Гранада

Гранада

LAT
  • 37.17649N, 3.59793W
  • Я здесь был
    Хочу посетить

    118 заметок,  100 советов по 83 объектам,  2 503 фотографии

    помощь Подписаться на новые материалы этого направления
    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов Гранады помощь
    Все авторы направления
    2
    algranada
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 20 окт 2009

    Арабские бани в Гранаде

     
    20 октября 2009 года 22692

    Когда речь заходит о культуре Аль-Андалуса*, нельзя не упомянуть любовь к воде. В Аль-Андалусе вода занимает центральное место. Кому же как не кочевникам, прибывшим в Испанию с Севера Африки не ценить этот важнейший источник всего живого. Андалузские мавры строили на территории Аль-Андалуса оросительные каналы, фонтаны, цистерны — водохранилища. Вода имела по мимо декоративной, хозяйственной, несомненно, религиозную ценность. Ритуал омовения был связан не только с телесным, но и с духовным очищением, получивший в мусульманской средневековой Испании широкое распространение. Основатели Аль-Андалуза строили свои хаммамы наподобие римских терм, сочетая залы с разными температурами, они использовали в банях эфирные масла. То что мы сейчас называем «аромотерапией» ценилось и применялось из покон веков. Сочетание всех вышеупомянутых элементов обеспечивало максимальный отдых и расслабление мышц.

    Сохранились сведения о королевский бане в Альгамбре. Рассказывают, что в королевской бане было два яруса, там, на верхнем ярусе играли слепые музыканты, так они не могли узреть красоту обнаженных наложниц и жен султана. Туда же бывало поднимался и сам султан, чтобы сверху окинуть взглядом свой гарем и кинуть яблоко той, которой суждено провести ночь с ним в опочивальне. Простой же народ ходил в общественные бани, которые в мавританской Гранаде были обыденным явлением. Они существовали во всех кварталах. Там работали массажеры и брадобреи, здесь мужчины заключались сделки, дамы беседовали со своими подругами. В первую половину дня баню посещали мужчины, а во вторую мылись женщины.

    Ритуал омовения был приблизительно следующий. Первым делом купальщик попадал в раздевалку, где он снимал с себя одежду, тут ему выдавали полотенца на голову и на талию, а также обувь с толстой подошвой из дерева или коры пробкового дуба, так как пол был очень горячий из-за находящихся под ним котлов. Затем он направлялся в большой зал, наполненный паром, самое большое помещение бани. Здесь же находились скамьи, предназначенные для отдыха, здесь велись обыденные беседы и важные переговоры, также подавался чай для повышения тонуса организма. Затем купальщик направлялся в парилку, самое жаркое помещение бани. Здесь его намыливали с ног до головы пеной, а затем окатывали горячей водой из деревянных ковшиков. После этой процедуры он снова возвращался в зал отдыха, где ему делали массаж с использованием эфирных и благовонных масел. Затем путь снова лежал в парилку, где его окатывали холодной водой, а после чего он возвращался в зал отдыха, где и продолжался массаж.

    Гранадские общественные бани были разрушены после Реконкисты, уцелела лишь одна и то по счастливой случайности, так как вход в нее лежал через дворик частного дома. Баня «дель Ногаль» была построена еще в XI веке во времена правления династии Зиритов. В крыше этой бани, прочем как и в других, были проделаны отверстия, через которые проникал свет. Эти отверстия были покрыты цветными стеклами, поэтому тонкие лучи солнца, проникающие в темное помещение окрашивали клубящийся пар в красный цвет, создавая уютную атмосферу. Благодаря этим отверстиям в крыше было возможно регулировать температуру. Эта баня еще и интересна тем, что капители колонн неоднородны, здесь присутствуют колонны римского, вестготского происхождения, а также некоторые были привезены из разрушенного халифского дворца Медины Асаары.

    Но почему же христианские завоеватели разрушали бани, яро отвергая симбиоз мудрости различных цивилизаций, накопленный и складывающийся веками? Ответ на этот вопрос таится в христианских ценностях средневековья. Телесное наслаждение, а с ним и уход за телом, гигиена считались в христианской Европе воплощением греховности, в то время как истинному христианину подобало стремится к духовности, обобщая можно сказать, что существовало категорическое противопоставление телесного и духовного. Таким образом, бани и гигиена отвергаются как проявление чувственности и безнравственности.

    Известен факт, что королева Изабелла дала обет не снимать с себя сорочки до тех пор пока не будет взята Гранада, любопытно заметить, что этот обет затянулся на целых три года. Кроме того Изабелла клялась, что вода касалось ее тела только два раза в жизни - при рождении, когда ее крестили, и перед свадьбой. То что кастильская королева не была большой «любительницей» купания, еще, конечно не повод запрещать мыться всем подданным.

    У такого категоричного отрицания гигиены должен был быть и другой религиозно-политический подтекст. Христианам необходимо было отделиться от мусульман и иудеев, а проще всего это было сделать при помощи внешних обрядов. Отрицание омовения, ухода за телом пропагандировалось христианскими священниками в противовес иудеям и язычникам. Вследствие чего слова «безнравственность» и «купание» становятся практическими синонимами. Широким массам, не умеющим читать, нужно было доходчиво объяснить, что если человек ходит в баню — значит этот человек иноверец, т.е. враг, а если нет, то единоверец, значит друг.

    На сегодняшний день в Гранаде существует две «арабские» бани, тем самым город отдает дань своему мавританскому прошлому. Свидетельством тому является и рекламный лозунг одной из этих бань, где посетителю предлагают «искупаться в истории».

    *Аль-Андалус, так называли Пиренейский полуостров мусульманские завоеватели, позднее так стало называться государство ими основанное. В IХ—ХII веках Аль Андалус был одной из самых развитых стран Евразии.

    вики-код
    помощь
    Вики-код:

    Дешёвый перелёт по направлению Гранада
    сообщить модератору
      Наверх