Флом

Норвежский альбом. 7. Фломская железная дорога

29 августа 2014 года||23 (13)| 19| 40627

Эта заметка является частью дневника «Норвежский альбом»

7. Продолжение пятого дня. Фломская железная дорога

Круиз по Нерой-фьорду закончился, мы прибыли во Флом, где должны сесть на поезд и проехать по Фломской железной дороге. Но тут настала пора сделать отступление и объяснить кое-что, связанное с этой поездкой.

Поездка по Фломской железной дороге в программе тура объявлена дополнительной экскурсией, то есть хочешь – едешь, не хочешь – не едешь. По некотором размышлении я решила эту экскурсию не брать. Мне объяснили, как она должна проходить – садимся на поезд, едем на нем, потом пересаживаемся на обычную электричку, прибываем в некое место Восс (Voss), там садимся в свой автобус и едем дальше. Тот, кто не поедет по Фломской железной дороге, остается в автобусе, едет в нем в Восс и там дожидается остальных. Мне пришлась не по душе канитель с пересаживанием на обычную электричку, как-то это выглядело несерьезно. Да и прочитанное в интернете не особо воодушевляло на эту поездку. В отзывах никакого восторга не ощущалось. Ну, проехали, да. Водопад там есть, да. К тому же я ездила в Сербии по Шарганской Осмице, и она оставила сильное впечатление. Неужели Фломская железная дорога её переплюнет? Да не может такого быть! В общем, эту дополнительную экскурсию я не взяла.

В офисе турфирмы меня предупредили, что все дополнительные экскурсии надо брать сразу при покупке тура, на месте будет поздно. "Гид не будет ради вас бросать группу и стоять в очереди за вашим билетом на поезд, – сказали мне, – разве что вы сами там самостоятельно купите билет."

Я представила нашего гида курицей-наседкой. Возле него жмутся как цыплята робкие боязливые туристы. Гид оглядывает их и говорит: "Я здесь! Я тут! Не беспокойтесь! Всё в порядке, я вас не покину!" После этого он пересчитывает их три раза и обнимает всех своими крылами. А я кусаю локти, потому что вдруг надумала ехать, но поздно! Ах, как поздно! А самой идти покупать билет в таких суровых экстремальных условиях неведомого огнедышащего Флома… такое испытание мне не по силам.

Я твердо решила, что не буду отрывать гида от его прямых обязанностей. Не поеду – значит, не поеду. И не передумаю! Тем более он не сможет бросить группу.

Но реальность оказалась совсем иной. Накануне Руслан объявил программу следующего дня и сказал, что поездку по Фломской железной дороге взяли не все, но если кто надумает, можно еще записаться. Таким образом, выяснились сразу два обстоятельства: во-первых, я – не единственная, кто не стал брать эту экскурсию, во-вторых, на нее еще можно записаться вопреки предупреждению турфирмы. И многие этим воспользовались. К началу сегодняшнего дня остались только два твердокаменных человека, которые как кремни стояли на своем, не желая ехать по этой дороге! Это были автор этих строк, как легко догадаться, и еще одна туристка.

Утром я стала выяснять у Руслана подробности того, где и когда я должна быть в автобусе, чтобы он увез меня в Восс. Я почему-то думала, что если я не еду на дополнительную экскурсию, должны же мне предоставить возможность провести это время с пользой. Например, мы еще часок погуляем по Флому – тут вроде есть какая-то церковь, на которую можно посмотреть – а потом водитель заберет нас двоих и отвезет в Восс. На деле всё оказалось совершенно не так. Водитель нас покинет перед Нерой-фьордом и сразу отправится в Восс, "ему же надо за это время пообедать". И что же получается? Если я не еду по Фломской железной дороге, я должна лишиться и круиза по фьорду? Иначе как я из Флома попаду в Восс?

В общем, крепость пала, я отдала Руслану деньги за экскурсию. Не могла же я лишиться круиза по фьорду из-за этой странной конфигурации поезда-автобуса-фьорда. Вторая крепость тоже пала, в итоге вся группа как один была на экскурсии.

Видимо, турфирма тут что-то недодумала. Эта экскурсия не может быть дополнительной, потому что не предоставляет никакой альтернативы.

Когда прибыли во Флом и Руслан сказал, что мы встречаемся возле платформы в такое-то время, вся группа мигом разбежалась в разные стороны. У нас было примерно полчаса свободного времени, и каждый использовал его как хотел.

Образ курицы-наседки и пасомых ею цыплят, ау, где ты? Он растаял давным-давно, еще в начале поездки. Никто никого не пас, да и никто в этом особо не нуждался. А Руслан спокойно купил недостающие билеты. Уж не знаю, Руслан ли имеет такие выдающиеся способности легко и просто решать по ходу дела всякие вопросы, или любой гид на его месте смог бы то же самое.

Во Фломе есть музей истории Фломской железной дороги. Кроме того, есть железнодорожный вокзал, поскольку ходят поезда. А церковь я увидеть не успела.

Поезд прибыл, из него повалили туристы. У локомотива образовалась очередь из желающих запечатлеться на его фоне. Когда все вышли, началась посадка. Места в вагонах зарезервированы за группами, всё упорядочено, всё под контролем.

Всякий, кто описывает свою поездку по Фломской железной дороге, непременно дает про неё все сведения – когда и как строилась, сколько в ней чего и так далее. Я не пойду по этому затоптанному пути, упомяну лишь, что она круто поднимается вверх – за 20 километров пути набирает 863 метра высоты. Наверно, это надо ценить, но когда едешь в поезде, это не чувствуется, особенно когда не сидишь у окна.

А поезд действительно проходит по живописным местам, как и обещано. Внизу мелькают красивые долины, но всё так быстро пробегает мимо, что не успеваешь осознать и прочувствовать. Нет никаких остановок с выходами кроме одной у водопада, о которой речь впереди. Правда, какие-то остановки случаются, но Руслан нас заранее предупредил, чтобы мы не выходили, потому что они предназначены не для нас.

В вагоне на каждом конце большой экран, где показывают место, которое мы проезжаем. Показ сопровождается рассказом на разных языках, в том числе на русском, причем, русский идёт первым.

А вот и главная изюминка маршрута – водопад Кьосфоссен (Kjosfossen). Это даже не изюминка, а большая изюмина. Одна из наших женщин уже ездила по этой дороге и предупредила, что к водопаду надо бежать со всех ног, как только поезд остановится, потому что мигом набегут люди и к нему не пробьешься. Я прониклась этим предупреждением и была наготове, когда стали приближаться к водопаду. Мне способствовало то случайное обстоятельство, что я сидела у самой двери. Вдобавок наш вагон оказался напротив смотровой площадки – еще одна удача. При приближении к водопаду я вышла из вагона, дождалась открытия дверей и выскочила из поезда первая. Вся обширная смотровая площадка была еще пустой, а за ней издавал громкий рёв бушующий водопад. Я сфотографировала его от вагона и побежала вперед, к перилам – так сказать, на передний край.

М-да… Водопад обрызгал меня с головы до ног. Стоять у перил практически невозможно, разве что закутаться в дождевик. Меня-то ладно, но всё стекло объектива оказалось в брызгах, снимать нечем. Я ретировалась, оставив поле боя за другими туристами, которые и в самом деле заполнили всю площадку.

Такого экстрима у меня еще не было. Я вернулась в вагон, протёрла объектив и за дальнейшим наблюдала уже из окна. Водопад действительно производит впечатление. Он с диким ревом несется сверху совершенно бесформенной массой воды. Обычно вода в водопаде имеет какую-то форму, в ней видны струи, а тут ничего нет, просто бушующая водная стихия. Он напоминает дикого зверя, попавшего в капкан. Зверь разъярен, пытается выбраться, но не может и впадает в полное неистовство, крушит всё вокруг, но увы, и это не помогает. Жаль, что площадка закрывает нижнюю часть водопада, с нижней частью зрелище было бы еще более впечатляющим. Я впервые видела такой мощный водопад.

Туристы фотографируют и фотографируются, а тем временем начинается туристический аттракцион. Раздаётся громкая приятная музыка, откуда-то справа возле водопада появляется фигура в длинном красном платье. Это хульдра. Тут в горах живут такие существа, которые выглядят как молодые красивые девушки, если не слишком присматриваться. А если присмотреться, то у них есть коровий хвост и еще что-то неправильное. Это и есть хульдры. Они завлекают в свои сети мужчин красотой и чарующими песнями. Мужчины идут за ними в лес, и больше их никто никогда не видит. Уж что с ними происходит в лесу у хульдр, знают только они сами. Может, и ничего страшного.

Так вот, эта хульдра появилась и пошла под чарующую музыку по направлению к водопаду, потом остановилась на развалинах здания, постояла и исчезла. А может, не исчезла, просто некогда за ней наблюдать. Поезд стоит всего пять минут, хочешь не хочешь, а надо в вагон. Через пять минут площадка опустела, поезд пошел дальше.

В окне промелькнули еще какие-то красоты, и мы прибыли на станцию Мюрдаль (Myrdal). Дорога заняла около часа времени. Здесь мы перешли на другую платформу и вместе с другими туристами сели на обычную электричку, которая пришла минут через десять. В ней для всех уже были забронированы места. Удивительна такая точная состыковка всех деталей маршрута! И никаких накладок, всё катится как по рельсам. В электричке никто уже не смотрит в окно, да и смотреть там не на что — чисто технический переезд протяженностью около 45 минут.

Поездка не изменила моего отношения к этой экскурсии. Ей бы стоило оставаться дополнительной с внятной альтернативой, а не добровольно-принудительной, потому что ничего такого уж впечатляющего на этом маршруте я не увидела. Единственное, что там зрелищное и стоит посмотреть, — это водопад, но этого маловато, на мой взгляд, для двух часов, которые в конечном счёте тратятся на поездку.

Прибыли в Восс. Автобус стоит на стоянке, ждет нас. Пусть еще немного подождет, мы сходим на автозаправку удовлетворить насущные нужды. Она рядом, далеко ходить не надо.

И теперь автобусу остается только довезти нас до города Бергена. Берген – конечная точка нашего сегодняшнего пути, окончание дня, столь разнообразно проведенного.

Просто удивительно, сколько всего вместил этот день!

Все материалы поездки находятся в дневнике Норвежский альбом.

Дешёвый ✈️ по направлению Флом
      29 авг 2014, 22:59
      "Например, мы еще часок погуляем по Флому – тут вроде есть какая-то церковь, на которую можно посмотреть – а потом водитель заберет нас двоих и отвезет в Восс."
      От вокзала Фломсбана до Фломской церкви — примерно 3,4 км (минут 40-50) пешком туда-обратно: час двадцать — час сорок...
      30 авг 2014, 08:45
      И что?
      30 авг 2014, 16:49
      думал об этом месте когда были в Норвегии, но времени не хватило чтобы добраться. Хульдра едва заметна, но уверен что внимание к себе привлекает, но вот водопад и его эмоциональное восприятие и очертания мне даже больше понравились. Спасибо!
      30 авг 2014, 17:05
      "И что?"
      за час не управиться :)
      "Водитель нас покинет перед Нерой-фьордом и сразу отправится в Восс"
      у других турфирм бывают иные варианты:
      1) автобус высаживает туристов в Гудвангене и идет во Флом, туристы "круизят" по фьорду до Флома, затем "банят" по Фломбане до Мюрдаля и обратно во Флом, там загружаются в автобус...
      2) автобус высаживает туристов во Фломе и идет в Гудванген, туристы "банят" по Фломбане до Мюрдаля и обратно во Флом, затем "круизят" по фьорду до Гудвангена, там загружаются в автобус...
      P.S. Восс проскакивают транзитом
      30 авг 2014, 17:14
      Donnicoнаписал 30 августа в 16:49

Хульдра едва заметна, но уверен что внимание к себе привлекает...

Хульдра в красном платье — зрелищнее, но иногда (по воле устроителей представления) они бывают в синем (что менее зрелищно, но ближе к истине: тогда состоятельные носили синие платья, остальные — серые и черные).
      P.S. Там "работают" две "хульдры": "исчезает" у основания развалин, и тут же "появляется" на их вершине.
      30 авг 2014, 17:53
      Donnicoнаписал 30 августа в 16:49

Ну, хульдра — это такая явная туристическая заманиловка, что имхо не стоит серьёзного внимания.:)
      Честно говоря, поездка по этой железной дороге со всеми привходящими обстоятельствами ничего кроме досады не оставила. Единственное впечатление — водопад.
      30 авг 2014, 17:56
      paalu 30 августа в 17:05

"И что?"
      за час не управиться :)
      "Водитель нас покинет перед Нерой-фьордом и сразу отправится в Восс"
      у других турфирм бывают иные варианты:
      P.S. Восс проскакивают транзитом

Я и говорю, что тут фирма что-то недодумала. Ко всему прочему зачем-то никчемный переезд на обычной электричке. Могли бы продумать и получше.
      30 авг 2014, 18:04
      paalu 30 августа в 17:14

Руслан сказал, что роль хульдры исполняет мужчина, потому что женщинам в условиях этого водопада слишком трудно работать. Это правда?
      31 авг 2014, 14:24
      Не знаю — хоть чего-то да не знаю :)) — с "хульдрами", работающими у водопада не знаком; одни говорят, что это мальчики, другие говорят — девочки (типа, студенты подрабатывают) — раз в час попрыгать под музыку (зимой поезд 8 раз минует водопад, а летом — 18, если рабочи йдень с 9 до 16, то это 10 выступлений). Надо как-нибудь "копнуть поглубже" :)
      31 авг 2014, 15:25
      Даже и не попрыгать, а просто пройти.:) Я не заметила, чтобы они прыгали или танцевали, хотя, может быть, я просто стояла слишком далеко, чтобы разглядеть подробности.
      1 сен 2014, 11:42
      мне на 100% насладиться фломсбаной мешает неоправданно взвинченная цена за проезд — 300 NOK (100 руб за км).

Причем тебе специально будут рассказывать, что на таких уклонах могут работать только особомогучие локомотивы с вагонами заточенными только под фломсбану. Типа особой технике — особые деньги. Поверил бы если бы не пожил во Фломе — часто, утром или вечером, когда спадает поток туристов туда заезжают обычные бергенские электрички.
      1 сен 2014, 12:56
      Krjemilek 1 сентября в 11:42

Я отдала Руслану 516 NOK — видимо, это была официальная цена дополнительной экскурсии у турфирмы.
      1 сен 2014, 16:49
      Официальная цена для тургруппы (от 10 человек в одну сторону) где-то 270 NOK, "дикарем" — 300.
      200 переплаченных крон — типа цена сервиса по закупке билета у Фломбаны и передаче его вам.

Кстати, спасибо за рассказ и хороший стиль. Сам фанат Норвегии, езжу самостоятельно, но очень интересно как все смотрится и оценивается из турбаса..
      1 сен 2014, 17:16
      Krjemilek 1 сентября в 16:49

С моей ценой понятно — турфирма тоже должна иметь свой доход.
      Krjemilek 1 сентября в 16:49

Спасибо и вам. Завидую тем, кто может ездить самостоятельно. Для меня это недостижимо.
      2 сен 2014, 19:30
      elena_sheoнаписала 31 августа в 15:25

Всё действо длится пару минут... Походить, покружится, размахивая руками, исчезнуть и появиться вновь и опять исчезнуть (и всё это под медленную песню)
    • mikeseryakov
      mikeseryakov
      С нами с 29 июл 2011
      7 сен 2014, 20:47
      Интересный поезд, я считаю Норвегию одной из самых красивых в мире стран, только побывать там никак не получается(
      8 сен 2014, 10:09
      mikeseryakovнаписал 7 сентября в 20:47

Если есть желание побывать, то обязательно побываете.:)
    • PitMos
      PitMos
      С нами с 10 авг 2012
      11 сен 2014, 00:30
      Спасибо за правдивый рассказ с деталями. Фотографии понравились!
    • 097mcn
      097mcn
      С нами с 2 авг 2011
      3 дек 2014, 21:55
      elena_sheoнаписала 1 сентября в 14:16

С моей ценой понятно — турфирма тоже должна иметь свой доход.

Нормальная норма прибыли в русском бизнесе :)
      Если турфирма возьмет не 200, а всего 100 NOK за такую "услугу", то быстро обанкротится, да и в Сент-Киттс будет нечего вывезти :)
      4 дек 2014, 10:09
      097mcnнаписал 3 декабря в 21:55

Нормальная норма прибыли в русском бизнесе :)

Дурют нашего брата туриста, что ж поделаешь! Кто не хочет, чтобы дурили, ездит самостоятельно.:) А Сент-Киттс — это что такое?
    • 097mcn
      097mcn
      С нами с 2 авг 2011
      4 дек 2014, 12:47
      elena_sheoнаписала 4 декабря в 09:09

Это один из карибских оффшоров. Туда и из западных стран деньги умыкают тоже, но поскольку оффшоры это часть западной банковской системы, то в целом на благосостоянии западного мира это не сказывается, а вот для России деньги обычно оказываются потеряны.
      4 дек 2014, 14:56
      elena_sheoнаписала 4 декабря в 10:09

Дурют нашего брата туриста, что ж поделаешь!

Не совсем справедливы мы с Русланом :). Там к 270NOK за Фломбану забыли 130NOK добавить за электричку Мюрдал-Восс. И 100 крон переплаты уже вот не так живодерски смотрятся.
      4 дек 2014, 15:29
      Krjemilek 4 декабря в 14:56

Да я не особо за это переживаю. Мне важнее не иметь в поездке лишних забот, потому что я намерена в ней отдыхать, а не решать проблемы.:)