Я здесь был
Хочу посетить

52922 заметки,  43 552 совета по 36 452 объектам,  1 405 461 фотография

помощь Подписаться на новые материалы этого направления
Вики-код направления: помощь
2
Florence
помощь
в друзья
в контакты
С нами с 23 апр 2009

Автобусные туры: подробности быта

 
6 июня 2009 года 6572

Я постараюсь рассказать о тех нюансах и тонкостях быта в автобусных турах, которые не всегда понятны заранее. Надеюсь, что их знание поможет вам морально и физически подготовиться к возможным сложностям, добиваться положенного и не портить нервы напрасно.
Про гидов.
С вами едут гид и два шофера. От гида зависит, как мне кажется, гораздо больше, чем от турфирмы, но выбирать, чтобы попасть к определенному гиду, как правило нельзя. В обязанности гида входит сообщать вам всю информацию о маршруте передвижения: когда, куда приезжаем, какие экскурсии, когда и откуда отправляемся, и пр. Поскольку это жизненно важная информация, нужно не стесняться задавать вопросы и требовать ясности. К сожалению, бывают гиды, которые очень неохотно информацией делятся или произносят недостаточно громко и внятно. Гид также рассказывает о странах, которые вы проезжаете, проводит некоторые, а иногда и все экскурсии. Он же селит в гостиницу, дает сигнал к отправлению автобуса, договаривается с экскурсоводами, решает возникшие проблемы, отвечает на вопросы, помогает с переводом, заполнением документов на границе - в общем, делает почти все, что только можно придумать. Почти все перечисленное вы имеете право с гида требовать (иногда к сожалению приходится именно требовать). Но учтите, что он все же не ваш личный гид, а групповой, поэтому он не может быть вашим индивидуальным переводчиком и консультантом.
Обязательно возьмите номер мобильного телефона гида - на случай, если вы опоздаете, потеряетесь и пр. Он может сам его вам продиктовать, а если не предложит - спросите. Желательно также обменяться телефонами с соседями по автобусу. В критической ситуации это может оказаться очень полезным.
В пути.
В автобусе вам положен кондиционер, туалет, кипяток. Со всем этим бывают проблемы. В "среднеблагополучном" туре кондиционер будет работать, но не всегда достаточно хорошо (кстати, учтите, что на стоянке он не работает, поэтому в жарких странах находиться в стоящем автобусе невыносимо), кипяток будет из рассчета пара стаканов на человека в день (в одних турах - только на стоянках, в других и и по ходу движения тоже; некоторые фирмы предлагают бесплатные чай и кофе), а в туалет вас будут заклинать ходить "только если очень-очень нужно".
Стоянки положены не реже, чем раз в 4 часа, обычно это соблюдается. Если это просто "санитарная остановка", то скорее всего она будет на бензоколонке, где есть туалет (дамы, готовьтесь стоять в очереди), небольшой магазинчик (цены в общем, сопоставимы с российскими супермаркетами) и возможно какой-нибудь фаст-фуд.
В пути гид либо будет вам что-нибудь рассказывать, либо показывать кино (два телеэкрана на автобус). Проблему того, чем вы себя сами будет занимать, нужно продумать заранее, потому что переезды занимают существенную часть времени тура (иногда целый день с небольшими остановками).
Про ночной переезд.
Ночной переезд бывает не во всех турах и считается главной трудностью тех туров, где бывает. Мое мнение: если вы едете во Францию, Бенилюкс, Италию (в общем, всюду, кроме Германии, Восточной Европы и Скандинавии), то ночной переезд может оказаться меньшим злом, чем целый день однообразной дороги. Ибо Германский автобан - это довольно скучная штука.
Перед ночным переездом положено 8 (по другим данным, 9) часов "отстоя автобуса", то есть, вы гуляете по городу, большую часть времени самостоятельно, без экскурсий, но в автобус заходить не имеете права.
Считается, что для ночного переезда нужно иметь специальную подушечку (лучше надувную), плед и повязку на глаза. Я ни разу ничего из этого не использовала. Просто из имеющихся одежек самая мягкая кладется под голову, самой большой (курточкой, например) накрываешься. Даже если днем жарко, под утро в автобусе может быть прохладно, необходимо чтобы было чем накрыться. Наверное зимой это еще важнее, но зимой я не ездила.
Первая ночь в автобусе обычно тяжелая, уснуть удастся с трудом, сон неглубокий, часто просыпаешься. В общем, полноценно конечно не выспишься, но не так уж и страшно.К концу поездки накапливается усталость и "вырубиться" проще (мне во всяком случае), причем не только ночью, но и днем.
После ночного переезда вас могут остановить на завтрак, а могут - только на умывание, а завтракать предложат в автобусе. Тогда нужно заранее закупить продукты.
Питание.
В этом вопросе очень трудно делать прогнозы. Завтраки у вас будут в отелях. Континентальный завтрак - выпечка, сыр-колбаса-яйца, йогурты, чай-кофе. Многие приходят с сумкой, набирают всего помногу, уносят с собой и съедают в течение дня. Это вообще-то приравнивается к воровству, правда об этом возможно не все знают.
Если вы целый день в пути, то вас почти наверняка хотя бы один раз остановят на полноценный обед. Это может быть фаст-фуд, где можно посмотреть и взять понравившееся блюдо, а может быть раздача или заказ по меню, когда придется ориентироваться в названиях на незнакомом языке. Скажу честно - пару раз в таких ситуациях я оставалась голодной: не то, чтобы нельзя разобраться, но неудобно тормозить очередь. Гид может подождать пока все спокойно поедят (и тогда обед, учитывая очередь, растянется на пару часов), а может объявить отправление в строго назначенное время и тогда у некоторых будет цейтнот. Многие предпочитают со всем этим не связываться, а питаться в автобусе личными запасами.
К месту назначения вы можете приехать довольно поздно и тогда будете пить чай с тем, что у вас есть из съестного. Скорее всего гид вас об этом предупредит заранее и предложит во время одной из стоянок закупиться едой на ужин.
Теперь второй вариант питания - самостоятельный: во время пребывания в городах. Вот тут уже голодным остаться крайне трудно. Если вас смущают высокие цены или языковые проблемы, то стоит ориентироваться на разнообразные фаст-фуды, где можно просто ткнуть в понравившееся блюдо. Если вы знаете хотя бы английский, то ищите место, где есть английское меню. Если его нет, призывайте на помощь свои лингвистические способности и пытайтесь прочесть меню на том языке, на котором оно написано. Это проще, чем кажется: очень много названий блюд похоже пишется на разных языках. Хотя если вы в стране не проездом, а несколько дней, то имеет смысл подготовиться заранее: выписать из какого-нибудь разговорника названия основных блюд.
И еще одно, к питанию не относящееся. Извините уж. Фаст-фуды типа Макдональдса и KFC можно использовать не столько для еды (найдется вкуснее и интереснее за примерно такие же или чуть дороже деньги) сколько как место, где можно не сделав заказа, воспользоваться туалетом. Правда он может оказаться платным.
Самостоятельные прогулки.
Невзирая на то, что гиды довольно интенсивно "пасут" туристов, практически каждый день бывает свободное время, когда можно пойти туда, куда тебе хочется и необходимо вернуться в нужное время и нужное место. Это требует неплохих навыков ориентирования. Так или иначе подавляющее большинство успешно справляется, но заблудиться можно (в одной из наших поездок это случалось трижды, что задерживало всю группу на полчаса и более), так что если вы не очень уверены в своих силах, присоединитесь к более опытному попутчику.
Для успеха самостоятельных прогулок очень желательны карты. Их можно получить разными способами.
- Купить: заранее, в России или уже по приезде в страну.
- Попросить на время у знакомых, которые ездили в ту же страну.
- Некоторые турфирмы обеспечивают туристов планами городов - спасибо им.
- Наконец карты, проспекты и много другой ценной информации можно найти на информационных стойках: на ресепшн в гостиницах, у касс музеев, в крупных магазинах, рассчитанных на туристов, в информационных центрах - как правило они расположены в городах, рядом с туристскими объектами. Они обозначаются буковй i, там можно задать вопросы и получить ответы на разных языках, купить билеты на мероприятия, иногда обменять валюту (хотя курс оставляет желать лучшего) и пр. Разнообразные буклеты годятся не только для информации (часто действительно ценной), но и как сувениры.
Валюта.
В стране, где нет хождения евро, гид как правило приведет вас в обменник со сравнительно выгодным курсом или подскажет, где такой найти. Однако после того, как я однажды проходила три часа по жаре без копейки местных денег в ожидании приезда в "выгодный" обменник, взяла себе за правило хотя бы небольшую сумму менять при первой же возможности по любому курсу.
Ориентация в разных валютах сложнее, чме может покааться с первого взгляда. Бывает, что одновременно у вас скапливаются деньги 3-4 разных валют (рубли, евро, местная валюта) и нужно постараться разместить их по кошелькам так,чтобы чтобы не запутаться и чтобы к примеру ненужные до возвращения рубли вам не мешали.
Стоит постараться научиться хотя бы примерно пересчитывать курс в знакомые единицы (например, 10 шведских крон - 1 евро), пусть с небольшими ошибками, но без изнурительных упражнений в арифметике.
Если вы имеете дело с наличностью, то довольно сложно определить, что делать с ее остатком, когда вы покидаете страну. Приходится тратить на малопрактичные вещи, а мелочь привозить в качестве сувениров. Если осталась сравнительно большая сумма, проще плюнуть на невыгодность обмена и превратить ее в евро.
Излишне говорить, что карточки избавляют от большинства (но не от всех) этих проблем.
Про разводки и прочие неприятности.
В большинстве туров есть места "разводки" туристов. Это всевозможные "алмазные фабрики", "сыроварни", "музеи духов" "магазины с очень выгодными ценами", "только здесь вам положена скидка" и так далее. Посещение их иногда направлено на личное обогащение вашего гида (комиссия с продаж), а иногда он выполняет настоятельную просьбу властей страны (знаю, например, про министерство туризма Голландии). Как правило это пустая трата не столько денег, сколько времени. Избежать часто невозможно, остается "расслабиться и получать удовольствие".
В городах деньги и документы держите поближе к себе, а лучше деньги разложите по нескольким местам (мы как правило делим пополам с мужем), а с документов сделайте копии, ибо, к несчастью, кражи в толпе или транспорте - нередкое явление.

Мой рассказ получился несколько занудным и ориентированным на проблемы и мелочи. Я надеюсь, что вы их успешно преодолеете (или вообще не заметите) и это позволит вам насладиться тем, о чем тут почти ничего не написано - красотами Европейских городов и радостью интереснейшего отдыха.

вики-код
помощь
Вики-код:

Дешёвый перелёт по направлению Европа
сообщить модератору
  • CatTheSun
    помощь
    CatTheSun
    в друзья
    в контакты
    С нами с 1 мар 2009
    8 июн 2009, 23:01
    удалить
    Все очень правильно. Но единсвтенное нечто, в котором невозможно научиться ориентироваться за двое суток, - это Парижское метро:)))
  • paramon
    помощь
    paramon
    в друзья
    в контакты
    С нами с 22 мая 2009
    9 июн 2009, 13:30
    удалить
    Полезный отзыв.Особенно для тех кто едет впервые
  • Florence
    помощь
    Florence
    в друзья
    в контакты
    С нами с 23 апр 2009
    9 июн 2009, 17:41
    удалить
    Спасибо. Правда это уже третья часть. Есть еще перые две :)
Наверх