне у деревни Алькеники, что на Ошмянщине, войска Сапегов были целиком разбиты двадцатитысячной армией конфедератов. Они разграбили Ружаны и разрушили замок. А весной 1706 года, в разгар Северной войны, в Ружаны вошел шведский король Карл XII.

До сего момента шведские вояки взрывали все замковые укрепления и фортификационные сооружения на своем пути, но в Ружанах их ждало разочарование: замок и без их участия был уже разрушен и опустошен. Могущество рода Сапегов было подорвано, и никогда боле оно не достигло того расцвета, которым ознаменовалась их жизнь в 17 веке. Не осуществилась и заветная мечта: стать великим Князем и въехать в свою ружанскую резиденцию как владыка государства.

Тем не менее, денег у рода еще хватало, и во второй половине 18 века новый великокняжеский канцлер Александр Сапега смог воссоздать из руин родовое гнездо. Новое время диктовало новые условия, - и бывший оборонительный, внешне не очень привлекательный замок перестраивают в строго симметричный, отвечающий канонам классицизма, дворец. Над этим в начале 80-х годов 18 века поработал придворный архитектор Ян Самуэль Беккер. Ему удалось очень удачно сочетать стили барокко, классицизм (который по всей стране постепенно вытеснял первый) и даже рококо (картуши, люкарны крыши, завитки-лопатки, рустированные лопатки и проч.). Две поврежденные башни от старого замка разобрали, а третья, западная, динамично вписалась в общий объем дворца нового, который по композиции стал симметричным.

Среди помещений был и археологический музей, и богатая библиотека (которую царские власти вместе с архивом конфисковали в 1832 году и вывезли в Гродно, а после в Вильню), и даже маленькая, "домашняя" каплица. Но одной только перестройкой главного здания дело не завершилось. Талантливый архитектор сформулировал большой парковый ансамбль: вокруг парадного двора площадью полтора гектара было симметрично сгруппировано несколько корпусов. Длинные прямоугольные двухэтажные постройки стояли перпендикулярно к дворцу и соединялись с ними широкими аркадами, которые шли полукругом по обе стороны от главного фасада. Высокие спаренные колонны тосканского типа были перекрыты толстыми дубовыми балками, из дуба были сделаны и кронштейны. Кроме того, в качестве украшения использовали гирлянды, скульптуру, рустированные пилястры и пластико-орнаментальное оформление.

В западном корпусе размещалась картинная галерея, а в восточном (который, как и главный, был разделен лестницей на две равные части) - манеж и театр, считавшийся одним из крупнейших на Беларуси. Благодаря хорошо продуманным кулисам на глубокой сцене во время спектакля можно было трижды менять декорации; рядом со сценой размещались гримерки. Зрительный зал был организован в виде подковы и состоял из двух ярусов: в первом было 14 изолированных лож, в другом - 15, вместе с королевской ложей в центре. Театральную труппу набирали из частной школы придворных актеров, которые играли в пьесах французских и польских драматургов.

В 1784 году Александр Сапега снова принимал почетных гостей - короля Станислава Августа Понятовского, который направлялся на Гродненский сейм. Во время отдыха король заглянул в театр, где посмотрел балет "Милостивость Тита" и музыкальную комедию "Волшебное дерево" Малине. Это был последний грандиозный прием, который помнит Ружанский дворец.

В конце 18 века расцвет снова сменился упадком. В 1786 году во дворце размещается... суконная фабрика. В 1795-ом, по третьему разделу Речи Посполитой, Ружаны отходят к России; Александр Сапега сдает дворец и фабрики в аренду предпринимателю Мордуху Пинесу.

Новый хозяин вместе с семьей стал жить на первом этаже дворца, а на втором и в подвалах устроил склады продукции фабрик - ткацкой, суконной, шелковых поясов и гобеленов. Сами Сапеги вместе со всем княжеским двором перебрались в соседнюю резиденцию - в Деречин. А в замке - в который уж раз! - начался упадок: ткацкое производство через 30 лет превращается в скромную прядильню шерсти. По переписи 1897 года в местечке имелось два кожевенных завода, полотняная и суконная фабрики, пять мелких предприятий, народное училище. В 1914 году дворцовый комплекс горел; в тридцатом был частично реставрирован, а в 44-ом снова разорен - на этот раз отходящими фашистами; они же сожгли и последнюю небольшую ткацкую фабрику.

Что же сейчас можно увидеть в Ружанах? А увидеть можно сильно поврежденный, в буквальном смысле изъеденный дворец: до 1965 года во флигелях рядом с воротами был кафельный цех, потом - сельхозхимия...

По замковом двору, словно по выгону, ходят гуси, индюки и овцы; рядом с флигелем пасется привязанный конь. Для полной идиллии не хватает только стада черно-белых коров, которые бы пересекали замковый двор с конца в конец. Зоопарк какой-то. Местные детишки лазают по перекрытиям дворца, по сохранившимся аркадам. В тени стен расположились на отдых крестьяне; после которого нехитрая закуска и тара от еще более нехитрого питья так и остаются лежать в траве.

Театрального корпуса нет - на его месте сейчас стоят домики. Впрочем, то, что тут можно увидеть, вполне сойдет за комедию, комедию абсурда. Вот из главного корпуса выходит бабулька - она несет пару кирпичей и относит их к своему велосипеду. Случившаяся рядом женщина из домика на месте театрального флигеля говорит, что это их соседка - таскает себе стройматериал "на новы ганак". И тут же сама предлагает мне отломать что-нибудь из лепнины или даже кусочек деревянного картуша с ворот (он сохранился в очень хорошем состоянии), но не на память, а чтобы сдать на экспертизу и узнать, "сколька жа лет этаму замку?"

Во как: люди, чья хата стоит на самом замковом дворе, не знают историю ружанского дворца! Сын этой женщины - человек уже лет тридцати - подводит к воротам и показывает на его арочный свод, - там лепнина в виде цветочков. Двадцати бутонов нету - это он с друзьями в детстве кирпичами их отбивал; такое вот было соревнование на меткость и силу удара. Вроде, говорит, и теперь еще они где-то в хлеву лежат...

месте осматриваем главный корпус. От парадной лестницы остался только след из кирпичей на стене. Колонны, что раньше завершались треугольным фронтоном, сейчас стоят островерхие, без окончаний. Кое-где среди старой кладки видны новые кирпичи. И еще... И вот еще здесь... Парень говорит, что лет десять-пятнадцать назад тут работали реставраторы, но деньги вместо стройматериалов пошли на материалы алкогольные.

Вот и лежит новая кладка только на аркадах и рядом с западным флигелем. Спускаюсь в подвалы. Раньше они уходили вглубь на несколько этажей и разветвлялись на несколько подземных ходов. Родительница моего экскурсовода показывает место в центре двора, куда они с друзьями-подругами забирались в далеком детстве. Сейчас подвалы полузасыпаны; в них много мусора и стойкий неприятный запах. Говорят, что сюда тайком сбрасывают мертвых животных. Часть подвалов завалена песком, часть, наоборот, разобрана археологами. Так что наткнуться на какой-нибудь порыжевший фолиант из Сапеговского архива не удается. Парень показывает место, где были найдены старинные кинжалы, а также нишу в восточной части ворот: в начале девяностых кто-то выбил кирпичи, которые скрывали тайник. Поговаривают, что это наследники Сапегов, у которых сохранился план дворца, приехали ночью и вывезли золото.
Детвора дет 12-14 лазает по перекрытиям дворца, поднимается на самый верх фронтона, смело лезет в самые узкие печные лазы. Отсюда, сверху, открывается живописнейший вид на город, на парк внизу, на костел, на уходящую вдаль автодорогу. И на стадо гусей, что чинно щиплет травку среди развалин..

вики-код
помощь
Вики-код:
Выбор фотографии
Все фотографии одной лентой
10 фото
dots

Дешёвый перелёт по направлению Брестская область
сообщить модератору
    Наверх