Каунас

Каунас

LAT
  • 54.89687N, 23.89243E
  • Я здесь был
    Хочу посетить

    78 заметок,  91 совет по 81 объекту,  1 293 фотографии

    помощь Подписаться на новые материалы этого направления
    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов Каунаса помощь
    Все авторы направления
    3
    Annataliya
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 14 мая 2009

    Город костелов,фуникулёров и литовских президентов

     
    6 сентября 2010 года 22753

    Из Шяуляя в Каунас мы решили ехать вечером. К сожалению, прямых поездов не было, и мы взяли билеты со стыковкой в Кайшядорисе - железнодорожном узле, откуда поездов по всем направлениям ходила целая куча. Стыковка была не долгой, но мы надеялись, что поезд придет вовремя, и мы успеем. В принципе, так оно и получилось. Почти. На одной из станций между Шяуляем и Кайшядорисом мы надолго встали, но потом поезд прибавил ходу, и в Кайшядорис мы опоздали всего на пять минут. Прекрасно!
    Мы выбрались из поезда и стали ждать стыковочного на Каунас. Уже стемнело, на платформе не было ни души, а в вокзале - массивном здании с колоннами, построенном еще в сталинские времена, а то и раньше, у открытой и единственной кассы тусовалась парочка пассажиров. Время шло, а наш поезд все не появлялася. Когда же до его предполагаемого отправления осталось буквально около минуты, а его все не было, нас вдруг осенила мысль: а там ли мы его ждем? Дело в том, что железнодорожные платформы в Кайшядорисе сделаны более, чем по-дурацки: одна из них примыкает к вокзалу, вторая же находится вовсе не напротив первой, а примерно в ста метрах от нее.

    И вот, глянув в сторону той второй платформы, мы увидели на ней огни нашего поезда. Чёёёёрт! Поезд еще стоял, мы понеслись к нему, что есть мочи, но... Как я уже говорила, до его отправления оставалась минута, а мы далеки от того, чтобы бить мировые рекорды по преодолению стометровки. Поезд отправился по расписанию, а мы с выпученными глазами и пониманием того, какие же мы - раздолбаи, остались в Кайшядорисе.

    Чтобы понять, что в тот день поездов в Каунас больше не будет, на вокзал можно было бы и не возвращаться. Время было уже позднее, и этот поезд был последним. Для успокоения души мы решили обследовать расположенный неподалеку автовокзал, но там уже даже выключили свет, а последний автобус ушел несколько часов назад. Мало того, ни машин, ни людей, как это бывает на вокзалах в крупных городах, здесь не наблюдалось. Не было видно и проявлений самого города: кругом тьма, деревья и ни души. По всей видимости, центр Кайшядориса находился где-то далеко в стороне.
    Самое печально во всей этой ситуации было то, что даже спросить было не у кого, как нам лучше поступить. До Каунаса было не больше 70-80 километров и при желании их можно было бы преодолеть на такси. Можно было бы попытаться найти гостиницу в самом Кайшядорисе. Но где, как? Мы понятия не имели. Ко всему прочему, у меня шел к концу шестой месяц беременности и, хотя чувствовала я себя почти прекрасно, ночевать на улице в мои планы никак не входило.

    Мы вернулись на железнодорожный вокзал, решив расспросить тамошнюю кассиршу. Пришли мы вовремя. Она уже закрыла кассу, а сама в пальто и с сумкой искала ключи от вокзала, чтобы закрыть и его. Увидев нас, кассирша обалдела.

    - Опоздали? - только и произнесла она.

    Мы рассказали ей нашу историю и спросили то, о чем собирались. Но на нашу идею поймать такси до Каунаса кассирша только грустно рассмеялась:

    - Что вы! - сказала она. - Все компании такси сейчас уже закрыты, они у нас ночью не работают.

    Зато в Кайшядорисе оказалось целых две гостиницы: одна - где-то далеко, в центре города (кассирша подтвердила, что он в стороне), а вторая - примерно в километре от вокзала.

    - Пойдемте, я вас подвезу! - сказала она нам и с этими словами повела к своей машине.

    Это была женщина средних лет, с нами она говорила на русском языке с небольшим акцентом и, когда узнала, что мы из Москвы, так же, как и многие литовцы, начала расспрашивать, как живет сейчас наш город. И никакой злобы к нам, никакой агрессии к русским, о которой до сих пор так любят писать наши СМИ, особенно электронные.

    Мы ехали по темным улицам Кайшядориса, а я смотрела в окно и думала: вот, если бы не она, как бы нам пришлось идти по ним самим, в этой темноте и в полном неведении, туда ли мы движемся? Как бы поступили мы сами, окажись на ее месте? Предложили бы свою помощь заблудшим иностранцам среди ночи наши другие соотечественники, случись это в их родном городе? Наконец, машина затормозила у небольшого двухэтажного и хорошо освещенного здания с надписью "Hotel". Мы захотели отблагодарить нашу спасительницу, но она отказалась от денег, лишь напомнила, во сколько завтра пойдет электричка в Каунас, пожелала больше не опаздывать, села в машину и уехала - к тому же оказалось, что она живет в пригороде Кайшядориса, расположенном в противоположной стороне от нашей гостиницы и добираться ей туда около часа.

    Мы же заселились в отель. Отель состоял всего из нескольких номеров, но был чистым и уютным. Мы поужинали в баре, позвонили в каунасовский отель, в котором планировали остановиться на эту ночь и отменили тамошнюю бронь, а на утро после завтрака уже благополучно загрузились в электричку и примерно через час были в Каунасе, точнее, на станции Каунас-1, так как основной городской вокзал оказался на ремонте.

    От этой же станции до центра города нам предстоял еще получасовой путь на троллейбусе, который мы успешно преодолели и вскоре вступили на старинные городские улицы.

    Мы намеренно начали осмотр Каунаса его старой части, так как слышали, что именно тут чувствуется необыкновенная атмосфера, присущая этому городу. И не пожалели. Говорят, что Каунас и Вильнюс, как Петербург и Москва, - вечные конкуренты, и настоящий литовец может любить только один из этих городов. Из нас же, похоже, настоящие литовцы не получились. Нам очень понравился Вильнюс, но и Каунас, гораздо более тихий и малолюдный, удивительно чистый и уютный, с потрясающей архитектурой и живописной природой (да-да, даже в самом центре города) не оставил нас равнодушными.

    Главной улицей старого Каунаса считается Вильняус. Но, в принципе, как нам показалось, это выделение весьма условно, потому что все улицы здесь старые, атмосферные, со стоящими бок о бок двух- и трехэтажными разноцветными домика, с кафешками и с ресторанчиками, с сувенирными магазинами и с булыжными мостовыми.

    Что интересно, возможно, был уже не сезон, но туристов, гулявших по старому Каунасу мы почти не увидели, зато сплошь и рядом попадались нам местные жители: мамы с малышами и колясками, старички, молодежь да и просто люди среднего возраста.

    Все это только усиливало ощущение уюта и некой "домашности" города, ведь это значило, что выглядит он так красиво не специально для туристов, а тут просто так принято жить.
    На Вильняусе впервые, а потом и на других улицах мы увидели красные таксофонные будки с круглыми крышами, оформленные под старину, несмотря на то, что таксофоны в них висели вполне современные. Говорят, что подобные есть в Лондоне. Утверждать не буду, так как в Лондоне я не была, но те, что мы увидели в Каунасе, нам очень понравились, они однозначно украшали облик города.

    Вообще, в старом Каунасе очень много исторических достопримечательностей. Например, здесь находится самый большой готический собор Литвы - краснокирпичная базилика святых апостолов Петра и Павла. Ее построили еще аж в 15 веке, но с тех пор неоднократно реставрировали и перестраивали, в результате чего облик она нехило изменила.

    Но с другой стороны, не перестала быть самой большой и очень красивой. Убедиться в этом нам не составило труда. Чтобы сфотографировать собор, мне пришлось отойти от него на добрых двести метров - по-другому он не помещался в кадр, а смотреть на его внутреннее убранство ежедневно приходит немало желающих. В костеле девять алтарей, а его ризница вверху перекрыта сводами из хрусталя. В общем, красиво.

    Кстати, что касается соборов, причем не только католических, то их в Каунасе огромное количество. И постепенно, хотя, конечно, далеко не обо всех, я постараюсь вам рассказать в этом посте.
    Ну, а мы, осмотрев, костел святых апостолов Петра и Павла, вышли на Ратушную площадь. Ратушной площадью, она называется, естественно потому, что тут находится ратуша - центр жизни средневекового Каунаса, вокруг которой раньше располагался рынок, а в самой ней вершились государственные дела. Ратуша в Каунасе удивительная - белоснежная, похожая на костел. Кстати, в этом, как оказалось, нет ничего странного. Было время, когда в ратуше размещалась православная церковь. В 20 веке ее, правда, у православных отобрали и устроили в ней дворец бракосочетания. Ну, а теперь, кроме свадеб, здесь проводят разные официальные мероприятия и торжественные приемы, подписывают договора. За необычный внешний вид жители Каунаса прозвали свою ратушу Белым Лебедем. И действительно, если приглядеться, то в ней можно найти немало схожего с этой изящной птицей.

    Здесь же, на Ратушной площади мы осмотрели костел при монастыре иезуитов, который, кстати, тоже успел побывать православной церковью.

    А затем отправились к церкви Святой Троицы и к расположенному там же теологическому колледжу. Их недавно отреставрировали и выглядели они теперь словно игрушечные.

    Кстати, если говорить о Ратушной площади, то, пожалуй, все без исключения стоящие по ее периметру в прошлом жилые дома горожан, а сейчас музеи, кафе и сувенирные магазинчики, выглядят просто восхитительно. И, если бы мы смогли не обращать внимание на массу припаркованных рядом легковых автомобилей, то можно было бы размечтаться и запросто представить себя в Средневековье, гуляющими по тем самым старинным улицам.

    Еще на Ратушной площади мы обнаружили оригинальный источник воды (правда, он не работал, но это нас не сильно расстроило) в виде двух собачек. И Антошик, не слишком жалующий собак в жизни (точнее, это они его не слишком жалуют), тут даже согласился с ними сфотографироваться. :))

    Ну, а в завершении осмотра сердца Каунаса, мы отобедали в одном из местных ресторанчиков и отправились к еще одной важной городской достопримечательности - к Каунасскому замку, построенному в 13-16 веках.

    Вообще-то, первое упоминание об этом замке относится еще аж к 1030 году, когда его разрушили крестоносцы. Но разрушили они его основательно, поэтому можно сказать, что в 14 веке они был отстроен заново.

    Построили его все так же для обороны от крестоносцев, но буквально на следующий год после завершения строительства они снова взяли его - правда, после упорного и долгого сопротивления защитников. Отстроить его заново удалось только через два века, но потом река подмыла его, и часть замковой стены рухнула. До некоторых пор замок опять же стоял в руинах, но сейчас снова активно взялись за его реконструкцию. Причем, так активно, что, если так пойдет дальше, то скоро он будет стоять, как новенький! Правда, я не уверена, что это так уж здорово. Замок возводят практически с нуля, то есть, отстраивают заново из свежего кирпича его стены и башни, грузы поднимают с помощью подъемного крана, а само строительство ведут, как нам показалось, без учета того, как это делалось раньше. То есть, по сути, получается новодел. Мне кажется, что, если бы просто законсервировали его руины - те, что остались, было бы не менее интересно и безусловно более исторично. Но с другой стороны, литовцам, конечно, виднее.

    Каунасский замок был построен в месте слияния рек Немана и Нериса, и мы, осмотрев стройку, решили сходить на стрелку. Но то ли реки отступили со времен 14 века, то ли замок изначально был возведен не в такой уж близи от стрелки, но выйти нам удалось только на поросший травой и немного заболоченный берег Нериса. До его же впадения в Неман надо было пройти еще около километра. Но болотистые пейзажи нас особо не восхитили, и мы предпочли отложить мысль о посещении стрелки этих двух рек до лучших времен.

    Сами же вернулись в город и продолжили осмотр достопримечательностей.
    Следующим на нашем пути оказалось одно из самых старых зданий Каунаса - дом Перкунаса.

    Перкунас - это аналог нашего языческого бога-громовержца Перуна, властителя воздуха, бог грозы, дождя и защитника купцов и мореходов. Дом назвали так в 19 веке потому, что в нем нашли статуэтку Перкуна. После этого здание стали считать святилищем язычников. Однако, построили его в самом начале 16 века ганзейские купцы, и имел ли он какое-то отношение к язычникам, история умалчивает. Сейчас здесь находится иезуитская гимназия. Дом очень красив. Его воздвигли в готическом стиле, и рассматривать элементы его декора теперь - башенки, окошки,
    лесенки, крыльцо - одно удовольствие.

    А дальше мы уже практически вышли на берег Немана, как перед нами возник очень красивый краснокирпичный костел - костел Вознесения Девы Марии. Именно его - единственный в своем роде - называют также не в честь какого-то святого, а по имени основателя. Это - костел Витовта Великого. Заложил его сей правитель в 1400 году в честь спасения своей жизни после поражения его войск войсками хана Золой Орды (мощно, однако ж, он перепугался). Но тем не менее, костел действительно потрясающий.

    Внутри него, кроме изображений святых, мы осмотрели статую и изображения Витовта.

    А снаружи обнаружили прикрепленную прямо к стене костела рейку уровня подъема воды в Немане. Рядом с ней висела табличка, гласящая, что 24 марта 1946 года вода поднялась на 2 метра 90 сантиметров, и, по всей видимости, затопила все кругом.

    Ну, а потом был сам Неман: со своим веселым мостом оранжевого цвета, с набережной и с бесчисленным количеством рыбаков на ней.

    Вообще, замечу, что набережная Немана оказалось очень позитивным местом. Позитив здесь вызывали и оранжевый мост, и рыбаки, и, несмотря на холодный пасмурный день, выглянувшее именно тут солнышко, и, наконец, Евангелистская и Лютеранская церкви на противоположенной через проспект стороне набережной, выполненные примерно в одном стиле. Точнее, солнечные часы на стене одной из них - в виде веселой, задорной улыбки.

    Немного прогулявшись по набережной Немана, мы по подземного переходу, с разукрашенными на удивление приятным граффити стенами.

    Перешли через проспект и отправились к бывшему президентскому дворцу, во дворе которого хотели посмотреть на памятники литовским президентам.

    Президентский дворец построили в Каунасе в 1860 году, когда Каунас стал временной столицей Литвы.

    А с 1919 по 1940 год оно служило по прямому назначению, и за это время в Литве успело поруководить три президента - Антанас Смятона, Александрас Стульгинскис и Казис Гринюс.

    Сейчас в бывшем дворце находится филиал художественного музея Чюрлениса, а перед ним разбит маленький живописный сквер, в котором как раз и установлены памятники президентам. Осенью, среди опавших желтых листьев сквер показался нам особенно хорошо, и мы, нагулявшись по нему вдоволь, пошли дальше - на одну из главный каунасовских улиц, Лайсвес-аллею, то есть аллею Свободы.

    Лайсвес-аллея - эта улица, большей своей частью отданная на откуп пешеходов и превращенная в местный Арбат.

    Правда, Арбат специфический, так как старинных домов на ней нет. Но зато здесь много магазинов, памятников и парковых скульптур, летом работают фонтаны, и, вообще, гулять по ней в хорошую погоду - одно удовольствие.

    Аллея не маленькая, ее длина - 1,7 километра. Но я должна честно признаться, что гуляли мы по ней не долго и не размеренно: уже начало темнеть, а мы еще хотели покататься на каунасовском фуникулере, о котором я расскажу чуть позже. Поэтому мы не дошли даже до расположенного в ее конце грандиозного собора святого Михаила Архангела, построенного в качестве православного храма для военного гарнизона в самом конце 19 века. Точнее, этот собор мы осматривали уже потом, поздно вечером.

    А что касается памятников и парковых скульптур, то мы в очередной раз обозрели Витовта Великого и ангела с трубой.

    А, вот, все остальные скульптуры показались нам весьма странными или чересчур креативными. Как вам, например, гибрид стула с асфальтовым катком? Или сидящей на скамейке человечек с камнем?

    С Лайсвес-аллеи мы свернули в сторону и вскоре оказались у низенького домика старинного вида - каунасовского фуникулера в Жалякальнис.

    Вообще, в Каунасе всего два фуникулера - в Жалякальнис и в Алексотас, и оба они старинные: первый был открыт в 1931 году, а второй - в 1935-м. На фуникулере в Алексотас до сих пор действуют те старые механизмы. А Жалякальнисовский отремонтировали и стали считать культурным памятником. Именно поэтому нижней станции этого фуникулера придали такой аутентичный вид и даже украсили ее фасад старинными часами, а на верхней станции открыли галлерею, где проводят выставки.

    Конечно, сейчас оба фуникулера больше используются в качестве аттракциона для туристов, но, с другой стороны, и постоянные пассажиры из местных здесь тоже имеются - ведь далеко не всем в удовольствие каждый день спускаться и подниматься в крутую гору. Ну, а мы заплатили за билеты и, вняв предупреждению продававшей их тетечке, что до окончания работы фуникулера остался всего лишь час, поехали наверх.

    Наверху мы были уже буквально через две минуты, и нашему взору сразу предстал громадный белоснежный костел Вознесения Христа. Глядя на его не совсем костеловые в привычном нам понимании формы и размеры, мы, было, пришли к выводу, что этот костел - мощный новодел, но все оказалось не совсем так.

    Мы зашли внутрь. В огромном, ярко освещенном зале для служб стояли скамьи, над алтарем висела картина с изображением Иисуса Христа, вознесшегося над Горой Крестов, которую мы посещали всего несколько дней назад, и о которой я рассказывала в прошлый раз.

    Народа почти не было, видимо, служба уже закончилась, и мы, постояв немного, решили уходить. Но у киоска с церковной литературой нас окликнул дедушка-продавец. Заговорил он сразу на чистом русском языке, и мы уважительно остановились. Как потом выяснилось, дедушке просто захотелось поболтать. Он уже давно работал в этом костеле, и его интересовало не только служение Богу, но и его история, он нам ее вкратце поведал и даже показал о нем старую книгу с фотографиями. Оказалось, что строительство костела началось почти век назад - в 1920-х годах, в период независимости Литвы. Костел должен был стать ее символом, но строительство затянулось аж до 1940-х, что, впрочем, неудивительно при таких масштабах. Во время Второй мировой войны работы временно прекратили, а потом в Литву пришли коммунисты, и во что, вы бы думали, превратили костел? В радиозавод! Даже сейчас, если приглядеться к нему повнимательнее, то можно увидеть, что оконца действительно вполне типичны для промышленных зданий. И только в 1988 году завод было решено из костела убрать, а сам костел достроить. В 2005 году в нем прошли первые богослужения.

    Дедушка разрешил нам подняться на крышу костела и дал ключи от лифта. Да-да, костел настолько огромен, что в нем есть встроенный лифт. Обычно на этой крыше любят устраивать фотосессии новобрачные - ведь отсюда открывается прекрасная панорама всего Каунаса. Но мы ее, к сожалению, не увидели - стало уже совсем темно. Но все равно, походить по крыше костела, ощутить себя где-то вверху между его башнями - это незабываемое впечатление!

    На этом я, пожалуй, закончу. Вот таким нам показался Каунас за один осенний день.

    Ночевали мы в Кайшядорисе в гостинице "Radvilu", в Каунасе обедали в ресторанчике "Sadute".

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    3 фото
    dots

    Дешёвый перелёт по направлению Каунас
    сообщить модератору
    • irushka-che
      помощь
      irushka-che
      в друзья
      в контакты
      С нами с 22 фев 2010
      6 сен 2010, 15:25
      удалить
      Интересная заметка! По ней как по путеводителю можно ходить! Спасибо!
      Жаль фотографий мало.
    • Annataliya
      помощь
      Annataliya
      в друзья
      в контакты
      С нами с 14 мая 2009
      6 сен 2010, 15:59
      удалить
      Пожалуйста. :) Фотографии есть в фотоальбоме - последние заметки здесь у меня на страничке. Их там много. :)
    • irushka-che
      помощь
      irushka-che
      в друзья
      в контакты
      С нами с 22 фев 2010
      6 сен 2010, 19:36
      удалить
      С удовольствием посмотрю)
    • Lassen02
      помощь
      Lassen02
      в друзья
      в контакты
      С нами с 27 окт 2010
      1 ноя 2010, 18:19
      удалить
      Еще одно спасибо за такие описания!!!! С позволения, скачаю текст и поеду по тем местах, буду Вашим последователем. Наташа, как всегда молодец. Это ж надо упомнить столько имен и названий!!!! Поражаюсь. И не в первый раз...
    • Annataliya
      помощь
      Annataliya
      в друзья
      в контакты
      С нами с 14 мая 2009
      1 ноя 2010, 21:03
      удалить
      Большое спасибо, Lassen02. :)
    Наверх