Фес

С нами с 28 фев 2011

Амстердам-Агадир, дневник, день 26

15 декабря 2011 года||2 (1)| 3| 6522

Эта заметка является частью дневника «Амстердам - Агадир, ноябрь-декабрь 2010»

26 ноября, день 26
    Фес

Проснулась в половине десятого, и так поздно, а тут еще Дима поймал бесплатный wi-fi в номере. За окном солнце и тучи, тепло. Вылезать на улицу неохота, все ломит, продолжаю болеть простудной фигней. Поели испанских мандаринов, которые покупали еще в Гранаде. Дима немного поработал, созрели вылезти на улицу. Вообще ничего не знаем: где находимся, куда идти, что тут смотреть? У меня есть только одна идея: глянуть на чаны, где красят шкуры и проверить, действительно ли в том месте так страшно воняет. Еще знаю про медину Феса, что если ее увидеть, можно считать, что «видел их все». То есть она получается обязательная к просмотру. Хотя насколько я помню медины Туниса, делать там особо нечего: большая барахолка, где все кричат «рюсский иди сюда!» и пытаются продать «слоника» за стопицот путем долгого и нудного вынимания мозга.

Автор: vasilisa101

Вышли на улицу, в какой стороне и насколько далеко медина, не знаем. Я хочу кофе и завтрак. Прошлись туда, где ужинали накануне, но там закрыто. В кафе на улицах сидят одни мужики, попивают что-то из стаканов. Вид не очень, как будто эти столики только для того, чтобы мужской части населения было удобней целый день тупить в одну точку, еда здесь не предполагается. Идем по улице дальше. В одном месте стулья и меню красивые, но кафе не работает. А я уже губу раскатала. Идеи с кафе кончились.

Мы в каком-то нетуристическом, скорее спальном современном районе. Непримечательная застройка, ничего исторического на горизонте не видно. Туристов тоже нет. Не знаем куда дальше идти. Такси у нас опять не ловится. Очень большой тут с ними напряг. Практически как в Китае, где такси по счетчику и связываться с «неговорящими» туристами никому не охота. Купили карту города в киоске с газетами. Все равно совершенно не ясно, что тут где. Попытались добиться у продавца, чтобы он поставил галочку там, где мы сейчас находимся, но он сам не знает. Смотрели в инете перед выходом, что туристический офис находится на площади Мухаммеда V. Пытаемся добиться, где же эта площадь. Таксисты не знают, сообразить, что нас туда надо отвезти тоже почему-то не могут. Вернее, не все они не могут, а те полтора, которых мы смогли остановить. Красных машинок «petit taxi» вокруг ездит навалом, но почему-то никто не хочет около нас останавливаться, а если и выходит притормозить их, как только понимают, что мы не говорим точный адрес, тут же уезжают. Меня вся эта глупая ситуация начинает злить. Что делать - не знаем.

Автор: vasilisa101

Потоптались в одном месте, пошли в другое, опять такси ловить. Опять не ловится. Стоим, тупим. Наконец-то к нам подходит дядя и спрашивает не надо ли нам гида за 120 дирхамов. Пожалуй, уже надо, а то сами мы даже не можем такси поймать. В Индии, кстати, с такими предложениями подходят минут через пять. А тут, видать, все надеялись на нашу самостоятельность :) Дядя сказал подождать, сейчас уже приедет наш гид, а пока привел нас в кафе, в котором я не рискнула завтракать, потому как тут одни возрастные мужчины сидят. Но с местным-то уже не страшно. Взяли кофе и пирог, вокруг дядьки пьют воду или газировку, не едят. Глазеют по сторонам, ничего не делают.

Приехал старый высокий гид в красной феске и темном плаще и огромных черных ботинках. Смешной немножко. На груди болтается пластиковая карточка, удостоверяющая, что он официальный гид. Мне-то все равно, какие они себе на шею вешают карточки, я из России :) А вот европейцы, может, ведутся, не знаю. Гид сразу спросил у меня, по-испански, где я работаю. Лень вдаваться в объяснения, говорю, что не работаю. У Димы тоже спросил. Статистику дядя собирает, не иначе. Будет писать потом диссертацию «профессии туристов в Фесе».

Теперь уже наш гид долго ловит красные «петит такси». Их тут очень много, но и желающих много. Толпами ловят, как маршрутку на остановке. Мы чуть в стороне от всех и у нас ничего не ловится. Сегодня пятница, гид говорит, что медина закрывается в 3 дня. Я вообще-то не сильно верю в закрывающуюся медину, но боюсь, что мы уже и без этого ничего сегодня не увидим – эдак до ночи можно ловить транспорт.

Автор: vasilisa101

Еще раз сменили место и наконец поймали такси! По-моему, в общей сложности час, а то и больше не могли уехать. Проезжаем мимо автовокзала, где уже были вчера. Гид говорит, население Феса - 8 млн. Хотя город с очень низкой застройкой. Улицы все одинаково безликие, один большой и пыльный бетонный лабиринт. Я запуталась сразу. Медин тут две, они на холмах. Гид слегка, для проформы, ведет экскурсию. Рассказывает, мимо чего мы проезжаем. Это де еврейское кладбище, а эти стены построила такая-то династия в таком-то веке. Я, естественно, тут же все эти цифры забываю.

Приехали к медине. Никаких ворот, просто вход в лабиринты. Очень узкие и очень запутанные улицы, это даже скорее лазы, а в стенах еще низкие ходы куда-то вглубь. Пованивает и грязновато, но не феерично. Народу немного, гид с некоторыми здоровается. Без него конечно тут разобраться нереально. Идем за ним, как бычки на веревочке. Натурально лабиринт.

Автор: vasilisa101

Я уже начинаю беспокоиться, что не увижу чанов с краской. Но вот чего-чего, а это развлечение в Фесе гарантировано. Нас приводят к лавке со всякой кожаной лабудой, поднимаемся на второй этаж. Отсюда как раз хорошо видны чаны с краской и прочее, что я так жаждала увидеть. Точно такое же, как на картинках. Запах присутствует, очень специфичный, но не сказать , чтобы нестерпимый. С другой стороны, мы просто смотрим сверху, если пройтись прямо около чанов, он будет, конечно, намного сильнее. Еще по дороге, в такси, видели шкурки животных, развешанные вдоль дороги. В лавке много всего: сумочки, тапочки, куртки… Но все дорогое и какое-то старое, небрежное и кустарное. Нет ничего такого, что хотелось бы купить несмотря на цену. Приглядываюсь к некоторым вещам: сумка выцвела с одной стороны, тапочки все пыльные, пуфики с дефектами. Такое чувство, что сюда приносят неликвид, чисто для декораций.

Автор: vasilisa101

Дальше номинально посмотрели университет с мечетью. Вход туда закрыт, но можно оценить красоту входных ворот и посмотреть в замочную скважину, что я и делаю. А так вообще архитектуру медины увидеть очень сложно, потому что все время идешь по глухому лабиринту, видны только двери. Гид опять затащил нас в лавку. Можно подняться наверх, чтобы получше рассмотреть медину. Постояли там, пофотали окрестности. Нам предлагают купить курточки местного фасона. Мне они нравятся в принципе, милые, но очень дорого за них просят. Совсем народ от близости Европы распоясался. За индийские цены я бы тут много что купила, а так… Пользуемся, что еще один гид привел своих туристов и уходим отсюда. Но нашего гида тоже не проведешь, ведет нас в очередную лавку. Мне и самой хочется купить что-нибудь, но только симпатичное и недорого.

Опять показывают ткацкий станок, заматывают в шарфы, предлагают покрывало за 2500 дирхамов. Все это уже проходили в Тунисе. Покрывало, конечно, красивое, но запредельно дорого. Дима хочет купить два пуфика, раз уж у меня покупательская лихорадка. Но только их. После долгих и муторных торгов, в ходе которых перед нами на полу расстелили практически все содержимое лавки и сто раз попросили «помочь берберам материально», мы наконец купили свои пуфики. Как тогда казалось, даже и недорого. Но по факту они вышли по 1000 рублей каждый! Это разводка и надувательство! Местное население умеет очень подло зомбировать, никакого удовольствия от торга лично у меня не случилось. Наверно потому, что в Непале и Индии и так дешево и торгуешься только для процесса. А тут получается дорого и очень дорого, ничего сделать с местными у нас не получилось. К тому же, я не люблю беспардонную лесть, в духе «ой, мадам, я же вижу, это вы тут главная, как вы скажете, так и будет!» и «мадам, у вас такой безупречный вкус, вы же видите, это самое лучшее и оно только для вас!». Мне до последнего пытались впарить еще и коврик, оплетая сетью посулов лучшей цены и нытьем про большую и голодную семью. Пришлось собрать всю волю и валить на выход. А то ведь правда приходят в голову мысли помочь берберам материально.

Автор: vasilisa101

Наш гид все это время сидел внизу, болтал с друганами, попивал чаек из стакана и чувствовал себя преотлично. Ему еще и комиссию с продаж дают. Видно по тому, как он смотрит на пакеты в наших руках. Неплохая работа. В следующую лавку, со специями, только чуть глянула и тут же вышла. В лавку с национальной одеждой – тоже. Дима между делом очень неудачно спросил у гида про звуки молитвы откуда-то со дворов, не бараны ли это кричат? Сам потом терзался за такую оплошность, но, говорит, правда очень похоже.

Вышли наконец из лабиринтов медины. Общее впечатление от этой прогулки смешанное. Вроде как развлечение оно и ничего, но гид и торговцы берут за это уж слишком дорого. По нашей просьбе вместе с гидом поехали за билетами на автобус в Мерзугу. Купили, по 165 дирхамов. Есть только один ночной автобус. Гид с нами в офис не пошел, хотя мы его звали. Не сильно-то он напрягается на работе: курит, здоровается с друзьями, болтает и пьет чай с владельцами лавок или покупает себе у встречных торговцев печеньки. Нашим присутствием не смущается при этом ни разу. Надо признать, что по медине все ходят с гидами, там просто очень сложно разобраться. Хотя, думаю, если бы у нас было много времени, предварительно собранной информации и навигатор, вполне бы справились и сами. Еще на узких кривых улицах медины встретили организованную группу японцев, естественно, с гидом. Это было так же удивительно, как встретить среди глухого леса человека со стаканом дымящегося кофе из Старбакса.

Дальше гид свою программу счел выполненной, распрощался и вылез из такси. А нас отвезли к каким-то еще воротам в какую-то еще медину. Зашли внутрь, прошлись немножко, поняли, что тут ничего принципиально нового нет, но место более туристичное, много кафе, сувениров, просто народу гораздо больше. Нашли приятного вида кафе с красивыми скатертями и видом на вечнодвижущуюся улицу. Я заказала тажин, а Дима - много разных мясных блюд. Пока ждали заказ, Дима посчитал, сколько точно денег мы за сегодня потратили. В связи с этим сделал мне строгий выговор, как человеку, теряющему контроль над собой при виде большого количества тряпок.

Автор: vasilisa1011

Автор: vasilisa101

Мимо проехали европейцы на велах, в прицепе к одному из них сидит ребенок. Видела в Амстердаме такие велоприцепчики. Но там-то дороги ровные. А тут, в медине… родители-герои, восхищена. Тажин, меж тем, оказался очень и очень недурен. Из всей медины больше всего в итоге понравилось кафе :) Погуляли по площади, имени-не-знаю-кого. Народу много, мужик с коброй сидит, стены крепостные, уже закат. Вроде все хорошо, но чего-то мне не хватает здесь, нет какой-то ожидаемой все время изюминки.

Поймали такси на удивление легко. Отвезли нас к отелю тоже без проблем. Что же это было с утра? Удивительно. В отеле собрались и на выход. Портье внизу удивился нашей стремительности. Опять легко поймали такси до автостанции. Таксист добродушный, за 5 дирхамов хотел нас везти. Дима дал ему 10 - не педагогично. Ехать до станции всего 3 минуты, не та, на которую приехали вчера. Пока вытаскивали из тесной машины свой рюкзак, подошел парень, всё нам хотел рассказать и показать, но мы уже и так всё знаем. У офиса перевозчика пока никого нет, но говорят, что автобус подъедет сюда. Для посадки надо взвесить багаж. Наш рюкзак весит, оказывается, 20 кг. За него надо доплатить еще 10 дирхамов. Пока ждали, познакомились с австралийцем, он путешествует уже 5 месяцев, начал с Турции, был много где в Европе, даже в Эстонии. После Марокко едет в Испанию, а потом в Лондон, навестить родителей.

Автор: vasilisa101

Загружаемся в пришедший автобус. Он более новый и хороший, чем вчерашний. Много свободных мест. Уже стемнело, дождь пошел. Дорога не напрягает, почти сразу заснула. Даже во время остановки на какой-то большой станции почти не проснулась. Зато ночью проснулась от качки с боку на бок. Луна освещает рельеф гор, серые контуры, без цвета и деталей. Звезды светят. Автобус едет тихо и быстро. Очень красиво! Я б даже сказала, мистическое переживание. Я очень люблю дорогу, сам процесс езды. Часто бывает так, что дорога впечатляет меня больше, чем какие-то туристические места. Полюбовалась пейзажами и часа в три ночи опять заснула.

Дешёвый ✈️ по направлению Фес
    • atlassa
      atlassa
      С нами с 6 июл 2010
      15 дек 2011, 15:11
      Маша! спасибо за интересное путешествие, в Мароко была моя племяница, и присылала на комп фотки,одна меня просто убила- душ и туалет ,это пол с углублением в центр и это и мыться и оправляться вобщем ,для нас дико. Но , ей там понравилось!
    • vasilisa101
      vasilisa101
      С нами с 28 фев 2011
      15 дек 2011, 16:03
      Спасибо! :)

atlassa 15 декабря 2011 г. в 15:11

Ну, я б сказала, что Марокко - страна контрастов. Там есть потрясающе красивые вещи и есть дорогие гостиницы с нормальным сервисом. Но есть и кусочки треша :)

Мне там тоже больше понравилось, чем нет. Некоторое неудобство может быть связано с тем, что мы из европы туда ехали, привыкли к тому, что никто за руки не хватает и в лавку не зазывает :)