Финляндия

1100 материалов по 1 372 объектам,  28 283 фотографии

Опыт путешествия без наличности

25 мая 2011 года||15 (5)| 21| 435421

Во время нашей поездки в Финляндию и Эстонию муж решил поставить эксперимент: путешествие по Европе без наличности. Мы вооружились двумя карточками, обе Visa. Говорят, в Европе предпочтительнее MasterCard, но лишь потому, что Visa сначала переводит все валюты в доллары, а уже потом в евро, поэтому могут быть потери при конвертации курсов. Но одна из карточек у нас была мультивалютная, поэтому за курс мы не переживали, да и вообще не переживали.
Оказавшись в 22 часа у кемпинга, в котором намеревались поселиться, мы обнаружили, что ни дежурных, ни охраны, ни единой живой души в нем нет. У финнов не принято работать по ночам и в праздники, даже если это какие-нибудь жизненно необходимые организации вроде гостиниц, продуктовых магазинов, аптек. Захотелось переночевать, пожевать или вылечиться – терпи и жди утра буднего дня. Эту особенность мы еще с прошлых поездок должны были запомнить, но почему-то подзабыли.
Далее – про карточные фокусы с развоплощением
Позвонили по телефону, указанному на информационном стенде кемпинга. В ходе 10-минутной беседы, съевшей все денежки на телефоне, выяснилось, что в кемпинг может приехать владелец и заселить нас, но мы должны расплатиться наличными*. Оставаться без ночлега не хочется, мы рванули в близлежащий крупный город Тампере – второй по величине после Хельсинки. Ни одного банкомата на улице не обнаруживаем, понимаем, что наличности нам не видать. Не ночевать же под открытым небом. Мы уже готовы заплатить приличную сумму за какую-нибудь гостиницу. Есть же в этом притихшем северном городе отели международных сетей, которые должны бы знать, что путешественники приезжают не только с 9 до 18. Но нет, двери закрыты, свет погашен, все спят.
В надежде найти более гостеприимное место, мы катались по Тампере и всем окрестностям вдоль и поперек до тех пор, пока не обнаружили, что бензин на исходе. К счастью, заправки гуманнее отелей, они автоматические и работают круглосуточно. Только почему-то карточки наши брать не хотят. Автоматы заправок что-то единодушно вещали про инкоррект код. Как же так - разные банки, разные карточки, а обе не принимаются?** Андрей решил, что коль скоро на дворе ночь, а он не спамши и с долгой дороги, то попросту забыл верный пин-код. Понабирал всякие вариации и добился тем самым блокировки своей мультивалютной карты.
Ближе к рассвету мы без крыши над головой, с десятью еврами в кармане и парами бензина в баке обнаруживаем себя в деревне Nokia. Радуемся, что хотя бы с названием деревни нам повезло, и решаем проспать остаток ночи под ближайшим кустом, несмотря на то, что в Финляндии за это можно заработать проблемы с блюстителями порядка. Температура стремится к нулю, машину не прогреть, спальники мы не предусмотрели. Ну да ничего, если не выспались, то, по крайней мере, дотянули до утра, которое действительно оказалось мудренее.
В открывшейся забегаловке нашлись условно съедобные сендвичи и вполне сносный кофе, уложившиеся в наши последние 10 евро. От сладкого кофе голова заработала, и я вспомнила, что у меня в рюкзаке завалялась еще одна карточка одного самого крупного российского банка. Жизнь стала налаживаться. Как по волшебству, моя резервная карточка была принята в недра заправочного автомата, и в бак хлынуло драгоценное топливо. Можно ехать в центр города в поисках банкомата.
В Тампере оказалось невозможным бесплатно припарковаться, а парковочные автоматы хотели только монетки. Нарушать правила в чужой стране боязно. Поколесив немного, мы нашли шанс на спасение: бизнес-центр с парковкой, где оплата постфактум. C надеждой, что в таких местах должны быть банкоматы, мы рванули внутрь. Торговый центр нас крепко выручил: магазины с едой и одеждой приняли мультивалютную карточку, она чудесным образом разблокировалась***. Банкомат нашелся, выдал денег, а вместе с ними – понимание того, что мы все-таки в цивилизованной стране.
Оставшуюся часть путешествия по Финляндии прошло исключительно позитивно, о чем, надеюсь, в ближайшее время выложу картинки.
«Карточные фокусы» продолжились в Эстонии. При выезде из Таллинна нам понадобилось заправиться, чтобы сделать последний рывок и вернуться на родину. Автоматическая заправка повела себя очень странно: карту приняла, с кодом согласилась и быстро выплюнула ее обратно. Бензин полился. Я подумала: «О, карточка не сработала - заправимся нахаляву». Но тут автомат выдал чек, в котором значилось, что бензин стоил 54 евро, а с карточки списали целую сотню. Это ж какой надо иметь топливный бак, чтобы заправиться на 100 € при цене 1,24 за литр? Андрей не то чтобы жадный, но в этой ситуации он проклял Эстонию и обещал никогда-никогда туда больше не ездить. Уверена, что он сдержит свое слово, даже несмотря на то, что сдача за бензин вернулась на карточку через несколько дней****.
Из этого путешествия мы извлекли три простых и важных для путешественника урока: о жилье надо договариваться заранее, деньги должны быть всякие, ночная жизнь есть не везде. Но если хочется приключений, то помнить эти уроки вовсе не обязательно.

----------------------------------------------------------------
А теперь, как водится, развоплощение фокусов.
* Малому бизнесу зачастую удобнее оперировать наличностью, вероятно, финские предприниматели тоже ведут теневую бухгалтерию и уходят от налогов. Все-таки более чем столетнее российское правление и неизбежное соседство с нами испортит любого, не только скандинава.
** В целях безопасности в Финляндии постепенно переходят на чивопые карточки. Без чипа все еще много где принимают, но автоматические заправки работают только с чипами, а наша мультиваляютная была без него. Вторая карточка была Visa Electron, с ними далеко не все автоматы работают (на некоторых даже висит предупреждение, что только не Электрон). Дело в том, что при платеже она всегда требует проверки средств на счете онлайн, а в чужой стране ночью с заправки онлайн-авторизация не получилась.
*** Оказывается, у некоторых банков есть толи фича, что ли бага с заблокированной карточки на следующий день можно снять деньги, набрав верный код.
**** Как нам объяснили сотрудники автозаправки и банка, существует такая практика: при авторизации с карточки резервируется некоторая сумма (в разумных пределах, конечно), при определении размера платежа нужная часть списывается, а остаток возвращается на карту. Если бы мы находились в своей стране или пользовались услугами банков-партнеров, возврат произошел бы быстро, самое долгое – в течение рабочего дня. А в нашем случае операция заняла аж 4 дня.

Дешёвый ✈️ по направлению Финляндия
  • reon
    reon
    С нами с 6 ноя 2009
    25 мая 2011, 23:47
    Классный эксперимент! Меня тоже такая мысль не раз посещала - поехать в Европу только с картами, ибо с налом вечно непонятно: мало возьмешь - не хватит, много возьмешь - придется возвращаться с ними и менять обратно, либо консервировать до следующей поездки. Но тоже пока остерегаюсь так делать, ибо знаю - во-первых, наличность нужна на транспорт, часто даже монетки на автоматы; во-вторых, не принимающие карты торговые точки и рестораны иногда попадаются, и когда это произойдет - не предсказать.
    Насчет невозможности заселения в отель в Тампере вы преувеличиваете - мы селились в 23.30 вечера, хотя и с предварительной бронью. А с этой их любовью к чипованным картам я столкнулся на хельсинкском вокзале, где все кассы закрываются в 9, и дальше - только автомат, принимающий исключительно означенные карты. Очень странно и ненахождение банкомата - они при любом отделении банка есть, да можно было на вокзал тот же заехать...
    А эстонцы действительно обалдели, зачем резервировать сумму, в два раза большую платежа - совершенно неясно.
    26 мая 2011, 09:35
    reonнаписал 25 мая 2011 г. в 23:47

Да в том-то и дело, что мы не бронировали предварительно. На сайте кемпингов эл. почты не было, а разговорным английским муж, организовывавший наше путешествие, не владеет (я была в отъезде - не могла посодействовать). Возможно, в сезон было бы проще заселиться, а в мае они еще не готовы к приему гостей в любое время суток.

Говорят, во всей Европе переходят исключительно на чипы. А наши банк не часто чиповые карты дают, мы по возвращении специально у ВТБ-24 попросили переоформить карту с чипом - хотели сначала отказать, а потом вроде согласились, но сказали, что быстро не получится, надо заказывать и ждать.
    reonнаписал 25 мая 2011 г. в 23:47

Вот честно - на улице ничего не нашли. Да мы, собственно, из банков только один заметили по яркой наружной рекламе - Nordea. А вообще по ночам темновато.

Наверное, они на джипы с большими баками ориентируются.
    30 мая 2011, 16:54
    На самом деле в Эстонии процесс снятия денег с карт двухступенчатый. Сначала вы вставляете карту и таки образом авторизируетесь. После заправки вставляете карту еще раз и тогда с карты списывается точная сумма. Если заправляетесь на Statoil то там сначала заправляетесь, а потом платите. Проблема в том, что на некоторых заправках отсутствует информация на русском языке о том, как ими пользоваться.
    30 мая 2011, 18:16
    Jurisfox 30 мая 2011 г. в 16:54

Спасибо за разъяснения! А это только в Эстонии или где-нибудь еще встречается? Это был не Statoil, а Neste, кажется. По-моему, мы второй раз карту не вставляли, вот что странно.
    31 мая 2011, 12:12
    allein_alienнаписала 30 мая 2011 г. в 18:16

Скорее всего так и было, карта не была вставлена во второй раз. На автоматических заправках Neste именно так и нужно делать и при этом вам будет распечатан чек. В Финляндии тот же принцип, только несмотря на то, что Neste финская фирма, лучше заправляться на Shell, там дешевле. Кроме того, например в Лахти, около торгового центра на окраине города цены самые низкие, правда там всегда очередь. Если вы приехали к нам в гости, в Эстонию, то здесь четыре топливные компании - Neste (финская), Statoil (Норвежская), Olerex (Эстонская) и Lukoil (Российская). Цены примерно одинаковые, кроме Лукойла (там всегда задраны на 5-10 центов. Если планируете много ездить по Европе, то очень рекомендую купить дисконтную карту Statoil. Карточка работает во всех странах мира, в том числе и в России, например, когда мы едем в Москву, то заправляем на выезде из Псковской области полный бак и то скидка очень приличная - в Европе 3,5 цента с литра. Плюс кофе дешевле. Statoil и Olerex круглосуточные и рекомендую заправляться именно на Statoil - качество бензина гарантировано! Чего не скажешь о Neste и Лукойл. Там не очень хорошие присадки.
    31 мая 2011, 12:21
    allein_alienнаписала 30 мая 2011 г. в 18:16

И маленький добавчик - в Швейцарии наличность нужна, так как в случае маленькой суммы - например кофе с булочкой на заправке, вам просто откажут в оплате карточкой.
    31 мая 2011, 21:50
    Jurisfox 31 мая 2011 г. в 12:21

Ну надо же, и какая им разница, что за сумма...
  • Kristina_Fomina
    Kristina_Fomina
    С нами с 7 апр 2011
    1 июн 2011, 16:58
    allein_alienнаписала 31 мая 2011 г. в 21:50

Ну надо же, и какая им разница, что за сумма...

Только что вернулись из Италии - многие магазины, особенно сувенирные лавки и кафе не принимают оплату картой менее 10 евро.
    В некоторых местах и больше не хотели принимать, но когда понимали, что иначе денег не дождаться, все же брали. Но нигде не меньше 10 евро, повторюсь.
    Просто им не выгодно платить банку за такие маленькие транзакции.
    31 мая 2011, 11:40
    Банкоматы просто так на улицах не стоят, их надо искать около банков, которые бывают чаще всего в центре города. С них деньги можно снимать круглосуточно.
    31 мая 2011, 21:49
    Maria_L 31 мая 2011 г. в 11:40

Мы именно такой логикой и руководствовались. Но удалось найти только один банк (вероятно, у других не такие яркие вывески), и с банкоматом там не сложилось: то ли его не было, то ли он был внутри.
    2 июн 2011, 08:44
    allein_alienнаписала 31 мая 2011 г. в 21:49

Да, с вывесками банков хуже, самые яркие вывески у магазинов и ресторанов. Но один банк на весь Тампере... верится с трудом. Тут в каждой деревне по 2 банка минимум...
    Прогуглила, на весь Тампере около 10 отделений банков и около десятка заправок-кафе ABC, которые работают либо круглосуточно, либо с 6 до 24. Такие заправки очень распространены по всей Финляндии, там можно и перекусить, и купить что-то поесть или предметы первой необходимости. Искать их нужно у дорог или на въезде в город.
    2 июн 2011, 21:54
    Maria_L 2 июня 2011 г. в 08:44

Одно дело гуглить, а другое - ориентироватьсяна местности в ночи %) АВС нам попадались регулярно, но не у всех были круглосуточные магазины и все без исключения наши карточки не принимали.
  • pchelka69
    pchelka69
    С нами с 16 мая 2011
    1 июн 2011, 15:40
    Спасибо, хороший опыт - всегда на пользу.
  • Muumi
    Muumi
    С нами с 24 фев 2011
    1 июн 2011, 16:34
    Спасибо, Настя :) Очень познавательно ))
    У нас в Питере проще - много чего работает круглосуточно. А вот в провинции та же фигня - все равно закрывается, в банкоматы вообще не предусмотрены )
    3 июн 2011, 16:12
    Ну, если вы едете в какую-то страну или город, вы же должны владеть минимальной информацией. Обычно перед поездкой просчитывают какие-то ситуации, типа финансов, заправки, первой помощи и т.д.
    Странно, что визу-электрон не принимали. У меня только эта карта, но она срабатывает во всех магазинах. Лет несколько назад были моменты, не везде принимали к оплате, но не помню. когда в последний раз это было.