Горно-Бадахшанская область

Горно-Бадахшанская область

LAT
Я здесь был
Хочу посетить

47 заметок,  5 советов по 6 объектам,  681 фотография

помощь Подписаться на новые материалы этого направления
Вики-код направления: помощь
Топ авторов Горно-Бадахшанской области помощь
Все авторы направления
Были в Горно-Бадахшанской области?

Поделитесь фотографиями, впечатлениями и опытом!

6
a-krotov
помощь
в друзья
в контакты
С нами с 14 июл 2010

Озеро Сарез: как попасть пешком и без пропуска

 
10 сентября 2010 года 44516

Нелегалы на озере САРЕЗ.

Сарезское озеро, находящееся примерно в центре Горного Бадахшана, -- самое известное, и при этом труднодоступное, озеро Таджикистана. Необычно оно своим происхождением. Ровно 99 лет назад, в 1911 году, в результате землетрясения возник трёхкилометровый завал из камней, который запрудил реку Мургаб и уничтожил кишлак Усой, оставшийся под завалом. За десятилетия, за завалом, образовалось озеро чистейшей воды, неправильной формы, длиной около 50 км и шириной около 3 км; на берегах озера нет ни одного населённого пункта, а прибрежные скалы обрываются круто в воду под углом 60. Река Мургаб, просочившись между камней, вытекает из-под завала. Перепад высоты, между уровнем озера (3220) и уровнем вытекающей реки (2400) составляет более 600 метров – мечта для строителей любой ГЭС.

В шестидесятые годы Сарез попал в поле внимания учёных. По мнению некоторых из них, озеро может когда-нибудь прорвать естественную плотину, и несколько кубических километров воды устремится вниз, в долину, разрушая попутно города Таджикистана, Афганистана и Узбекистана ниже по течению. Чтобы следить за плотиной и возможными изменениями уровня воды, в советское время на Сарезе были установлены домики учёных – на Усойском завале и в районе залива Ирхт. Современные таджикские власти также поддерживают страхи по поводу Сареза – опасаясь, что туристы или террористы по камушку разберут трёхкилометровый завал, -- ввели на озере и вокруг него особый пропускной режим. Чтобы посетить Сарезское озеро, официально нужно получить специальное разрешение в МЧС Таджикистана. Но поскольку никаких автодорог к озеру нет – сюда можно попасть только пешком или на вертолёте – поток посетителей невелик. «Опасность» Сареза служит кормушкой для начальников (которые выбивают деньги из правительства на «предотвращение» прорыва Сареза), и для местных МЧСников, пускающих сюда иностранцев за большие взятки.
Мы знали, что пропуска на Сарез проверяют с северной стороны, где имеется более удобный подход к озеру – в селении Барчадив. Поэтому мы решили пройти с другой, южной стороны, где никто не спросит пропуска. Пеший подход к озеру с южной стороны занимает 5-7 дней и проходит через высокогорья, поэтому ставить пост проверки пропусков таджикские власти не стали.

Подъезд к маршруту

В этом году в Душанбе был нами создан «Дом для всех». Это был обыкновенный, достаточно просторный, таджикский дом в центре города, с четырьмя комнатами и внутренним двором в 120 кв.м., в котором могут обрести бесплатный ночлег и полезную информацию туристы и путешественники из любой страны мира. Уже за первый месяц существования Дома в нём остановилось около восьмидесяти человек из 13 стран. Основным спонсором проекта «Дом для всех в Душанбе» выделила фирма TOURBINA.RU (информационный интернет-портал для путешественников), остальные деньги собрались из добровольных пожертвований всех желающих.

В поход на Сарез мы отправились вдвоём с другом -- Демидом Манышевым из г.Энгельс. Мы с ним уже путешествовали вместе много раз – в Китае в 2004 г., на восточном Памире в 2007 г. и в других местах. Сейчас мы подготовились к походу на Сарез следующим образом. Распечатали карты – советские генштабовские «километровки». Особо полезны листы J-43-74 и J-43-62. Советские карты, отражающие состояние местности на 1975-79 гг., отличаются хорошей точностью и соответствуют реальной местности. Никаких новых дорог в регионе за 35 лет не было построено, домики («летовки») стоят в тех же местах, что и треть века назад, и тропы почти все проходят по тем же берегам рек, что и прежде. (Хорошие карты в Таджикистане не продаются.)

Однако, наличие и сохранность мостов через реки не гарантируется, а сам уровень воды в реках сильно изменяется время от времени. Этим летом в реках оказалось очень много воды (тёплый июль и август вызвали активное таяние ледников), поэтому броды были глубже, чем ожидалось, а тропу во многих местах подмыло, -- поэтому и дойти до Сареза, не замочив ботинок, не удалось. Река Гунт особо широко разлилась по своей долине, а р.Бартанг, к которой мы потом вышли, вообще размыла свои берега и проходящую вдоль берега автодорогу, в связи с чем автомобильное движение по ней прервалось и наш поход удлиннился на 100 км.
Также как таджикам в России, -- россиянам в Таджикистане нужно иметь регистрацию. Регистрация в этом году подорожала и стоит 75 сомони (500 рублей), делается в любом большом городе в ОВИРе и требует, официально, наличия любого таджика с паспортом (на который вас и регистрируют). В реальной жизни иногда можно обойтись ксерокопией паспорта любого таджика, а в некоторых городах (в Пенджикенте, Курган-Тюбе) удавалось зарегистрироваться и без всякой ксерокопии. Регистрация представляет собой бумажку, вкладываемую в паспорт, она действует три месяца. При кратковременном выезде из Таджикистана эту бумажку можно не сдавать и вернувшись, новую регистрацию не делать. Регистрацию любят проверять милиционеры, на разных постах ГАИ они записывают вас в специальную тетрадь.
Кроме регистрации, нужно ещё делать пропуск в ГБАО (Горно-Бадахшанскую автономную область), которая является погранзоной. Пропуск стоит, в Душанбе, 15 сомони (100 рублей), делается при наличии регистрации, и представляет собой тоже бумажку форматом с паспорт, где указаны районы ГБАО, которые вам разрешено посетить, отдельно указано – «кроме озера Сарез». Мы не стали получать пропуск в ГБАО и не ошиблись: на постах никто ею не поинтересовался.

Из Душанбе до Хорога около 600 километров, причём существует две дороги. Первая, через Тавильдару, короче, по ней идут переполненные легковушки через горный перевал. Почти все они занимаются перевозкой платных пассажиров. Проезд от Душанбе до Хорога стоит аж 180 сомони (1200 рублей). Вторая дорога, через Куляб, длиннее, по ней идут грузовики, высоких перевалов здесь нет. В одну сторону мы поехали по короткой дороге, обратно вернулись по длинной. В обе стороны мы ехали автостопом, но часть водителей были не против подработать на нас – мы им давали денег, пропорционально их ожиданиям.

В Таджикистане вся транспортная система разрушена. Нет ни дальних автобусов, соединяющих города страны, ни внутренних поездов (кроме двух пригородных). Все граждане перемещаются из одного города в другой на машинах – легковушках, УАЗиках и джипах; немудрено, что почти все идущие на большое расстояние легковушки забиты до отказа. В надежде на заработок, впрочем, таджики готовы впихнуть вас и в переполненный джип или «Ниву».
До Хорога мы добрались за двое суток (прямая машина идёт сутки) и занялись покупкой недостающих продуктов.

Пеший поход.

Честно признаться, я не являюсь опытным походником. И хотя много лет своей жизни я провёл в путешествиях, -- то были путешествия среди людей, а не по безлюдной местности. Десять дней в горах вне населённых пунктов я никогда ещё не проводил (в отличие от Демида, который ходил в различные горные походы).

Чтобы подготовиться к возможным трудностям, мы взяли газовый примус, газ привезли с собой из России. В Хороге примусный газ купить невозможно, а в Душанбе только в этом году появится первый туристский магазин (пр.Рудаки, !!!), но там ассортимент очень маленький, и всё втрое дороже, чем в Москве, газовые баллончики стоят по 55 сомони (380 руб). Еды мы закупили на десять дней, а тёплую одежду приобрели на Душанбинской барахолке.

Рынок старых ненужных вещей находится в Душанбе за ж.д.вокзалом и работает с утра по субботам и воскресеньям. Можно купить любое старьё, включая одежду, чтобы потом не жалко было выбросить. Даже в августе на Памире возможны отрицательные температуры, а в сентябре на высочайших перевалах (4000 и выше) уже выпадает снег.

Покупая продукты (консервы, майонез, кофеты и прочее) в Таджикистане, наблюдаешь, что почти все продукты российского или иранского производства, дорогие, и нередко – просроченные. Из местной еды можно приобретать сухофрукты, изюм, сахар, гречку, овсянку – они обычно нормальные.

Выехали мы из Хорога на «маршрутке» утром 14 августа. Выезжать из Хорога в любую сторону нужно с утра. Если вы хотите ехать на платном транспорте, -- стоянка оного имеется на главном базаре, он же автовокзал. Там водители, желающие поехать в каком-либо направлении, собирают платных попутчиков, причём этот сбор может занять час, два или больше. Итак, мы нашли водителя, который повёз нас в Варшез за 15 сомони с носа.

От Варшеза мы пошли пешком. За день добрались до кишлака Бочор. Это – последний оплот цивилизации. Там есть электричество и даже «гостиницы» -- некоторые местные жители предлагают платный ночлег, а также услуги ишака и вязанные носки приходящим сюда редким туристам. Дальше за Бочором подобный сервис отсутствует.
(Продолжение следует ....)

вики-код
помощь
Вики-код:

Дешёвый перелёт по направлению Горно-Бадахшанская область
сообщить модератору
    Наверх