Конотоп

Конотоп

LAT
  • 51.24094N, 33.20505E
  • Я здесь был
    Хочу посетить

    6 заметок,  1 совет,  83 фотографии

    помощь Подписаться на новые материалы этого направления
    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов Конотопа помощь
    Все авторы направления
    2
    Syamuka
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 22 дек 2009

    Про Езуч, мамонтов и пчел, или По залам музея.

     
    8 августа 2010 года 39932

    В старину все города, села и деревни стояли у воды. Конотоп расположен на р. Езуч. Длина реки составляет 54 км. Русло извивается в корытообразной долине шириной 7 километров. В 12 км от Конотопа Езуч впадает в Сейм.

    И вот мы у реки. Жарко. Даже за ночь не остыли берега. Вода сказочная! Так и хочется поплескаться в живительной прохладе... нырнуть с головой... Но... не пришлось. Помочили только ноги. Красивый Езуч не располагает к купанию: берега илистые, заросшие, вода густо цветет зеленью... Да и нерадивые горожане засоряют берег, оставляя после пикников остатки всего, чем пользовались. На поверхности воды застыл пластиковый ассортимент. Очень грустно смотреть на эти чудные места в таком варианте. Я не люблю снимать мусор. Пришлось потрудиться, чтобы выбрать место для съемки.

    Несмотря на все это, в реке водится рыба. С утра с удочками сидят рыбаки. Говорят, в реке встречается щука, окунь, голавль, плотва, красноперка, линь, лещ, карась и даже сом и карп.

    Что касается прибрежной растительности - то она очень даже разнообразна: ближе к воде - луговая, болотная и водная (тростники, ирисы, горечанка, кровохлебка), чуть дальше - шелковистая травка, дикая морковь, обилие цикория... Нравится мне цикорий. Скромная красота и выносливость... На лугах - раздолье для домашних животных. Отличное пастбище для коров. И лошади в ночное... По берегу Езуча - сплошь частный сектор: низкорослые дома, сады, огороды.

    По легенде, в давние времена река Езуч была судоходной, по ней ходили корабли в море. Неизвестно, когда и где утонул корабль с сокровищами. До сих пор его не могут найти.

    Ушли мы в смешанных чувствах. Красиво, но, как нам показалось, жители безразличны к красоте...

    Последним для осмотра у нас был Краеведческий музей им. А. М.Лазаревского. Музей - старожил. Через два месяца отметит юбилей - 110 лет. А появился он на свет 26 сентября 1900 года в одной из комнат Конотопской земской управы.
    Музей был основан благодаря выдающемуся историку Левобережной Украины, уроженцу Конотопщины, одному из инициаторов создания и активного сотрудника известного в тот период журнала «Киевская старина» А.М.Лазаревскому.

    Первыми экспонатами музея стали, подаренные А.М.Лазаревским, произведения живописи, старинное оружие, рукописи. Библиотечному фонду музея положило начало собственная библиотека, которая была пожертвована Земству известным ученым – библиографом XIX ст. С.И.Пономаревым. В 1925 году в музее образуется художественный отдел за счет пополнения фондов произведениями известного художника Н. Н. Ге.

    В настоящее время музей состоит из 9 залов, в которых представлена природа края, историческое прошлое, жизнь и творчество выдающихся людей, события ВОв. Этнография представлена экспозицией "Украинская хата" и "Конотопская ведьма"
    Сразу скажу: музей понравился. Даже очень. Но давайте по порядку.

    Особой гордостью музейных работников в зале природы являются большие кости мамонта, его челюсть с зубами и, конечно же, огромный бивень.
    - Ну, и что? Кости и кости. Таких "экспонатов" по музеям уже хватает - так подумала я, и, посмотрев на костяшки, не придала им особого значения, даже не стала их фотографировать, мол, видели мы такое. Но... Оказалось, я была не права. Дома, "перелистывая" сделанные в Конотопе фотографии, откуда-то из глубин моей памяти в ушах прозвучали слова научного работника конотопского музея об уникальности останков и о памятнике мамонту. И тут у меня заиграл интерес.

    Оказывается, нашли кости мамонта во время русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. в конотопском уезде недалеко от с. Шаповаловка, верстах в 10 от Конотопа. На берегу большого оврага местные дети пасли скот. Играя и резвясь, они -то и заметили на глубине 5 аршин (3.5 м) от поверхности почвы челюсть вымершего животного. Найденные кости составляли часть находящихся здесь же в земле останков мамонта, покоившегося под слоями песка, глины и чернозема. Вынутая часть скелета состояла из обломков и весила 2 пуда и 18 фунтов (ок. 15 кг. ). Со временем, находку разместили в Конотопском музее.

    О мамонтах многие слышали-переслышали: когда и где мамонты жили, чем питались, как выглядели, и, даже, "габариты" себе представляют. Но я, например, только сейчас открыла для себя такую мамонтовскую особенность, как воспроизводство зубов. Как известно, у мамонта, как и у слона, две пары зубов - по 2 в каждой челюсти - сверху и снизу. То бишь, всего 4. Зубы у животного были в виде пластин. Жил мамонт в среднем 80 лет и за все это время природа "меняла" ему зубы шесть(!) раз: когда старые стесывались и приходили в негодность, вырастали новые. Вот как! А тут, за те же 80(?), сколько раз к стоматологам сбегать надо!?

    Находка костей мамонта под Шаповаловкой была не первой в Сумской области. А вот памятник Мамонту, или , точнее, Находке скелета мамонта, был поставлен первым не только на сумщине, а и в мире в целом. Даже в Сибири он появился позднее.

    Уникальный памятник расположен в селе Кулешовка современного Недрыгайского района. Считается, что это первый в мире монумент, посвященный редкой палеонтологичраеской находке. Она была сделана в 1839 году (по другим источникам в 1831) в имении графа Ю. Головкинского, который на свои деньги и воздвиг монумент по проекту профессора Харьковского университета И. И. Калиниченко на месте найденного скелета. Памятник сделан в виде трехметровой чугунной трубоподобной пирамиды с двумя ярусами. На верхнем ярусе надписи на памятнике информируют о времени находки, хозяине этих мест, возрасте и принадлежности костей и их передаче в зоологический кабинет Харьковского университета. Самая необычная надпись гласит, что село Кулешовка в прошлом находилось на польско-российской границе. На нижнем ярусе изображен скелет мамонта. Для фундамента памятника затратили 60 тыс. штук кирпича. ( использован материал сайтов www.photoukraine.com/russian/articles?id=47
    www.grad.konotop.net/history/mamont.html).

    Жалею, что так опрометчиво отнеслась к экспонату. Если кому доведется бывать в музее - не допустите моей ошибки.

    Залы, посвященные истории и событиям края изобилуют документальными материалами и подлинниками. Нет смысла перечислять и пересказывать все увиденное, но на некоторых моментах я все-таки остановлюсь.

    Высокую художественную и историческую ценность среди экспонатов составляет кресло последнего гетмана Украины, графа К.Розумовского, кресло генерального судьи Войска Запорожского Василия Кочубея, казацкое оружие и конская сбруя времен Освободительной войны 1648-1657 гг., предметы быта казаков, книги и фотографии событий. К лучшим образцам книгопечатного искусства принадлежит Евангелие в 1707 г. Типография Киево-Печерской Лавры, г. Киев. 1707 г. Неизвестный мастер. Бумага, металл, дерево. Евангелие было подарено Петром I Мазепе в период их "дружбы и взаимопонимания". Уникальные экспонаты одного из залов музея рассказывают о пребывании Т.Г.Шевченко на Конотопщине.

    Тишина музейных залов... неслышное движение шагов... легкое дуновение ветра через опущенные шторы на открытых оконных рамах... Вглядываемся, вчитываемся...

    Труд собирателей меда - древнейшее из занятий человечества. Наши предки отбирали мед у пчел, отыскивая в лесу дупло с пчелиной семьей во время охоты. Диких медоносных пчел в древних лесах водилось множество и побаловать медком свою семью можно было в любое время медосбора. Тогда людям не было особой необходимости вмешиваться в дела природы. Но, как говорится, все течет, все меняется. Со временем мед, а затем и воск потребовались в больших количествах. И вовсе не для лакомства семей. Мед и воск стали товаром - главными продуктами, за которые встарь люди стали получать золото, и серебро. За воск иностранцы расплачивались золотом, а за липовый мед выкладывали серебро. Вот тут-то и родился замечательный промысел - бортничество.

    Дупло с небольшим отверстием - летком - излюбленное место обитания пчел. Теперь дупла (борть) для пчел стали выдалбливать искусственно. Для этого в лесу подбиралось подходящее, но обязательно живое дерево, так как в сухом пчеле зимой холодно, а летом жарко. В дереве на значительной от земли высоте выдалбливалось дупло с оконцем - летком. Отверстие, через которое выдалбливали древесину, в дальнейшем служило местом выемки меда. Пчелы быстро находили новое "жилище", и, не подозревая подвоха, селились там. Бортники не уничтожали пчелиные семьи, как это делали охотники за медом, а забирали лишь часть сотов с медом, оставляя остальные, как корм для пчел на зиму.

    Это был трудный промысел. Бортничество требовало ловкости. Надо было лазать по деревьям, подниматься вверх по стволу, где обычно не оставлялось, или вообще не было никаких сучьев. Оно требовало умения и старания: выделка борти - большое искусство. Согласитесь, выдалбливать дупло в живом дереве на высоте 2-3 метров от земли не так уж просто. Обычно у рядового бортника было во владении 50-80 бортей. Позже, когда в этом промысле стал использоваться наемный труд, бортники заводили целые "бортные заводы" , где число бортей могло доходить до 1000.

    В XVIII веке на смену бортному пришло колодное пчеловодство. Постепенно бортные угодья стали вытесняться пасечным способом производства меда. Его смысл состоял в выпиливании или вырубке деревьев с гнездами пчел и перевозке их поближе к жилью человека на специально расчищенный от леса участок - пасеку.

    Отыскивая дуплистые деревья, бортники срубали их и оставляли на год-два, не снимая коры, чтобы они подсохли и не образовывали трещин. Затем разрезали деревья на части, очищали и удаляли сердцевину. Снизу и сверху забивали отверстия деревянными колодками, делали отверстия для летков, прорубали "окошко" для санитарной обработки и для выемки меда, и закрывали ее толстой доской. Такие искусственные жилища для пчел стали называть колодами. Считалось, что пчелы - сугубо лесные насекомые, поэтому пасеки устраивали на лесных полянах, засеках, займищах. Чтобы пчел не тревожили медведи, деревья вокруг пасеки вырубали и валили верхушками и заостренными ветками наружу.

    В период колодного пчеловодства в южных районах вместо тяжелых толстых колод получили распространение ульи, плетенные из соломы, ржаных жгутов, например, и лозы. Назывались они соответственно - соломянники и лозовики. В некоторых местностях - на Кавказе, в Карпатах - пчел разводили в дуплянках. Их отличие от колод в том, что дуплянку выдалбливали в деревьях мягких пород. В отличие от колоды, дуплянки открывались снизу.

    В музее представлены два улия-дуплянки. Делались они на заказ и выполнены мастерами по бортному делу. Кроме выдалбливания, во многих колодах и дуплянках использовалась резьба и роспись. Их владелец ценил не только красоту, но тем самым еще и облегчал своим пчелам "путь домой" - не заблудиться среди множества подобных ульев.

    На пасеках с неразборными ульями применялась роебойная система пчеловодства. Заключалась она в том, что ежегодно пчеловоды выбирали самые сильные семьи, собравшие наибольшее количество меда, и... умерщвляли их, закуривая серой, а весь мед в сотах отбирали и перетапливали.

    Представляете, какое варварство! Я с детства росла среди пчел: у папы была пасека, правда, не большая, всего 6-10 ульев. Я очень любила находиться среди пчел, часами наблюдать за насекомыми. Папа мне рассказывал об их четкой организации жизни, об их чистоплотности и трудолюбии. Не раз я была покусана пчелами. Случалось это тогда, когда папа отбирал у них часть меда ( он никогда не брал весь мед, а к зиме и весной всегда подкармливал ). Чтобы не травмировать пчел, папа подбирал жаркий сухой летний день, когда пчелы "на взятке", т. е., в работе, а в улье оставались только дежурные. Возвращающиеся с нектаром в улей пчелы, увидев ТАКОЕ, жалили без разбора (а вы бы как поступили?). И, несмотря на то, что после укусов у меня зудело и раздувалось тело, заплывали глаза, я все равно любила пчел. И до сих пор люблю. И по мне, так роебойная система пчеловодства просто кощунственна и совсем неприемлема!

    Но вернемся к меду. В полученный таким варварским методом мед, попадал не только переработанный пчелами нектар, но и значительное количество перги - пыльцы, а вместе с ней и ставшее гораздо позже знаменитым маточное молочко. Словом, это был не просто мед, а еще более славный продукт. Сегодня мед со всеми этими компонентами можно получить совсем просто, не прибегая к гибельному не только для пчел, но и для самого пчеловодства, так называемому "роебойному" способу добычи меда.

    В краеведческом музее Конотопа есть уголок, посвященный человеку, который внес неоценимый вклад в пчеловодческое дело. Этот человек - выдающийся украинский пчеловод и исследователь Петр Иванович Прокопович (1775 - 1850).

    П. И. Прокопович открыл новый этап в развитии пчеловодства, который заключается в содержании пчел в рамочных ульях.
    В 1814 г., первым в мировой практике пчеловодства, он изобрел разборный рамочный улей и на его основе создал стройную систему по содержанию и разведению пчел. Впервые П.И. Прокопович открыл (1828) пчеловодную школу, просуществовавшую 50 лет.

    Улей Прокоповича имел поперечное сечение 30x30 см и высоту 98 см. Он делился на три части. Сверху находилось отделение для магазинных рамок, отгороженное от гнезда доской с отверстиями для пчел - разделительной решеткой.
    Все современные ульи своей конструкцией в принципе повторяют «улей Прокоповича». Представляете, сколько миллионов пчелиных жизней сохранил П. И. Прокопович, убедив соотечественников отказаться от практики «выбивания» пчел серным дымом.

    По количеству ульев на пасеке никем пока не побит рекорд Петра Прокоповича. В селе Митченки под Конотопом (Черниговская губерния) отставной российский поручик в начале Х1Х века в общем итоге завел 12 тысяч ульев.

    Жители Сумской и Черниговской областей, очень хорошо помнят случай, который в прошлом изменил судьбу их городов. XIX-й век — время начала промышленной революции — требовал новых средств передвижения. Лошади и волы не выдерживали конкуренции с железными машинами, которые, пыхтя и грохоча, завоевывали все новые пространства. Согласно проекту, железная дорога Курск — Киев должна была пройти через Глухов, Батурин и Борзну. Но тут вмешиваются... пчелы. Точнее, их владелец, известный ученый-пчеловод Петр Иванович Прокопович. Имея большой авторитет, П. Прокопович даже осмелился написать прошение царскому правительству: «Прошу отвесть железную дорогу от моих пасек, так как пчела боится лишнего шума, запаха гари и копоти. Все издержки проекта беру на себя».

    Прошение удовлетворили, железную дорогу провели через Ворожбу, Конотоп и Бахмач. Пчел Петр Иванович спас, а вот десятитысячный Глухов оказался на периферии, так и не став ни большим городом, ни промышленным центром, ни крупным железнодорожным узлом. Как это произошло с неприметными на то время Бахмачем и Конотопом.
    (с использованием мат-лов сайта www.medoviy.ru/?razdel=glav&type=istor&idn=361)

    И еще некоторые любопытные факты:
    Политологи полагают, что идею государственности люди заимствовали у коллективных насекомых, в первую очередь, у пчел.
    Возможно, по этой причине властолюбцы изображали пчел на своих фамильных гербах. Так, папа Римский Урбан VIII избрал эмблемой два скрещенных ключа, корону и трех пчел. На эмблеме Людовика XIV солнцен освещает улей с реющими вокруг пчелами. Наполеон украсил люльку сына («короля римского») барельефами с золотыми пчелами, они же были на подкладке его императорского плаща.

    Самым вкусным медом в мире пока считается бразильский мелипон. В нем , в отличие от европейского, совсем нет сахарозы, зато присутствуют более сладкие левулеза и декстроза. Тропические медоносы дают мелипону особый букет, подчас, как заметил один гурман, «невыносимо изысканный».

    С этнографией края в музее знакомит экспозиция «Конотопская ведьма в персонажах», где в своеобразной форме представлены совсем не ведьмарские чудачества, а вышивка и ткачество, народная картина, резьба по дереву и керамика.

    Экспозиция "Украинская хата" является, как бы продолжением первой экспозиции и богата экспонатами. Здесь и плетень, и "дядько в капелси" и вышитой сорочке,
    и печка с горшками, кочергами и ухватами, и детская люлька, и бандура... Вот только немножко жаль, что все древнее, национальное, постепенно вытеснилось из обихода и осталось только в залах музеев и произведениях классиков.

    Вместо запланированных 40-50 минут, в музее мы пробыли часа полтора и даже не заметили, как пролетело время. Было интересно и познавательно. ( За вход мы заплатили по 2 гривны и 5 гривен за съемку).

    В этот день мы уезжали из Конотопа...

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    4 фото
    dots

    Дешёвый перелёт по направлению Конотоп
    сообщить модератору
      Наверх