Кижи

Кижи

LAT
  • 62.08444N, 35.21067E
  • Я здесь был
    Хочу посетить

    18 заметок,  7 советов по 10 объектам,  317 фотографий

    помощь Подписаться на новые материалы этого направления
    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов Кижей помощь
    Все авторы направления
    Annataliya
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 14 мая 2009

    Карельские Кижи

     
    15 ноября 2010 года 3897

    Эта заметка является частью дневника «Путешествие с Данилкой из Москвы в Петербург и обратно»

    Почти всю ночь мы шли по Онежскому озеру и к утру достигли Кижей. Это был один из самых жестких дней нашего путешествия - подъем объявили в шесть часов утра, а в 7.30 мы уже стояли у пристани, готовые к осмотру Кижских достопримечательностей.

    К счастью, хоть погода в это утро выдалась теплая, комфортная и способствовала нашему быстрому пробуждению. Правда, Антошик проявил рекорды, несмотря ни на какую погоду. Натуральный сов, встающий обычно не раньше 10-11 часов, в это утро около шести он был уже на ногах, и когда мы с Даней еще досматривали последние сны, он с фотоаппаратом носился по палубе и фотографировал пейзажи. А они на рассвете были и впрямь замечательные: по реке стелился низкий туман, словно золотом пронизанный в лучах солнца, и всё это на фоне лесов, озер - истинно карельских природных ландшафтов.

    Сейчас Кижи - это остров на Онежском озере, где в 1966 году основан государственный историко-архитектурный музей. Главная его достопримечательность - это архитектурный ансамбль так называемого Кижского погоста, состоящий из двух деревянных церквей и колокольни 18-19 веков. Именно он в 1990 году вошел в список всемирного наследия ЮНЕСКО и сейчас считается главной визитной карточкой Кижей и изображается на большинстве открыток и сувенирных магнитов.

    Но кроме Кижского погоста, в музей свезено еще несколько деревянных строений из Заонежья и других регионов Карелии - дома местных жителей, часовни, мельница. Это все мы и шли смотреть.
    Если честно, Кижи произвели на меня двоякое впечатление. Мне очень понравилось Онежское озеро и природа острова, в которой мы моментально уловили северные карельские черты.

    Чтобы не портить уникальность этого ландшафта, на большей части острова проложены деревянные мостики, по которым могут передвигаться туристы, а для того, чтобы они не ходили по траве, экскурсоводы вдобавок пугают, что здесь развелось много гадюк.

    Разумеется, при таком раскладе считанные единицы осмеливаются уходить с мостков и дорожек куда-то в сторону. С другой стороны, сам музей с его деревянными постройками, за исключением, пожалуй, Кижского погоста, после посещения новгородских Витославлиц произвел на меня слабое впечатление. Возможно, конечно, мы не успели осмотреть его весь, но даже та часть, которую успели, выглядела заметно скромнее.

    Итак, деревянная церковь Преображения Господня. Многие эту церковь называют самой красивой церковью России. Церковь, безусловно, достойная. Построили ее в 1714 году на месте старой, сгоревшей от удара молнии. То есть, если все остальные строения на остров Кижи свезли из разных других сел, то этот храм, да и весь Кижский погост, были изначально построены именно в этом месте. Кто же конкретно воздвиг эту церковь, сейчас уже не известно. Говорят только, что, когда храм был достроен, главный плотник бросил свой топор в озеро и сказал, что этой церкви стоять здесь единственной - не было никогда такой красавицы, и никогда больше не будет. Церковь Преображения Господня представляет собой тип восьмериковых ярусных церквей. Основа композиции - это восьмигранный куб - восьмерик, восьмистенок - с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Или если сказать более понятным языком, храм кажется как бы круглым, и несведущему человеку иногда бывает даже трудно понять, где у него фасад, с любой стороны можно любоваться им, как с самой главной. Церковь увенчана 22 главками, которые располагаются ярусами, и, в целом, имеет вид пирамиды.

    Строили ее летней и неотапливаемой и зимой службы в ней не проводились. А вот история о том, что она была построена без единого гвоздя, оказалась всего лишь легендой. Без гвоздей был построен ее сруб, а при строительстве кровли и куполов гвозди, конечно же, применялись. Поначалу они были деревянные, но со временем их заменяли на кованые. Каждый гвоздь деревенские кузнецы выковывали не меньше нескольких часов, а требовалось их сотни, если не тысячи. Так что эта работа была очень долгой и кропотливой.

    Вторая деревянная церковь Кижского погоста - это церковь Покрова Богородицы. Построили ее на полвека позже храма Преображения Господня. А чтобы она архитектурно с ним гармонировала, ее воздвигли в некой подчиненности ему, она как бы вторит ему, отвечает своеобразным эхом. Главки этой церкви скромны и не затеняют величия главного храма, а сама церковь наоборот - как бы уравновешивает всю композицию погоста, расширяется кверху и завершается плавным повалом. Церковь Покрова Богородицы строили как зимний храм, и службы в нем проводили с 1 октября и до Пасхи. Но сейчас Главная церковь находилась на реставрации, и мы посетили эту.

    Как оказалось, храмы до 17 века строили немного по-другому, чем сейчас. Они как бы состояли из четырех частей: сеней, трапезной, собственно церковного помещения и алтаря. Сени были необходимы не только в церквях, но и в любых северных помещениях, дабы не запускался холод. В трапезной прихожане собирались после служб, вместе обедали, обсуждали насущные житейские дела, вели судебные разбирательства, оглашали царские и воеводские указы, выбирали должностных лиц и т.д. Но после Никоновских реформ трапезные в церквях исчезли и остались только в монастырях, как отдельно стоящие здания, или, в редких случаях, отделенные от храмов помещения. В церковном помещении проводились службы, здесь стоял иконостас.

    Ну, а алтарь, как и полагалось, всегда был святою святых храма. Сейчас, насколько мы поняли, в церкви Покрова Богородицы иногда службы проводятся, но, в принципе, как все вокруг, церковь являет собой музей. И в трапезной, и в церковном помещении на стенах висят иконы 16-18 веков, привезенные из других церквей Заонежья и Карелии.

    Ну, а наш Даня, наверное, впервые после запрета Никона решил использовать трапезную по своему прямому назначению, примостился на скамеечке под иконой Страшного суда и испил полагающуюся ему бутылочку вкусной смеськи. :))

    Ну, и, наконец, шатровая колокольня. Старая колокольня в Кижах не сохранилась и, как говорится в документах, была "срыта за ветхостью". А новую построили на ее месте в 1863 году. Тем не менее, в архитектурный ансамбль она вполне вписалась и выглядит презамечательно.

    Кижский погост сейчас огорожен деревянной оградой, какой было принято ограждать погосты в 17 веке. Но она тоже новая, возведенная всего лишь в середине прошлого века.

    Кроме Кижского погоста, мы еще осмотрели три крестьянских дома, очень ценную церковь Воскрешения Лазаря и часовню Михаила Архангела.

    Вообще, крестьяне Заонежья в 18-19 веках жили весьма нехило. Пример тому - дом Ошевнева, привезенный в Кижи из расположенной недалеко от острова одноименной деревни. Назывались такие дома домами-кошелями. Они были очень большими, как правило, двухэтажными и с 4-5 жилыми комнатами. Но самое главное, что в таких домах под одной крышей были объединены не только жилые, но и хозяйственные постройки, и крестьяне в холодную или дождливую погоду могли целую неделю не выходить из дома - все было под рукой.

    В комнатах дома Ошевнева мы осмотрели крестьянский интерьер, который тоже, на наш взгляд, был гораздо богаче, чем у крестьян Новгородской области.

    А заодно мы познакомились с некоторыми крестьянскими обычаями. Например, заонежские девушки должны были выйти замуж до 20 лет. Когда девушке исполнялся 21 год, и она все еще была не замужем, то уже считалась старой девой. А девушки замуж очень хотели, и если их возраст начинал приближаться к 21 году, а жениха на горизонте все не было, то начинали нервничать и гадать. Кстати, такого понятия, как ярмарка невест, кои были распространены, например, в Угличе, когда на Крещение деревенские девушки вместе со своим приданным приезжали в Углич и выстраивались на одной из центральных площадей, а женихи шли мимо и выбирали себе невест, здесь не было. Поэтому гадание было одним из "верных" способов узнать: выйдет ли девушка в этом году или нет. Для этого девы вплетали в косу замок и закрывали его. Если на утро замок оказывался открытым, то считалось, что девушка выйдет замуж, а если нет, то увы. Кстати, замки, как правило, открывались - младшие братья будущих невест старались прокрасться незаметно в их спальни ночью и помочь с результатом гадания. :))

    Два других осмотренных нами в Кижах крестьянских дома - Щепина, построенного в 1907 году, и Сергеева, построенного в 1908-1910 годах, выглядели поскромнее, но тоже особой бедностью не отличались.

    Кстати, в доме Щепина нам рассказали, что недавно обнаружились потомки этого крестьянина. Во время экскурсии, глядя на генеалогическое древо Щепиных, которое висит тут же на стене, одна женщина сказала, что, судя по всему, он - ее прапрадед. :)
    Часовня Михаила Архангела 17-18 веков. Маленькая деревянная часовенка с такой же миниатюрной колокольней была привезена на остров из деревни Леликозеро.

    Она оказалась открыта, и мы зашли внутрь. Внутри сохранилось потолочное перекрытие - "небо" с иконой Христа Вседержателя по центру. Удивительное дело, но чем меньше церквушка, тем больше духовности я в ней ощущаю. Так получилось и здесь. Совсем маленькое помещение для служб, но так в нем оказалось тепло и уютно, что даже не захотелось уходить.

    А вот самым старым строением в Кижах можно назвать церковь Воскрешения Лазаря 14-16 веков. Но по преданию, эта церковь еще более древняя. Считается, что она стала первой постройкой Свято-Успенского Муромского монастыря, стоявшего на восточном берегу Онежского озера, а воздвиг ее сам его основатель - преподобный Лазарь. Сначала она стояла в монастыре и со временем стала его главной достопримечательностью. Среди местного населения она слыла "чудодейственной исцелительницей от недугов". Духовенство объявило преподобного Лазаря местным святым, а церковь и ее реликвии стали объектом поклонения и паломничества. Каждое лето 23-24 июня, в Иванов день, к ней съезжалось множество богомольцев.

    Кстати, сам преподобный Лазарь - личность очень интересная. Один тот факт, что он прожил целых 105 лет заслуживает удивления. Ведь в 14 веке средняя продолжительность жизни мужчин была всего около 40 лет, а в 50-60 лет мужчины считались уже глубокими стариками.

    В завершение нашей прогулки по Кижам мы осмотрели деревянную ветряную мельницу. И, успев-таки закупить у местных бабушек банку крыжовника и четыре вкуснейших онежских окуня горячего копчения, быстрыми лосями ломанулись на теплоход. До его отправления в Кузино оставалось всего несколько минут.

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    3 фото
    dots

    Дешёвый перелёт по направлению Кижи
    сообщить модератору
      Наверх