Через перевал Твибер. Часть 2: На турбазе «Чегем» Кабардино-Балкарский Высокогорный Заповедник, Россия

Кабардино-Балкарский Высокогорный Заповедник

8 материалов,  179 фотографий

Были в городе Кабардино-Балкарский Высокогорный Заповедник?

С нами с 5 авг 2013

Через перевал Твибер. Часть 2: На турбазе «Чегем»

Эта заметка является частью дневника «Кабардино-Балкария»

Продолжение заметки Через перевал Твибер. Часть 1: Из Нальчика на турбазу «Чегем»

Турбаза «Чегем» расположена прямо у подножия одной из красивейшей вершин Главного Кавказского хребта — Тихтенгена, замыкающего Чегемское ущелье с северной стороны и напоминающего конус вулкана. Местные жители считали его именно таковым, только прекратившим свою вулканическую деятельность, что и отразилось в названии, где «тынч» с балкарского — «тихо», «спокойно», а «ген» — окончание прошедшего времени, то есть «успокоившаяся вершина». Высота «потухшей вершины» (еще один бытующий у местного населения перевод названия) 4617 метров.

Нас расселили в деревянных домиках по 2-4 человека в комнате. Удобства, естественно, на улице – в отдельном помещении. Столовая, клуб, площадка для построения группы с флагштоком для флага, волейбольная площадка, танцплощадка – очень похоже на пионерский лагерь. Так как все члены группы пионерские лагеря прошли, ребята отслужили или прошли сборы в армии, то азов строевой подготовки было достаточно, чтобы построиться перед походом, посчитаться и колонной по одному двинуться в путь. На фотоснимке можно видеть одно из таких наших построений под руководством инструктора. В недальний поход уходим налегке, рюкзаков с нами нет.

Автор: KuznetsovSergey

Я понимаю, что для любителей альпинизма и, тем более, профессиональных туристов, все мои рассуждения о горных походах преодолении перевала на высотах 2200-3600 метров покажутся смешными. Но, не забывайте, что речь идет о «чайниках» — простых туристах, не имеющих никакой горной подготовки, и обладающих весьма разными, чаще очень слабыми физическими кондициями. Я смотрю на фотоснимок нашей группы.

В ней нет людей старше пятидесяти. Основной контингент – молодые женщины и девушки. Их было 25 человек. Этот женский коллектив дополняли трое зрелых мужчин и 12 молодых мужчин и ребят. Были среди них физически крепкие и спортивно подготовленные. Но были и обычные люди, ни физкультурой, ни спортом особо не занимавшиеся. К их числу отношу и себя. Эпизодические физические и физкультурные нагрузки не сделали из меня крепкого мужчину, хотя, в силу молодости, я ощущал себя вполне готовым к штурму перевала.

Поэтому адаптация и хотя бы минимальные тренировки должны были быть проведены. Я думаю, что подготовка и открытие этого всесоюзного маршрута обязательно предусматривала обоснование таких предварительных мероприятий. Никому не нужны проблемы, которые неизбежно могут возникнуть у неподготовленных людей, при высокогорном походе.
    Адаптация включала несколько ближних и один дальний (с ночевкой) поход. Ближние походы больше походили на прогулки по горам.

В самой голове ущелья Гара-Ауз-су развернулась широкая альпийская котловина с открытым видом на Главный хребет, где приютился древний курорт с минеральными источниками, расположенными у самого подножия вершины Тихтенген-Тау, на скрещении ущелий двух ледников — Кулак, или Згимар, и Шаурту, или Скулан: Котловина Гара-Ауз-су известна на Северном Кавказе с очень древних времен. Сюда ежегодно собираются лечиться балкарцы, кабардинцы, проживающие по эту сторону хребта, и изредка сваны, проживающие по ту сторону хребта. Именно туда мы направились в первый свой поход.

Автор одной из книг об этих местах С. Анисимов сообщает о климате котловины Гара-Ауз-су, что он во многом «аналогичен климату курортной площадки выше Тегенекли на Баксане, здесь безветренно, в дневные часы при солнце воздух совершенно сух, как в Сахаре. Число часов солнечного сияния в июле и августе, да и в зимние месяцы, здесь также очень значительно. Напряжение солнечной радиации благодаря большой высоте, разреженности и чистоте воздуха огромно». Поэтому туристы называют это место райским.

На фотоснимке можно видеть, как группа направилась в долину к лечебно-минеральным нарзанным источникам. Такой поход с небольшим набором высоты никак нельзя считать напряженным. Организм легко воспринимает эти два километра над уровнем моря, если не предпринимать физических усилий. Но перед тем как идти на 3650 метров, надо прожить хотя бы несколько дней на двух тысячах.

Автор: KuznetsovSergey

После переправы через реку Шаурту тропа идет на юго-запад через сосновый лес с небольшим набором высоты и приводит к нарзанному источнику, находящемуся справа в галечной пойме реки Кулак, в ста метрах перед каньоном на высоте 2250 метров. Река названа по имени вершины Кулактау (с балкарского—“Белая гора, из-за которой приходили батраки”): Некогда бедняки сваны приходили через перевал Твибер наниматься на работу к богатым балкарцам.

Не могу сказать, чтобы меня впечатлили нарзанные источники. Я не большой любитель несладкой газировки. Поэтому ритуально выпил полстакана и даже не взял с собой воды про запас. Больше впечатлила природа, особенно виды на главный Кавказский хребет и бурлящая река. Наверное, инструктор говорил нам названия окружавших нас гор. Я, конечно, не запомнил. Сейчас, пользуясь информацией из интернета, полагаю, что на это снимок попала гора Бодорку, высотой 4188 метров. Замечательная прогулка, с удовольствием повторил бы ее сейчас!

Автор: KuznetsovSergey

Питание на турбазе было достаточно скромное. По нынешним временам можно было бы сказать, что скудное. Но по тем временам такая кормежка была привычной, во всяком случае, более питательной и обильной, чем на военных сборах… Вечером – волейбол и танцы под магнитофон.
    В нашей группе было несколько супружеских пар, остальные незамужние и неженатые. Таких как я, женатых, но без второй половины, по-моему больше не было… Поэтому в группе завязывались знакомства, чему вечерние танцы очень способствовали.

Автор: KuznetsovSergey

Я познакомился с двумя девушками москвичками Олей и Таней. Они приехали вместе, держались всегда вдвоем. Обе были очень симпатичные, высокие, стройные.

Автор: KuznetsovSergey

Конечно, они привлекли внимание местных ребят инструкторов, которые начали завязывать с ними знакомство. Однако девушки знакомств с местными не хотели, поэтому возникли напряженные отношения. Они перестали выходить из своего домика, но местные ребята настойчиво им досаждали. Я оказался вовлечен в эти отношения. Ребятам это не понравилось, и в один из вечеров они вызвали меня «на разборку» к речке. Диалог был неприятным. Они ощущали себя полными хозяевами на турбазе и над всеми девушками, которые на эту турбазу приезжали. Они считали, что если русская девушка приехала сюда одна без парня, то она доступна любому из них, так как сама хочет любовных приключений. Я объяснял, что это не так. Тогда мне стали грозить, что я сам не понимаю, в какую ситуацию я попал, что они могут сделать со мной что хотят, и после этого меня никто не найдет. Я согласился, что мне трудно будет оказать им сопротивление, но продолжал защищать Олю с Таней. Поняв, что я не испугался (точнее не показал испуга), ребята отступили.

На следующий вечер они пошли другим путем. По существовавшим тогда порядкам наши паспорта хранились у администрации. Местный инструктор принес мой паспорт, чтобы показать девушкам штамп из ЗАГСа, подтверждающий, что я женат и, следовательно, морочу Оле и Тане голову. Девушки рассмеялись, так как я не скрывал от них своего семейного положения, и рассказали инструктору, что у меня двое детей. Тот был разочарован и, по-моему, так и не понял, в чем был мой интерес, когда я заступался за девушек. А может, они решили со мной не связываться, так как приедет жена, будут искать… В общем было весело!

Автор: KuznetsovSergey

В следующие дни нас ожидали более протяженные походы, в частности, по ущелью Гара-Ауз-су вниз в долину Башиль-Ауз-су и небольшой подъем к турбазе «Башиль», где я побывал за шесть лет перед этим. Там недалеко есть очень живописный водопад Абай-су высотой около 80-и метров. Во время другого похода мы побывали у отрогов одного из ледников, и увидели многолетний лед и исток начинающейся у ледника реки.

Адаптация заканчивалась двухдневным походом с ночевкой на один из приютов. Такой поход в отрыве от базовой столовой предполагал самостоятельную готовку пищи на костре и проведение ночи в палатке на матрасах, которые были уложены на деревянные паллеты. Когда то в школе, а еще раньше в пионерском лагере, мы любили такие походы. Имели определенные навыки. Но для меня с тех пор прошло уже более десяти лет, романтика похода притупилась, поэтому я уже испытывал некоторые неудобства такой походной жизни, но деваться было некуда, пришлось пройти и это испытание вместе со всеми.

Автор: KuznetsovSergey

Нашлись девушки, взявшие на себя готовку пищи. Нам, ребятам, надо было обеспечить дрова и чистку картошки. На приюте имелись столы с лавками, укрытие от дождя, кострище. В этом походе я решил сэкономить слайдовскую пленку и снимал на пленку для фотографий.

Мои заметки «Через перевал Твибер»:

1. Через перевал Твибер. Часть 1: Из Нальчика на турбазу «Чегем»
    2. Через перевал Твибер. Часть 2: На турбазе «Чегем»
    3. Через перевал Твибер. Часть 3: На перевал!
    4. Через перевал Твибер. Часть 4: Местия, Зугдиди, Новый Афон, Сухуми

Дешёвый ✈️ по направлению Кабардино-Балкарский Высокогорный Заповедник
    • ERCHOV
      ERCHOV
      С нами с 6 апр 2009
      19 янв 2018, 23:47
      Сергей, поход отличный!
      Единственное, читая мне вспомнились все эти приколы советского времени во взаимоотношениях местных и не местных....
      Теперь же все местные стараются всеми правдами и неправдами завлечь к себе не местных. В этом плане чуть-чуть поспокойней стало...)))
      20 янв 2018, 00:06
      ERCHOVнаписал 19 января в 23:47

В этом плане чуть-чуть поспокойней стало...)))

Надеюсь на это! И планирую поездку в те места этим летом...
    • acvazul-V2010
      acvazul-V2010
      С нами с 28 ноя 2010
      20 янв 2018, 00:22
      Молодец Вы. Не сдрейфили
      20 янв 2018, 09:47
      Спасибо, Владимир! Как-то так само получилось...
      20 янв 2018, 09:01
      Начало не читала, но как все знакомо. Нас было шесть человек, все спортсмены и мы без всякой подготовки из Теберды ушли на Клухорский перевал. У меня, к большому сожалению, нет ни одной фотографии, все украли местные ребята, они также клеились к девчонкам и никак не могли поверить, что без всяких "дел" ребята спять с нами в одной палатке. Вы всю душу мне всколыхнули!
      20 янв 2018, 09:51
      Спасибо, Майнур! Рад узнать, что у Вас тоже есть опыт походов по Северному Кавказу! Этот слой советской жизни — такой важный для нас до сих пор остается одним из самых ярких воспоминаний о молодости. Поэтому я решил переложить их на более надежный носитель, чем человеческая память.
      20 янв 2018, 10:00
      KuznetsovSergeyнаписал 20 января в 17:51

Я уже в который раз восхищаюсь вами — так сберечь фотографии и воспоминания молодости. У меня мало, что осталось, только студенческие фотографии. Вы правы, такое из памяти не сотрут никакие годы!

Шли мы из Нальчика до Терскола, Теберды и дальше через Клухорский перевал спустились в Сухуми. На этом перевале шли ожесточенные бои и я, наивная, все надеялась хоть какой — нибудь патрон найти...любую память о войне. там давно уже было все прочесано и облажено другими, похожими на меня. Память, память, какая хорошая штука!
    • marlis
      marlis
      С нами с 10 ноя 2015
      20 янв 2018, 16:52
      Да, Сергей, эти нюансы южных турбаз многим знакомы непонаслышке. На Кавказ я не ходила, но похожие ситуации помню. Спасибо от имени женского пола))