Алтайский дневник дилетанта. 3. Первый перевал. Эдиган, Россия

10 материалов,  200 фотографий

Были в городе Эдиган?

С нами с 22 фев 2016

Алтайский дневник дилетанта. 3. Первый перевал.

3 января 2018 года||13 (4)| 8| 11810

Эта заметка является частью дневника «Алтайский дневник дилетанта.»

6 июля. 2-й день пути.

С утра лучше не стало. Холодно и начинает сыпать снег.

Автор: KostPron

Паша созывает всех на завтрак. Снег усиливается. Паша запускает идею остаться здесь на дневку, но всем хочется убраться из этого мрачного места и мы готовы идти даже под снегом. Элла отложила идею "эвакуации" до завтра — не вериться, что непогода может продолжаться так долго. Вещи в бане подсохли, а вот обувь мокрая. В бане по прежнему хорошо по сравнению с окружающей действительностью, с трудом заставляю себя выйти из нее и собирать палатку. Пошли дальше.

Судя по тому, что не брали "перекуса", сегодня идти меньше. Таманьола не видно — тучи скребут прямо по земле.

Автор: KostPron

Скоро натыкаемся на заболоченный участок — попытки высушить обувь были излишними.

Дальше на тропе лежит кусок какого-то цветмета с ячеистыми углублениями. Паша поясняет, что это обломок второй ступени ракетоносителя (первая ступень падает в казахские степи, вторая — на горы Алтая).

Автор: KostPron1

Скептически отношусь к "космической" версии происхождения этого куска — не видно никаких следов оплавления или горения. Он как новенький, блестит. Нас нагоняют конники 5 тидневки. Я приветствую их криком "Кавалерия!". Красная женщина отвечает "Пехота!". Они в плащах озк, ноги высоко от болотной грязи — им хорошо... Они быстро уходят вперед. А мы медленно приближаемся к подножию Таманьола.

Автор: KostPron

Осадки прекратились, но все небо затянуто тучами. Начинается подъем.

Я тяну Лену. Элла отстает. Я испытываю дискомфорт по этому поводу. Вчера в лагере и так все спрашивали, что это вы так поздно дошли. Хорошо с нами Саша — она тоже медленно ходит и долго фотографирует. Заканчивается поросшая лесом часть склона и мы поднимаемся по лысой части горы.

Автор: KostPron

Открывается потрясающая панорама на окружающую долину внизу и горы рядом.

Впереди справа сбоку высится громада самой Таманьол.

Автор: KostPron

Но мы будем огибать его по дуге через более низкий хребет перевала. Таманьол затянут то ли туманом, то ли облаком. Впереди рядом с тропой виден сначало маленький "сейд", а чуть дальше уже приличная гора булыжников с ленточками.

Автор: KostPron

Проводник пока мы забавляемся с фотосессией, валяется раскинув руки и ноги прямо на камнях. Тут нас догоняют наши "вещи" — кони с арчимаками и тоже уходят вперед.

Мы продолжаем подниматься на перевал.

Автор: KostPron

Я подумываю о заключении контракта с Министерством обороны на поставку декоративного камня для облицовки дач высшего офицерского состава со столь милой их сердцу раскраской.

Автор: KostPron

Начинается снег, сначала слабенький.

Но постепенно он усиливается и превращается в пургу.

Автор: KostPron

Пейзаж очень похож на Винтерфельский из "Игр престолов". На вершине перевала снег уже валит как в хорошую зиму.

Снег гораздо лучше дождя — он стряхивается и мы относительно сухие. Зрелище потрясающее — кругом множество цветов (особенно голубых колокольчиков) и под слоем снега они смотрятся фантастически.

Автор: KostPron

Я замыкаю наше шествие. Впереди подняли куропатку из травы. Через некоторое время там оживление — разглядели птенца. Может той самой куропатки? Я его так и не увидел. Идем на спуск. Пересекаем множество ручейков. Справа внизу видно достаточно большое озеро Чемальское, но мы идем мимо. По такой пагоде даже мне не хочется делать крюк, что бы подойти к нему. Внизу группа замешкалась и я догоняю их. Впереди речка-ручеек — так начинается р. Чемал.

Автор: KostPron

Я уже не разуваюсь, все равно ноги мокрые — переношу Лену. Если бы разулся — мог бы и оступиться на камушках. А речка хоть и не велика, но с быстрым течением и очень холодной водой.

Зато прекратился снегопад. Поднимаемся на взгорок и идем по пустоши.

Автор: KostPron

Часто попадаются заболоченные участки. Сзади открывается величественная панорама на пройденный перевал.

Навстречу попадаются "чужие" конники. Их инструкторша сочувственно говорит "Ну и погодку вы выбрали на Альбаган идти". Идем по равнине с небольшим уклоном вниз. Мы снова отстали и попали в болото.

Автор: KostPron

Ни когда не думал, что на склонах так много заболоченных участков — ведь вода должна стекать вниз. Конечно местные болота, это не те, что в Белоруссии — где и лошадь может утопнуть с концами. Тут проваливаешься в воду и грязь максимум по щиколотку. Но приятного все равно мало. И только красота цветочного ковра помогает не думать о всех этих мелких проблемах.

Автор: KostPron

Справа вниз неожиданно показывается группка деревьев над которой вьется дымок. Мы устремляемся туда. Ага — тент.

Но это лагерь конников. Наш ниже метров на 20. Под корнями огромной сосны виднеется пустая бутылка коньяка "ной". Кто то тут хорошо посидел. Наши конносопровождающие уже натянули тент и разожгли костер.

Автор: KostPron

Ставим палатку. Уже почти профессионально.
    Да, на перевале нас хорошо припорошило и ноги мокрые, но по сравнению со вчерашним проходом — сегодня была прогулка. Внизу на склоне — "альпийский" туалет — шалашного вида без дверей с видом на луга, где пасутся наши кони. Пытаемся сушить обувь у костра. Я кажется пожег верх одного красовка. Ладно... Дойти бы до конца тура... Переодеваемся в сухое. Потом на меня накатывает усталость и я иду спать. Делаю несколько глотков горячительного. Эх, скоро кончится — надо было брать больше. Народ еще вечеряет у костра. Слышится игра на флейте восточной красавицы Вики, которая пришла к нам из лагеря конников. Под него и засыпаю. Ночью просыпаюсь и иду в туалет-шалаш. Сзади фыркает пасущаяся на лугу лошадь. В темноте от неожиданности чуть не сваливаюсь в дырку...

Дешёвый ✈️ по направлению Эдиган
    • ERCHOV
      ERCHOV
      С нами с 6 апр 2009
      3 янв 2018, 14:08
      Поход сложный, но интересный! Завидую Вам белой завистью. Моя жена в такой поход к сожалению не пойдёт.
      3 янв 2018, 14:15
      Я свою, можно сказать, хитростью заманил — не раскрывая ей всех сложностей. Да я их тогда и сам не очень представлял. Зато после Алтая жена полюбила такой "экстрим" — уже и на Кавказ с палаточками съездили, и с парашюта ее и дочку "скинул" )))
    • ERCHOV
      ERCHOV
      С нами с 6 апр 2009
      3 янв 2018, 14:21
      Константин!!! Хватит тихушничать!!! Ждём от Вас рассказов, рассказов и ещё раз рассказов!
      3 янв 2018, 14:32
      Буду стараться! )))
      10 янв 2018, 23:42
      Да, погода на Алтае известна своими капризами, я видел полметра снега в конце июля за 1 день
      11 янв 2018, 21:45
      для нас эти капризы стали большим сюрпризом! и хорошо, что так — боюсь, если бы нам все это было заранее известно, я бы не уговорил свою прекрасную половину человечества в нем поучаствовать, да и сам десять раз подумал...
      13 янв 2018, 15:50
      Снегопад? Это жн лето! Или я ошибаюсь?
      13 янв 2018, 19:04
      Вот и у нас тогда возник вопрос: кто ошибается — мы или календарь. Оказалось, что мы... просто такое вот алтайское снежное лето!
      13 янв 2018, 23:41
      у нас сегодня +21. Зима
      14 янв 2018, 08:05
      Завидую!!! А с нашими сегодняшними -15 так и хочется последовать примеру медведей и сурков )))
      14 янв 2018, 22:34
      А я сглазила, у нас дождик пошел. А только вчера были на море...