Дивногорье 2009 — Выездное заседание ГАК, часть 3 Дивногорье, Россия

Дивногорье

15 материалов по 1 объекту,  275 фотографий

Были в городе Дивногорье?

ivvva
    С нами с 19 мар 2009

Дивногорье 2009 — Выездное заседание ГАК, часть 3

1 августа 2009 года|| 17| 56591

Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь
    (и, разумеется, пещерный храм Иоанна Крестителя)

Ближе к двум часам дня мы, наконец-то, собрались и выехали в направлении Вязников. В отличие от прошлого года, когда мы с ДенисАнатоличем пробирались несколько километров по совершенно ужасной тропинке вдоль дона, мы объехали неприятный участок по грунтовке, по вершинам холмов. Вновь спустившись к Дону, мы, избегая дальнейшего подъема, не стали сворачивать к Вязникам, а поехали по берегу. Последствия дождя давали о себе знать. Грязь налипала на колеса, и кто-нибудь постоянно поскальзывался, однако, в общем, качество дороги было приемлемым (в том смысле, что мы все-таки ехали, а не тратили большую часть времени на выковыривание грязи из заклинивших колес).

Так мы незаметно миновали Вязники и Селявное, и я вдруг обнаружил, что мы движемся по знакомой мне местности – монастырским пастбищам.

У ворот монастыря народ остановился в нерешительности. Я попытался проехать внутрь, спросить что, да как, но монастырская тетка выскочила откуда-то как ураган и погнала меня обратно, ибо был я в шортах и без майки. В прошлый раз было спокойнее, мы приняли подобающий вид непосредственно перед поседением храма. Ну да ладно.

Народ приступил к перевоплощению из велотуристов в паломников. Мальчикам здесь объективно было легче – им достаточно было надеть длинные штаны и майки, которые у всех имелись. С девочками чуть не вышел косяк, т.к. лишь Марина, наученная визитом в Костомарово, имела при себе все необходимые атрибуты. Остальным девочкам пришлось мастерить подобия юбок из подручных материалов. В общем, задача была выполнена, и, уже в соответствующем виде, я снова направился в недра монастыря. Здесь мне встретился важный батюшка-настоятель, у которого я испросил благословения на экскурсию в храм и постановку велосипедов у оградки во внутреннем дворе. Приятно удивило меня, что он вспомнил, как в прошлом году здесь были мы с ДенисАнатоличем.

Народ дружно заехал на территорию монастыря и направился на гору, к храму. Экскурсию батюшка поручил провести какой-то тетке, кажется той самой, что в первый раз меня выгоняла. Тетка сменила гнев на милость (а то ж! мы не спорили, переоделись и вели себя вполне пристойно) и сказала ждать у входа.

На этот раз не было длинного экскурса в историю, мы без лишних слов собрались и вошли в прохладу храма. Крестный ход. Тетка заставляла нас петь "Господи помилуй". Некоторые пели, у меня, не знаю почему, слова в горле застревали, поэтому весь крестный ход я стыдливо молчал, не спасла даже попытка убедить себя, что это просто часть перфоманса.

Из особо привлекших мое внимание вещей – скопление серо-черных ночных бабочек, облепивших несколько метров стен в районе одного из поворотов.

Крестный ход закончился, мы сдали реквизит (в смысле свечки) и вышли в дневную жару. Здесь я был свидетелем столкновения тетки-экскурсовода с неким туристом с огромной камерой и штативом за спиной, спускавшимся с холма в сторону храма. Был он, конечно же, голый и в шортах, и на претензии отвечал уклончиво-нагло, продолжая переть своей дорогой. Неприятно. Все, конечно, понятно, но какие-то принятые на данном участке местности правила, надо соблюдать. Поэтому я не очень обижался на наезды тетки на меня и на ее какое-то снисходительно-пренебрежительное отношение ко всем нам-безбожникам. Наверное, таких столкновений у нее бывает по нескольку на дню.

Итак, главный пункт культурной программы выполнен. Что дальше? Участники похода собрались у ворот монастыря в задумчивости. К тому же немного беспокоила одна деталь: отсутствие еды. Воды нам любезно дали набрать в монастыре, но для организации трапезы одной воды было явно недостаточно. Поэтому группа разделилась: мы с Ковой направились в Селявное искать магазин, а остальные – вдоль железной дороги в сторону Больших Див.

Подъем от монастырских ворот на холм был чем-то невероятным. Мы, едва не опрокидываясь, толкали велосипеды со скоростью 1 км/ч, периодически делая передышки. В общем, за всю поездку этот подъем был на тот момент самым крутым. Монахи неплохо спрятались от мира. Если б еще не дорога по берегу, изоляция была бы почти полной.

В Селявном мы закупились и вернулись обратно вдоль Дона, минуя подъемы и спуски. Наши к тому времени успели уже изрядно накупаться и назагораться. Однако пляж они выбрали не тот, про который я говорил, а первый попавшийся на пути — гораздо более грязный и многолюдный. Поэтому пришлось всех поднять с насиженных мест и тронуться дальше.

Дорога была грязна просто аномально, что было особенно удивительно после уже почти просохшей грунтовки от монастыря. Не всякая машина бы там проехала, и это радовало — значит, дальше народу должно быть меньше.

Стоянка на Тихой Сосне

Грязи закончились, и мы оказались у Дивногорского источника. Вверх шла лестница к железнодорожной станции и дальше — в заповедник и к пещерной церкви иконы Богоматери Сицилийской.

На меня здесь накатило состояние ступора, потому что я, что совершенно точно, был здесь год назад. Но я абсолютно не помнил этого места. Пляж на р. Тихая Сосна, до которого было 50 метров помнил, а сам источник — нет. Так я до сих пор и прибываю в задумчивости, как такое может быть?

Мы расположились на пляже, ГАК приступил к приготовлению чая, а неГАК отправился на экскурсию. Спустя час товарищи вернулись довольные, и на прогулку отправились мы.

За железной дорогой начинается добротная металлическая лестница в 211 ступенек, приводящая к пещерной церкви иконы Сицилийской Богоматери. Церковь, конечно же, была закрыта, мы немного побродили рядом и продолжили подъем еще на 195 ступенек, с каждым метром пути дружно издавая возгласы восхищения, ибо вид на раскинувшуюся внизу местность открывался тем в большей красе, чем выше мы поднимались.

От подножья обрыва к горизонту уходила плоская долина, с широкой лентой Дона по правой стороне и змеящейся через луга Тихой Сосной в темном обрамлении деревьев. Слева местность шла на подъем, и вдали виднелись белые стены не то карьера, не то меловых обнажений. Прямо под горой проходила железная дорога, по которой время от времени проезжали крохотные поезда, похожие на что-то игрушечное, а никак не на многотонные железные громады. Таинственные столбы Больших Див, выдающиеся из склона, розовели в вечернем освещении. Ну, и, разумеется, садившееся в Дон солнце довершало картину.

Лишь только выбравшись на гребень обрыва, мы оказались во власти свежего ветра, который до этого деликатно обтекал наш склон поверху. После утомительного подъема — непередаваемое ощущение. В общем, это было одно из тех мест, где тебя охватывает чувство полета и безграничной свободы, куда стоит попасть просто для того, чтобы испытать это. И, кстати, не знаю, возможно ли испытать все это также ярко, просто доехав сюда на электричке от Лисок или, например, на собственном автомобиле. Я не пробовал, но мне кажется, что нет.

Небольшая прозрачная рощица в пятидесяти метрах от края обрыва практически на гребне пологого подъема, создавала чувство "конца вселенной". То есть, при взгляде на эти деревья отчетливо чувствовалось, что там за ними ничего нет, только бездонное небо и облака во всех направлениях (ну, это мне так казалось, не знаю, как остальным). На самом же деле, там начинались луга, такие же, как и внизу, и убегали к Селявному, Вязникам и дальше, дальше...

У тропинки то тут, то там, стояли указатели и информационные щиты, говорившие о том, что и где находится и чего нельзя делать (собственно говоря, делать там ничего нельзя, кроме как ходить по тропинкам).

Особенно важной достопримечательностью Дивногорья является Маяцкая крепость. Посмотрев картинку на плакате, мы долго бродили в поисках чего-то, хотя бы отдаленно на нее похожего, но как оказалось, на изображении была реконструкция, на самом же деле пресловутая Маяцкая крепость представляет собой пару едва заметных земляных валов. Впрочем, там и без крепости было хорошо.

Весьма довольные и воодушевленные мы преодолели вниз 405 ступенек, набрали воды в источнике и вернулись на пляж.

Начинало темнеть, поэтому самой актуальной задачей стал поиск места для ночлега. Собравшись, мы тронулись в путь по грунтовке вдоль р. Тихая Сосна. Подходящее место нашлось через пару километров. Было оно, правда, прямо возле дороги, зато удобное и с более или менее приличным подходом к воде. Там и встали, проделали все необходимые рутинные операции (развьючивание велосипедов, их связывание, установка палаток, извлечение ништяков, поиск дров), и приступили к самой прекрасной части вечерней туристической программы — ужину и чаю.

Этой ночью все спали просто великолепно.

А как изумительно было встать в 9 часов и, еще не успев толком проснуться, прыгнуть в кристально-прозрачную воду! Кстати, только теперь все участники похода поняли, как чудесна вода в Тихой Сосне и почему я так стремился встать именно возле нее. Вчера, на пляже, где мы останавливались, было не так — веселившаяся выше по течению большая толпа студентов-археологов производила изрядно мути.

К этому моменту высказанная ранее мысль о скорейшем возвращении домой уже начала казаться всем совершенно абсурдной, а на ее место пришло сожаление, что не получится остаться здесь еще хотя бы на денек.

Вновь разделившись на ГАК и неГАК, мы еще раз по очереди сходили на чудо-холм. В свете утреннего солнца местность выглядела по-другому. Мы в очередной раз прошли 405 ступенек, прогулялись по верху. Под дневным палящим солнцем картина тоже была впечатляющей. В церковь мы так и не зашли: в пещерах и пещерных храмах нам побывать уже довелось, а платить 100 рублей за просто посмотреть никто не захотел.

Внизу мы прошлись немного по, собственно, музею и, не спеша, вернулись в лагерь. НеГАК тем временем во всю плескался в речке, и особого желания гулять не демонстрировал, но через некоторое время все-таки собрался. ГАК же сменил их на "посту" и дружно погрузил свои разгоряченные тела в воду.

Так мы и провели время в ожидании возвращения товарищей из дневной прогулки: купались, валялись, пили чай, опять купались и т.д. В общем — плодотворно.

НеГАК вернулся ближе к вечеру и присоединился к нашему веселью. И, если бы не необходимость отправляться в путь, никто бы и не подумал покидать это замечательное место. Однако деваться было некуда. На следующий день мы должны были оказаться в Воронеже, для чего нам нужно было прибыть в Лиски и попасть на электричку в 8:43.

Лично для меня – одна из самых ненавистных стадий похода, причем, практически неизбежных: все хорошо, погоды дивные, настроение отличное, хочется еще побыть в этом месте, или переместиться в другое… Но нет! Завтра-послезавтра – опять работа (выбросьте уже из лексикона это ненавистное слово!), поэтому надо на все наплевать и ехать, ехать. И хорошо еще, если эта часть пути будет в удовольствие. В общем, к 18:30 мы собрались и с сожалением покинули райское место.

Грунтовка вскоре вывела нас в Дивногорье, быстро оставшееся позади. Задача стояла – найти место для стоянки, от которого по утру будет легко и быстро добраться до Лисок. Немного проехав по трассе, повторяя наш с ДенисАнатоличем прошлогодний маршрут, мы свернули на грунтовку, которая легко и без приключений довела нас до моста над железной дорогой, что возвышается над Мелогорьем. Здесь мы немного посоветовались, и я повел народ прямиком в Откос (то есть по уже хорошо известной дороге на меловой карьер до развилки на Шатрище и далее по грунтовке, что направо).