• Это я ;)
  • Вид с седловины
  • Косая полка и Ушба
  • Восточная вершина, вид с западной
  • Вид с вершины номер раз
  • Вид с вершины номер два
  • Вот так и выглядит самая высокая точка России
  • А это тропа перед вершиной
  • Косая полка, спуск
  • Когда до цели остается совсем немного, а силы уже на исходе, когда кажется, что каждый глоток воздуха дороже всего на свете..нужно просто собрать всю волю в кулак и идти дальше
Я в тебя верю... восхождение Эльбрус (гора 5642м), Россия

Tat_yanka 11 сентября 2014 г. в 16:04

Эльбрус (гора 5642м)

35 материалов по 3 объектам,  922 фотографии

Были в городе Эльбрус (гора 5642м)?

С нами с 24 апр 2012

Я в тебя верю... восхождение

11 сентября 2014 года||25 (16)| 35| 702330

Эта заметка является частью дневника «5642 метра над уровнем моря или Великий Эльбрус!!»

Первые 2 части отчета тут:

Трекинг и начало акклиматизации
    Из лета в зиму

Подъем в час..сборы..я долго мучилась со своими прокатными ботинками (еще раз будь они неладны), раза 3 или 4 я их перешнуровывала, они оказались мне большие наверно на 1,5 размера — как мерила — на знаю. И все же помнят — я гениальный человек – не попробовала походить до восхождения ни в ботинках, ни в кошках. Так к слову – в кошках я ни разу в жизни не ходила. В общем, пока я собиралась все убежали. Я вышла одна из последних в 2.30.

И вот начался подъем. Тропу на вершину найти нетрудно – она единственная, заблудиться невозможно. До начала косой полки тропа наезженна ратраками – маршрутками, которые поднимают всех желающих до высоты около 5000м. Темно и ничего не видно. Впереди и сзади идут фонарики, кто – не видно, видно только свет во лбу. Первые часы восхождения есть только ты, звезды и склон. И все. Главное сейчас не дергаться, идти в своем темпе, лучше медленнее, но реже останавливаться — так не сбивается дыхание и пульс. Где-то впереди вершина, на которую нужно зайти, но ее не видно, с трудом различим лишь силуэт. Слышу, что кто-то слушает Высоцкого, какую песню — не помню, это и не важно, важно, что это был Высоцкий и это меня тогда прям очень подбодрило.

Когда встретила Тиму и Сашу и они сказали мне, что мы уже идем 2 часа – я очень удивилась, потому как не заметила этого времени. Дальше идем уже вместе с ними, если не рядом, то в пределах видимости. Когда дошли до скал Пастухова, началась метель, не сказать, чтобы очень сильная, но прямо в лицо. Где-то здесь больше половины воды в бутылке, которую брала с собой, превратилось в лед. Дальше чтобы утолять жажду ела снег..снега в этот день я съела столько, сколько не съела наверно за все свое детство, причем в детстве он не казался мне настолько вкусным.

Идем дальше, уже на горизонте первые нотки рассвета, дышать еще нормально, но набор высоты дается нелегко. И я уже чувствовала, как организм потихоньку теряет силы вследствие уменьшения содержания кислорода в воздухе.

Это я ;)

Светает быстро. К рассвету я была на высоте чуть ниже 5000м. Чтобы смотреть с такой высоты как встает солнце, даже нет..не так, чтобы видеть с такой высоты Главный Кавказский хребет в том рассветном свете, в котором он предстал передо мной, я готова на многое. Куда ни глянь – красота. Солнце встает быстро, меняя освещение и виды гор. На западе вот такое чудо

Фотографии я выкладывала в своей заметке Рассвет с высоты 5000 метров

Я сидела, забыв про мерзнущие пальцы и на руках, и на ногах и встречала новый день, забегая вперед — день своей маленькой победы!

Дойдя до начала косой полки меня уже потихоньку начала накрывать горная болезнь.
    Там дул какой-то пронизывающий ветер и засиживаться не очень хотелось. Когда я ступила на тропу на косой полке, я поняла, почему меня предупреждали быть там осторожной – это узкая тропа, шаг влево – оступишься, в первые секунды не успеешь задержаться – будешь лететь дальше своего крика и ничего хорошего не вспомнишь потом ;)

Тут высота дала о себе знать: меня начало шатать, все в глазах двоилось, по голове, такое ощущение, что ежесекундно ударяли кувалдой — так она раскалывалась, и тошнило жутко. С постоянным набором высоты все эти ощущения усиливались. Косую полку я шла долго с постоянными остановками – уже на обратном пути я осознала насколько она длинная и насколько там крутой подъем. Дышать там было уже очень тяжело.

Когда я дошла до седловины, многие уже возвращались обратно. Мне же было уже как-то совсем нехорошо.

Вид с седловины

Автор: Tat_yanka

Еще и периодически мой внутренний пессимист говорил, что я не смогу забраться, что мне не хватит сил, что может развернуться и пойти назад.. но потом мой внутренний оптимист, душил пессимиста и убеждал меня, что я справлюсь. Очень основательно так убеждал. И так на протяжении всего подъема. В какие-то моменты я была уверенна, что пессимист окончательно задушен и похоронен и все у меня получится, но он живучий, гад, возрождался в самые неподходящие моменты.

Чтобы избежать знаменитого «очкового загара» я сначала заматывала все, не оставляя ни единой открытой части на лице, потом, когда уже стало жарко постоянно обмазывалась кремом, причем мне казалось, что делаю я это крайне не качественно, поэтому на каждом привале я мазала себя снова и снова. В итоге у меня обгорел только нос, причем изнутри;)

Когда я валялась в седловине, смотрела на крутой склон западной вершины, смотрела, как медленно там ползут люди, понимала что сейчас и я так же поползу (тогда пессимист несколько раз просыпался, зловеще смеялся и говорил мне идти обратно). И я поползла. Наверх. Мы с Тимой вместе поползли.

После седловины на западную вершину тропа круто уходит наверх, и этот подъем дался мне действительно нелегко. Ко всему прочему, снег там был рыхлый и даже кошки не всегда помогали задерживаться. Скорость очень низкая, частые привалы, каждый шаг давался с большим трудом. Главное дышать, но когда ты делаешь вздох – кислорода не хватает, ты сразу пытаешься еще раз вздохнуть..если таким образом дышать, то получается одышка..как рыба хватаешь воздух, но тебе все мало..мало..мало..

Автор: Tat_yanka

Очень забавно было наблюдать за иностранцами – они буквально ползли на животе, если мы хотя бы шли, то один из них реально полз ;) Но они молодчики – не унывали, кричали мне, чтобы я их фотографировала, когда увидели, что я достаю фотоаппарат, и постоянно улыбались – хотя по ним видно было, что им тоже очень плохо.

Косая полка и Ушба

Восточная вершина, вид с

Восточная вершина, вид с западной

Когда до цели остается со

Автор: Tat_yanka

Вот эти две фотографии, мне очень нравятся, они наглядно демонстрируют как тяжело некоторым дается восхождение. Сделаны с разницей в несколько секунд..

Автор: Tat_yanka

Потом был долгий путь вдоль натянутой веревки – честно там я уже не знаю как ползла, потому что так плохо как там мне, кажется не было никогда в жизни.

Когда встречный спускающийся мужичок сказал, что это очень сложный участок, и он отнимает много сил и что главное доползти до «вооон тех камней» — потом будет ровное плато и еще минут 40 до вершины – я вот вообще ни разу не обрадовалась..потому что он пророчил мне еще час пути..но он что-то намудрил, от камней оказалось минут 10 до вершины..но все по порядку..

«до тех камней» еще было несколько десятков метров – то есть еще несколько десятков метров «пахоты» — вздох выдох почти на каждый шаг..иду..спереди и сзади еще идут люди, какая-то девушка сзади подбадривает – осталось совсем чуть-чуть..

Когда я выползла на это ровное вулканическое плато – я просто упала там с мыслями, что обратно я не дойду – я просто вспомнила весь пройденный путь..и еще я подумала, что это будет место, где я умру, серьезно, я так и подумала..и это был пик горнячки, накрывшей меня..и на самом деле, очень сложно описать словами всё, что я чувствовала в тот момент..мой внутренний пессимист проснулся и орал мне в ухо, что я сейчас пойду обратно, и если честно я так и думала – что вот сейчас я полежу – и в обратный путь..мозг не очень хорошо соображал уже если честно..

Не могу сказать точно сколько я там валялась, но я даже успела подремать..внутренний пессимист не замолкал ни на минуту..он уже почти ликовал..

Я уже рассказывала десятки раз, что заставило меня подняться и не устану повторять это снова и снова – моя сестра должна гордиться собой;) потому что именно ее смс-ку я вспомнила, которую получила в Терсколе перед подъемом наверх: «Удачи!! Я в тебя верю!!»..то, что происходило у меня в голове в тот момент – это даже не объяснить.. я просто на секундочку представила себе как я вернусь домой и скажу ей (и всем!!), что я 500 метров не дошла до вершины..пессимист был окончательно убит.. раздавлен, задушен и похоронен там же. Кто-то в меня верит, а я тут валяюсь как тряпка! Я просто встала и пошла..и я помню каждый шаг – каждый шаг к вершине..я шла, шатаясь, старалась идти прямо, но не могла – шла как пьяная – делаю шаг, а меня качает влево, еще шаг – качает вправо..я уже вижу ее – вершину.. вот он – последний подъем..шаг..вздох..вздох..шаг..еще один..вершина..нет эмоций – вообще – ВООБЩЕ НЕТ ЭМОЦИЙ – нет радости, нет осознания того, что я стою на самой высокой точке России, что я-таки сделала то, о чем мечтала последние месяцы..только усталость и опустошение – моральное и физическое. Вообще, человек я очень впечатлительный и эмоциональный, и тот факт, что я не почувствовала ничего, поднявшись на вершину Эльбруса – для меня необычен, мягко говоря. Хотя я читала в отчетах о восхождениях, что такое часто бывает. Просто я и подумать не могла, что у меня тоже так будет.

На вершину мы вышли примерно в 12.20. Вообще, нужно до 12 заходить, после погода может быстро и сильно испортиться и нужно оттуда валить. Когда мы были на вершине – там был такой ветер, что я думала, что нас всех сдует. И кстати уже не было толпы людей и тем более очереди на вершину. Мне на вершине на какое-то время стало полегче.

Знаете сколько я сделала фотографий с вершины? Три! Нет, не три десятка – всего три фотографии! То есть как бы даже без права на ошибку (если промахнулась бы с фокусом или какими другими параметрами). Причем две из них — с одной и той же композицией — немного по-разному кадрированные. Ну и зачем спрашивается я так активно берегла батареи на день восхождения?

Вид с вершины номер раз

Вид с вершины номер два

Да, конечно можно найти себе оправдание – сказать, что не до фотографий было. Но я не хочу находить себе никаких оправданий. Да и не может быть никаких оправданий! Я сейчас смотрю на фотографии, какие делают люди на вершине и думаю: «Таня, ты идиот!»… Хорошо хоть что штатив не додумалась с собой тащить – хоть в чем-то проявила благоразумность.

Вот так и выглядит самая

Автор: Tat_yanka

Вот так и выглядит самая высокая точка России

А это тропа перед вершино

Автор: Tat_yanka

А это тропа перед вершиной

Спуск занял около 2 часов – вниз – не вверх все ж..шлось легко и со сбросом высоты потихоньку уходила и горнячка, после косой полки ее как не бывало. Я даже смогла поесть. Вместо чая в термосе у меня был чифир – ночью в темноте погорячилась с заваркой – пить его было невозможно, но зачем чай.. кругом же столько вкусного снега!!

Косая полка, спуск

Автор: Tat_yanka

Настроение было непонятное – не было осознания того, что я осуществила то, о чем только и думала последнее время – оно пришло позже. Тогда было только ощущение, что это было действительно очень трудно – трудней, чем я ожидала, гораздо-гораздо трудней.

Когда спустилась к нашему лагерю, усталости как таковой не было, силы еще были. Я поняла, что физическая подготовка конечно важна на восхождении, но гораздо большее значение на скорость передвижения и успешность восхождения имеет как сильно на тебя повлияет высота..я так как не была на таких высотах ранее – не знала – как организм будет себя вести..теперь знаю..а еще я теперь точно знаю силу таких простых слов: «я в тебя верю!»..

Сейчас, вспоминая весь поход и анализируя свое самочувствие, я думаю, что мне просто не хватило акклиматизации – потому что, поднявшись на высоту 4050, я чувствовала себя замечательно – и даже спала на такой высоте хорошо. Некоторых уже на 3000 накрывает. У меня же было прекрасное – и настроение, и аппетит, и самочувствие. Ну я так думаю. Парочку бы дней еще.

Вечером шикарный закат, внизу все в тумане.

Автор: Tat_yanka

А ночью встаю, чтобы сфотографировать убегающие фонарики – уже очень мне они понравились. Снимаю больше часа, ветер, разгулявшийся вечером уже стих, но стоять на одном месте холодно, пачка орешков, оставшаяся с восхождения, хоть как-то спасает меня;) За моей спиной в горах зарница. Звезд на небе опять бесчисленное множество. Пока фотоаппарат снимает на длинных выдержках, я, уставясь в небо, пытаюсь сохранить его в своей памяти.

Автор: Tat_yanka

На следующее утро собираемся спускаться вниз — в лето. Спуск не занял много времени. Быстро топаем до станции Гара-Баши, откуда таким же образом как и несколько дней назад – 3 канатки. Но в этот раз спуск на креселке подарил более шикарные виды, чем на подъеме. Было ясно, и я не переставая делала кучу фотографий – теперь уж я батареи не берегла.

Автор: Tat_yanka

И вот опять мы в лете..тут уже цивилизация.

Так как у нас было еще 2 дня отдыха (поднялись мы раньше запланированного срока), то мы поставили палатки в кемпинге и отдыхали, пользуясь всеми благами цивилизации. Фактически поход окончен.

Вместо послесловия..Лично мне запомнился каждый день похода и понравилось всё – начиная с первого дня, когда мы, как ежики в тумане, прыгали по мокрым камням и заканчивая самим восхождением и всеми полученными эмоциями, новыми для себя впечатлениями и опытом.

Это восхождение я вряд ли когда-то забуду. Возможно, потом будут еще другие восхождения, возможно на более высокие (или даже более низкие – это не важно) горы, но это первое своё в жизни восхождение и те чувства, которые я испытала, я буду долго вспоминать с особым трепетом;)

Это маленькая победа над собой и большая проверка себя!

Да, было тяжело! Но это несомненно того стоило! И если бы мне сейчас сказали, что мне придется испытать все тоже самое, что меня так же накроет горной болезнью и предложили опять подняться – не раздумывая согласилась бы! Мне безусловно понравилось!

Рассвет с высоты 5000м и звездное небо Эльбруса – только ради этого стоит поехать на Кавказ. Виды действительно впечатляющие!

И снежные склоны Великого Исполина..

И я еще вернусь! На Эльбрус! Теперь у нас с ним отношения – на всю жизнь!

Дешёвый ✈️ по направлению Эльбрус (гора 5642м)
    • eduardos

ERCHOV
      С нами с 6 апр 2009
      12 сен 2014, 14:05
      Респект! Это наверно самый лучший рассказ из тех, что я читал про восхождение на Эльбрус!
      12 сен 2014, 14:10
      ERCHOVнаписал 12 сентября в 14:05

Спасибо!! Я от души писала;)
    • PitMos
      PitMos
      С нами с 10 авг 2012
      12 сен 2014, 16:15
      Молодец! Замечательно! Читается легко. Спасибо!
    • Daretta
      Daretta
      С нами с 26 ноя 2013
      12 сен 2014, 20:03
      Соглашусь с Максимом- лучшее, что есть на пространстве рунета про Эльбрус. Так легко и эмоционально с такими шикарными фотографиями не писал еще никто!
    • Yurivar
      Yurivar
      С нами с 19 мар 2010
      12 сен 2014, 23:39
      Поздравляю с победой и хорошим рассказом! По настоящему такое может оценить только тот, кто поднимался в горах. И не просто гулял там по тропам, а штурмовал вершины. Штурм Эльбруса — нелегкая задача. И она осложняется тем, что уже с трех тысяч метров почти три километра вверх приходится идти по снегам и ледникам. Это не Гималаи и не Килиманджаро, где снега начинаются только с высот в 4-5 км. Но даже и там это тоже нелегкая задача. И не каждому под силу. Высота — всюду есть высота и с трех тысяч везде начинается "горняшка" — 05. Последние снега Килиманджаро. Они еще есть на вершине!. Залог успеха — в правильной акклиматизации, которая для высот 6 км должна быть не менее 3-4 дней.

P.S. Вижу, что за 40 лет на склонах Эльбруса ничего не изменилось! Но в те времена такого комфортного снаряжения и одежды не было.
      13 сен 2014, 12:14
      Yurivarнаписал 12 сентября в 23:39

Спасибо, Юрий!
      Полностью согласна с Вашим коментарием-и про оценить, и про правильную акклиматизацию. В Гималаях и Килиманджаро пока не довелось бывать, поэтому сравнивать не с чем;)
      Да, инфраструктура за 40 лет я думаю улучшилась — там и Leaprus построили, про который я упоминала в своем предыдущем посте, и в седловине RedFox в который раз установил спасательный приют, всех желающих катают по склону на снегоходах, на ратраках особо богатые или неуверенные в своих силах могут подняться до начала косой полки во время восхождения...это только несколько примеров..
      но не всегда улучшение инфраструктуры — это хорошо;)
      13 сен 2014, 12:17
      Darettaнаписала 12 сентября в 20:03

PitMosнаписал 12 сентября в 16:15

Молодец! Замечательно! Читается легко. Спасибо!

Пётр, Дарья — спасибо большое;) Рада, что понравилось;)
      14 сен 2014, 14:24
      Сам пока не ходил на Эльбрус, не довелось, но много слышал что на самом деле это непростое восхождение из-за его вулканической природы. За прекрасный рассказ об эмоциях восхождения большое спасибо! Я подумал что Турбине нужна отдельная точка на карте такая как гора Эльбрус (5642м), я ее завел, завтра смогу перенести все заметки про восхождение туда.
    • galmix
      galmix
      С нами с 2 ноя 2012
      14 сен 2014, 21:50
      Отличные фото. И сама вершина и Ушба с такой высоты. Редко кто фотографирует с вершины. Преодоление себя-главное достижение. Когда говоришь, "я это смогу" и появляется уверенность в этом, организм подчиняется. При таком подходе у Вас много интересных путешествий впереди. Удачи.
      14 сен 2014, 23:36
      galmixнаписала 14 сентября в 21:50

Спасибо большое;)
      В интересные путешествия — верю и надеюсь ;)
    • Rocketman
      Rocketman
      С нами с 15 авг 2012
      15 сен 2014, 12:27
      Очень крутые фотки!!! Отличное восхождение!! С горой! =)
      15 сен 2014, 12:37
      Rocketmanнаписал 15 сентября в 12:27

Очень крутые фотки!!! Отличное восхождение!! С горой! =)

Спасииибо!!
      15 сен 2014, 19:40
      Из 4-х перенес 3 материала на Эльбрус, 1 на Терскол. Саша Rocketman если тебе надо перенести твои материалы пришли мне в личку какие пожалуйста
    • Daretta

keng13
      С нами с 10 апр 2011
      19 сен 2014, 07:33
      Безумству храбрых поём мы песню...
      Очень сильно мотивирующая заметка, спасибо!
    • geogabr
      geogabr
      С нами с 9 мар 2014
      5 окт 2014, 20:29
      Супер, поздравляю.
      Мне так не повезло. На седловину вышел к 12-ти. И "воот от тех камней" В уже начавшемся буране отец буквально пинками вниз отправил. :)))
      6 окт 2014, 10:40
      geogabrнаписал 5 октября в 20:29

Супер, поздравляю.

Правильно отец и сделал. Да, обидно дойти почти до цели и повернуть назад, но лучше иметь такую возможность — вернуться, чем нет)
    • Maverik
      Maverik
      С нами с 13 окт 2012
      22 окт 2014, 17:28
      Прекрасная заметка! Отличные фотографии! Посмотрел с большим удовольствием. Большое Вам спасибо!
      23 окт 2014, 00:12
      Maverikнаписал 22 октября в 17:28

Спасибо Вам, рада, что понравилось;)
    • nikitahodeev
      nikitahodeev
      С нами с 7 янв 2016
      23 фев 2016, 22:06
      Классный материал, спасибо узнала нечто новое. Мы путешествовали автостопом с палаткой в тех краях, если захотите, вот наш отчёт о полугодовом путешествии: hramputi.ru/volshebnoe-putesh… Ехали Через Кабардино-Балкарию и потом на север России через Москву. Ну про Москву особо рассказывать нечего, а если интересно там дальше у меня про север России :)