• Рассвет в голландских дюнах

С нами с 13 мар 2011

Велопутешествие по Европе - день 8 и 9

13 марта 2011 года|| 8| 46335

День 8
    1 августа
    дюны-Гаага-Делфт-Роттердам-Маастрихт
    60 км
    4:00 в седле с 10:00 до 20:00

Утром проснулись, встретили самый миг рассвета, а после проспали еще часа три, пока нас не стали своими шагами будить голландцы – пешие туристы. Я уже полностью привык ко сну на твердой земле. И вовсе, оказывается, она не круглая, а плоская, и стоит на трех китах. Вот сейчас мы находимся на ее краю – дальше лишь море и океан.
    Поехали на Гаагу. Все время были заманчивые съезды на пляж. Не выдержав соблазна, в один из них мы свернули.
    Искупались. Пока бултыхались в море, прилив настиг и намочил наши вещи. Берег пологий, потому вода прибывает быстро, за час метров 20 пляжа прилив съедает. Выпили кофе. Людей на пляже еще почти нет, лишь какая-то спортивная команда тренирует физподготовку. Поднялись наверх к великам, а тут и люди стали подтягиваться на отдых. Так мы узнали, что были на голом пляже. Вот, блин, зря плавки мочили. Теперь они сохнут, привязанные сзади к велосипеду.
    Тут же рядом Гаага – неофициальная столица Нидерландов.

Нидерланды имеют оригинальное административное управление (территориально). Хотя на всех картах столицей обозначается Амстердам, сам Амстердам никаких столичных функций, кроме как быть кружком на карте, не имеет (и, кстати, никогда не имел). Парламент, правительство, королевская резиденция, прочие государственные учреждения, посольства находятся в Гааге. Причем так повелось еще со средневековых времен. Первый парламент страны – Генеральные штаты – находился в Гааге, здесь же селилась аристократия.

Гаага большой город, где власти отрываются в современном строительстве. Весь центр застроен стеклом и бетоном. Я был в Гааге десять лет назад, за прошедшее время центр города неузнаваемо изменился. Это, конечно, не касается старой части. Как обычно, велосипедная экскурсия по городу. Заехали в парламент, международный суд. Плотно позавтракали.
    В Голландии все близко. Километров 20 и мы приехали в Делфт.

Делфт своего рода старая столица Нидерландов. В 16 веке здесь была резиденция Вильгельма Оранского – первого руководителя независимого государства Нидерланды. От него пошел нынешний нидерландский королевский род. Вильгельма убил, как сейчас бы сказали, террорист, и тут же в городе он и похоронен в Новой церкви (начало 15 века), расположенной на центральной площади. Сейчас здесь находится усыпальница членов нидерландской королевской семьи.
    Еще мировой общественности этот город знаком по картинам знаменитого Вермеера Делфтского. Художник похоронен в Старой церкви (12 века), которая отличается дивной подающей колокольней. Делфт, как и многие города Голландии, сохраняет застройку 17 века. Для наглядного понимания – именно такой Голландию видел в свое время Петр Первый. А по истории – это один из самых старых голландских городов (с 11 века).

Очень красивый город. Центр компактный и очень цельный. Узкие улицы, каналы. Мы подъехали со стороны Старой церкви и первым делом подивились падающей башне. Круче, чем в Пизе. Та башня хоть и побольше, но подает в чистом поле, а эта - в центре плотнозастроенного города. Риски повыше.
    Тут же блошиный рынок, где реально за 1-2 евро можно приобрести великолепные антикварные безделушки. Много фарфора и керамики – Делфт некогда был признанным центром этого производства. Это был нечастый случай, когда я пожалел о тот, что нам негде везти сувениры. На центральной площади традиционный бокал пива и открытка.
    И дальше на Роттердам. Дорога по карте идет прямо, и мы в полной уверенности, что через часик легко въедем на старинную центральную площадь города и выпьем еще по пиву. По дороге, думаем, еще и знаменитый роттердамский порт посмотрим – самый большой в Европе.
    Теоретически дорога должна нас вывести прямо в порт. А практически мы выехали к складам, офисам, в промзону, где по случаю воскресенья абсолютно пусто. Нашли дорогу на центр. Но что это за город! Огромный. Главное в нем – порт. В порту проводятся экскурсии, но уже вечереет, а так просто на его территорию не попасть. Такое впечатление, что в Роттердаме живут одни эмигранты: арабы, турки, негры. Даже ехать страшновато по улицам. Белых очень мало. И так везде. Мы как подумали, что нам на ночь глядя искать выезд из этого огромного города среди сомнительных личностей, то двинули на вокзал с целью выехать из города. Не показался нам Роттердам и с точки зрения туристической и архитектурной привлекательности. Современный город, застроенный в основном в 60-е годы, с вкраплениями больших строений последнего десятилетия. На центральной площади негры рэп читают.
    (В центре Роттердама сел аккумулятор у фотоаппарата, поэтому дальнейший путь до Люксембурга получился единственным участком путешествия без фотографий.)

Роттердам, действительно, самый эмигрантский из больших городов в Европе. Из 600 тысяч жителей – половина не европейцы. И, понятно, что все они живут в центральных районах. Коренные жители давно уже убежали в пригороды. Не удивительно, что даже мэр города здесь араб-мусульманин.
    А на вокзале, пока мы изучали тарификацию, да выбирали направление, какой-то добрый кореец дал нам действующие билеты (он уже приехал, а суточный билет действует до полуночи), мы докупили билеты на велики (по 6 евро), и Олег захотел шаровые билеты использовать по максимуму. До этого мы планировали выехать километров за 20 от города на Лейден, а максимум – это Маастрихт, другой конец страны. И ехать туда часа два. Так изменился наш маршрут, и мы с пересадкой в Эйндховене отправились на Маастрихт. В начале 12-го были там.
    А здесь гулянка. Полные бары и рестораны, веселье на улицах. Концерт. Я был в Маастрихте 10 лет назад ночью. Так получилось, что я снова осматриваю город в темноте. Город выглядит ухожено, богато. Поскольку мы никуда не спешим, все равно ночью спать уже не придется, то хорошо посидели, попили пива, до закрытия ресторана. Проехались по городу, в макдональдсе съели чизбургер, посмотрели на драку местной молодежи: эмоций много, а толку мало.

Маастрихт известен тем, что здесь в 1992 году подписали Маастрихтский договор, которым учреждался Евросоюз, куда мы сейчас так стремимся. Этим же договором предусматривалось введение евро, как единой европейской валюты.
    Еще есть такой исторический факт: при осаде Маастрихта французами погиб знаменитый д’Артаньян – прототип главного героя «Трех мушкетеров».

День 9
    2 августа
    Маастрихт-Визе-Льеж-Люксембург
    36 км
    с 1:00 ночи до 16:00

Во втором часу ночи выдвинулись из города. Примерно знаем, в какой стороне Бельгия – она тут в нескольких километрах, - но карты не имеем. Прекрасная ночная прохлада сменилась дождем. Ехали, мокли, когда дождь усиливался, прятались на автобусных остановках. Куда ехать – не знаем. Едем наугад. Какие-то местные подростки у нас дорогу спрашивают – мы им объясняем. По дорожным указателям и изменившейся архитектуре остановок понимаем, что мы уже в Бельгии. Но дороги не знаем, нам надо ехать на Льеж, хорошо бы для этого выехать к Маасу, но в какой он стороне тоже неизвестно.
    На какой-то остановке передохнули, выпили виски (у нас с собой было), съели нехитрую закуску, и дальше в путь. Пошли холмы. Поднявшись на длинный (километра два) подъем, я забеспокоился – ничего себе, Бельгия. Олег тоже озадачился. Как географ он определил по приметам, что раз пошли холмы, то значит мы удаляемся от реки. Задумались, что едем не туда. И точно. Проезжавший на машине араб сказал, что Льеж в другой стороне.
    Обратно в длинный спуск с ветерком по пустой ровной дороге. Раннее утро, мы приехали в городок Vise, где говорят по-французски. О! Шарман! В первом открывшемся кафе я по фрацузски заказал кофе, круассанов. Все свежайшее, только что из печи.
    Спустились к реке и только начали крутить педали на Льеж, как влупил дождь. Не слабый такой. Две ночи без крыши над головой и ночь без сна. Пережидаем дождь под мостом. Романтика, блин. Как, чисто, клошары.
    Потом вышел спор. Я сказал, что хорош фанатизма, надо ехать на поезде. (Тут же платформа электрички – поезда на два вагона.) Олег, само собой хотел дальше на велосипеде. Но я настоял, купили билеты и через 15 минут были в Льеже. Как оказалось, правильно сделали, что не поехали великом. Дождь зарядил нешуточный и надолго.
    По внешнему виду – это депрессивный регион. Неприглядные городки, заброшенные склады, станции и производства.

Льеж мне с детства известен по роману Вальтера Скотта «Квентин Дорвард», а также по футбольному клубу «Стандарт». Также в Льеже третий в Европе по величине речной порт (первый, как мы помним, в Дуйсбурге), а также один из крупнейших грузовых аэропортов (центральный для TNT).

Льеж нас встретил достойным современным вокзалом, где нам служащий ж/д-справочной и работница вокзального туалета рассказали, куда и что, дали карту города. В центре по случаю раннего воскресного утра пусто. Все население составляют бомжи. Ну и дождь, конечно. Мы покатались по городу, посетили информационный центр, выпили кофе и под проливным дождем двинули на вокзал с целью ехать в Люксембург.
    Купили Билеты по 18 Евро + 5 евро велик до границы. В поезде есть специальное купе для велосипедов, где они для компактности передним колесом цепляются за вделанный в потолке крюк. Ехать два часа. Доплатили в поезде по 1,5 евро за проезд по Люксембургу. (В стране Люксембург вообще единая такса за проезд куда бы то ни было на любом виде транспорта – 1,5 евро.)
    Мы уже хотим нормально отдохнуть. Поэтому первым делом ищем гостиницу. Олег отмечает, что в Люксембурге самое лучшее информирование туристов. Дают все карты и буклеты, где подробно указаны ночлеги, веломаршруты, достопримечательности.
    В Люксембурге (городе) обилие гостиниц. Едва ли не через дом – отель. Разного уровня и класса. Мы не стали далеко отъезжать от вокзальной площади, и попробовали счастья в непритязательном и недорогом отеле. Там распорядительница-итальянка попыталась нас обмануть. Первую цену она назвала 45 евро и мы по ней заселились, а к уплате потребовала 55. Мы разозлились и через дорогу поселились в достойном отеле City hotel за 90 евро. Это было лучшее решение. Велосипеды оставили в незадействованном конференц-зале, а номер нам дали на 5 этаже с видом на вокзальную площадь.
    Уже хотелось бы отдохнуть, но мы в новом интересном городе, да и ели мы толком больше суток назад в Гааге.

Люксембург как страна – великое герцогство (конституционная монархия). Еще в 19 веке великих герцогств было немало, сейчас Люксембург единственный в своем роде. Великий герцог в иерархии – это еще не король, но уже суверен, а не простой безземельный герцог, каких было много. Люксембуржцы очень чтят своего великого герцога. Благодаря наличию монарха этой маленькой стране удалось сохранить свою независимость. Люксембург стал независимым государством еще в 10 веке. Он ее терял на продолжительно время, был в составе (как это сейчас не удивительно) Испании, затем Нидерландов, Австрии, Франции. После разгрома Наполеона, державы-победительницы вернули Люксембургу независимость. Но и позже Люксембург то и дело кто-то захватывал, а кто-то освобождал. Гитлер его вообще включил в состав Рейха. В общем, люксембуржцам все время было несладко, и в западной Европе эта территория долго была из беднейших.
    Совсем иное дело сейчас. Нынче это богатейшая страна Европы, с самым большим ВВП на душу населения. В Люксембурге располагаются главные офисы крупнейших корпораций, а мощная банковская система обслуживает всю Европу. Например, тут квартирует офис небезызвестной «АрселорМиттал». Кстати, в связи с этим огромным ВВП, утверждается, что Люксембург очень дорогая страна, - я лично этого не заметил. Гостиницы сравнительно не дорогие, еда и пиво стоят, как и во всей остальной Европе. Значки и открытки тоже.
    Люксембург маленькая страна по площади (как два района Украины), жителей 450 тысяч. И они умудряются говорить на трех разных языках (куда тут в сто раз большей Украине с ее всего лишь двуязычием). Я с удивлением узнал, что, оказывается, есть люксембургский язык. На нем действительно говорят, издают газеты и используют на дорожных знаках и прочих инструкциях. В равной степени с немецким и французским. А сам люксембургский – это сильно коверканный немецкий.

Привели себя в порядок, прогулялись по городу. Люксембург перерезан огромным каньоном (подобный рельеф у нас в Каменце-Подольском). Виды просто шикарные. Неплохо пристроился «АрселорМиттал». Его современный офис внушительно смотрится на краю каньона. Люксембург относительно небольшой, но очень красивый и дружелюбный. Архитектура центральных районов – преимущественно 19 века. В этом смысле город напоминает Париж. А на окраинах современное строительство: многоэтажные жилые дома-коробки и огромные кварталы офисных центров.

Обратили на себя наше внимание бесплатные велосипеды, которые любой человек может взять в пользование для поездок по городу. Но не просто так. Велосипеды имеют свои места парковок, где они жестко зафиксированы. И с целью дисциплинировать пользователей, чтобы они не бросали велики, где попало, не воровали и не портили, надо зарегистрироваться с помощью кредитной карты, с которой снимут 1 евро в качестве оплаты, а карточный счет используют в качестве залога. Если велосипед не будет возвращен в заявленное время (скажем, через день или неделю), со счета спишут немалую сумму стоимости велосипеда.

Гуляя по улицам, подивились, услышав украинскую песню. Надо же, на перекрестке стоит небольшой хор мужчин и распевает наши песни. Красиво поют, видно, что имеют к этому делу профессиональное отношение. Прохожие с интересом слушают, денежки бросают. Мы послушали, было приятно услышать родную речь, но денег не бросили – велопутешественнику подавать не пристало, это бы испортило наш имидж. Сфотографировались на фоне дворца. Дворец Великого герцога довольно скромный по размерам – чуть больше обычных городских домов, и спрятан в глубине городских кварталов. Но он достаточно пышный, чтобы отличаться от других домов.
    Поели, наконец. Олег меня привел в китайский ресторан, и пока я ел, сам он крепко спал. Вернулись в отель и отлично выспались.