Козельск

Козельск

LAT
  • 54.03161N, 35.79036E
  • Я здесь был
    Хочу посетить

    14 заметок,  2 совета по 2 объектам,  323 фотографии

    помощь Подписаться на новые материалы этого направления
    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов Козельска помощь
    Все авторы направления
    3
    NatalyA
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 6 апр 2009

    Оптина Пустынь и Шамордино. Подсолнечные Места Ч.1

     
    6 мая 2010 года 42093

    Оптина пустынь – это место силы и света — как бы высокопарно это не звучало.
    Не думаю, что в Оптину Пустынь приезжают случайные туристы – у неё такое месторасположение, которое напрочь отметает любую туристическую спонтанность: «А не заехать ли нам по дороге?».
    Нет – ~200км до Калуги, потом ~70км до Козельска в 7км от которого в сосновом вековом лесу уютно устроилась Оптина Пустынь на берегу речки со здоровым названием Жиздра – просто так никто не поедет. И даже если вам покажется ваше намерение посетить Оптину пустынь случайностью – например, вас внезапно озарит идеей туда съездить, или вашим глазам попадется заметочка с маршрутом, а ваши уши поймают мысль о поездке от знакомого или от медийного источника – не называйте это случайностью.
    Потому что это – ваше личное невидимое приглашение в Оптину Пустынь от Оптинских Святых Старцев.
    Зачем?
    Каждый на этот вопрос ответит только после визита. Или не ответит. Но в любом случае посещение Оптиной Пустыни – будет не рядовым путешествием-охотой за достопримечательностями, и не будет очередным симпатичным монастырём. И в любом случае Оптина Пустынь займёт в вашей душе, в вашем сердце особое место – как бы ни пафосно звучала эта фраза сейчас в нашем меркантильном мире. Из Оптиной просто так – вы не уедете, потому что-то обязательно с собой унесёте. Что это будет? Ну, по меньшей мере, и точно – вы задумаетесь о разных вещах.
    Как описывать Оптину Пустынь? Это как открыть сердце. Описать, конечно, можно – церковь такая-то, век такой-то, стиль такой-то. Но это не передаст того душевного наполнения, которое даёт Оптина Пустынь. Состояние это какое-то неуловимое, неясное – ты же не можешь определенно заявить, да я вошёл в Пустынь таким-то, а вышел с сияющим нимбом на голове. Словами не поймать это невидимое в тебе и вокруг тебя. Да ещё в наш материалистический век, когда всем всё надо пощупать. Я читала чей-то отзыв, люди были разочарованы – приехали, мол, в такую даль, а чево смотреть, ничево особенного тут и нет.
    В общем-то, какая-то правда в этом есть. До 1985 года здесь были – развалины. Оптина пустынь – это новодел. И если решили поехать сюда за архитектурным выпендрежем, то – не надо, поворачивайте обратно.
    Оптину Пустынь освещают люди – святые Оптинские Старцы. Даже странно об этом писать. «Сияние жизни этих людей до сих пор освещает жизненные пути множества других».
    Моисей, Антоний, Лев, Макарий, Иларион, Амвросий, Анатолий I, Исаакий I, Иосиф, Варсонофий, Анатолий II, Нектарий, Никон, Исаакий II.
    Шамордино – находится в 14км от Оптиной Пустыни и это – у-д-и-в-и-т-е-л-ь-н-о-е по природной красоте место и совершенно необычный (казалось бы для такой маленькой деревеньки) и прекрасный по архитектуре собор. Духовная идея создания женского монастыря в этом месте принадлежит одному Охтинскому Старцу – Амвросию, а материальное воплощение – известному московскому купцу Перлову. Чтобы заранее оценить масштабы своего будущего изумления при виде собора, надо сказать, что этот купец владел в Москве магазином, который и по сей день поражает нас своим замечательным китайским интерьером – это знаменитые «Чай-Кофе» на Мясницкой.

    Идея поездки.
    «Случайность». Случайная встреча. Случайные слова.
    Как-то, пробегая по Тверской, я решила вдруг заглянуть в любимое мною подворье Валаамского монастыря (2я Тверская-Ямская). По-моему, мне захотелось купить детских сказок (там есть книжная лавка). Зашла в маленькую церковь на 1-ом этаже, народу кроме меня и ещё одной женщины – никого. Вдруг заходит молодой полный парнишка в подряснике. Его совершенно по-детски искреннее общение я уже наблюдала в церковной и книжной лавочках на 2-ом этаже., где он жизнерадостно нарушил умиротворяющую тишину: «Здравствуйте. Вот я приехал. Сегодня обратно. Но решил вот к вам заскочить. Как ваши дела? А я к врачу ездил в Москву…». Его все тоже радостно приветствовали. В общем, этот парень также непринужденно и легко завязал разговор с нами. Он рассказал, что он послушник из Оптиной Пустыни, что недалеко от Козельска, что его поставили на тяжелую послушание в коровник, и у него лопнули сосуды в глазах, потом перевели в церковную лавку, а сейчас он приехал на медконсультацию, вечером обратно, каких-то 4 часа и он уже у себя. Предложил нам написать записки, а он передаст.
    Мы написали, отдали ему, расплатились, поблагодарили, поболтали ещё и распрощались. И всё.
    Всего дел на пятнадцать минут, а в голове осталось – Оптина Пустынь, Козельск. И где это? …
    Что интересно: прямо накануне перед поездкой мы с мужем вдруг внезапно начали ураганно ссориться. Ну, скажу я вам, что 9ти бальный шторм на картине Айвазовского по сравнению с накалом наших страстей можно назвать почти что штилем, а «Король ринга» — милым чаепитием с баранками. Даже не знаю – как поехали всё-таки. Точно говорят святые старцы, что «всякому доброму делу предшествует или последует искушение»….
    Мало того. Тоже любопытно. Обычно я могу написать рассказ о путешествии достаточно быстро – было бы драгоценное время. Села (обычно ночью), погрузилась в воспоминания и понеслось. Здесь же, писать об Оптиной было невозможно – не могу и всё тут, и не по причине того, что сложно – просто откуда не возьмись стали отвлекать разные дела. Как назойливые мухи, причём даже не важные, а наоборот, какие-то очень завлекающие, как из рога изобилия посыпались внезапные приглашения на всякие приятные мероприятия-вечеринки-дни рождения.
    А ещё несколько раз улетал текст. Только напишешь, утрёшь пот с лица, но что-то глючит файл и вместо текста – белая бумага.
    Поэтому не удивлюсь, если и вас начнёт внезапно «ломать» — типа «что-то мне неохота читать». Вот точно, как будто хвостами кто-то перед лицом машет :(.

    Путеводитель.
    Я пользовалась книгой «Святые места России». И, конечно же, Солоухиным! – «Время собирать камни» — повесть об Оптиной Пустыни и Шамордино ( gosudarstvo.voskres.ru ). Сайта, к огромному сожалению, у Оптиной пустыни нет. Я нашла только интернет-адрес их подворья в Ясенево (здесь можно почитать и про сам монастырь): optina.org.ru. Здесь подробно про старцев: lib.eparhia-saratov.ru

    Дорога.
    От Москвы до Калуги: можно ехать либо по Киевскому, либо по Калужскому шоссе – через ~100км (в районе Обнинска) они встречаются в круге, после чего вы выезжаете на отличную скоростную дорогу до Калуги. В сам город заезжать не надо – поэтому вы ориентируетесь на указатель Калуга-2, это объездная трасса. Далее по мосту через Оку направо (слева остаётся Калуга), далее за очень длинной деревней без садов — Карекозево будет еще один мост через Оку направо. Это направление Перемышль — Козельск. Дорога до Козельска хоть и узкая, но отличная, т.е. 100-120км/ч – это нормальная скорость.
    Начиная от Перемышля – самый красивый участок дороги. Я, конечно, представляла себе окские красоты после поездки в Поленово. Но здесь …. Если бы рисовала пейзажи к мультфильмам по русским народным былинам, то ничего придумывать не надо. Приезжай сюда, садись, зарисовывай. Дорога идёт по холмам – вверх-вниз. Вправо-влево расстилаются зеленые бархатные просторы до горизонта. Сейчас весна, поэтому краски либо сочно-ярко-зеленые (трава) либо солнечно-желтые (одуванчики, сурепка). Пейзаж, действительно, былинный. Холмы – идеальной округлой формы стелятся волнами. Где-то блеснёт спинка речки. Где-то живописно расставлены кучерявые группы деревьев. Где-то пасутся стада крошечных пестрых коров. Вот точно где-то там по этим холмам скачут Алеша Попович с Добрыней Никитичем. Прозрачно-голубое небо смыкается с бархатным волнисто-бугристым травянистым ковром где-то о-о-чень-очень далеко. Не зря горизонт раньше назывался по другому – окоём. Действительно глазами, т.е. очами не объять, не охватить все это грандиозное природное творение. Где-то я читала, что это «национальный парк, раскинувшийся вдоль бассейна рек Угры и Жиздры — свыше 110 гектаров великолепного ландшафта с уникальной флорой и фауной». Русская Швейцария – можно было бы ещё так сказать, если бы не встречающиеся двухэтажные обшарпаннейшие панельные дома с развешанными простынями (в каком-то поселке) и бабульки в немыслимо стареньких болоньевых плащиках 60-х годов и платочках.
    Экология здесь, хочется думать, замечательная. Деревни, хоть и проездные, но очень тихие, машин не так уж много. Интересно, что в деревнях строго по очереди продаются продукты: в одной молоко, в другой яички, в следующей снова молока, дальше снова яички и т.д.  Кстати, картошка здесь – необыкновенно вкусная. Мы купили ведро на обратной дороге, потом уже дома попробовали – рассыпчатая, белая – ну, хоть возвращайся обратно .
    Шамордино находится где-то ~ в 14км не доезжая Козельска. В Козельск можно не заезжать и сразу свернуть на Оптину Пустынь (есть указатель). Но мы, конечно, этого делать не стали. Проехать мимо старинного Козельска – да ни за что! И не пожалели.

    Оптина Пустынь.
    Господи, ну как же начать то!
    Не получится у меня плавного повествования – это точно. Фрагменты будут – из того, что думаю, что прочитала, что увидели.
    Когда до Козельска оставалось всего несколько километров, мы мчались в радостном предвкушении, по обеим сторонам дороги расстилались луга до горизонта, вдруг слева на удивление внезапно и неожиданно показался какой-то совершенно сказочный городок. Золотые сверкающие луковки, разноцветные здания – голубые, розовые, салатовые – точно из пушкинской сказки «остров на море лежит, град на острове стоит, с златоглавыми церквами, теремами и садами». Ощущения были именно такими – как будто на чьей-то ладони разместился дивный город. Причем все это достаточно далеко, впереди бегут луга, далеко стеной стоит тёмно-зелёный лес. Удивление было такое сильное, что мы даже не сразу поняли что это – Оптина Пустынь.
    «За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь её благоухание». Н.В.Гоголь.
    «Монастырь выглядел, как корзина белых лилий на фоне синего леса». Из Солоухина.
    Основание Оптиной Пустыни относится к кон.14-нач.15в. По одной легенде его основал покаявшийся разбойник Опта, который в постриге принял имя Макария, и некоторое время пустынь называлась Макарьевой. По другой – двумя веками раньше монастырь могли заложить с городом козельские князья.
    От Козельска к Оптиной тоже ведет очень красивая дорога, за рекой Жиздрой с шоссе вы делаете плавный поворот и попадаете в густой, высокий, мощный сосновый бор.
    Дорога выводит к огромной парковке. Справа – стена сосен-великанов – на толстых янтарных ногах густые шапки из сосновых иголок. Впереди – разноцветная Оптина Пустынь.
    Проходим через монастырские ворота в сливочного цвета крепкой стене и глаза начинают ходить туда-сюда. Надо сначала разобраться в постройках.
    Слева:
    Церковь (совершенно новая, небольшая, во имя ? не запомнила).
    Колокольня.
    Справа:
    Храм в честь Казанской иконы Божией Матери (Казанская церковь), 1811.
    Оптинский некрополь.
    Собор в честь Введения в Храм Пресвятой Богородицы (Введенский собор), 1750-1771.
    Храм в честь преп. Марии Египетской и св.прав. Анны (на реставрации).
    Сзади Введенского собора:
    Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери (Владимирская церковь), 1996.
    Сзади Казанской церкви:
    Часовня в память Оптинских иноков.
    Мы знали, что по монастырю проводят экскурсии, поэтому после определённых поисков нашли, наконец, домик, где всё оформили (за воротами, справа, низенький домик-вагончик, вход в него тоже справа сбоку). За 15 минут до нас ушла большая экскурсия, если бы мы в неё вписались, то билеты обошлись бы ~ по 70-100р., а так для нас двоих – 700р. Но это стоит того. К нам после недолгого ожидания подошла скромная женщина, в длинной юбке и платке – Людмила Васильевна и стала нас водить по храмам и рассказывать. Если бы мы не взяли экскурсию (она длится около часа, который пролетел незаметно), то многое бы потеряли.
    У нас у всех разные глаза, разное душевное наполнение, разные приоритеты и цели по жизни. Очень многие в священнослужителях усиленно видят определенные вещи. Заходят, к примеру, в монастырь, видят священника садящегося в иномарку и сразу исторгают радостный ярлык: «Ооо, ну мы так и знали, ишь поп на джипе ездиет, РПЦ, вот он опиум для народа. Всё нам я-ясно!» А что ясно – непонятно. Я не спорю, что среди священнослужителей встречаются, конечно, всё встречается и бывают, бывает. Но разве один такой «поп», два, десять, сто таких служителей могут дать тень на русскую церковь, на русскую веру? Да не получится у них при всем желании – не липнет оно к такому глубочайшему и чистейшему понятию как русское монашество. Это, наоборот, вы пачкаете своими мыслями самого себя, раз всего лишь по первым поверхностным впечатлениям создаёте «глобальное мнение» и готовы видеть только один цвет. «Пусть не остается в вас надолго плохой помысел, ибо он наносит вред. Он подобен мухе, садящейся на мясо и откладывающей яйца. Вскоре в мясе появляются черви. Так и плохой помысел, когда он остается в уме, причиняет большой вред».
    Один истинный монах, то есть человек, невероятно устремленный к Богу, а значит к любви и добру, кроме своей души вытаскивает из тьмы тысячи других душ. Истинный монах-молитвенник, продравшийся через колючую проволоку человеческих страстей, хотений, и грехов, приобретает твердую веру и мягкий характер, дар к душеведению и ясновидению, творит чудеса. Мудрость – богатство зрелых людей. Оптинские старцы – это свет нации.
    Моисей, Антоний, Лев, Макарий, Иларион, Амвросий, Анатолий I, Исаакий I, Иосиф, Варсонофий, Анатолий II, Нектарий, Никон, Исаакий II.
    В позапрошлом столетии к какому-нибудь сухонькому маленькому старцу выстраивались в очередь тысячи и тысячи человек, и у каждого своя проблема, боль, вопрос: «Помоги, батюшка. Подскажи. Не туда идем мы. Направь. Не знаем как поступить. Посоветуй. Болит душа. Исцели».
    Какой-нибудь чересчур пытливый ум точно озаботится размышлениями: «Ну, раньше, все к старцам за советом шли – так этож понятно: телика не было, журналов с красивыми картинками тоже, ни книжных лабиринтов тебе, ни интернета, ни isq! Как же это люди жили-то без футбольных новостей, прогноза погоды и сериалов? Уму непостижимо! Вот и к старцу сходить – это уже развлечение».
    Так почему же и сегодня, сейчас при таком-то изобилии, люди сюда не просто идут – валом валят. Почему вопросы – всё те же? «Помоги, батюшка. Подскажи. Не туда идем мы. Направь. Не знаем как поступить. Посоветуй. Болит душа. Исцели». ?

    Продолжение следует.

    (c) NatalyA.turbina.ru При использовании текстов гиперссылка на мой сайт и указание имени автора обязательны.

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    7 фото
    dots

    Дешёвый перелёт по направлению Козельск
    сообщить модератору
      Наверх