Через перевал Твибер. Часть 4: Местия, Зугдиди, Новый Афон Грузия

Грузия

Ulichka 1695

Через перевал Твибер. Часть 4: Местия, Зугдиди, Новый Афон

Эта заметка является частью дневника «Кабардино-Балкария»

Продолжение заметки Через перевал Твибер. Часть 3: На перевал!

Наутро стало значительно легче! В отличие от предыдущей ночи на Северном приюте, когда я почти не спал, здесь на Южном приюте ночь прошла спокойно. Видимо, сказалась усталость. Мне не мешали ни деревянные жесткие нары, ни хождения одногруппников… Организм взял свое, и я чудесно отдохнул.

После завтрака за нами приехали бортовые машины и отвезли группу в Местию. Там мы должны были провести остаток дня и ночь на местной турбазе. Я знал, что в этом большом селе – столице Верхней Сванетии есть, что посмотреть: сторожевые и жилые башни, церкви X-XIV-го веков, музей альпиниста Михаила Хергиани. К сожалению, ничего этого я не увидел.

Вновь возникла проблема с местными ребятами. Я так понял, что прибытие с перевала очередной плановой туристической группы для них было хорошее развлечение, чтобы приставать к девушкам-туристкам. Причем это приняло совсем недопустимые формы. Это мы поняли сразу сами, нас предупредил и инструктор: в село не ходить во избежание неприятностей. Но и на базе тоже не было покоя. Сванская молодежь сбежалась как мухи на варенье. Либо надо было выходить на мужские разборки, либо укрыться в домике и не показывать нос на улицу. Пришлось выбрать второе… Очень жаль, но вступать в объяснения с местными по поводу, чьи это девушки, было бесперспективно.

Поэтому от Местии у меня сохранились только два фотоснимка (слайды, обращенные в фотографии). На первом снимке видно лежащее в долине село, укрытое облаками на фоне гор.

Автор: KuznetsovSergey

На втором снимке – одна из самых красивых гор Кавказа – двуглавая Ушба (4700 м).

На турбазе нам вручили:

УДОСТОВЕРЕНИЕ

Грузинский республиканский
    Совет по туризму и экскурсиям

Дано тов. Кузнецову С.В. в том, что он сдал все установленные нормы и награжден значком «Турист СССР».
    Значок выдан турбазой «Ушба» (наименование организации) на основании протокола проверочной комиссии от 23 августа 1982г. И приказа от 23 августа 1982 г.

Печать.
    Подпись директора и ст. инструктора, мастера спорта СССР (неразборчиво)

Вот так то! У меня два таких значка! Один за перевал Думала (1976 год) и второй – за перевал Твибер (1982 год).

Автор: KuznetsovSergey

А вот как выглядит значок, посвященный легендарному 88-му маршруту. У меня такого нет, я нашел его изображение в интернете.

А это – обложка книги Юрия Гранильщикова «Чегем. Твибер. Безенги», которая помогла мне многое вспомнить, а многое и узнать заново, при подготовке этих заметок.

Автор: KuznetsovSergey

На следующий день мы покинули Местию и на автобусе отправились в Зугдиди. Около 130-и километров Ингурского ущелья очень живописны, но мы могли любоваться красотами только из окна автобуса. В Зугдиди на местной турбазе мы провели еще одну ночь. Выходить в город нам не рекомендовали…

На следующий день мы выехали в конечную точку маршрута – Новый Афон. Собственно именно возможность вновь побывать в Новом Афоне (я там был в 1976-ом, когда отдыхал в Гагре) и склонила меня в свое время окончательно к выбору 88-го маршрута. Пять дней на Черном море в Абхазии, как мне тогда казалось, должны были стать самой привлекательной частью отпуска. Однако насыщенные впечатлениями и приключениями предыдущие дни затмили собой спокойный матрасный отдых на море…

Да, в Афоне было хорошо! Да, я каждое утро дисциплинированно шел на море, купался, загорал так, что домой приехал, как никогда, коричневый… Но все это было как-то скучно, предсказуемо, привычно.

Автор: KuznetsovSergey

В Новоафонской пещере я уже был, поэтому во второй раз пойти не захотелось.
    Новоафонский монастырь, находившийся в сотне метров от нашей турбазы, я тоже уже видел.
    Хорошо, что съездили в Сухуми и посмотрели знаменитый Сухумский ботанический сад и Обезьяний питомник.

Автор: KuznetsovSergey

В обратный путь я отправился на поезде из Сухуми. Так закончился один из моих самых впечатляющих в советские времена отпусков.

Мой видеролик слайдшоу под песни Владимира Высоцкого

[youtube]Ja7oYz6yCd8[/youtube]

Прошло 35 лет… Как хорошо, что я успел побывать в этих замечательных местах! Как бы мне хотелось увидеть их снова… Но переход через перевал, боюсь, мне уже не осилить…

Мои заметки «Через перевал Твибер»:

1. Через перевал Твибер. Часть 1: Из Нальчика на турбазу «Чегем»
    2. Через перевал Твибер. Часть 2: На турбазе «Чегем»
    3. Через перевал Твибер. Часть 3: На перевал!
    4. Через перевал Твибер. Часть 4: Местия, Зугдиди, Новый Афон, Сухуми

Дешёвый ✈️ по направлению Грузия
    • ERCHOV
      ERCHOV
      С нами с 6 апр 2009
      31 янв 2018, 23:38

Надо признать, что предпосылки к развалу Союза были.

Сергей, великолепный поход, как и сам рассказ!
      1 фев 2018, 21:24
      Да, Максим, к сожалению, и в 1982-ом мы не чувствовали себя в Сванетии как у себя дома... Но, надо признать, основной причиной беспокойства были молодые девушки в нашей группе. Наверное, если бы их не было, мы могли бы свободно прогуляться по Местии и Зугдиди.
    • maya
      maya
      С нами с 2 апр 2010
      1 фев 2018, 00:36
      Турист СССР я получила в Карпатах в 78-м. ПРиятные воспоминания. Но наш поход был не такой крутой, как Ваш
      1 фев 2018, 21:27
      Приятно узнать, Майя, что мы имеем с Вами одинаковые советские награды! Я слышал о Карпатских всесоюзных маршрутах, но сам в них, к сожалению, не поучаствовал. Наверное, если бы Союз не распался, то обязательно сходил бы по одному из них. А теперь уже — совсем другое дело...
    • maya
      Larysa27
      С нами с 19 фев 2012
      1 фев 2018, 19:24
      Да... любимые места: афонские пещеры, Сухумский обезьянник и дендропарк, но, конечно, после таких перевалов пляжный отдых — скукотища :-))) Значки — класс!
      1 фев 2018, 21:30
      Спасибо, Лариса! Я все-таки подумываю съездить в Абхазию, вспомнить любимые места юности и молодости. Но, сначала надо съездить на Северный Кавказ!
    • grau59
      grau59
      С нами с 16 апр 2011
      3 фев 2018, 22:06
      С местными всегда была беда, в любой местности.
      4 фев 2018, 17:17
      Да, Виктор! Даже в Москве в разных ее районах! У нас на "Водном стадионе" были две группировки местных "головинские" — молодежь из находившейся здесь когда-то деревни до расширения Москвы, и "кирпичные" — молодежь из прилегающих к кирпичному заводу домов. Для того, чтобы просто пройти по контролируемым ими кварталам, нужно было, чтобы они тебя знали. В противном случае начиналось "дай десять копеек!". Это в 60-х...
      4 фев 2018, 12:33
      Да, предпосылки к развалу Союза были там всегда. Когда мы стояли на перроне Сухумского вокзала, то услышали такое объявление об отправке нашего поезда: "Поезд идет в Советский Союз".

Они вроде как бы и не наши!
      4 фев 2018, 17:22
      Спасибо, Майнур! О развале Союза в те времена нельзя было даже предположить! Это было просто невозможно! А в каком году Вы услышали такое объявление? Думаю, в советские времена за это можно было получить срок...
      5 фев 2018, 00:45
      KuznetsovSergeyнаписал 5 февраля в 01:22

Это был 1965 год. Мы закончили свой поход в Сухуми и возвращались домой. Тогда ведь в основном ездили на поездах. Очень поразило нас такое объявление. Посмеялись, но запомнили.
    • EIRENE
      EIRENE
      С нами с 23 июн 2016
      17 фев 2018, 10:58
      Классные у вас получились воспоминания о походе тридцатипятилетней давности. Здорово что сохранили их в памяти и поделились с нами. За фотографии отдельное спасибо. Все таки есть в старых фото что -то ностальгическое.
      18 фев 2018, 22:29
      Спасибо, Ирина! Да, я люблю вспоминать старые и очень старые путешествия! Поход через Главный Кавказский хребет стоит особняком среди них!