Горганы заповедник

1 материал,  21 фотография

Были в городе Горганы заповедник?

Kotevidze
    С нами с 23 апр 2016

Лесистые Горганы

23 августа 2016 года||
    GPS
    |6 (5)| 20| 217114

Второй поход тургруппы был в прекрасные горы Карпаты, на украинской стороне. Выехали уже меньшим составом (Артем, Рома, Саша, Юля и я) вечером 12 августа на поезде «Москва-Будапешт» до станции Стрый, что во Львовской области. Куда и прибыли на следующий день вечером. Погуляли по городу. Городок небольшой, ничего такого и не запомнилось. В 1:06 должны были сесть на поезд №64 до Калуша. Ехать планировали дизельным поездом, который стоял на перроне. Вот зашли мы в него, разместились. На соседней платформе стоял поезд дальнего следования, все пассажиры которого спали. И тихо тронулся он, начал набирать скорость. Мы еще в окно смотрели, как он уезжает. И тут на проплывающем мимо вагоне замечаем табличку с номером «64». А ведь мы мимо этого поезда шли, обходили его полностью по перрону, чтобы сесть на дизельную электричку. «Мой поезд уехал, уплыл без меня пароход…» И стоял наш 64-ый долго, пока мы садились в дизельную электричку. Но что ж, делать нечего, зашел в вагон машинист, сказал, что эта электричка поедет только в 3:40. Вернулись мы обратно на вокзал, сели ждать утра. Зато во второй раз за нами даже пришел эскорт – машинисты предупредили, что скоро электричка отправится. Чтобы на этот раз уж точно туристы из Москвы не проворонили свой поезд. Погрузились мы в первый вагон. Электричка раритетная, дизельная, при отправлении стоял жуткий грохот. Ехали пару часов до Калуша, как раз начинало светать. Ребята спали, я тоже вздремнула, а на рассвете проснулась и смотрела в окно. Красива природа в предрассветных сумерках. Мы как бы въезжали в горы, со всех сторон были предгорья, поля и пашни с сенокосами, и на всем этом стоял предрассветный туман. В Карпатах, кстати, совсем другие стога сена, не привычные нашему глазу круглые и толстые, а вытянутые вверх и худые. Потом встало солнце и первые его лучи все рассеяли без жалости. Восхитителен мир предрассветный, когда все еще на земле спит, еще дремлет. И видно, как начинается день, долгий жаркий летний день.

Автор: Kotevidze

14 августа. Прибыли мы в Калуш, доехали оттуда на автобусе до Кузьминца. Долго искали дом Ростислава, спрашивали у местных жителей. А жители в Карпатах говорят на чистом украинском языке, они нас не понимали на русском, мы – их. Долго объясняли какого конкретно Ростислава мы ищем. Дом его стоял на отшибе, за ручейком, который переходили, сняв обувь. Другим путем можно было идти через поле и перелезать забор. С рюкзаками это не очень удобно было делать. Пришли – а хозяина нет. Немного погодя пошел дождик, мы решили расставить палатки прямо возле дома и спрятаться там от него. Бессонная ночь дала о себе знать – сладко заснули под шум дождя. Вскоре пришел Ростислав и мы сидели вечером уже в тепле и сухости.

На следующий день был первый радиальный выход: шли к горному озеру Росохан. По плану мы должны были его обогнуть и двинуться вниз, к Кузьминцу, другим путем. Однако в первый день пока все только входят в ритм подъемов-спусков, пока ноги расходятся и организм привыкнет к постоянным нагрузкам. Поэтому мы возвращались той же дорогой, которой поднимались. Вышли рано поутру из Кузьминца к соседнему селу Осмолода. Там в местном магазинчике взяли все по кружке карпатского кваса и мороженого и подняли тост за предстоящий путь. Купили сметаны для ягод. Посмотрели дачу митрополита (везде эти дачи выделяются и запоминаются: обычно они расположены на возвышенностях с открывающимся прекрасным видом на окрестности, архитектурный облик самого здания всегда запоминается неординарностью).Миром правит иерархия, иерархия везде.

Автор: Kotevidze

Путь к озеру был долгий, как мне показалось. Вообще это был первый опыт настоящего горного похода – нетренированные ноги отказывались идти все время вверх и вверх. При этом была палка о двух концах: хочется идти и смотреть вокруг, любоваться, поднимаешь голову – вроде недалеко вершина, вроде виден конец, но стоит подняться на один холм – следом открывается следующий. Лучше вверх уж и не смотреть. Сначала шли по относительно ровному участку, через лес и по дороге. Затем, уже непосредственно перед озером, был крутой и длинный подъем. А сколько ручейков и маленьких горных речек в Карпатах! Захотел пить – буквально под каждым камнем течет вода (а какая она вкусная!), пей сколько хочешь.

Природа очень запомнилась карпатская. Когда впервые что-то видишь – это и остается в памяти как самое яркое воспоминание. Странно, от чего это зависит? Может быть, от возраста? Сейчас меня уже трудно чем-то удивить, даже новые места не вызывают такого восторга и наслаждения. А ведь в мире так много удивительных непознанных вещей!
    На берегу озера устроили обеденный привал: все насобирали малины и черники, смешали со сметаной и сахаром и уплетали за обе щеки. Весело так было собирать малину, казалось, что вот-вот стоит отодвинуть кустик – а там медведь в зарослях тоже лакомится малиною. Сколько рассказов о медведях в Карпатах слышали! Мы не только малину в августе собирали, но еще даже застали цветущую чернику. Вода в горном озере студеная и летом, и зимой. А какая она прозрачная! Все бревна на дне были видны, из-за этого казалось, что озеро совсем неглубокое, хотя глубина доходит до 3 м. Солнышко уже ушло за горы, без него купаться совсем холодно было, но ребята плавали.

Автор: Kotevidze

Назад путь был долог и тернист. Идти ночью по разбитой дороге – то еще удовольствие. Хоть и светили фонариками, но т.к. шли быстро, постоянно ногами натыкались и пинали камни и булыжники. Ушли с озера около 8 ч вечера. Шли назад часа 4. Домой вернулись уже за полночь. Попили чаю, поели и завалились спать. Спали мы хоть и на кроватях, но каждый в своем спальнике. О, а по пути назад НЛО видели! Идем по дороге среди темного леса, вокруг – ни души, и Ростислав обращает наше внимание на светящуюся точку посреди звездного неба. И рассказывает, что сначала она двигалась, а теперь долгое время замерла на месте. Мы остановились, чтобы хорошенечко ее рассмотреть, а точка сдвинулась с места и поплыла дальше по небосклону, в нашу сторону. Сразу мысли возникли: сейчас зависнет сверху, пустит яркий свет и заберет нас всех из темного горного леса. Ростислав вообще умеет нагнать страху :)
    С утра ноги немного гудели от вчерашнего марш-броска, но потом расходились и привыкли. Сегодня мы уже собрали рюкзаки, взяв только самое необходимое: вещи, еду и спальники. Палатки оставили дома. До Осмолоды довез нас водитель грузовика, мы стояли прямо в кузове и смотрели на бегущую впереди дорогу. А ветви деревьев проплывали совсем близко.
    Ночевали мы в домике-приюте, построенным нашим проводником, Ростиславом, на высоте 1450 м. Бревна для строительства затаскивали на гору снизу в течение года. Собрали очень много черники, с запасом. В домике мы ночевали не одни – была еще одна женщина Виктория и молодой парень Александр, в одиночку ходящий по горам. В походах знакомишься с очень интересными людьми. Не первый раз я встречаю людей, которые в одиночку отправляются в горы. Днем еще ничего одному идти, а вот как только наступает ночь… Ведь надо разложить палатку, сделать костер, а каждый шорох вокруг воспринимается очень преувеличенно. Вот так лежишь в палатке один ночью, и, если слышишь шорох снаружи – душа сразу в пятки уходит, т.к. знаешь, что кроме тебя никого вокруг нет. За ужином было очень весело. Макароны со сгущенкой – весьма необычный вкус, я вам скажу.

Автор: Kotevidze

Ростислав, как обычно, проснулся первым, развел костер, начал готовить завтрак. Потом по очереди поднялись мы, приняли водные утренние процедуры. Недалеко от домика по бревнышку вытекал совсем тоненький ручеек, особо не расплескаешься. Завтракали манкой с собранной вчерашней черникой. Собрали очень много, несколько пакетов. Завтрак в походе – вещь очень важная, каша придает силы на день. Солнышко уже припекало и выдвинулись мы в путь.
    В 11:30 уже были на вершине горы Грофа, 1748 м над у.м. Люблю я с вершин отправлять смс-ки родным примерно следующего содержания: «Привет лунатикам с высоты 1748 м». На пике сделали памятную фотографию, Александр остался на вершине, а мы начали спуск вниз.

Автор: Kotevidze

Сходили по вертикальной тропинке среди стланика, чьи мокрые корни выступали из земли, так и норовя соскользнуть из-под ноги зазевавшегося туриста. Мокрые корни очень коварные, на них нельзя ступать ни в коем случае. Вертикальная тропинка сквозь стланик вскоре вменилась серпантином в хвойном лесу.
    Спустились мы к избушке, возле которой встретили мужчину с красивой собакой Айкой, приветствовавшей нас громким лаем. Отдохнули, пожарили сосиски. Оставили рюкзаки близ избушки и пошли на гору Конь Грофецкий, 1500 м. На вершине был ветер, прохладно, но ясно, все деревни внизу видны.

Автор: Kotevidze

Спускались мы весело: Ростислав ушел вперед и спрятался под елью. Мы подходим – слышим, как будто медведь рычит. Сначала я даже обрадовалась (медведь как-никак!). А то столько рассказов слышали про медведей в Карпатах, а ни разу не встречали. Потом стало все-таки страшно – а что, если действительно медведь, что тогда делать? Лезть на дерево? Но это Ростислав разыгрывал незадачливых туристов :)
    Спуск с Коня был крутым: справа – резкий обрыв далеко вниз, слева – склон тянется вверх. Затем шли по сыпухе – мелким камням с землей, которые все время из-под ноги скользили. Спустились мы к Осмолоде, там на реке Молода возле дамбы решили устроить себе банный вечер. Ростислав не стал нас ждать и ушел пешком на Кузьминец, домой. Мы хорошенько все вымылись в горной студеной речке, угостились мороженым в «Оксанке».

Автор: Kotevidze

Затем стали думать, как возвращаться домой. От Осмолоды до Кузьминца около 5 км. Чтобы не идти пешком по темноте, решили ехать по частям. Нас с Сашей первыми отправили на лесовозе. Водитель попался классный дядька. Расспрашивал нас, откуда мы, где учимся, рассказал, что сам работал в Москве на Тверском бульваре в том самом НИИ, где и Ростислав. Довез нас бесплатно до Кузьминца. Зашли мы в один дом к хорошей женщине Надежде, у которой прежде уже покупали свежее молоко. Взяли молоко, творог и сыр. Очень долго объясняли, что хотим купить творог. По-украински творог звучит так же, как и сыр – сир. Долго Надежда пыталась понять, что помимо обычного сира, мы хотим еще какой-то другой молочный продукт. Дело доходило даже до того, что мы показывали на пальцах, как этот самый творог делают. Хозяйка как раз пошла доить корову и пока мы ждали, ее муж вынес нам по кружке молока и тарелку свежеприготовленных драников, чей запах так дразняще щекотал нас, очень голодных. О, запомнились мне эти драники, очень хорошо запомнились. В Москве такого не встретишь: чтобы тебя просто так угостили драниками, пока ждешь, чтобы купить молока. Вот она, разница больших городов и деревень. В большом городе каждый сам за себя. К этому привыкаешь и потом на искреннее гостеприимство отвечаешь с подозрительностью. Как бы так сразу видеть, где искреннее гостеприимство и на него отвечать такой же искренностью, а где это гостеприимство прикрывает злой умысел и не попасться в ловушку своим искренним ответом? Тот, кто безошибочно сможет каждый раз определять это – будет править миром :) Пришли мы домой около 9 часов, первыми из ребят. Затем подтянулись Артем с Юлей, они тоже доехали на машине. Рома решил прогуляться и шел пешком от Осмолоды. Поужинали мы домашним творогом (сиром) с черникой и сметаной, попивая кофе с шоколадкой. После такого насыщенного дня это было блаженство.
    На следующее утро разбудил нас Ростислав в 7 ч. Доехали до Осмолоды, там по традиции в «Оксанке» съели по мороженому. И начали путь наверх, к Хатке под горой Высокой. В этот день уже было холоднее, солнышко то светило, то пряталось обратно за подозрительные тучки.

Автор: Kotevidze

В каждой такой хатке (приюте) обычно есть книга, где оставляют свои записи туристы с разных концов. Любопытно было смотреть географию, с каких мест людей закидывала судьба сюда, в этот домик. И мы записали свой привет будущим поколениям. Интересно, когда журнал заканчивается, куда его забирают, где он хранится и хранится ли? Дорого бы я дала сейчас, чтобы прочитать нашу тогдашнюю запись 6-летней давности. Пока мыли посуду с Юлей и Сашей в водоемчике неподалеку, хитрые карпатские птицы сидели на елке и скидывали на нас шишки! Мы с Сашей им в ответ с земли тоже запустили, но они быстро снялись с ветвей и улетели.

После ужина к хатке еще туристы пришли: сначала мама с двумя дочками, затем привалила шумная группа 17 школьников из Ивано-Франковска. Мы по праву первого нашедшего ("кто первый встал, того и тапки") заняли первый этаж, где буржуйка. Школьники разместились на втором этаже. Страшно было лежать под ними, когда вся эта группа укладывалась спать, а полы тяжко скрипели. Растопили буржуйку, стало тепло, даже жарко, мы в футболках сидели. Но ночь была холодная, особенно под утро, когда дрова все в печке догорели. Мы с Сашей соединили два наших спальника молниями – так теплее спать. Проснулись от точно такого же шума, как вечером – как будто над тобой стадо слоников поднимается.
    На утро Ростислав хотел только чай попить и сразу выйти в путь, на что мы все дружно запротестовали – а как же традиционная каша с черникой и голубикой? К тому же у нас была огромная привилегия – буржуйка с сухими дровами. Ночью прошел дождь.

Автор: Kotevidze

Сидела я возле небольшого окошка в полутемной хатке, писала и смотрела, как мужчина со второго этажа уже около получаса пытался разжечь костер из сырых дров. Вспомнились мне опять мамины рассказы про папу-кострового. Тяжело это – разжигать костер из влажных дров. А разжечь надо, причем не мешкая, надо поставить каны, чтобы вся группа смогла позавтракать и быстрей выдвинуться в путь. Сначала костер лишь дымил сильно, но затем дело пошло на лад.
    Вершины гор были в тот день затянуты облаками.

Автор: Kotevidze

Растянулась наша группа, Ростислав с Артемом шли впереди, за ними тянулись мы по очереди. А облако в горах («обезьяна») – дело нешуточное. Иду я одна по тропинке, витаю в облаках (и в прямом, и в переносном смысле) и благополучно прошляпила нужный поворот с указателем на вершину. Потом все-таки начали возникать сомнения. Обычно 45 минут идешь и затем 15 минут привал, все подтягиваются, отдыхают и двигаются дальше. И вот начинают ко мне заползать подозрения: что-то идет не так, давно не было привала, давно никого из наших не видела, да к тому же и тропинка как-то вниз начала уходить. А оказаться одному в тумане в горах знаете, как страшно! Без связи, без телефона или рации, совершенно один. И ветер еще злющий, буквально припирает к скале с рюкзаком. Привет знаменитому ежику. Но у меня страшных сов, к счастью, не было:) Решила повернуть назад. Возвращаюсь, подхожу к развилке и размышляю: Ростислав рассказывал примерный путь до вершины — в определенный момент будет поворот налево. Вот вижу я развилку, отходит от нее тропинка направо (т.е. при подъеме она слева как раз будет), ну я и потопала по ней. Хорошо все-таки, разум возобладал и где-то на задворках памяти всплыло то, чему нас учили в школе: если заблудился в лесу, самое лучшее – оставаться на месте ну или возвратиться к развилке или какому-нибудь запоминающемся объекту строго тем же путем, каким пришел. Решила я вернуться с этой развилки и пойти назад тем же путем. Через некоторое время вижу еще одну развилку, сидят там ребята с Ростиславом и спрашивают: «Где Рома?». Его послали меня найти, и мы с ним разминулись как раз в то время, когда свернула я на ту ложную развилку. Какое счастье, что и Рома через некоторое время решил вернуться, так и не найдя меня. Нельзя витать в облаках слишком долгое время.
    12:40 Мы на вершине Игровца! 1804 м. Туман и пронизывающий ветер. С Игровца пошли по хребту на Высокую. А спускаться с нее решили напрямик, через мокрый стланик. Ухватилась я за ненадежную ветку да как полетела кубарем через голову, вместе с рюкзаком. Даже не поняла, что произошло, потом по рассказам восстановила события. Сколько эмоций это вызвало! Хорошо, очки остались целы (это главный страх всех очкариков). Всегда приходится с собой в путешествиях запасные таскать. Да, день сегодня явно был не мой, слишком много думать вредно для здоровья:)

Автор: Kotevidze

21 августа. Мы во Львове в гостинице «Власта». Впервые я останавливалась в гостинице. Такое старое советское здание, каких полно в Москве. Длинный коридор, вылинявшие красные ковровые дорожки, утюг один на этаж, горячая вода в номере лишь на пару часов вечером. Но каким блаженством нам казался горячий душ после студеных горных речек! Ведь как моешься в реке: намыливаешь хорошенечко голову, потом собираешься с духом и опускаешь ее в воду, все быстро-быстро смываешь и выныриваешь обратно. А путь к гостинице от центра пролегал мимо очень атмосферно выглядевшего Университета Безопасности Жизнедеятельности, который так сильно напомнил здание Гарварда или Хогвардса.

22 августа. Были в Высоком замке, в Аптеке-музее. Аптека-музей — обязательная программа Львова наряду с Ратушей! Расположен музей на углу Рыночной площади, его сложно не заметить, гуляя по ней. Аптека основана в начале XVIII века и действует до сих пор. Так интересно смотреть, как же делали медицину 200-300 лет назад!

Автор: Kotevidze

23 августа, 9:15. Запись в дневнике: «Мы еще во Львове. Нет ни сил, ни времени писать. Уходим утром, приходим вечером. Весь день гуляем по городу». Львов очень красивый город, один из моих трех любимых на территории Украины и России. Через два года довелось гулять одной по его тихим уютным европейским улочкам, с маленькими столиками кафешек на тротуарах и пряным ароматом кофе и шоколада. Прогуливаться одной, никуда не спешить, ни под кого не подстраиваться. А последний час перед поездом тогда я провела на ратуше, смотря сверху вниз на красивый город. С ратуши видно все: и дом иезуитов, и монастырь бернардинцев, Латинский Кафедральный костел, Доминиканский собор, Высокий замок, сама площадь Рынок и двор Ратуши. Надеялась еще когда-нибудь вернуться, вернусь ли теперь? Но это было уже через два года, а тогда же, в 2010 мы гуляли все вместе целыми днями.

Отдельно стоит сказать о знаменитом Львовском шоколаде. Его стоит попробовать! И увезти с собой пару десятков шоколадок :)
    Посетили музей народного зодчества и попали как раз на праздник хлеба. Какие караваи были выставлены, целые произведения искусства!

Автор: Kotevidze

Прошлись с Сашей по Пекарской улице. В каждом городе есть своя уютная, тихая, красивая улица, в которой забываешь, что ты находишься в шумном городе, а переносишься куда-то в другие места. Так вот во Львове это Пекарская улица. Хоть по названию можно ожидать, что на ней будет много кафешек, пекарень и кулинарий, но Пекарскую улицу можно с уверенностью назвать Медицинской. Сколько медицинских учреждений там было! Львовский медицинский университет, университет ветериналогиии и биотехнологии, судебно-медицинская экспертиза, больница, кафедры цитологии, фармации, Национальная библиотека и др. Улочка тихая, людей мало, машин мало, деревьев много (правда, все уже пожелтевшие).

После променада по Пекарской пошли в замок Плоцких на улице Коперника. На первом этаже замка представлен интерьер, на втором – картинная галерея с запомнившейся Memento mori. В принципе, как и почти во всех аналогичных замках, были там красивые бальные залы с огромными зеркалами, гостиные с гербом Львова, игральные, столовые. Экскурсию мы не брали, т.ч. о назначении комнат лишь догадывались. Возле бальной, может быть, была голубая игральная комната? Простора для фантазии оставалось много. После дворца Плоцких посетили знаменитый Львовский Оперный театр. Он считается одним из самых красивых, наряду с Одесским и Венским. Одесский видела, Львовский тоже, осталось Венский для полного сравнения.
    Отметили Сашин День Рождения – 20 лет, юбилей.
    24 августа. Этим вечером мы с Сашей уехали в Киев, ребята остались еще на несколько дней во Львове. Ехали ночь в очень старом вагоне-плацкарте. Приехали утром в 11:40 в Киев, купили сразу билеты на вечерний поезд до Москвы, закинули рюкзаки в камеру хранения и пошли завтракать в «Дрова». Возле железнодорожного вокзала в Киеве есть хорошее кафе «Дрова», аналог наших «Граблей». Я уже была в них за два года до этого, теперь мы с Сашей в нем завтракали. Купили карту-путеводитель по Киеву. Хоть теперь и новые технологии, все карты есть в телефонах (правда, тогда, в 2010 на моей Нокии-раскладушке никаких карт и вообще интернета не было), но как приятно узнавать город именно по бумажному путеводителю! Открыть карту, продумать маршрут по центру, чтобы все достопримечательности посмотреть. Много у меня таких путеводителей дома хранится, выкинуть рука не поднимается. Поехали в Киево-Печерскую Лавру. Взяли там экскурсию по самой Лавре и в Дальние Пещеры. Пещеры, конечно, очень вдохновляют. Сколько труда монахи положили, чтобы их прорубить в горной породе! После монастыря встретились с моей подругой Юлей (То, где и как мы с ней познакомились, стоит отдельного слова. Жаль, года идут, связи теряются). Юля нам провела экскурсию по городу. В 21:30 посадила на Московский поезд, и мы поехали домой.

Часть фотографий принадлежат Александре Мурановой

Дешёвый ✈️ по направлению Горганы заповедник
    • lemal
      lemal
      С нами с 9 мар 2011
      25 авг 2016, 13:03
      !!!
      31 авг 2016, 11:33
      Прекрасный рассказ! С давних времен меня одолевает желание сходить в поход по Карпатам, тем более что у меня есть друг из этих мест, но пока не складывалось. Зато прогулялся вместе с вами! Ощутил!
    • Kotevidze
      Kotevidze
      С нами с 23 апр 2016
      3 сен 2016, 17:26
      Спасибо за отзыв! Карпаты очень красивые горы, не очень сложные, с многочисленными зарослями вкуснейших ягод. Обязательно побывайте,если получится,не пожалеете!