Заехали в Карпогоры

С нами с 14 июл 2010

Заехали в Карпогоры "с чёрного хода" — из Нюхчи и Занюхчи

2 марта 2011 года||2 (2)| 7| 49792

Каждый, кто знает, где находятся Карпогоры, представляет себе этот глухой лесовозный железнодорожный тупичок в Архангельской области, в 250 км к юго-востоку от Архангельска. Но немногие были там, а совсем немногие заезжали туда с восточной стороны — из республики Коми, со стороны Благоево, Нюхчи и Занюхчи (не смейтесь, это названия деревень такие).

Дело происходило год назад — в феврале 2010 года.

Не успело ещё выйти солнце, как мы вышли на дорогу — со станции Благоево, с вокзала, где мы ночевали. На двух машинах выползли в сам городок Благоево, в котором мы уже пытались автостопить 6 лет назад. Около трассы стояла та же котельная, в которой мы грелись тогда, шесть лет тому назад – только большая труба уже не дымила а действовала рядом новая маленьная. Грузовик-ЗИЛ с углём и водителем Николаем взял нас всех вчетвером до поворота на Важгорт.

Кстати, о происхождении географических названий.
    Иван Грозный завершал войну с коми-пермяками. Решили разделить зоны влияния. Показывая на глобус, царь Иван произнёс:

— Вот тут – наш город, (он показал на Москву), а тут – ваш город (он указал на леса Коми республики).

Придворные географы тут же нанесли на глобус селение Вашгород, или Важгорт. Так он и назван до сего дня.

— Разве благостно нам тут жить? Благо для нас жить, например, здесь – комические князья показали на более тёплые регионы южной России.

— Кто где будет жить, там и будет благо его, — отвечал царь и опять ткнул пальцем в глобус.

Там географы тут же нанесли город Благоево, недалеко от Вашгорода (или Важгорта), так и назван он до сего дня.

...От Важгортского поворота всего 60-70 километров до ближайших деревень Архангельской области, ближайшие из которых – Нюхча и Занюхча, отмеченные на картах. (На местности там одна большая Нюхча). Но дорога туда вела не очень оживённая, хотя каждый день там что-то ездит. Между — ни одного селения. Сперва приехали мы с Егором, потом остальные двое. Мы развели костёр.

Было не очень холодно – 10-15 мороза. Но даже при -15 автостопить не всегда приятно. Шло время, машин не было. Прошла встречная лековушка, сказала, что за пять часов не было ни одной встречной машины видено ими. Потом попутная машина (легковая) испугалась нас и проехала мимо. Прошло четыре часа, а результат автостопа не образовался. Другая попутная машина сказала, что у них ребёнок в машине, он едет близко (непонятно зачем) и вообще брать нас не хочет.

Через четыре часа с Важгортского поворота приезжает "наш" ЗИЛ, в котором мы уже ехали в кузове.

Водитель, Николай Мельников, выходит и говорит нам:

— Что, не уехали ещё? Я же говорил: туда почти не ездят. Лесовырубки в том направлении завершились в конце декабря. Вам проще было бы из Благоево взять такси до Нюхчи или до Сосновки.

Мы что-то не думали о таком варианте. Но возвращаться опять через Микунь, как шесть лет назад, не очень-то хотелось. Тем более, что до Архангельска оставалось всего 500 километров напрямую, или целых 1600 км через Микунь. И от Архангельской области нас отделяло несколько десятков километров; через сотню км должна начаться цивилизация Арх.обл.!

— А что, можно с вами в кузове вернуться в Благоево?

В Благоево вернуться — мы уже были морально готовы. Встали в кузов из-под угля (Лизу в кабину), поехали назад. Было довольно холодно. В Благоево прибыли в какой-то строящийся дом, где сидели пили чай и курили мужики – друзья того водителя. Они стали выяснять, кто из благоевцев таксует, и вскоре нашли телефон такого человека. Особенность таксиста была такова, что он плохо понимал по-русски, зато владел коми языком. Среди рабочих нашёлся комяк, он стал говорить по телефону с таксистом (употребляя смешные слова типа «автостопщикыз») и узнал, что проезд в такси стоит 10 руб/км. Мы решили прибегнуть к столь редкому для нас способу передвижения.

Вскоре подъехал таксист, и мы попрощались с мужиками и отправились. На прощанье водитель ЗИЛа дал нам вписку (фамилию своего приятеля) в деревне Сосновка, на тот случай, что мы там застрянем на ночь и не уедем.

Долго ли, коротко ли, сгустилась тьма, и мы оказались в Архангельской обл. Деревня Нюхча оказалась интересная, большая и с огромными старыми домами. Но мы там решили не останавливаться, а ехать до Сосновки, до следующей (в 20 км) деревни. И тут, через 10 км, среди ночной грунтовой дороги, на одном из поворотов, впереди блеснули красные фары, как оказалось – автобусные.

Автобус Нюхча—Карпогоры ходит изредка, четыре дня в неделю. Это как раз был он, и он ускользал. Мы пустились вдогонку за автобусом, но сей ПАЗик ехал очень быстро, а мы – не очень. Минут десять его пытались догнать. Наконец в тёмной вечерней Сосновке, мы сели ему «на хвост». ПАЗик притормозил — забрать сосновцев, Егор выскочил и схватил автобус, женщина выгружала рюкзаки, а я расплачивался с водителем. Неудачный автостоп обошёлся нам в 1200 руб (300 с человека), что было лучше, чем тащиться 1600 км в объезд. При этом мы экономили более чем сутки.

Итак, мы перегрузились в ПАЗик и помчались по деревням, занесённым снегом, среди больших изб. Уже поленились выгружаться в Верколе и других населённых пунктах – приехали в райцентр Карпогоры. Можно назвать этот посёлок Карпогородом. Это центр Пинежского района, порождает много автобусов по окрестным сёлам и деревням; а вот посещённая нами в январе Пинега столицей «своего» района не является и автобусов по округе не испускает.

Карпогоры содержат новодельную деревянную церковь в старорусском стиле, несколько сотен бараков и изб, и ж.д.вокзал в семи километрах от посёлка. С этого вокзала мы и уехали вчетвером в Архангельск, куда и прибыли на рассвете 12 февраля 2010 года.

Итак, поездка прошла успешно, хотя и не совсем так, как предполагалось. «Архангельский / Благоевский квадрат» пройден, хотя не автостопом – для его преодоления потребовалось сменить целый букет платного общественного транспорта. Разве что самолёта не было. Произведены были нами лекции в г.Микунь. Мы с Паагиревым избавились от «долга» — от непройденной нами дороги, на которой застряли 6 лет назад. (В этой поездке вообще мне удаётся закрыть много «задолженностей» — например, город Онегу, стоявший у меня в плане на 1993 год, удалось посетить только в эту зиму, спустя 17 лет.) Но вот Нюхчу, Верколу и другие сёла вверх по течению реки Пинеги мы не изучили. Оставим их на другой раз – опять через неведомо когда.

Ну а тем, кто туда соберётся, совет — ехать летом! Зимой слишком рано темнеет, и проще заморозиться вконец, ожидая транспорт на дороге.

Дешёвый ✈️ по направлению Карпогоры
    • ch2983
      ch2983
      С нами с 30 сен 2011
      22 ноя 2011, 09:07
      Антон, в третьем абзаце указано: "... вышли со станции Благоево..."
      На самом деле - со станции Кослан, в пгт Усогорск. Благоево это рп на 50км дальше.

И в том же абзаце: "Грузовик-ЗИЛ с углём и водителем Николаем взял нас всех вчетвером до поворота на Важгорт."
      Это было на обратном пути с поворота до Благоево. А туда как раз по отдельности доехали.
    • crashofmind
      crashofmind
      С нами с 14 янв 2017
      14 янв 2017, 00:47
      Зачем вы обманываете людей? Рассказывайте всякие байки. Важгорт — это коми сово. Точнее сочетание слов: "важ" (старый) и "горт" (дом). PS: я живу в Важгорте и знаю коми язык так что в переводе не сомневайтесь. В нашей республике есть сёла с похожим названием: Выльгорт, что означает "новый дом". Одно такое село находится возле Сыктывкара, а другое недалеко от Важгорта.