Калач-на-Дону

Были в Калаче-на-Дону?

Syamuka
    С нами с 22 дек 2009

Всю эту красоту мы и хотели посмотреть.

26 марта 2010 года|| 7| 19343

С моста открывались замечательные виды на дамбу, на берега и заливы Цимлянского водохранилища, на острова, на высокий правый берег, с его глубокими оврагами и буераками, и на саму трассу...

Мы спустились к берегу. Неповторимая красота Дона и его берегов, как нельзя лучше сочеталась с красивым воздушным мостом, соединяющим берега, станицы, судьбы...
    Глаза не могли оторваться от разлившейся серебристой, почти застывшей водной глади, обрамленной с дальнего берега узенькой ленточкой зеленого кружева тростников, и а с ближнего - высокой, почти отвесной стеной с тесным переплетением камня, песка, глины и корней.

"Дон" в переводе из древнего осетинского языка означает " река". Река Дон одна из величественных в Европе и по всем параметрам уступает только Волге, Днепру, Дунаю и Каме. Начало Дон берет в Новомосковске Тульской области. В тамошнем городском парке струится ручей, который вытекает из болота, и который принято считать началом Великой реки. По такому случаю в парке Новомосковска даже установлен архитектурный комплекс "Исток Дона".

Маленький ручеек из Новомосковска неутомимо бежит целых 1870, а по другим источникам 1950 километров, принимая к себе десятки других ручейков, речушек и больших рек, и, став могучим Доном, распавшимся на рукава и образовав долину в 12 - 15 километров, впадает в Таганрогский залив Азовского моря.

А в районе Калача долина сужается отрогами возвышенности и выглядит очень живописно: правый берег высокий и крутой, левый - пологий и низменный. Всю эту красоту мы и хотели посмотреть.

Спустившись с моста , отобедав припасенными пирожками и помидорами, мы пошли вдоль Дона по правому берегу.

На первый взгляд может показаться, что правый берег низкий и легкодоступный, а только в десятке метров он начинает возвышаться. Это не так. Дело в том, что на дворе стоял сентябрь, а это значило, что уже давно сошло весеннее половодье, а осенние дожди еще не наступили. Летняя жара истощила берега и они обнажились, выставляя напоказ сухие водоросли, гальку, донные отложения, ракушки, размытые водой корни... Береговое дно Дона на время превратилось в рыбацкие тропы, и даже в дорогу для автомобиля. Такая прибрежная полоса составляла от 2 до 5-7 метров от воды.

Мы уже два часа шли по речному дну и любовались замечательными видами.
    За все это время никого не встретили. А рыбачьих следов становилось все меньше. У воды появились какие-то неопознанные нами следы животных. Мы хотели подняться на высокий берег, но это не представлялось возможным, так как у подножия, как правило, возвышался обрыв метров на 8-10, а дальше - чуть пологий склон. В общей сложности берег имел высоту более 100 метров. Кроме того, он весь был пересечен оврагами.

Пройдя еще сколько-то времени, мы увидели вдалеке на склоне как будто бы тропу.
    По ней-то мы и решили подняться. Но... подойдя ближе, мы увидели, что это - тропа на водопой. "Тропа" была полностью разбита копытами животных и при первой нашей попытке ступить на нее, ноги погружались в 10-сантиметровый слой мелкого песка и черноземной пыли. Идти по ней было совершенно невозможно. Но желание покорить вершину оставалось, и мы, обойдя "тропу" справа, стали по "бездорожью" "серпантином" подниматься по склону. Склон, как я уже говорила, состоял из мелкого песка с примесью чернозема, поросшего степной растительностью и был довольно крутым - порядка 45 градусов, а местами и того круче.

Пройдена четверть пути... поднимаемся выше... еще выше...
    Под ногами похрустывала никогда не кошенная степная трава. Овраг остался внизу, а большие деревья на склоне казались маленькими паучками.Нам же предстояло подняться еще совсем чуть-чуть. И мы опять "серпантинчиком", иногда руками цепляясь за выжженную солнцем траву, полезли вверх...

Казалось - все! Но... не тут-то было... "Козья тропа" потопала выше... Но уже не так далеко и не так круто...

Поднявшись, мы были очарованы красотой. Посмотрите сами. С верхней точки холма во все стороны открывались замечательные виды. Гуляя по макушке, мы любовались природой, наслаждались красотой...

Незаметно летело время. Надо было возвращаться. Спускаться там, где поднимались, что-то не хотелось - слишком круто. Приглянулся нам очередной овражек. И спуск в него был не такой крутой, а по его дну можно и к Дону...

Овражек оказался не таким уж безобидным. Ноги проваливались в опавшие листья, сухую траву и валяющиеся ветки, достигали песка и вместе с ним скользили по склону, углубляясь еще дальше в песок. Сухие ветки и сучья постоянно царапались. Овраг оказался глубоким и совершенно глухим. Не исключено, что там водились волки. Они как раз любят такие места. И действительно, позднее, рассматривая карту обитания животных в Волгоградской области, мы обнаружили, что эти места и есть обиталищем волков. К счастью, они нам не встретились.

По дну оврага мы дошли до его конца (начала) с надеждой выйти к реке, но перед нами во всей своей красе предстал... обрыв. Спуститься здесь можно было только по веревке. Веревки у нас не было...

Пришлось выбираться из оврага, карабкаться на холм... Попадались лисьи норы, норы грызунов. Немного непредвиденный усилий - и вот мы опять почти на вершине того же холма.

Поднялись. Опять завораживающие виды... И опять "козья тропа", теперь, идущая вниз.
    Ярешили спускаться по ней, несмотря ни на что. И спустилась. Правда, потом долго отмывалась в реке.

Обратная дорога была уже совсем к вечеру. Было так же тепло и тихо. Пушистые облака замерли на разлившемся зеркале Великой реки...

Ближе к мосту нам встретились "Жигули", подвозившие двух рыбаков к берегу. Когда мы поднялись на мост, "Жигули" уже возвращались. Глядя на маленькое пятнышко , можно было теперь сопоставить размеры холмов, величие реки.
    ...Мы уходили...а Дон оставался... Тихий Дон!

...Ужинали мы в придорожном кафе. Из веранды были видны необозримые просторы заливных лугов. Солнце уходило за горизонт. Сумерки сгущались...

Вернулись мы на той же "двушке". Было половина восьмого вечера. Хорошо, что поужинали. Все магазины уже не работали и встречали нас висячими замками. С большим трудом отыскали маленький магазинчик , чтобы купить воды. Народу на улицах не было совсем. Город погружался в ночь.

...Начинался второй день нашего путешествия. Рано утром мы решили уезжать в Волгоград, так как особо смотреть в городе было нечего. Мы вышли на остановку автобусов, которая была недалеко от гостиницы. Рядом с остановкой было здание детского кукольного театра, а перед ним - Памятник рублю. Говорят, надо на него встать и хорошенько потоптаться - денег будет не мерено! Потоптались, но, что-то не сработало. Наверное, мало топтались.

На маршрутке доехали до уже знакомого нам перекрестка. Через 15 минут другая маршрутка отправлялась до Волгограда. Водитель, молодой казак лет 30 в оранжевых шортах и красной майке с надписью на спине " а мне кризис по барабану", управлял машиной , как лихим конем.

Под Волгоградом у переезда - неимоверная пробка. Километра так на три и, по всей видимости, минут на 40 не меньше. Мы, было, уже приуныли, но наш водитель - не зря у него такая надпись на майке - свернул на обочину и добрый километр прокатился по ней, объезжая весь стоящий состав. Потом лихо свернул в степь, и "проскакал", минуя овраги, остальное расстояние. Через 7-10 минут он был уже у шлагбаума...