Фамагуста

LAT
  • 35.11907N, 33.93711E
  • Я здесь был
    Было: 47
    Хочу посетить
    858

    70 материалов по 32 объектам,  772 фотографии

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    grau59 370
     
    grau59
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 16 апр 2011

    Кипрская сказка Пушкина

     
    24 августа 2013 года||28 (16)| 31| 505736

    Эта заметка является частью дневника «Литературные места»

    Как-то прочитал, что возможным прототипом места, где правил князь Гвидон, была Фамагуста. Но пока не посетил Северный Кипр, мысль об этом утонула где-то в подсознании. После возвращения она всплыла и мне стало интересно, насколько это может быть правдой. С учётом, естественно того, что "сказка-ложь, да в ней намёк".

    Местоположение острова Кипр вполне походит для пушкинской "Сказки о царе Салтане".

    4

    Автор: grau59

    Вспомним корабельщиков, которые плыли корабельщики мимо владений князя Гвидона:

    "Едем прямо на восток,
    Мимо острова Буяна,
    В царство славного Салтана..."

    На востоке от Кипра находится Ближний Восток, где в 11 веке из азиатских степей появились турки-сельджуки, правители которых именовались султанами. Затем сельджуков сменили мусульмане Египта, османские турки, но суть в том, что до начала прошлого века побережье оставалось султанским.

    Первый франкский правитель острова Кипр Ги де Лузиньян был одновременно королём Иерусалима, который захватили мусульмане, и правителем Кипра. Полный титул его звучал: "Guido per Dei gratiam in sancta civitate Iherusalem Latinorum rex VIII et Cipri dominus" (" Гвидо, милостью Божией VIII латинский король Иерусалима и господин Кипра"). Чем не князь Гвидон.

    "И среди своей столицы,
    С разрешения царицы,
    В тот же день стал княжить он
    И нарекся: князь Гвидон".

    Интересные исторические аналогии: в жизни Ги де Луизиньян стал королём Иерусалима не с согласия матери, а благодаря женитьбе на Сибилле, дочери Амори I. Правда это происходило не в Фамагусте, а в Иерусалиме.

    Понятно, что на острове Кипр наш франкский Гвидон оказался не в результате плавания заточённым в бочке, но трюмы кораблей того времени не отличались комфортностью, а прибыл он из "царства Салтана", где пробыл в плену у Саладина с 4 июля 1187 по лето 1188 года. Сказка имеет право на художественный домысел при соблюдении внешней канвы повествования...

    Развитие Фамагусты началось только при династии де Лузиньянов, до этого она была обычной рыбачьей деревушкой. Хотя город получил известность только через 100 лет после начала царствования Ги де Лузиньяна, а не как в сказке, где появился за одну ночь.

    "Вот открыл царевич очи;
    Отрясая грезы ночи
    И дивясь, перед собой
    Видит город он большой,
    Стены с частыми зубцами,
    И за белыми стенами
    Блещут маковки церквей
    И святых монастырей."

    Мы и сейчас можем видеть в городе высокие крепостные стены,

    3

    Автор: grau59

    остатки королевского дворца
    4

    Автор: grau59

    и многочисленных храмов.
    8

    Автор: grau59

    4

    Автор: grau59

    Есть в Фамагусте и старинное дерево, правда не дуб, как в сказке, а фиговое.

    3

    Автор: grau59

    Простим Александра Сергеевича, ему ближе были дубы Средне — Русской возвышенности. Но пока не было построек — фиговое дерево было самым высоким в округе. Помните:

    "Видят холм в широком поле,
    Море синее кругом,
    Дуб зеленый над холмом."

    Порт Фамагусты являлся жемчужиной восточного Средиземноморья и его лучшим морским портом по мнению многих.

    2

    Автор: grau59

    А что говорить про пору расцвета в так называемый "Золотой век" при де Лузиньянах , когда город купался в буквальном смысле в золоте и роскоши.

    Заморские купцы видели:

    "Пристань с крепкою заставой;
    Пушки с пристани палят,
    Кораблю пристать велят."

    И они прекрасно понимали, что это означает. Пушки,

    3

    Автор: grau59

    установленные в крепости порта, своими выстрелами привлекали внимание кораблей, приглашая их войти в порт. Средневековые торговые города имели привилегии в виде складочного (штапельного) права, когда проезжающие купцы должны были торговать своими товарами в специально отведенном месте в пределах таких городов.

    Получается, что Пушкин был первым популяризатором путешествий на Кипр, но тщательно это скрывал...

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    10 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Фамагуста
    сообщить модератору
    • Viktor-Viktor
      помощь
      Viktor-Viktor
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 сен 2011
      24 авг 2013, 16:13
      удалить
      Очень необычное литературно-туристическое исследование!
    • grau59
      помощь
      grau59
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 апр 2011
      24 авг 2013, 16:14
      удалить
      Viktor-Viktor 24 августа в 16:13

      Очень необычное литературно-туристическое исследование!



      Рад,что понравилось.
    • Сообщение удалено.

    • viktoria66
      помощь
      viktoria66
      в друзья
      в контакты
      С нами с 23 янв 2013
      25 авг 2013, 00:04
      удалить
      Надо же, как всё связал и сочинил. Сказочник...))) Но всё равно интересно читать! Выходит Пушкин негодяй, что скрывал про Кипр.
    • ksushasha
      помощь
      ksushasha
      в друзья
      в контакты
      С нами с 17 авг 2011
      25 авг 2013, 00:22
      удалить
      Такая версия вполне имеет право на существование.
      Очень даже интересно
    • olevskaya
      помощь
      olevskaya
      в друзья
      в контакты
      С нами с 2 ноя 2009
      25 авг 2013, 10:59
      удалить
      Материал интересный, но с выводом, увы, не согласна. Фильм-сказку по Пушкину здесь снимать можно — соглашусь, а к творчеству Пушкина это местечко отношения не имеет, так я думаю. А читая : "И за белыми стенами
      Блещут маковки церквей
      И святых монастырей" все-таки представляешь совсем другую картинку.
    • Norisfox
      помощь
      Norisfox
      в друзья
      в контакты
      С нами с 20 окт 2011
      25 авг 2013, 13:17
      удалить
      Жаль, что А. С. так и не побывал заграницей! Как бы он описал свои путешествия!!

      Ваша изящная ассоциация мне очень понравилась! Спасибо, с большим вкусом написано!!
    • Viktor-Viktor
      помощь
      Viktor-Viktor
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 сен 2011
      25 авг 2013, 13:17
      удалить
      О Кипре столько рассказано-показано, что только благодаря использованию художественного приема аналогии с Пушкиным, Виктор практически заново открыл для нас Фамагусту. За это ему низкий поклон и восхищение.
    • ERCHOV
      помощь
      ERCHOV
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 апр 2009
      25 авг 2013, 14:34
      удалить
      olevskaya 25 августа в 10:59

      Материал интересный, но с выводом, увы, не согласна. Фильм-сказку по Пушкину здесь снимать можно — соглашусь, а к творчеству Пушкина это местечко отношения не имеет, так я думаю. А читая : "И за белыми стенами
      Блещут маковки церквей
      И святых монастырей" все-таки представляешь совсем другую картинку.


      Я тоже с выводами Виктора не согласен, ибо всю жизнь считал прототипом места, где правил князь Гвидон Балтийский остров Рюген. Конечно это мне вбили учителя литературы.
      Но за литературный приём хочется автору сказать спасибо, весьма необычная и интересная заметка.
    • grau59
      помощь
      grau59
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 апр 2011
      25 авг 2013, 15:05
      удалить
      ERCHOVнаписал 25 августа в 14:34

      Я тоже с выводами Виктора не согласен, ибо всю жизнь считал прототипом места, где правил князь Гвидон Балтийский остров Рюген. Конечно это мне вбили учителя литературы.
      Но за литературный приём хочется автору сказать спасибо, весьма необычная и интересная заметка.



      Не могу спорить с учителями литературы, но до Балтийского моря султаны не дошли.
    • grau59
      помощь
      grau59
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 апр 2011
      25 авг 2013, 15:07
      удалить
      Norisfoxнаписала 25 августа в 13:17

      Жаль, что А. С. так и не побывал заграницей! Как бы он описал свои путешествия!!

      Ваша изящная ассоциация мне очень понравилась! Спасибо, с большим вкусом написано!!



      Viktor-Viktorнаписала 25 августа в 13:17

      О Кипре столько рассказано-показано, что только благодаря использованию художественного приема аналогии с Пушкиным, Виктор практически заново открыл для нас Фамагусту. За это ему низкий поклон и восхищение.


      ksushashaнаписала 25 августа в 00:22

      Такая версия вполне имеет право на существование.
      Очень даже интересно



      Спасибо Вам!
    • grau59
      помощь
      grau59
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 апр 2011
      25 авг 2013, 15:09
      удалить
      olevskaya 25 августа в 10:59

      Материал интересный, но с выводом, увы, не согласна. Фильм-сказку по Пушкину здесь снимать можно — соглашусь, а к творчеству Пушкина это местечко отношения не имеет, так я думаю. А читая : "И за белыми стенами
      Блещут маковки церквей
      И святых монастырей" все-таки представляешь совсем другую картинку.



      Церквей в Фамагусте было более 300: православные, католические разных орденов, несторианская, армянская...
    • 7max7
      помощь
      7max7
      в друзья
      в контакты
      С нами с 25 апр 2011
      25 авг 2013, 20:13
      удалить
      Интересная тема для дисскусий. Я думаю Пушкин описывает события про погибшую Атлантиду, и мы имеем рассказ, дошедший до нас через 3-4 руки.
    • Tamarita
      помощь
      Tamarita
      в друзья
      в контакты
      С нами с 13 дек 2010
      25 авг 2013, 20:56
      удалить
      Знаете, даже я уверилась в том, что Пушкин сказывал именно о Кипре! :-)
    • grau59
      помощь
      grau59
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 апр 2011
      25 авг 2013, 21:39
      удалить
      Tamaritaнаписала 25 августа в 20:56

      Знаете, даже я уверилась в том, что Пушкин сказывал именно о Кипре! :-)



      А еще А.С.Пушкин в гимназии, по воспоминаниям преподавателей, преуспел в изучении древнегреческого языка. На Кипре установлен бюст Пушкину, открытый 2 декабря 2000 года в честь 200-летия со дня рождения великого русского поэта, правда в Лимассоле, а не в Фамагусте. Видимо турки не читали "Сказку о царе Салтане". Пушкин в Турции более известен как прозаик, чем поэт. Изданы почти все его прозаические произведения и всего лишь два сборника стихов. А может просто турки до сих не могут простить нашему поэту стихотворение, написанное в 1829 году, "Восстань, о Греция, восстань!".
    • Norisfox
      помощь
      Norisfox
      в друзья
      в контакты
      С нами с 20 окт 2011
      25 авг 2013, 21:42
      удалить
    • chedty
      помощь
      chedty
      в друзья
      в контакты
      С нами с 14 мая 2012
      25 авг 2013, 22:16
      удалить
      Здорово, красивый подход к не простой теме сочинения по популярному объекту. Спасибо, очень понравилось.
    • grau59
      помощь
      grau59
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 апр 2011
      25 авг 2013, 22:19
      удалить
      chedtyнаписал 25 августа в 22:16

      Здорово, красивый подход к не простой теме сочинения по популярному объекту. Спасибо, очень понравилось.



      Вам также спасибо!
    • ivankutchin
      помощь
      ivankutchin
      в друзья
      в контакты
      С нами с 18 сен 2011
      25 авг 2013, 22:25
      удалить
      Весьма интересно. Вполне возможно, что это место и было описано у Пушкина. Правда, может быть, он и сам об этом не знал, сочиняя сказки со слов няни. Так что обвинять его в сокрытии красот Кипра неправомерно.
    • grau59
      помощь
      grau59
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 апр 2011
      25 авг 2013, 22:33
      удалить
      ivankutchinнаписал 25 августа в 22:25

      Весьма интересно. Вполне возможно, что это место и было описано у Пушкина. Правда, может быть, он и сам об этом не знал, сочиняя сказки со слов няни. Так что обвинять его в сокрытии красот Кипра неправомерно.



      Согласен, простим поэта.
    • Maynur
      помощь
      Maynur
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 ноя 2011
      26 авг 2013, 02:56
      удалить
      Красивая сказка! Очень понравилось! Фамагуста все роднее и роднее становится! Спасибо!
    • grau59
      помощь
      grau59
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 апр 2011
      26 авг 2013, 07:27
      удалить
      Maynur 26 августа в 02:56

      Красивая сказка! Очень понравилось! Фамагуста все роднее и роднее становится! Спасибо!



      Пожалуйста! :)
    • alex_cherny
      помощь
      alex_cherny
      в друзья
      в контакты
      С нами с 5 сен 2012
      26 авг 2013, 22:00
      удалить
      Одна из первых моих заметок на Турбине где я пишу про то же самое, но чуть пораньше. Там, где родилась Афродита!
    • grau59
      помощь
      grau59
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 апр 2011
      26 авг 2013, 22:39
      удалить
      alex_chernyнаписал 26 августа в 22:00

      Одна из первых моих заметок на Турбине где я пишу про то же самое, но чуть пораньше. Там, где родилась Афродита!



      Есть у Вас похожий кусочек, без детализации. Только если вернуться к историческим фактам, то Ги де Лузиньян был королём Иерусалима до самой смерти, а от его имени управлял Иерусалимским королевством Генрих II Шампанский , сам же Ги де Лузиньян управлял островом Кипр от имени короля Ричарда Львиное Сердце. Об этих хитросплетениях я писал в материале Храм построенный для королей, купивших остров. Полный титул Ги де Лузиньяна приведён в текущем материале, где мы сейчас обмениваемся комментариями.
    • Maggie_78rus
      помощь
      Maggie_78rus
      в друзья
      в контакты
      С нами с 1 июн 2012
      3 сен 2013, 12:15
      удалить
      Думаю-таки, что Пушкин не имел ввиду какое-то конкретное место. Когда он был маленьким, семья Пушкиных выезжала из Москвы на полгода, но где они были все это время — неизвестно. Поскольку дороги были в то время плохими, а Пушкины путешествовали с 2 маленькими детьми (а после возвращения в Москву у них родился 3 ребенок), то можно предположить, что они путешествовали по морю...Какой остров оставил такие яркие воспоминания (и был ли остров?) загадка...но остров родом из детства...Я голосую за Британию :-D
      Точно известно, что Пушкин был за границей в турецком Арзруме, но это уже в зрелом возрасте.
      В любом случае рассказ прочитала с большим удовольствием. Спасибо
    • grau59
      помощь
      grau59
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 апр 2011
      3 сен 2013, 13:28
      удалить
      Maggie_78rusнаписала 3 сентября в 12:15

      Думаю-таки, что Пушкин не имел ввиду какое-то конкретное место. Когда он был маленьким, семья Пушкиных выезжала из Москвы на полгода, но где они были все это время — неизвестно. Поскольку дороги были в то время плохими, а Пушкины путешествовали с 2 маленькими детьми (а после возвращения в Москву у них родился 3 ребенок), то можно предположить, что они путешествовали по морю...Какой остров оставил такие яркие воспоминания (и был ли остров?) загадка...но остров родом из детства...Я голосую за Британию :-D
      Точно известно, что Пушкин был за границей в турецком Арзруме, но это уже в зрелом возрасте.
      В любом случае рассказ прочитала с большим удовольствием. Спасибо



      Пожалуйста. На самом деле мы не знаем, что имел ввиду Пушкин, но сама версия красива.
    • ariana
      помощь
      ariana
      в друзья
      в контакты
      С нами с 23 фев 2012
      29 ноя 2013, 14:32
      удалить
      Как интересно! Спасибо!
    • grau59
      помощь
      grau59
      в друзья
      в контакты
      С нами с 16 апр 2011
      29 ноя 2013, 15:11
      удалить
      arianaнаписала 29 ноября в 14:32

      Как интересно! Спасибо!



      Пожалуйста! Рад, что Вам понравилось
    Наверх