Ханты-Мансийский автономный округ

Ханты-Мансийский автономный округ

LAT
Я здесь был
Хочу посетить

63 заметки,  126 советов по 96 объектам,  1 612 фотографий

помощь Подписаться на новые материалы этого направления
Вики-код направления: помощь
Топ авторов Ханты-Мансийского автономного округа помощь
Все авторы направления
Были в Ханты-Мансийском автономном округе?

Поделитесь фотографиями, впечатлениями и опытом!

9
Expeditor-NN
помощь
в друзья
в контакты
С нами с 22 апр 2011

Оленные люди

 
22 апреля 2011 года 131279

Вот и завершилась авантюрно-приключенческая экспедиция клуба ЭКСТРИМ-НН по Приполярному Уралу, проходившиеся в рамках Master Winch Expedition 2011.
Авантюрная потому, что мы запланировали пройти порядка 800км в вдвоём и на одном снегоходе, побывав в красивейших местах Урала, которых там великое множество, а точнее будет сказать, что весь Урал своеобразен и красив во все времена года и добраться до оленных людей- стойбища оленеводов. Кто такие оленные люди? Это коренные народы севера, ведущие кочевой образ жизни, живущие в универсальных таёжных жилищах - чумах. Конструкция конической формы чума не только проста и удобна, она олицетворяет вертикальную и горизонтальную сущности строения мира. Олень для них это первоочередное звено существования - средство передвижения, питания, одежды, обустройства жилища и быта. Прожить в суровых условиях тайги без оленя было бы для них невозможно. Кочевые народы севера и восточных саян - ханты, манси, тофалары, эвенкийские орочены, сойоты и другие, живущие в труднодоступных местах вдали от цивилизации ещё сохранили традиционный уклад жизни, обряды и традиции. Что бы увидеть хотя бы малую часть этой удивительной культуры, сохраняющую тенденцию исчезновения с лица земли мы отправились на Приполярный Урал.

Участники экспедиции: Руководитель клуба Экстрим-НН Тютин Дмитрий и постоянный участник клубных проектов Ковригин Алексей.

Вся надежда была на накопленный опыт прошлых внедорожных путешествий, походов и надёжность техники, которая готовилась к этой экспедиции с особой тщательностью, но тем не менее вернулись мы с потерями из-за неверного выбора конструкции саней для тех условий.

Что бы сани не повредили снегоход во время транспортировки до места старта, нашим старшим конструктором был создан высокотехнологичный каркас из бруса. На него водрузили сани и всю конструкцию стянули мощными грузовыми стропами предоставленными. Сверху установили каркас для тента, а затем всё зачехлили.

В свободные места мы затолкали пустые канистры под топливо, некоторый шмурдяк и снаряжение и даже убралась спутниковая тарелка для наших знакомых в Приполярном .
Таким образом всё доехало до Вуктыльской ЛПУ (1500км) без каких-либо смещений и проблем.

В ночь, пройдя все формальности на КС3 и пролетев более 100км по вдольтрассовому проезду до ДЛО (Дом Линейного Обходчика) Самоцветный, мы были тепло встречены обходчиком Евгением и Владимиром, точнее дядей Вовой как его там звали ,интересным человеком, живущем в тайге в одиночку уже 42 года и пришедшим на ДЛО пополнить припасы и пообщаться с живыми людьми. Там мы были устроены на комфортный ночлег.
О нашем прибытии и наших целеях, казалось бы знали все газпромовцы Некоторые ещё пытались нас отговорить идти в одиночку к чёрту на куличики, так как этой зимой никакая техника на другую сторону Пеленёра не ходила. Даже местный предприниматель из Приполярного "Чилентано" почему-то не ходил через перевал на спецтехнике. Но это только подливало масла в огонь...

В итоге встав рано утром и позавтракав, мы снарядили сани и подготовились к походу.
Но перед самым стартом, сбылась маленькая мечта Лёшки-моремана, моего напарника, покататься на большом тракторе К700 По словам Моремана, управление ненамного отличается от 150го прадика но гораздо веселее...
Утром солнечная погода, сменилась пургой на самом перевале в горах, ознаменовав наш проезд снежными зарядами и сильным ветром. Иногда так мело, что да же не было понятно где мы- всё вокруг было белого цвета и одной ослепительной яркости. Самое сложное было то, что сани были весом около 400кг, под небольшим слоем снега лёд и камни. Снегоход отказывался тянуть на середине вершине сани, скользя гусеницей по льду. А если мы съезжали на снежник, то снегоход закапывался.

Через некоторое время погода несколько успокоилась. А мы делали попытку за попыткой спускаясь вниз и стартуя с разгона наверх. В один момент нам удалось вскарабкаться и дальше мы уже более менее нормально покатили по перевалу к восточному склону, попутно сфотографировавшись у разбившегося на перевали МИ-8. Этот вертолет упал в январе 1997 года. Был мороз -26 градусов, люди получившие тяжелые травмы и много часов ждали помощи пробивающейся с ОП Самоцветный. Все сильно поморозились. Один из них погиб при падении. Многие стали инвалидами. Вот такая суровая правда жизни.
Ещё один поучительный момент был спуск с одной из горок вниз по ледяной припорошенной лёгким снежком корке.

Из-за того, что сани цеплялись через крестовину, они начали идти под углом вперёд опережая снегоход и толкая его вперёд. Заторможенная гусеница ничего не меняла в положении, мы продолжали ускоряться, вращаясь на 360градусов и в итоге решили катапультироваться.

Снегоход с санями ударился о каменную гряду и остановился. Внизу была осыпь высотой около 10 метров и если туда нырнуть, то снегоход пришлось бы собирать вместе со шмурдяком по кускам. Это был последний крутой и затяжной спуск, дальше мы увидели два снегохода которые шли к нам на подмогу от Приполярного зная о нашем движении к ним и предполагая о возможных приключениях. Последний подъём брали тройной сцепкой.

Вечерело, мы встали на вершине, разлили из термоса горячий кофе, познакомившись с ребятами. Оказывается, нас уже отрекомендовали наши друзья в Приполярном и попросили нам по возможности помочь. Полюбовались отрывающимися просторами восточного склона.

Затем мы вместе отправились на ночёвку к ДЛО275 , где весь вечер в тёплой и уютной обстановке листали карты и обсуждали наш маршрут...
Вечером, мы наблюдали как на запах готовившегося на плите ужина в кухне к окнам подбегали из леса соболя и заглядывали прямо в окна наблюдая за нами Такого мы ещё никогда не видели. Оказывается хозяева ДЛО приручили зверьков и не причиняли им вреда, таким образом соболя стали почти ручными. А ещё полакомится на халявку приходил песец. Есть удивительное видео этих моментов, когда соболь подходит прямо к ногам и берёт угощение. Если на кухне на ночь не закрыть окно, то эти засранцы вытащат за ночь и попрячут в тайге всё чем можно поживиться Этих позёров можно было фотографировать бесконечно...

На утро мы отправились на снегоходе в горы пофотографировать и провели там весь день. Удивительно было наблюдать изменение погоды в горах. Буквально в течении нескольких часов солнечная погода сменялась облачностью и снегопадом. Но стоило нам проехать с десяток километров по хребту, как мы снова оказывались среди разорванных лучами солнца облаков, среди контрастных хмурых лиловых туч и каменистых окрашенных оранжевым светом сопок. Оранжевыми были не только сопки, но и наше настроение от созерцания открывающихся взору картин и свежего ветра. Прочувствовать всё это было действительно очень здорово.

Так же был проведён очередной сеанс связи с большой землёй.
На связь мы выходили в определённое время, сообщая координаты и последнюю информацию, что с нами происходит.

Задачей следующего дня было пробиться по р.Щугор и далее по р.Торговая и её притокам в сторону Саранпауля.Ночью температура опускалась до -27С. С утреца, заправив снегоход под завязку топливом и взяв необходимое в рюкзак, отправились пробивать дорогу. Погода с утра была морозная, небо ясным, а восток был раскрашен нежными тонами восходящего солнца. В этот день мы прошли на 65км вниз по Щугору от ДЛО275 и вернулись обратно уже вечером для дозаправки топливом. На обратном пути разок вылетели с путика и угодили в небольшую полынью. Вытащили снегоход назад при помощи лебёдки зацепленной за тальник. Самое сложное в такой ситуации это долезть по глубокому снегу с удлинителем до кустов за которые можно завинчеваться. В двоём проще. Один цепляет и остаётся у якоря, другой лебедиться помогая двигателем. После того как снегоход вызволен, напарник отцепляет крюк лебёдки и вылезает из пампасов к снегоходу. Разок приходилось лебедить самого штурмана застрявшего в снегу .

Снова переночевав с комфортом на ДЛО и рассуждая вечером с нашими знакомыми на самые разнообразные темы от политики, бизнеса и как изменить Россию к лучшему до рыбалки, охоты, внедорожниках и выживании в экстремальных условиях, подкармливая между делом наших маленьких диких питомцев колбасой и салом за окном, следующим утром отправились снова торить дорогу. В этот раз уже на двух снегоходах и с санями гружёными снаряжением, продуктами и топливом. Но погода изменилась и не в лучшую сторону. Началась оттепель. Мы пробились ещё на полтора десятка километров ниже к Торговой и решили переждать "непогоду". Дело в том, что начинали образовываться наледи и полыньи, снегоход валился в сыром снегу. Полыньи преодолевались с хорошего разгона. Снегоход как бы глиссировал по поверхности воды, а вот наледи задерживали практически сразу. Тут приём прохождения таких участков один - газ до отказа.Расставили на берегу нашу маленькую палатку первоначально освободив место от снега, разложили костёр. Тлефон GlobalTel в этом месте не работал Связи с большой землёй небыло.

Ночью в палатке нас встревожил шум крапающего дождя. Дождь лил всю ночь.
Утром мы обнаружили, что в палатке дно промокло вместе с нашими спальниками и частью одежды. Дождь не переставал моросить. Днём мы выбрались из палатки к крошечному зимовью обнаруженному в лесу, в котором натопили печурку и пока сохла одежда и спальники переключились на рыбалку, отложив поедание консервов. Хариус, обитающий практически в каждой мало-мальской речке ловился вяло, но этого нам было вполне достаточно что бы обеспечить вкуснейший обед и ужин. Тем более задачи ловли рыбы впрок небыло, а хариус попадался до килограмма весом. Трёх рыбин было достаточно на шикарную жарёху и небольшую кружечку свежеподсолёной икры.
Через два дня ночью наст прихватило лёгким морозцем и мы решив не рисковать двигаясь по порожистым рекам на одном снегоходе, отправились обратно через Приполярный к зимнику на Саранпауль. Как оказалось это было начало следующей стадии приключений, особенно для техники.

До отворотки на зимник от КС Приполярная по вдольтрассовому проезду нужно проехать 30км. Но каких. По свободному от льда и снега в несколько километров мелкому гравию и отсыпке, скрежеча по камням кантами саней и направляющими лыж снегохода, словно серпом, да правильно... по сердцу, мы скрипели к повороту на зимник с указателем Саранпауль. Встречные УРАЛы притормаживали глядя на эту картину и водители пялились на нас расплываясь с недоумённой улыбке в окне машины. Как оголтелые олени мы пёрлы уставившись вперёд, а линкс рыча мотором тянул наши сани стирая лыжи к оленным людям.

Наконец-то зимник. Свернули. Сначала он был покрыт укатанным снегом, весь в буграх и ямах, но главное в снегу. Мы с облегчением вздохнули, а зря. Самое интересное только начиналось.Температура была плюсовая, всё менялось просто на глазах. Зимник набухал от сочившихся ручьёв и отходивших болот.На встречу попадаются пара трёхмостовых КАМАЗов. - Ребята вы куда? -В Саранпауль. А обратно как? Зимник вскрывается, мы уже ноги уносим отсюда. Как выбираться-то будете, на вертолёте?!?
Мы переглянулись, но цель надо было взять, тем более оставалось менее 200км, не поворачивать же назад.
Едем дальше. Раскисшие колеи, каша из грязи и снежного месива.
Переезжая ветки поваленной ёлки останавливаемся через 50м передохнуть. Поворачиваемся назад... позади лежит средняя лыжа от наших саней!
Решили что это просто отваливаются лишние детали мешающие езде. Привязываем её сверху и продолжаем двигаться, стараясь аккуратнее проходить самые жёсткие неровности и зажимы.
Через десять километров видим как сани с левой стороны усиленно рыхлят снег. Встаём, смотрим. Лопнул носок лыжи в месте сварочного шва и крепления. Почти пополам.

Смеркалось.Оперативно разгружаем сани, переворачиваем и решаем отвернуть лыжу, перевернуть задом на перёд и снова закрепить. Готово. Грузим, раскрепляем, тентуем и снова вперёд. А нет, перекусываем ржаным хлебом с салом. Теперь едем. Местами проваливаемся в колеи наполненные водой. В одном месте лыжу снегохода закусывает и мы переворачиваясь прыгаем на пятой точке по снежной каше.
Иногда кажется что мы едем на гидроцикле, а местами на квадрике. Бессонные ночи в палатке и в пути дают о себе знать, тело ноет от усталости, хочется выпрямиться и принять горизонтальное положение.Медленно ложилась ночь. На фоне оранжевого закатного неба, вверх словно копья упираются остроконечные ели. Красиво.
По дороге бежит заяц. В темноте он не убегает дальше светового пятна выхваченного фарами и нашими фонарями. Снимаю зайца на видео, притормаживаем и светим в обочину, заяц выскакивает с зимника в освещённые деревья и был таков. Снежное месиво сменяется чистым, свободным от снегом болотом, гусеница вращается погруженная в грязь. Сердце обливается кровью глядя в каких условиях работает снегоход. Но делать нечего, "назад 500, вперёд 500 и к ночи точно занесёт, так заравняет, что ненужно хоронить..." крутились в голове слова из песни Владимира Высоцкого.

Едем, ползём, каждый из нас думает, что там ждёт за следующим поворотом, вглядываемся в тёмную ночь. Вдруг, резкий рывок саней в сторону останавливает снегоход. Сани завалились одним боком и лежат на грунте. Включаем фонарики, осматриваем. Лопнули опоры крепления левой лыжи и её полностью отрвало. Она лежит в десяти метрах позади.Вариантов решения проблемы в ночи у нас было несколько. 1-утро вечера мудренее, ставим палатку. 2-выпиливаем лыжу из ёлки и стропами крепим к каркасу. 3-разрабатываем план Барбаросса. И делаем из... правильно, из остатков лыж- конфеты. Приподняв сани, подсовываем под них лыжу сломанную в первый раз, ту, которая ехала впоследствии на санях. Применяя морские узла типа "бантик", крепим обломанные кронштейны между собой верёвками. Лыжа теперь имеет независимую подвеску, отыгрывая все неровности, но оставаясь на месте. Прыгаем на белого коня и "несёмса" дальше.

В Саранпауль приезжаем глубокой ночью. Включаем спутниковый телефон, он что-то поймал. Скорее звоним нашему проводнику- Петру, извиняемся при этом что припозднились, наш проводник собрался по солдатски. Снега в посёлке небыло, поэтому когда мы увидели быстроприближающийся свет фар, то сначала подумали что Петя на мотоцикле. Но ездить на снегоходах по бетонке нам то же не впервой. Мне вообще даже подумалось что на буранах вообще можно ездить круглый год. Но в первую очередь нам очень хотелось поспать. Приехав к Петру домой, мы попили чайку и познакомились, расспросив что да как. Его хозяйка в это время быстро приготовила нам кровать. Спать оставалось всего три часа, утром нужно было догонять снявшихся со стойбища в тридцати километрах от посёлка оленеводов, идущих со стадом оленей в тундру, отснять репортаж и как можно скорее возвращаться назад. Весна наступала на пятки.

Утром мы силой заставили себя встать, умыться, одеться и позавтракать. Всё тело ныло и болело от постоянного движения в режиме нон-стоп. Напившись крепкого чая, заправили под завязку снегоход, прицепили выделенные нам Петром сани-волокуши, в которых был запас топлива и отправились на поиски оленеводов. Пётр сопровождал нас на Буране. Переехав через реку Ляпин, прошли более тридцати километров по болотам и озёрам вычисляя следы перемещения стада оленей и перемещения оленьих упряжек. Оленеводы шли на север. Через тридцать пять километров мы их догнали. Ещё из далека, выскакивая на чистину небольшого изогнутого береговой линией озера, увидели стойбище расположенное в небольшом распадке вдающимся в берег и укрытом от ветра - чум окружённый санями крытыми шкурами, брезентом и тентами из ПВХ. Зрелище впечатляющее и необычное для нас. Небольшое стадо, около 200голов, ведущих оленей-быков паслись неподалёку. Остновное стадо было на подходе, а это уже более тысячи голов. Вокруг чума лёжа на санях и под санями отдыхали собаки, подняв на нас сначала звонкий лай оповещая хозяев о гостях и быстро угомонившись. Сами сани были ровно выстроены в направлянии продолжения движения.

Из чума откинув полог вышли хозяева и поздоровавшись добродушно пригласили нас внутрь на чай.В чуме жарко. В центре стоит печь и несколько столов вокрук неё. Готовят на печи. Пол-дощатый, крашеный и чисто прибраный. В радиусе по краям полога, лежат шкуры, на которых расположены спальные места. В отверстие вверху проникает много света, поэтому никакого дополнительного освещения не требуется. На шесте у печи висит умывальничек. Рядом керосиновая лампа.Быстро закипел чайник, сели пить чай. А мы стали расспрашивать про жизнь оленевода, быт и просто на разные темы.
Послушав рассказы о житье бытье оленеводов, мы спросили: -А где женщины?
-Ааа, бабы, бабы за продуктами уехали, завтра должны вернуться. Как вернуться, снимаемся и дальше уходим, в тундру уходим, весна однако.

Живут в чуме несколько семей, всё происходит как диктует и говорит природа. Основной бичь оленных людей - тяга к спиртному. Пьют наверное да же не для удовольствия, а от безысходности, ненужности, своей ниприменимости и непримиримости в современном обществе. Молодёжь лишь изредка приезжает к родителям, в основном все живут в посёлках, как например Саранпауль, а у кого есть возможность, перебираются поближе к крупным городам и райцентрам. Оленеводство им ненужно. Ведь это бремя, труд, отсутствие комфорта. А в посёлках есть сверстники, дискотеки и телевизор. Есть пособия по безработице 6000р. Проще не работать, чем работать, что собственно и делает 90% трудоспособного населения.

К окружающей природе и живности отношение у мансов и хантов своё, как практически и по всей сибири - потребительское. Жизнь там - выживание. Увидел дичь или зверя - бери. Ведь неизвестно, что будешь кушать и чем кормить семью завтра. Один из охотников рассказал нам, что стреляют и жеребых лосих в азарте, а диких оленей добывают... нет, валят не по одному десятку.

Живёт и чёрная золотодобыча. Уральские горы - богатые горы. Во многих ручьях бегущих сквозь каменные россыпи есть золотые жилки. Вот и уходят местные бичи на промысел жёлтого металла в тайгу, моют золотишко, постреливают конкурентов. Тайга закон, выживает сильнейший.

Лов рыбы сетями то же обыденное дело. Сети выставляют недалеко от посёлка и прямо под ним на Ляпине, Хулге, впадающим многочисленным рекам. Никакого рыбнадзора и охотинспекторов. Проконтролировать такие площади сложно, финансирование скудное, да и чего таить, сами инспектора не брезгуют при удобном случае запастись таймешком, нельмой, муксуном, хариусом или сёмгой. Щуку и окуня ловят только в охотку от нечего делать, на безрыбье или собакам.

Ну а нам, надо было возвращаться назад. Распрощавшись с оленеводами Игорем-Коброй, Сергеем и Николаем, а так же мальчишкой Димкой, который перенимал опыт старших оленеводов, и жил с ними уже месяц, мы отправились назад в Саранпауль. Около 70км по уже проторенной нами буранке, переёхав через реки Хулгу и Ляпин, довольно быстро мы добрались до посёлка. Так как зимник был уже в плохом состоянии, а наши сани в ещё более худшем, было решено договориться о эвакуации до Приполярного на вездеходе, УРАЛЕ или КАМАЗЕ. Выяснилось, что последний КАМАЗ ушёл на "большую землю" буквально пару часов назад и у нас вырисовывается перспектива оставить снегоход до зимы 2012года, а самим дождаться вертолёт который доставит нас до Самоцветного под Вуктылом где осталась машина. Ну так скажем не очень нас это устраивало и тут боги смилостивились над нами, прислав нам человека, который организовывает туристические походы по Приполярному Уралу, прислали Усика Маркосяна. С Усиком до этого мне доводилось разговаривать только по телефону, выясняя некоторые вопросы касающиеся экспедиций летом и зимой. Человек он интересный, общительный, опытный и безотказный. При его помощи удалось связаться с тем самым КАМАЗом ушедшим только-только по зимнику в сторону Хулимсунта на Югорск и уговорить его экипаж вернуться что бы забрать двух экстремалов и снегоход.

В планы Вадима, водителя полноприводного грузовика и его напарника Ивана, явно не входило возвращаться по бездорожью обратно в Саранпауль. Это мы с Алексеем поняли сразу, когда на высокой скорости КАМАЗ вылетевший из тайги быстро приблизился к нам оттормозившись юзом, резко развернулся, и, из кабины выпрыгнувшие на раскисшую дорогу мужики, на чисто русском языке, не без эпитетов, пояснили о том, что бы мы крайне быстро закинули свой снегоход со шмурдяком в кузов, а себя в кабину .
Тепло попрощавшись с нашим новым другом Усиком Маркосяном, который передал мне календари и журналы о туризме на Урале, пообещав друг-другу что обязательно увидимся, мы с Алексеем запрыгнули в КАМАЗ.

Дизель рыкнул и помчал нас по ухабистому раскисшему зимнику в Приполярный. 170км мы преодолевали всю ночь и часть следующего дня. Некоторые спецучастки давались не с первого раза несмотря на заблокированные мосты КАМАЗА. Приходилось сдавать назад, брать разгон, менять траекторию и вновь бороться с бездорожьем. Вадим и Иван водители опытные, не раз попадавшие в суровые внедорожные передряги. В итоге мы даже ни разу не размотали лебёдку, потому что во первых её небыло, во вторых военную технику у нас делать умеют и грузовик в опытных руках прошёл все огонь, воду и медные трубы. В общем мы ехали как хомячки в стиральной машине, а ребята непринуждённо вели машину вперёд. Добравшись до газпромовского посёлка Приполярный мы выгрузились и пожелав Вадиму и Ивану доброй дороги, сложив вещи прямо на обочине, отправились на снегоходе в посёлок. Там, наш знакомый ещё по летней экспедиции на внедорожнике, Андрей Шатунов, выделил сани для последнего уже короткого перехода через перевал с восточного на западный склон. Быстро загрузив в сани оставшееся топливо и снаряжение мы усталые, но невероятно довольные попылили на Пеленёр, непреминув заскочить на ДЛО275км и попрощаться с гостеприимнми хозяевами.
Погода была прекрасной, солнечной, практически безветренной и довольно тёплой. На перевал мы поднялись буквально за полтора часа, так как груза у нас уже было мало. Только гермомешки с одеждой, канистра с бензином, да кое-что из продуктов. Забравшись на одну из сопок, поснимали открывшиеся панорамы уральских гор, полюбовались видами бескрайних просторов, увидели поднимающееся в горы стадо диких оленей, посмотрели им в след ис радостным чувством выполненного и достигнутого быстро долетели до ДЛО Самоцветный где оставили машину. Там, несмотря на усталость, валившую с ног, загрузили снегоход и вещи в прицеп, попрощавшись с обходчиком и его псом по имени Серый, пришедшим прямо из тайги ещё щенком, двинули на Ухту. Глаза смыкались и организм требовал отдыха. Преодолев 280км до Ухты, сняли номер в гостинице, перекусив и немного отметив завершение экспедиции, постояв наконец-то под горячим душем, уснули богатырским непробудным сном. Проснулись утром только в девять. Никаких будильников даже не слышали. Собрались и, как говориться на рысях помчались домой, где нас ждали родные и друзья. Так завершилась очередная экспедиция клуба ЭКСТРИМ-НН, имеющая цель добраться до поселения оленеводов, открытия нового не только в окружающем, в маршрутах и возможностях техники, но и в самих участниках. Хочется сказать слова благодарности всем, кто помогал нам в пути, кто ждал и переживал, кто надеялся, что нам повезёт, вашими молитвами мы остались невредимы и привезли отличный репортаж с другого края земли.

вики-код
помощь
Вики-код:
Выбор фотографии
Все фотографии одной лентой
46 фото
dots

Дешёвый перелёт по направлению Ханты-Мансийский автономный округ
сообщить модератору
  • tata3581
    помощь
    tata3581
    в друзья
    в контакты
    С нами с 20 фев 2011
    22 апр 2011, 20:24
    удалить
    Молодцы! Экстремалы вы какие!
  • Lecha_MW
    помощь
    Lecha_MW
    в друзья
    в контакты
    С нами с 19 июл 2010
    26 апр 2011, 13:42
    удалить
    Отличная экпедиция и отличный отчет!
  • avpanov
    помощь
    avpanov
    в друзья
    в контакты
    С нами с 22 авг 2011
    13 янв 2012, 00:36
    удалить
    Оч. хороший отсчёт! Поздравляю, большая удача!!!!!!
Наверх