Катманду

Катманду

LAT
  • 27.70663N, 85.31776E
  • Я здесь был
    Было: 161
    Хочу посетить
    3231

    292 материалa по 52 объектам,  6 911 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    Hanya 449
    shanin 329
    maklai 260
    Olegon 242
     
    6
    shanin
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 4 июн 2009

    Мир без виз — 255. Второй раз в Катманду

     
    17 марта 2011 года|| 6| 12446

    Мы c Олегом Семичевым завершили круговой маршрут по Непалу и вернулись назад в Катманду. До вылета остается еще неделя. У нас как раз есть достаточно времени для того, чтобы исследовать если и не все, то хотя бы самые важные достопримечательности долины Катманду. Поселились мы, как и в прошлый раз, в районе Тамель.
    По большому счету долина Катманду — это именно и есть Непал, а все остальное вокруг — это бывшие гималайские горные княжества.

    Мегаполис Катманду и долина Катманду

    Катманду в последние годы бурно и беспорядочно развивается, постепенно поглощая соседние городки и поселки. Они превращаются всего лишь в один из новых районов гигантского мегаполиса. Этот процесс происходит хаотически, даже без тех зачатков планирования, которые характерны для европейских городов. Поэтому прямо по соседству с новыми бетонными коробками на маленьких делянках крестьяне продолжают собирать рис и выращивать кур, действуют древние храмы и монастыри, строятся новые кирпичные и цементные заводы, фабрики.
    Наибольший интерес для туристов, конечно, представляют древние индуистские храмы и ступы. Самые ценные из них включены в список памятников мирового значения ЮНЕСКО. На этот список и можно ориентироваться при первом знакомстве с городом — чтобы увидеть в нем все самое-самое ценное.
    Первый памятник ЮНЕСКО, с которого мы начали свою экскурсию по долине Катманду, - знаменитый храм Шивы — Пашупатинатх, расположенный к северо-востоку от центра Катманду. Его видят практически все туристы. И всего лишь по одной банальной причине — как раз мимо этого храма проходит дорога из аэропорта в туристический район Тамель.

    Храм Пашупатинатх

    До храма, вернее гигантского храмового комплекса, из Тамеля можно дойти и пешком. И конечно не ради экономии денег. Любая пешая прогулка по Катманду — это экскурсия, погружение в водоворот звуков, запахов, лиц, событий. В Катманду — все наружу. Здесь живут не в домах, а прямо на улицах. Если надо смастерить табуретку, то столяр не прячется в своей мастерской, а вытаскивает свои инструменты и доски прямо на тротуар (а то и на проезжую часть дороги, где, впрочем, и без него уже много кто болтается), тут же работают передвижные кухни, а мясник прямо на тротуаре режет горло барану, забрызгивая прохожих кровью. Вокру стоит многоголосый гам, шум от транспорта, а в воздухе висит облако красной пыли, смешанное с дымом от многочисленных жертвенников — они тут на каждом шагу у стен и прямо под ногами. Поэтому пешая прогулка по улицам Катманду — прекрасная подготовка к посещению индуистских храмов. В отличие от церквей, мечетей и буддистских монастырей в индуистских храмах не бывает тишины и покоя — жизнь там кипит с такой же интенсивностью, как и на окружающих улицах.
    Храм Пашупатинатх, включенный в список памятников ЮНЕСКО, - это не туристическая достопримечательность. Совсем наоборот. Туристам в расположенные на территории этого храмового комплекса храмы вход строго запрещен — доступ только для правоверных индуистов. Всем прочим можно лишь походить вокруг да около, заглянуть через забор и в щелку, сбоку или сверху — как в телевизоре.
    Поворот с главной улицы к храму пропустить просто невозможно. Там установлен стандартный знак, которыми во всем мире отмечают памятники ЮНЕСКО. Но здесь — то ли по-ошибке, то ли из большого уважения — этому знаку стали поклоняться как одному из лингамов Шивы — он весь перемазан кровью жертвенных животных, рисом, фруктами и остатками других подношений.
    Этот знак также служит точкой, от которой начинается длинный ряд лотков с сувенирами и украшениями. В самом конце ряда лотков вход уже на территорию самого храмового комплекса. При этом для индуистов вход свободный и бесплатный, а с иностранцев берут деньги, но внутрь не пускают — для них, как для прокаженных, вход только в «грязную» зону, в которой они и так уже ничем ауру испортить не смогут. Поэтому иностранцам и приходится идти в обход храмов сразу к мосту через священную реку Багмати и к гатам, на которых сжигают мертвых.

    Священная река и гаты

    На берегу священной реки установлены платформы для сжигания — для бедных в одном месте (под навесом из гофрированного железа), для богатых — в другом, более почетном (под открытым небом прямо напротив главного храма), для буддистов — в третьем (напротив бедных на противоположном берегу реки). Недогоревшие останки сбрасывают в реку. Там же — в реке, среди пепла и бытового мусора и — совершают омовение старцы и купаются дети. Все же у индуистов другое отношение к чистоте. И священная река по их представлениям должна быть чистой импенно по своей ауре. При этом «на физическом уровне» она и может быть похожа на сточную канаву. Важно уметь «зрить в корень».
    Ряженные святыми садху позируют для туристов. Таксы нет — оплата в виде добровольных пожертвований. Рубли тоже спокойно принимают. Никаких привилегий одним валютам по сравнению с другими. Только желание сфотографировать «на халяву» их страшно возмущает. И в принципе в чем-то они, возможно, правы. Если уж тебе до такой степени нужны их фотографии, то будь добр заплати (по своим возможностям). Если даже копейки жалко, то видно не до такой степени озабочен фотографированием. Тогда и на кнопку фотоаппарата незачем нажимать.
    На противоположном от храма берегу реки тянется длинный ряд практиически одинаковых маленьких храмов, напоминающих ступы. И внутри каждого из них — лингам Шивы. Парадная лестница ведет на вершину холма мимо оленьего парка и спускается круто вниз к храму Гухджешвари. В него также пускают только индуистов.

    С заднего входа

    При том, что в сами храмы иностранцев не пускают, на территорию, прилегающую к храмам, пускают по билетам. Билетные кассы и контроль есть как с парадной стороны, так и с противоположной. Но есть и удивительно хорошо протоптанная тропинка, проходящая вдоль изгороди оленьего парка. По ней можно попасть на территорию храмового комплекса совершенно бесплатно.
    От храма храму Гухджешвари видна ступа Боднатх — тоже, кстати, памятник ЮНЕСКО. Туда и отправимся — прямо по азимуту - по узким улочкам, мимо рисовых делянок.

    Бюджет

    Виза. Виза на границе. Транзит 1 день — 5$. 15 дней — 25$, 30 дней — 40$, 90 дней — 100$, доп день — 2$.
    Транспорт. Такси аэропорт — район Тамель — бесплатно (входит в стоимость бесплатного трансфера в гостиницу).
    Питание. Манты «мо-мо» - 25 руий/порция. Жареный вегетарианский рис — 80 рупий. Чай с лимоном и имбирем — 10 рупий. Кока-кола 1 литр — 95 рупий, 250 мл. - 25 рупий. Самса (пирожок с мясом) — 7 рупий. Пирожок с картошкой (и кари) — 2 рупии. Рис с кари — 50 рупий. Риск с кари и жареной лапшой в придорожной столовой — 150 рупий. Яблоки 1 кг — 150 рупий. Арахисовое масло 325 гр. - 175 рупий. Печенье 400 гр — 60 рупий. Арахис 400 гр. - 80 рупий.
    Ночлег. Гестхаус «Bagpackers» в районе Тамель — 400 рупий/сутки за 2-местный номер.
    Достопримечательности. Вход на территорию храмового комплекса Пашупатинатх – 500 рупий.

    вики-код
    помощь
    Вики-код:

    Дешёвый ✈️ по направлению Катманду
    сообщить модератору
      Наверх