Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийск

LAT
  • 61.00079N, 69.00624E
  • Я здесь был
    Хочу посетить

    14 заметок,  29 советов по 21 объекту,  464 фотографии

    помощь Подписаться на новые материалы этого направления
    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов Ханты-Мансийска помощь
    Все авторы направления
    3
    a-krotov
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 14 июл 2010

    Сургут — Обь — Ханты-Мансийск. Мой 165-й облцентр СССР

     
    11 сентября 2011 года 18943

    Лет шесть тому назад, я и мой киевский коллега Андрей Сапунов вели разговор о том, кто посетил больше областных центров России и бывш.СССР. Тогда же и выяснилось, что областных центров имеется 182, если считать советское административное деление, с небольшими добавками (из них 87 — в России). Тогда и сформировалась идея посетить и осмотреть все областные центры России и бывшего СССР. Таким образом, составить о нашей родине – России и бывш.СССР – более-менее полное представление.

    Как занялись этим делом, выяснилось, что оно не очень простое. Хорошо, многие областные центры быстро и легко достигаются – Рязань да Казань, Омск да Томск, Новгород да Белгород, соединяются автодорогами и ж.д. с другими городами, и ехать до них недалеко, можно заездом-проездом из одного края России в другой. А вот в некоторые областные центры нужно организовывать специальные экспедиции, как например поездки АВП в Туру или Нарьян-Мар. То, что Тура, Агинское, Усть-Ордынский и другие наногородки недавно вошли в состав больших регионов, не мешает нашему исследованию – мы посещаем все облцентры, или бывшие облцентры (а также центры краёв и автономных округов) по советскому административному делению.

    За последние несколько лет мне удалось приблизиться к 90%-му покрытию: к 1 сентября 2011 г я обследовал 164 облцентра из 182. Некоторые регионы, пройденные когда-то транзитом, я посетил ещё раз. И вот настал черёд Ханты-Мансийска. В ХМАО (Ханты-Мансийском автономном округе) я бывал и раньше – дважды.

    В далёком 1998 году, отправяляясь на заброщенную ж.д.Салехард—Надым и возвращаясь оттуда, мы с друзьями побывали тут транзитом, проезжая на север и обратно на товарняках. В конце 2006 года я, возврашаясь с Иркутского Дома АВП, заехал на три дня в Сургут и произвёл там лекцию, даже две, в местном чайном клубе, а приехал я тогда в общем вагоне поезда. На этот раз я полетел в Сургут прямо из Москвы на самолёте. Билет я покупал заранее, ещё 28 января, а стоил он всего 1100 рублей, в несколько раз меньше обычной цены. Я запланировал посетить Сургут, а из него, по реке, приплыть в Ханты-Мансийск.

    ( Хотя Сургут и является крупнейшим городом ХМАО, но столица округа исторически находится в Ханты-Мансийске, который по населению раза в четыре меньше. Такое же свойство есть у ещё в нескольких регионах России – столица не является крупнейшим городом. Тут Ханты-Мансийск уступает по величине Сургуту, Нижневартовску и Нефтюганску. )

    На этот раз в Сургуте я не проводил никаких лекций – активистов и организаторов этого дела в городе не нашлось, а сам я не проявил максимальной активности. Поэтому один день я просто гулял по осеннему Сургуту. Ночлег я обрёл тут при помощи известного сайта гостеприимства couchsurfing.org. Сам город большой, цивильный, приличный, современный, избушек почти нет. Было неожиданно тепло – почти +20, что для сентября – невиданное дело. Очень большой процент жителей составляют южане – узбеки, таджики, азербайджанцы и прочие. Имеется большая и постоянно ремонтируемая мечеть, а также несколько церквей.

    Интереснейшей частью путешествия должно было оказаться плавание по Оби на «метеоре». Каждый второй день из Сургута в Ханты-Мансийск, а потом обратно, ходит скоростное судно под названем «Линда». Сей речной транспорт проходит 380 км за 10 часов, и отправляется из Сургута в семь утра по нечётным дням. Народу в этом судне совсем немного, иногда всего два человека, не считая команды. Тут нужно сказать, что вообще всё речное и морское сообщение в России вымирает. По Волге уже не ходит почти ничего пассажирского (кроме «позолоченных» круизов за 30-50 тыс.руб.).

    Всюду проводятся дороги, и народ подсаживается на колёса. К востоку от Урала дорог меньше, а воды больше, так что тут ещё кое-где есть места, где река – единственный путь. Но и между Сургутом и Ханты-Мансийском построили дорогу, и многие деревни тоже снабжены дорогами. Автобусы и маршрутки соединяют Сургут, Ханты-Мансийск, Приобье, Нягань и другие города. Речной транспорт медленнее и дороже, и ходит только в светлое время суток, так что он – на любителя. Вот я и поспешил проплыть по Оби, пока тут всё окончательно не заасфальтировали. Да, речной вокзал в Сургуте разрушен, вместо него – одна железная будка без расписания и без касс, похожая на автобусную остановку, только более замусоренная бутылками из-под пива, оставленными ожидающими рейсов гражданами.

    Билет из Сургута в ХМ стоит аж 870 рублей, почти как самолёт из Москвы. Но так как судно съедает за рейс 150 литров топлива (т.е. солярки на 4500 руб), и ещё больше съедает команда (капитан, два матроса и билетёрша) – линия не окупается, и дотируется из бюджета ХМАО. По пути «Линда» делает десяток остановок, но на большинстве из них никакого пассажирообмена с берегом не происходит. Скидку на билет мне не предоставили (объясняя наличием контролёров), но несколько раз кормили, расспрашивали о моих путешествиях. Я же узнал от работников судна об их деятельности.

    По пути видели место, где сливаются Обь с Иртышом. И тут свернули в Иртыш – к Ханты-Мансийску. Берега тут не все безжизненные – то и дело видны какие-то следы деятельности буровиков, ЛЭП, есть паромные переправы. Сотрудники «Линды» сказали, что вокруг в лесу живут бурильщики, но зона это режимная, и если сойти на берег, то во всех посёлках могут прицепиться сотрудники ФСБ, так что лучше там не путешествовать.

    Во второй половине дня, в пятницу 9 сентября, я прибыл в Ханты-Мансийск. Судно прошло под большим красивым мостом через Иртыш. Это новый мост, и новая дорога Ханты-Мансийск – Нягань, построенная несколько лет назад.

    Тут причаливаем, уже не ржавая будка – конкретный новый речной вокзал, он же и автовокзал (не круглосуточный). Сразу на теплоходик ворвались контролёры с проверкой билетов у крайне малочисленных пассажиров. Билеты у всех оказались.

    Я вышел в город и очень удивился сразу его цивильности, обилию памятников и разных построек. Неописуемо интересно. Примерно половина сооружений – новые (пост-советские) или выглядят как новые, за счёт обклейки пластиком. Тот же речной вокзал, несколько церквей (включая очень большой храм с колокольней, статуями святых, каскадом фонтанов, 10-ю заповедями на бронзе), пирамида-монумент и ещё пара других пирамид, банки и торговые центры, стадионы-лыжи-биатлоны, гостиницы, какие-то новостройки в 9 и даже 12 этажей. При этом половина зданий ещё остались старые, советские бараки, на окраинах – не обкленные пластиком, а кое-где даже избушки (некоторые – с огородом) и даже балки-вагончики времён нефтеосвоителей Сибири. Но! Чем бараки Ханты-Мансийска отличаются от бараков в других регионах РФ? Двумя внешними особенностями. Во-первых, во дворах очень много машин, а во-вторых, во всех дворах много детских площадок, реально много, и внешне кажется, что иногда эти детские площадки стоят дороже самих бараков, во дворе которых они построены.

    Много чего ночью подсвечивается, тротуары в половине города выложены плиткой, дороги – хороший асфальт, есть пара подземных переходов. В магазинах – вкусные и дорогие продукты, а пролетарских немного. Много светофоров. И цветов, газонов, всё в цветах. Несколько фонтанов. Пробок никаких нет. Вокруг города имеется объездная, а в черте города половина площади – лес. Городскрой транспорт – автобусы со странной ценой билета 16 рублей 50 копеек, а также маршрутки. Менты не проявляют вредных свойств, и вообще их почти не видно. Много строек: часть действующих, а часть замороженных.

    Меня пригласил в гости Михаил Бочкарёв, он доктор-кардиолог, а по совместительству – фотограф. Он же показал мне множество интересных вещей. Во-первых, скульптурную композицию «Древний мир», где мамонты, лоси, волки и древние люди сделаны в 120% натуральной величины и ночью подсвечены. Во-вторых, новую больницу, где он работает: окружная больница построена в 2000 году, и все истории болезней ведутся в компьютерах, а у больных есть «зимний сад» и другие прикольные помещения. В-третьих, он повёл меня в биатлонный центр и на горнолыжную гору, насыпанную (частично) искусственно, где существует подъемник (летом не работающий). Ханты-Мансийск пиарят как центр зимних видов спорта, и понастроили тут стадионов, гостиниц и прочего.

    Ещё в городе огромное количество памятников и статуй, невероятное число (об этом я напишу отдельно). И ешё обнаружилась маленькая мечеть. А ещё тут началась осень, и с 1 сентября тут – отопительный сезон.

    Каждому человеку полезно посетить Ханты-Мансийск. Даже в быстром темпе осмотра на него нужно 2 дня – столько много тут разных объектов. Это один из интереснейших городов Сибири и России вообще (можно включить в 50 самых интересных российских городов). Столько всего понастроили, и прикольно что ещё столько всего осталось советского. Но самое главное – Владимир Ильич Ленин – не бросается в глаза. Об этом будет рассказано отдельно.

    Итак, я оказался в 165-м по счёту областном центре бывшего Союза. Осталось 17 !

    вики-код
    помощь
    Вики-код:

    Дешёвый перелёт по направлению Ханты-Мансийск
    сообщить модератору
      Наверх