" А город подумал — ученья идут"... 8 августа 1984 года. Памятник "Живые помнят Вас" на Восточном кладбище

Энгельс

Энгельс

LAT
  • 51.47968N, 46.11007E
  • Я здесь был
    Хочу посетить

    21 заметка,  104 совета по 99 объектам,  1 131 фотография

    помощь Подписаться на новые материалы этого направления
    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов Энгельса помощь
    Все авторы направления
    архитектура, памятники, парки
    5 фото
    dots
    вики-код
    помощь
    Вики-код объекта:
    Советы и отзывы путешественников (1) помощь
    9
    grau59
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 16 апр 2011

    " А город подумал — ученья идут"... 8 августа 1984 года

    Что делать → архитектура, памятники, парки
    24 марта 2014 года 13629

    Этот совет является частью дневника «А город подумал - ученья идут...»

    5
    На Восточном кладбище города Энгельса стоит обелиск "Живые помнят Вас", сбоку от обелиска находится табличка и три символических надгробия.

    Автор: grau59



    На табличке надпись: "8 августа 1984 года отводя беду от мирных людей погиб экипаж стратегического бомбардировщика".

    Эта недосказанность при авиакатастрофах вызывает недоумение. Можно только догадываться, что экипаж самолёта спас от смерти жителей Энгельса, а может Саратова.

    Непонятны еще пару фактов. Возле памятника три символических плиты с металлическими табличками, сообщающие биографические данные:

    майор Козионов Виктор Александрович (1950 г.р)
    капитан Шаврин Николай Васильевич (1954 г.р.)
    прапорщик Воротников Александр Васильевич

    В катастрофе же погибло 5 членов экипажа, отсутствуют плиты с именами:

    полковник Тухватулин Вил Рахманович (1936 г.р)
    капитан Миронов Константин Константинович

    Может быть быть прах их вывезен на родину по просьбе родственников.

    Вот как пишут о гибели самолёта: " Экипаж заместителя начальника отдела боевой подготовки, полковника, военного летчика-снайпера В.Р. Тухватулина вскоре после взлета ночью в простых метеоусловиях при развороте вправо и, находясь на высоте 350 м, услышал хлопки.
    Как выяснилось позже, струя горячего воздуха из разрушившегося соединения противообледенительной системы (ПОС) попала на бензиновый бачек запуска турбостартера С-300М двигателя РД-ЗМ-500А, что вызвало взрыв паров бензина. Этот бачек располагался в кессоне корневой части крыла левой плоскости в непосредственной близости к его носовой части, где проходил трубопровод ПОС.В результате вырвало часть верхней обшивки и механизации левой плоскости крыла, из-за чего возник опасный крен.
    Командир, доложив о происшествии руководителю полетов, развернул самолет на посадку, уводя его в сторону от населенного пункта. Но ситуация быстро переросла в катастрофическую, с последующим разрушением левой консоли крыла, приведшим к значительному уменьшению подъемной силы и к потере поперечной управляемости. Когда крен достиг 54 градусов штурман-оператор и командир огневых установок, не дожидаясь приказа командира, катапультировались. Затем самолет задел крылом землю и взорвался, унеся жизни остальных членов экипажа."

    Выплывает второй непонятный факт : награждены согласно указа от 18 января 1985 года посмертно: орденом Красного Знамени — полковник Тухватулин Вил Рахманович, орденом Красной звезды — майор Козионов Виктор Александрович,капитан Шаврин Николай Васильевич, капитан Миронов Константин Константинович, прапорщик Воротников Александр Васильевич. Но в списке награждённых — 6 человек, один из них награждён орденом Красной Звезды не посмертно — капитан Ефишин Александр Иванович. Если это один из двух, покинувших борт самолёта без команды командира, то за что его наградили, непонятно.

    Непонятен и еще один факт. При расследовании было выяснено, что причиной летного происшествия являлся конструктивный недостаток — необоснованное, далеко отнесенное место расположения запорного крана противообледенительной системы от места отбора горячего сжатого воздуха из-за компрессора двигателя. Виновник: предприятие — разработчик самолета ЗМ. В течение 3-4 месяцев доработка была выполнена на всем парке самолетов ЗМ.

    Но за 9 лет до этого случая " А город подумал - ученья идут"... 13 мая 1975 года причиной гибели экипажа и самолёта стал прорыв горячего воздуха из трубопровода противообледенительной системы последующим воспламенением жгутов электрических проводов. Неужели за это время нельзя было исправить конструктивные недоработки, а не ждать гибели нового экипажа.
    • Адрес:

      Россия, Саратовская область, г.Энгельс, Восточное кладбище

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    5 фото
    dots

    Дешёвый перелёт по направлению Энгельс
    сообщить модератору
    • glomus
      помощь
      glomus
      в друзья
      в контакты
      С нами с 2 мар 2010
      24 мар 2014, 14:38
      удалить
      Глубокое уважение таким людям и долгую память.
      Если говорить о непонятности , то возникают и другие вопросы. Это и о награждении,и главное, почему командир не отдал приказ покинуть борт? Понятно же, что вряд ли "командир огневых установок" мог помочь в этой ситуации.
    • grau59
      помощь
      grau59
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 апр 2011
      24 мар 2014, 16:16
      удалить
      glomusнаписала 24 марта в 14:38

      Глубокое уважение таким людям и долгую память.
      Если говорить о непонятности , то возникают и другие вопросы. Это и о награждении,и главное, почему командир не отдал приказ покинуть борт? Понятно же, что вряд ли "командир огневых установок" мог помочь в этой ситуации.



      КОУ находятся в отдельной кабине в конце самолёта, обычно при авиакатастрофах они успевали покинуть самолёт.
    • Maynur
      помощь
      Maynur
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 ноя 2011
      26 мар 2014, 08:57
      удалить
      Сколько же гибло и гибнет! А помнить надо!
    • grau59
      помощь
      grau59
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 апр 2011
      26 мар 2014, 14:12
      удалить
      Maynurнаписала 26 марта в 08:57

      Сколько же гибло и гибнет! А помнить надо!



      Много гибнет, цифры навскидку не помню.
    • sptbvp
      помощь
      sptbvp
      в друзья
      в контакты
      С нами с 30 июл 2014
      30 июл 2014, 18:54
      удалить
      Я являюсь СЕДЬМЫМ членом экипажа! Увидев -.прочитав написанное-спасибо тем кто помнит и живых и мертвых! Хотелось бы поговорить с теми .кому небезразлична судьба оставшихся в живых .после катапультирования! Коллега мой,Ефишин Александр -штурман-оператор .-трагически погиб в 2013 году.
    • Сообщение удалено.

    • Сообщение удалено.

    • Сообщение удалено.

    • Сообщение удалено.

    • Сообщение удалено.

    • Сообщение удалено.

    • Сообщение удалено.

    • Сообщение удалено.

    • Сообщение удалено.

    • Сообщение удалено.

    • Сообщение удалено.

    • Сообщение удалено.

    • Сообщение удалено.

    • Сообщение удалено.

    • Сообщение удалено.

    • Сообщение удалено.

    • Сообщение удалено.

    • Сообщение удалено.

    • Сообщение удалено.

    • Сообщение удалено.

    • Сообщение удалено.

    • Сообщение удалено.

    • Сообщение удалено.

    • Сообщение удалено.

    • Сообщение удалено.

    • Сообщение удалено.

    • sptbvp
      помощь
      sptbvp
      в друзья
      в контакты
      С нами с 30 июл 2014
      7 авг 2014, 19:57
      удалить
      Завтра 8 августа 2014 года!!! ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ---НАШЕМУ ЭКИПАЖУ !!! 30 лет прошли спустя, сердце ноет,душа плачет,ПОСЛУШАЙТЕ ПЕСНЮ АНИСИМОВА -"МЕДВЕДИ" -ЭТО НАША РАБОТА!!!
    Наверх