Хорватия

Хорватия

LAT
Я здесь был
Хочу посетить

517 заметок,  457 советов по 442 объектам,  12 450 фотографий

помощь Подписаться на новые материалы этого направления
Вики-код направления: помощь
Топ авторов Хорватии помощь
Все авторы направления
4
Atoll
помощь
в друзья
в контакты
С нами с 18 апр 2011

По Хорватии на машине. От Загреба до Дубровника. Часть III.

 
19 июля 2011 года 94794

По Хорватии на машине. От Загреба до Дубровника.

Часть III. И снова впечатления.

3 апреля.
К своему великому стыду в этот день мы спали практически до одиннадцати часов. Сперва поднялись, как и полагается, к завтраку. А потом снова легли и нас укутал сон, даже несмотря на то, что в доме полным ходом шло строительство.
Ближе к обеду прокатились на машине до Дубровника с целью посещения торговых центров, но попали впросак, т.к. в воскресенье почти все подобные заведения закрыты; совершили неторопливую поездку по Дубровнику, вновь прогулялись под стенами крепости Старого Города. Изучили ближайшие окрестности Srebreno, посетили все имеющиеся в радиусе трех километров торговые центры и магазины, при этом практически ничего не купив. Только сегодня я обратил внимание на то, что значительная часть машин на парковках стоит с приоткрытыми окнами, люди не боятся оставлять в них вещи; судя по поднятым вверх защелкам блокировки дверей, многие машины просто даже не закрываются хозяевами. Нам бы так.
Когда мы только прибыли в Srebreno, обратили внимание на странное здание прямо у дороги – большой разбитый отель, который совершенно не вписывался в окружающий беззаботный пейзаж. Решили выяснить, что это значит и отправились в ту сторону.
Картина, которая предстала перед нами, потрясла воображение. Нам, к счастью, никогда не приходилось видеть войн и их последствий. На небольшом отдалении от шикарных мелкогалечных пляжей нависали три огромных, обезображенных войной, чудовища, которые когда-то были отелями. Стены многоэтажных зданий разворочены снарядами; на бетонных полах наспех заделанные цементом воронки от разорвавшихся бомб; фасады, окна и балконы изрешечены пулями. Когда-то здесь развлекалась смерть. А сейчас везде, из каждой трещины, из каждого закутка пробивается жизнь. Зеленые ящерицы, мирно отдыхающие на теплых плитах, весенние деревья, осыпанные нежными цветами, наглые травы, которым все равно, где расти. Контраст оглушительный. Мы долго бродили по мертвым холлам, спускались и поднимались по разрушенным лестницам, смотрели на море сквозь разбитые стекла.
На обратном пути нам попался местный житель, он выгуливал своего лабрадора. По нашей просьбе он на хорошем английском рассказал историю гибели этого места. Оказывается, что в Srebreno во время гражданской войны было совсем несладко. На наш вопрос о том, почему это все не восстанавливают, он сказал, что, видимо, у государства на это нет средств. Ничего удивительного на самом деле, отели очень огромные и покорежены основательно. Я бы их оставил как памятник, в назидание потомкам. Пусть себе зарастают деревьями и превращаются в труху.
Я не смог отказать себе в удовольствии искупаться на пляже. Вода, конечно, не парное молоко, но гораздо теплее, чем в июле на камчатском берегу. Остался очень доволен небольшим заплывом. Лена отказалась купаться, она теплолюбивая, сидела на песке и фотографировала, как я фыркаю от удовольствия в воде.

4 апреля.
Снова Cavtat. В этот день мы решили превратиться в пляжных туристов и загореть на год вперед. Солнце и полное безветрие этому способствовали. Несколько часов, неподвижно, как камчатские нерпы на морском берегу, грелись на солнце, лежа на огромных белых валунах. Я снова купался, совершил несколько заплывов в прохладном и горьком на вкус море. Фотографировали стремительных белок, прыгающих с ветки на ветку. Любовались белоснежными парусами немногочисленных яхт на синей воде. Читали надписи на пролетающих над головой лайнерах. Пили вкуснейшее «Ожуйское» и «Карловацкое» пиво. Изучали ассортимент многочисленных сувенирных лавок. Слушали ласковый набат, разносящийся по округе с башен. Случайно забрели на погост, навевающий тоску и уныние, полностью выложенный белым камнем, с вырезанными статуями ангелов при входе в часовню. Покинули это место как можно скорее, спустились по длинной тенистой лестнице к центру Цавтата.
По прибытию в Srebreno посетили торговый центр под названием «Merkator». И сделали еще пару интересных открытий и наблюдений. При покупке овощей и фруктов пришлось с помощью продавца научится взвешивать и упаковывать свой товар на больших электронных весах, установленных в центре отдела. На кассе кассир, пробивая пиво, задала нам вопрос, суть которого я сразу не смог понять. Одно знакомое слово, которое я понял, было «бандаж», но то, что она имела ввиду тару из-под пива, я понял спустя пару минут, понаблюдав за тремя веселыми, немного под шафе, хорватами, которые вслед за нами покупали целый ящик пива. Оказывается, при покупке пива в стеклянной таре, можно эту самую тару сдавать, как у нас в советские времена. Процесс очень прост, приносишь пустую бутылку и ставишь ее в ящики, которые аккуратно расположены у входа в магазин. Когда расплачиваешься за товар, говоришь продавцу о том, сколько бутылок ты поставил в ящик, и все. Стоимость полной бутылки пива 5 – 6 кун (28 – 33 рубля), стоимость пустой бутылки – 2 куны. При большом объеме, например, как у тех парней, экономия получается весьма существенная. Считайте сами.
Сидя на террасе на закате дня, я таки освоил GPS-навигатор и закачал в него карты Хорватии.
Вечером покатили в Дубровник смотреть на ночной город и не прогадали. Красота! Ночной Дубровник завораживает! Перебравшись через залив по вантовому мосту, сделали несколько фотографий, посмотрели на город с высоты птичьего полета. Вернулись в сам город, поссорились, помирились, поставили машину на парковке и отправились гулять в сторону пирса, с которого отправляются паромы в Риеку и в Италию до г. Бари. В порту величественно стояли освещенные огнями дорогие парусные яхты, пыхтел ослепительно белый паром. Надпись на входе к парому на нескольких языках, в том числе и на русском, гласила: «Добро пожаловать!», ворота были закрыты. Двухчасовая прогулка на свежем воздухе несколько утомила, и, признаться, замерзли. После жаркого дня ночной воздух казался даже не прохладным, а холодным. Отыскали машину и поехали в уже ставший родным теплый дом.

5 апреля.
Замечательное дождливое утро. Когда мы проснулись, дождик уже накрапывал, небо было затянуто однотонной серой пеленой. Мы поехали в Trsteno, небольшой городок, примерно в 20 км от Дубровника в сторону Сплита. Цель – посещение дендрария. Мы очень слабо представляли, что такое дендрарий. Поездка до него заняла совсем немного времени, какие-то 30 км по уже знакомой трассе. Монотонное движение «дворников» на лобовом стекле, приглушенное радио, пасмурное небо за окном настраивали на лирический лад. Дендрарий отыскали быстро, благо указателей на него встретилось множество. Щит на входе в парк гласил, что посещение платное, но на входе никого не было и плату с нас никто не потребовал. Видимо, туристы в апреле здесь нечастые гости. Ознакомившись с информацией на щитах, выяснили, что этому саду уже ни много ни мало, а больше пятисот лет!
Каждое дерево на территории дендрария отмечено табличкой, с описанием того, что это за растение, откуда и когда завезено. Экспонаты заслуживают внимания! Огромный платан, которому уже почти пятьсот лет, или бамбуковые заросли, или огромный, просто невообразимых размеров цветущий алоэ. Высоченные пальмы и усыпанные фиолетовыми цветами деревья. По территории дендрария проходит акведук, которому тоже уже несколько сотен лет.
Лена решила попробовать апельсины, которые выглядели довольно спелыми, но на вкус оказались очень горькими. Не все то золото, что блестит.
- Лена, мне кажется или нет? Слышишь? Кажется, лягушки орут, - спросил я.
- Да, точно, вот там, - указала она и мы двинулись в заданном направлении.
Перед нами вырос фонтан, украшенный статуями Нептуна и Нимф, извергающих струи воды. Фонтан был заселен яркими откормленными золотыми рыбками и орущими на все лады пучеглазыми лягушками. Недалеко от фонтана набрели на небольшую травяную полянку, свободную от деревьев, с установленными посредине амфорами, тоже, видимо, времен эпохи Возрождения. После всего этого великолепия, наткнулись на каменную беседку, которая на большой высоте нависла над морем. Вид завораживающий. И все бы ничего, но тут вдруг прямо как из-под земли, вырос смотритель дендрария и весьма вежливо предложил нам оплатить стоимость посещения сада. Поймал таки. Но мы не прятались, честное слово!

Вернувшись из Trsteno, заскочив на десять минут в свой дом, двинулись дальше, в сторону границы Хорватии с Черногорией. GPS нагло врал и показывал нам какие-то второстепенные дороги, все время пытаясь завести в тупик. За Цавтатом в сторону Черногории дорога становится хуже, это все тот же асфальт, но попадаются трещины и даже небольшие ухабы. Машин становится мало и в итоге ощущение такое, что ты один и вокруг нет вообще никого. Курортные пейзажи сменяются деревенским колоритом. Тут и там ухоженные виноградники, мирно пасущиеся козы и коровы. В итоге выскочили на ремонтируемый участок дороги, перепаханный тракторами. Судя по карте, до границы оставалось еще километров пять пути. Решили добраться, несмотря на то, что по грунтовой дороге на нашей машинке ехать было не очень комфортно. И вот мы на границе с Черногорией. Пограничный пост – небольшой белый вагончик с гордо развевающимся над ним хорватским флагом. Скучающий пограничник, который вышел из вагончика при нашем приближении. Немного постояли перед постом, развернулись, проехали немного назад, до какого-то парка, в который нельзя въехать на машине, а за прогулку надо платить 120 кун с человека. Платить не стали, гулять, соответственно тоже. Полюбовались Черногорией издалека, очень красивое место, большой залив, на берегу которого, судя по карте, расположился черногорский город Herceg Novi, повернули обратно. На грунтовом участке столкнулись нос к носу с огромным экскаватором, пришлось метров сто пятиться назад, пока он не уступил нам проезд на узкой дороге.
Перед тем, как стемнело, прошлись по округе. Заглянули в пиццерию, съели пиццу, посидели в кафе на улице, выпили пива, напоследок заглянули в небольшой прокуренный спортбар, где очень шумные болельщики смотрели матч Лиги Чемпионов и играли в дартс.
Вечером Иванка угостила нас жаренной картошкой с рыбой, очень похожей на мойву и вкусным молодым вином, от которого приятно шумело в голове.

6 апреля.
Наш последний день пребывания в Srebreno. После завтрака мы сразу уехали в Cavtat. Уж очень он нам понравился, настолько, что не было сил и желания из него уезжать. Прекрасный, спокойный, уютный, доброжелательный Cavtat. Нас там уже в кафе и магазинчиках стали узнавать продавцы. Приятно, когда с тобой здороваются, искренне тебе улыбаются. Хорваты очень приятные люди. Не думаю, что это вызвано необходимостью так вести себя с туристами. Просто они такие сами по себе. Ни разу не возникло ощущения наигранности или неискренности улыбок и приветствий в нашу сторону.
Когда вернулись в Srebreno, то обнаружили у себя в комнате целый пакет апельсинов прямо с веточками, колючками и листьями, и два литра вина. Иванка объяснила нам, что апельсины не надо есть, так как они не спелые, их надо добавлять в чай. Аромат при этом получается волшебный. До вечера я пытался немного поспать, предстояло много ехать. Но спать совсем не хотелось. Пока Лена паковала чемоданы, я протер салон и кузов машины от пыли. Наша красавица должна быть чистой!
Уезжали, как из родного дома. Иванка нас по очереди крепко обняла, Миха пожал руки. Мы передали привет Сане, которая нам помогла и с парковками разобраться, и со штрафами, и про Cavtat много рассказала. Они очень хорошие люди.
При выезде из Srebreno заглянули в уже знакомую нам пиццерию и заказали две больших пиццы с собой, купили в магазине молока. Я очень люблю молоко, на Камчатке его продают в основном в тетрапаках, вкус не возбуждает. Хорватское молоко очень вкусное, да и дешевле раза в два. Молоком упивался просто.

Обратный путь решено было пройти по автобанам - еще одно чудо Европы, которое мы видели только по телевизору. Ближайший выезд на автобан, судя по карте, располагался у города Плоче, расстояние до него от Дубровника приблизительно 90 км. При обратном пересечении небольшого участка Боснии и Герцеговины мы немного увлеклись и прокатились по ее территории, городку Neum. Пытались найти магазин, в котором можно купить CD-болванку. Очень хотелось, чтобы из динамиков доносилась русскоязычная музыка, да простят нам такую прихоть читатели. Диск так и не купили. Выезжали из этого государства уже в наступившей темноте. При прохождении пограничного контроля молодая девушка-пограничник как-то уж очень тщательно читала наши паспорта и всматривалась в наши лица. Затем она на пару минут ушла и показала наши документы пограничнику, сидевшему в ярко освещенной будке, вернувшись, задала нам какие-то вопросы, которые мы так и не поняли, и по этой причине ничего не ответили.
- Russian? – спросила она.
- Yes! Russian! - вместе ответили мы.
Паспорта сразу были возвращены, она пожелала нам счастливого пути и мило улыбнулась. До сих пор думаю: «Что это было?!». Русские – особый вид туристов или просто не стоит предавать этому значения?

До Плоче добрались быстро, въезд на автобан нашли тоже быстро. Насторожило то, что на въезде шлагбаумы были подняты и никакой оплаты вносить не потребовалось, хотя интернет вещал совсем другое. Все прояснилось буквально через десяток километров пути. Автобан оказался строящимся, и однажды с него съехав по требованию светодиодных знаков, мы уже долго не могли на него вернуться. Судя по карте, мы двигались вдоль границы Боснии и Герцеговины, дорога оставляла желать лучшего, здесь и там попадались большие трещины в асфальте, нередки были заметные выбоины, встречных машин было очень мало, а попутных вообще не было. Один раз останавливались для того, чтобы запечатлеть в сознании потрясающий вид с большой высоты на светящийся в темноте город, огни которого уходили под самый горизонт.
В таком режиме проехали не более пятидесяти километров и попали таки на автобан. Я точно не помню место, помню только, что c этой же развилки шла дорога на Makarska. При въезде на автобан получили из терминала карточку, шлагбаум поднялся и мы поехали. О, это сладкое слово – автобан!
Уверен, что каждый автомобилист хотел бы прокатиться по автобану, будь он хоть отъявленный «джиппер», хоть «мотоэндурист». Ощущения на первых километрах пути просто зашкаливают. Не верится, что можно ехать, как говорится, «тапок в пол», и при этом машина даже не колышется. Колорит ночному автобану придают многочисленные тоннели, самый длинный из которых на нашем пути был туннель Sveti Rok, протяженностью 5679 м.
При движении по автобану со скоростью около 130 км/ч, сделал неприятное открытие того, что наша машина, оказывается, на больших скоростях, обладает недюженным аппетитом, превышающим ее обычный расход примерно в полтора, а то и в два раза. Стрелка уровня топлива прямо на глазах упорно начала стремиться к нулю. Решили покинуть автобан в районе города Госпич, тем более, что нашей следующей целью являлось посещение национального парка «Плитвицкие озера». Проезд по автобану от Плоче до Госпича обошелся нам чуть больше ста кун.
Поискав заправку вне автобана (следовало заправиться прямо на автобане), поплутав и накрутив петель по дорогам с помощью врущего GPS, на окраине какой-то деревушки нашли таки заправку, но она оказалась закрытой до семи утра (время было начало второго ночи). На свой страх и риск остаться без топлива ночью на дороге, продолжили путь вперед в направлении Плитвицких озер. Буквально километров через десять выехали к большой заправке, уставленной фурами, залили полный бак и отъехав, стали искать место для ночевки.
Ночевали в машине, съехав с трассы по грунтовой дороге недалеко в поле. Лена спала на заднем сиденье, я на переднем пассажирском, максимально откинув его назад. Комфорт, конечно, сомнительный, но обстоятельства вынудили. Признаться, к этому моменту наш финансовый запас был практически на исходе, и именно поэтому решено было две последние ночи провести в машине.

7 апреля.
Утро выдалось холодным. Умывшись припасенной водой, позавтракав пиццей с молоком, в пол восьмого утра мы уже были на Плитвицких озерах. Место очень красивое: темные холодные пещеры; сверкающие водяные каскады, соединяющие озера; высокие шумные водопады; в прозрачной воде много рыбы, похожей на гольца; утки, которые спикировали нам чуть ли не на головы и однозначно требующие, чтобы их покормили. Красиво, спору нет, но такими видами нас сложно удивить, мы с Камчатки все-таки. Тем более тут, в Хорватии, все облагорожено, везде указатели; знаки на каждом повороте на любой вкус – предупреждающие, запрещающие, информирующие; маршрут выложен деревянными тропинками, в пещерах лесенки и перила. Цивилизация одним словом.
Кстати, за посещение этого места никто с нас денег не взял, так как зашли мы туда рано и никого на входе не было, а вышли не через главный вход, а просто по тропинке на трассу, и сразу направились к машине, которая стояла на специально отведенной стоянке. К этому времени солнце уже начало приятно пригревать и от земли поднимался пар.
Следующая цель – столица. До Загреба ехали по уже знакомой нам трассе №1 через Карловац. В Карловаце сделали небольшую остановку, затем по дороге, дублирующей автобан А1, направились в Загреб.
Вот она столица Хорватии! Она встретила нас плотными потоками машин, маневрирующими между ними мотоциклистами. Ткнув на GPS точку в исторической части столицы, двинулись в заданном направлении. Сделали два круга по старой части города. Но что это были за круги! Плотное движение, на перекрестках регулировщики вместо светофоров, под колесами брусчатка, и движение по трамвайным путям. Ладони потели, как никогда.
Выбравшись немного в сторону от центра, оставили машину на парковке, оплатили два часа в терминале и пошли пешком. Погода способствовала пешей прогулке. Осматривая старые здания и памятники, искали киоск Tisak, чтобы оплатить парковку на несколько часов. Нашли, но он оказался из другой зоны, не из той, где мы оставили машину, парковочную карту нам не продали. По окончании двухчасовой прогулки пришлось возвращаться к машине, чтобы не налипнуть на очередной штраф.
Недалеко от места стоянки увидели парковщика, «зеленого человечка», он обходил машины и пристально изучал их номера. Подошли к нему, на английском спросили, где поблизости можно оплатить парковку. Оказалось, что он не знает английского, но хорошо говорит по-русски. Мы объяснили ему нашу проблему. Он заверил нас, что оплатив ему 10 кун (стоимость двух часов парковки), мы можем быть спокойны и гулять хоть до ночи, никто нас не оштрафует, так как это его участок. Поверили, заплатили, не обманул.
Загреб – приятный чистый город. Множество старинных зданий и памятников архитектуры органично сочетаются с современными зданиями. Разнообразие цветущих клумб и наливающихся зеленью деревьев оживляет улицы. Центральная площадь столицы имени бана Йосипа Елачича пересечена трамвайными путями, трамваи идут непрерывно, с дистанцией не более 30 секунд, они больше похожи на скоростные поезда, этакие космические капсулы небесного цвета, ползущие по рельсам. На площади многолюдно, есть некоторое сходство со Старым Арбатом, который притягивает к себе музыкантов и художников всех мастей. Лично мы видели молодого парня, который лихо отбивал ритм на пустом перевернутом пластиковом ведре, на ноге у него ниже колена была привязана гроздь из бутылочных крышек, издающая звук, наподобие звука маракас.
Не отказали себе в удовольствии выпить по стакану холодного «Ожуйского» пива в уличном кафе; стали свидетелями подготовки большой сцены под открытым небом для концерта; насладились видом пышных цветочных лавок; заглянули в брендовые бутики и сувенирные лавки; посидели за столиком под навесом. В общей сложности на прогулку по Загребу потратили около шести часов. Этого времени очень мало для того, чтобы увидеть весь город, хотя он и не такой большой даже по сравнению с Петропавловском-Камчатским. GPS указывал на множество музеев, памятников, достопримечательностей, которые следовало бы посетить. Надеюсь, что в другой раз обязательно это сделаем.
Приятно утомившись от прогулки по Загребу, в очередной раз доверившись нашему GPS, направились в сторону города V.Gorica, где расположен аэропорт. GPS в своей манере пару раз заводил нас в тупики. Разозлившись на него окончательно, развернули бумажную карту и без труда добрались до точки назначения. Запоминая направление к аэропорту, отъехали от него до ближайшей деревушки, пора было готовиться к ночлегу. Купили в PEKARNICA обожаемые мной burek sa mesom (бурек с мясом), в магазинчике – молока, фруктов и пива. Выехав за пределы деревни, нашли замечательное место для ночной стоянки, поужинали, расстелив на траве покрывало, пошли прогуляться перед сном вдоль искусственного канала. Картина, представшая перед нами, неприятно поразила – огромные кучи сваленного вдоль проселочной дороги мусора, как-будто в Россию телепортировались, жуть. А в канале, прямо рядом с этой свалкой плавают утки и живут, если мы не ошиблись, ондатры.

8 апреля.
Утро последнего дня в Хорватии выдалось пасмурным. Проснулись рано. До самолета было еще много времени.
Не спеша прокатились по цветущим улицам V.Gorica. Хорваты очень любят свои дома, видно сразу, не обязательно приглядываться, чтобы понять это. Дома аккуратные, вокруг чистота, заборы покрашены, либо совсем отсутствуют, во многих дворах компактные детские площадки. Сделали пару кругов по тихим улицам, заглянули напоследок в pekarnika, сделали фотографии благоухающих гранатовых деревьев (надеюсь, что это они). И с тоской покатили в сторону аэропорта.
Перед сдачей машины в прокатную фирму, заправили ее бак до максимума, так как это одно из условий при взятии машины в прокат. На заправке с оператором, мужчиной лет сорока, произошел веселый диалог. После того, как залил топливо, я отправился к стойке, чтобы произвести оплату. Оператор что-то мне сказал, я ответил что не понимаю.
- Пиво, водка, сигареты - понимаешь? – спросил он, улыбаясь, на русском, с мощным акцентом.
- Понимаю! – говорю.
- А «бла-бла-бла-бла» - понимаешь? – повторил он свой вопрос.
- Нет, - говорю, - не понимаю!
Он засмеялся, пожелал счастливого пути и помахал нам рукой.
При подъезде к аэропорту несколько минут стояли на перекрестке, который перекрыли полицейские машины и стоял регулировщик. Оказалось, что они обеспечивали проезд в аэропорт какому-то «крутому» кортежу, сопровождаемому воем сирен полицейских машин. А у нас в машине пел Макаревич.

Машину сдали быстро и без проволочек, причем мне самому пришлось их попросить выйти на осмотр авто, чтобы потом избежать возможных вопросов. После того, как нам подтвердили, что проблем с машиной нет, мы разместились в здании аэропорта, скинули фотографии на ноутбук, Лена заказала себе кофе (странно, но до этого он ей не нравился), я купил бутылку Ожуйского пива.
Сидя за столиком, нам очень хорошо было видно почти весь зал аэропорта. С удовольствием наблюдали за большой группой детей, которые только что откуда-то прилетели и под неусыпным надзором своих воспитателей ждали выдачи багажа. Напомнило свое детство, время, проведенное в пионерских лагерях.
В ожидании начала регистрации прошлись по территории перед зданием аэропорта, посидели возле фонтана, который выполнен в виде большого компаса. Струя воды из этого фонтана постоянно меняет свою форму и силу. Красиво.
Прошли регистрацию, сразу отправились в зал ожидания на посадку. Лена потратила последние евро на покупку духов и разной мелочи в Duty Free. Я купил крепкие настойки, которые потом подарил друзьям.
Сели в самолет, взлетели. Внизу проплывала Хорватия. Скоро Москва… Но это уже другая история.

вики-код
помощь
Вики-код:
Выбор фотографии
Все фотографии одной лентой
40 фото
dots

Дешёвый перелёт по направлению Хорватия
сообщить модератору
    Наверх