Красноярск

Красноярск

LAT
  • 56.00836N, 92.87704E
  • Я здесь был
    Хочу посетить

    186 заметок,  85 советов по 74 объектам,  6 045 фотографий

    помощь Подписаться на новые материалы этого направления
    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов Красноярска помощь
    Все авторы направления
    1
    Annataliya
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 14 мая 2009

    Места столь отдаленные

     
    3 августа 2011 года 16241

    Эта заметка является частью дневника «В Сибирь "по этапу"»

    Так исторически сложилось, что Красноярск буквально с первых лет своего существования стал местом ссылки многих преступников и неугодных властям лиц, отправленных в Сибирь на проживание. Да что там говорить, долгое время население этого города, который сейчас выглядит вполне себе благополучно и цивилизованно, росло именно за счет прибывших сюда заключенных. Кстати, первая ссылка в Сибирь состоялась в 1649 году. А уже с 1686-ого сюда стали ссылать политических преступников, раскольников, бунтовщиков, разбойников, у которых "по приговору была отсечена перста левой руки", и огромное количество бежавших за Урал бродяг. Последних, правда, прощали и приписывали к новым местам жительства.

    В Красноярске мы прошлись по ссылочным местам, и эта моя заметка будет о них.

    Кстати, в здешние края был сослан Екатериной Второй писатель Радищев за его книгу "Путешествие из Петербурга в Москву". Екатерина так разгневалась на него за этот труд, что сначала Александра Николаевича велела вообще расстрелять, но потом смилостивилась и отправила в ссылку в Илимск. Правда, семь лет спустя ее сын Павел Первый вернул его в Петербург.

    И все-таки, несмотря на массовость, с которой ссылали в Сибирь в 17 и в 18 веках, наибольший свой "расцвет" ссылка в Енисейской губернии обрела в 19 веке. Правда, Красноярску тогда повезло - он из маленького, похожего на деревню, городка, стал столицей этой самой Енисейской губернии, образованной как раз в то время. Но одновременно с этим Красноярск служил и главным пересыльным пунктом, отсюда ссыльные этапами шли на север в Туруханский край, на восток в Иркутскую губернию, Сахалин, Якутию и на юг в Минусинский округ.

    Особой системы приема, расселения и содержания ссыльных в Красноярске в ту пору еще не было. Точнее, эта система только зарождалось, а пока местные начальники занимались этим, как кому взбредет в голову. И иногда случалось так, что призванные сторожить заключенных солдаты сами вели себя ничуть не лучше преступников.

    Например, мы с Антоном, между прочим, на официальном сайте главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю, наткнулись на забавную статью об истории пенитенциарной системы. И в ней мы вычитали отрывки из воспоминаний отца декабриста Павла Пестеля - Ивана Пестеля, который в то время был генерал-губернатором Восточной Сибири. Так вот, он писал, что "не только ссыльные преступники, но даже сами гарнизонные солдаты беспокоили и грабили прохожих, а иногда и вламывались ночью в дома". Короче говоря, было весело.

    Но, как бы там ни было, именно то время сделало сейчас Красноярск таким, какой он есть. Так, в городе есть римско-католический костел Преображения Господня. Теперь, правда, в нем находится Органный зал, хотя, по данным из нашего путеводителя, службы тоже ведутся. Костел построили в 1911 году и тогда в нем насчитывалось две с половиной тысячи прихожан. Представляете себе цифру? Это при том, что во всем городе жило около 40 тысяч человек! Откуда же в Красноярске католики? А дело в том, что в конце 19 века тут из ссыльных поселенцев, принимавших участие в польском восстании 1861-1863 годов (а их прошло через Красноярск свыше шести тысяч), сложилась многочисленная польская община. Вот они и выстроили себе костел.

    Еврейская община появилась в Красноярске и того раньше - в 1820-м - и тоже из ссыльных и поселенцев. В конце 19 века здесь стояла двухэтажная синагога, где хранилось аж 30 свитков Торы, которые практически полностью потерялись во время разгрома, учиненного большевиками в 1918 году. Мусульманской общине Красноярска - более ста лет. Армянской - немногим меньше. В общем, Красноярск в 19 веке, благодаря сосланным сюда представителям разных народов, стал мультикультурным и многонациональным городом, каким и продолжает быть до сих пор. Кстати, синагога, армянская церковь и мечеть сейчас в городе тоже имеются.

    Ну, а в самом конце 19 века именно в Енисейской губернии находилось 17 процентов от всех ссыльных в Сибири, начиная от политических (кстати, немногим раньше здесь побывали многочисленные декабристы, писатели и прочие известные личности - Бобрищевы-Пушкины, Фонвизин, Тютчев, друг Пушкина Давыдов, Чернышевский и другие), и заканчивая террористами.

    Конечно, жизнь тех, кто приезжал в Сибирь на поселение, в корне отличалась от жизни тюремных заключенных. Но, как ни странно, часто в худшую сторону. Дело в том, что ссыльные полностью были на своем собственном обеспечении, а преступники сидели в тюрьмах, их там худо-бедно кормили, а зимой они жили в теплых помещениях.

    Поэтому, особенно ближе к зиме, когда наступали холода, поселенцы часто специально совершали какие-то преступления, чтобы попасть в тюрьму. А так как среди ссыльных и так были преступники, то и преступления у них были разными, в том числе, и весьма тяжкими - начиная от банального воровства и заканчивая грабежом и даже убийствами.

    Тем не менее, побегов из ссылки было не мало.

    Причем, так не мало, что для того, чтобы ссыльные не сбегали, им даже стали сбривать волосы на половине головы. Приходит такой, совершивший побег наполовину лысый товарищ в какое-нибудь поселение, а там смотрят на его "прическу" и сразу понимают, что он беглый. Но люди все равно бежали. Например, только за один 1828 год из тюрем Енисейской губернии удрало 423 преступника.

    Сейчас в Красноярске есть целых два музея - Краеведческий и пароход "Святитель Николай", где мы осмотрели отличные
    экспозиции на тему ссылки.

    Кстати, пароход "Святитель Николай" в этом плане вообще легендарный - ведь именно на нем отправился в ссылку в Минусинск Владимир Ленин. Кстати, своей дальнейшей судьбой пароход обязан как раз ему - именно благодаря тому факту, что Ленин ехал на нем в ссылку, пароход к столетию вождя восстановили и превратили в музей.

    Сейчас на нем можно увидеть каюты первого, второго и третьего класса, постоять у штурвала, осмотреть паровую машину, коя была изготовлена в Швеции и очень ценилась.

    Свой первый рейс "Святитель Николай" осуществил в 1887 году. Ленин же отправился на нем в ссылку десять лет спустя. Добираться ему предстояло в Шушенское, но сначала надо было доплыть до Минусинска. В ссылку Владимир Ильич попал на три года - его, как одного из руководителей "Союза борьбы за освобождение рабочего класса" арестовали и выслали в Восточную Сибирь под гласным надзором полиции. Правда, что интересно, в отличие от многих других ссыльных, ему позволили добираться до Шушенского самостоятельно (почему он не сбежал, история умалчивает). И вот, сначала он прибыл в Красноярск, дождался здесь открытия навигации по Енисею.
    Станции Московского тракта, где ночевали и меняли лошадей.

    А затем купил себе билет в каюту второго класса и отправился в путь в Минусинск. На "Святителе Николае" сохранилась та самая каюта, в которой плыл Ленин. Ехал он со своими соратниками - со Старковым, с Кржижановским и с его матерью Розенберг, поэтому каюта у них была четырехместной, но на вид очень приличной. В ней стояло две двухэтажные кровати, стол и стулья.

    В то время, как пассажиры третьего класса "Святителя Николая" питались самостоятельно и набирали кипяченую воду в "титане" на палубе, пассажиры первого и второго классов, включая Ленина, снабжались готовыми обедами. В общем, плыть ему было вполне комфортно. Правда, из-за мелководья в тот рейс пароход до Минусинска так и не дошел, и до Шушенского Ленин с соратниками добирались еще 70 верст на лошадях. Но, в принципе, особых сложностей это им не доставило.

    Кстати, из известных людей, путешествовавших на "Святителе Николае", Ленин был не единственным. На этом пароходе из села Березовское в Красноярск ехал... Николай Второй. Правда, дело было в 1891 году, и Николай Романов в ту пору был всего лишь цесаревичем, наследником престола. Он путешествовал по стране, проехал ее вплоть до Тихого океана, а Красноярск был одним из тех городов, где он останавливался. Путь на пароходе у Николая занял всего несколько часов. На борту ему подали чай, после чего он переоделся, вышел на верхнюю палубу и там и остался до конца пути. Самое поразительно, что каюта у цесаревича была обставлена хоть и лучше, чем у Ленина, но была ее гораздо меньше. В каюте стояли мягкий диван, несколько кресел и маленький столик.

    В Красноярске же Николай побывал в местном музее и на выставке, которая рассказывала о научной, хозяйственной и культурной жизни региона, посетил много учебных и благотворительных учреждений.

    Когда Николай приезжал в Красноярск, примерно в это же время началась строиться железная дорога - Транссиб, которая должна была соединить Москву с Дальним Востоком. Она была закончена в Красноярске в 1895 году, именно тогда сюда пришел первый поезд. И сейчас одна из экспозиций на пароходе "Святитель Николай" была посвящена именно железной дороге того времени. Экспозиция называлась по известному стихотворению Самуила Маршака "Дама сдавала в багаж". Мы ее, конечно, тоже осмотрели.

    Вообще, ее создатели к вопросу экспозиции подошли креативно. На одной из палуб теплохода (кстати, где раньше располагались каюты третьего класса) выделили зал, который оформили в виде вагонов поезда и багажа, коий в ту пору обычно возили с собой пассажиры. Да-да, те самые чемоданы, саквояжи, картины, корзины, картонки... Маленькая собачонка, даже несколько, тут тоже имелись. :))

    Но самым интересным лично для меня было то, как в ту пору эти самые пассажиры ездили сами. Так, к примеру, как нам рассказал работник музея, вагоны поначалу вообще не отапливались. Мороз на дворе - значит, мороз, что поделаешь! Значит, и в поезде мороз!

    Не было в поездах в первые годы вагонов-ресторанов. Люди готовили себе сами, либо питались на станциях. Зато буквально сразу вагоны стали разделять на женские и мужские, а места в них для курящих и для некурящих. То есть, если, конечно, покупали билеты муж с женой, то они ехали в одном купе, а если незамужние девушки или холостые молодые люди, а также те, кто путешествовал без своих половин, то их селили отдельно друг от друга - в одних купе девочек, а в других мальчиков. Между прочим, вроде бы несколько лет назад РЖД хотела ввести такую систему для желающих и сейчас. Но, по-моему, она не прижилась, да, изменились времена.

    Когда мы с Антоном услышали, что в поездах поначалу не было вагонов-ресторанов, и пассажирам приходилось питаться на станциях, мы, признаться, сначала поразились их стойкости. Но оказалось, что в те годы поезда на сибирских станциях стояли очень по-долго, иногда даже по пять-шесть-семь часов. И многие путешественники за это время успевали перекусить даже по несколько раз. Кстати, в поездах были вагоны-церкви или, по крайней мере, купе, в коем в течение всего маршрута ездил священник со всеми своими церковными атрибутами. И он не только исповедовал, благословлял и успокаивал пассажиров, но успевал на станциях даже проводить службы, на которые собирались жители всех окрестных поселков, успевал крестить, венчать, иногда даже отпевать... Своих священников тогда было не много, и приехавший на поезде местным людям был весьма нужен.

    Но, раз уж зашел разговор о музейных экспозициях на "Святителе Николае", то расскажу еще об одной - посвященной экспедициям известного командора времен Екатерины Второй, Павла Первого и Александра Первого - Николая Резанова. Наверняка, многим эта фамилия вообще вряд ли о чем-то скажет. Но личность он - весьма примечательная, причем, не только благодаря своим заслугам, но и из-за истории его любви, которая пронеслась через века и дошла даже до наших дней. "Юнону и Авось" знаете? Вот, это о нем!

    В ту пору, когда Резанов оказался в Калифорнии, где познакомился с дочкой коменданта крепости Сан-Франциско - Марией Консепсией де Аргуэльо или просто Кончитой, ему было 42 года, а ей 15. Это был уже серьезный, хоть и по-прежнему весьма привлекательный мужчина, успевший обзавестись двумя детьми и похоронить любимую жену. Как раз накануне Николай Резанов побывал с шестимесячной миссией в Японии, во время которой он должен был попытаться наладить с японцами дипломатические отношения, но она не увенчалась успехом. Миссия же проходила, как часть кругосветного путешествия, в котором капитаном одного из кораблей - "Надежды" - был Иван Крузенштерн. После неудач в Японии Резанов отправил "Надежду" назад в Кронштадт, а сам на торговом бриге "Мария" отправился на Аляску, кою в ту пору называли "Русской Америкой".

    Николай Петрович на Аляске, а, точнее, в ее столице - в Ново-Архангельске, познакомился с ее правителем, купцом Александром Барановым, узнал о состоянии дел и проникся нуждами русских американцев. Именно поэтому он у заезжего американского коммерсанта купил со всем содержимым корабль "Юнона" и, тем самым, на первых порах помог русской колонии. А чуть позже сам отправился на нем к берегам Калифорнии, в порт Сан-Франциско, чтобы установить с тамошними испанцами торговые отношения. Вот, в Сан-Франциско и произошла любовь, положенная потом на музыку.

    Николай Петрович и Кончита обручились. Точную дату свадьбы не обсуждали. Жених и отец невесты договорились, что он вернется в Петербург и попросит "ходатайства своего Императора на искомый брак перед папой римским". Сам же Николай Петрович обещал Кончите и ее родителям, что на это вполне хватит два года, после чего он вернется и они поженятся. "Юнона", груженая множеством товаров, припасов и прочих необходимых вещей, отошла от берегов Калифорнии и снова отправилась к Аляске. Но своего слова вернуться в Сан-Франциско Николай Резанов сдержать не смог.

    Возвращаться в Петербург он решил с Дальнего Востока. В Сибири стояли холода, он простудился в пути, упал с лошади и больно ударился головой, а затем, успев прийти в сознание, умер. Случилось это в Красноярске. И теперь здесь в центре города, недалеко от впадения реки Качи в Енисей, находится его могила и стоит памятник.

    Кончита же 30 лет, не ведая о том, что произошло, ждала своего возлюбленного. За нее сватались лучшие женихи Калифорнии, но она всегда отказывала им. Когда же она узнала, что Резанова уже нет в живых, то посветила свою жизнь благотворительности и обучению индейцев, а к старости ушла в монастырь. Там она и умерла, когда ей было 67 лет...

    "Я тебя никогда не забуду, я тебя никогда не увижу...".
    Памятник Резанову.

    Ну, ладно, не будем о грустном... Вернемся к ссылкам, хотя эту тему тоже вряд ли можно назвать веселой.

    Когда Ленин прибыл в Красноярск, то он, как я уже рассказывала, не сразу загрузился на "Святителя Николая" и не сразу отправился на нем в Минусинск. В Красноярске он почти что ровно два месяца ждал навигации по Енисею. В это время он поселился в деревянном двухэтажном доме Поповой, где часто останавливались политические ссыльные, и который ему порекомендовал кто-то из попутчиков. Этот домик сохранился в Красноярске до сих пор, и мы его видели.

    В нем вроде бы должен был теперь находится какой-то ленинский музей. Но при нас там была только мемориальная табличка на стене и памятник Ленину рядом с входом, сам же дом был закрыт на висячий замок и ни одной записки, что там внутри, на нем не было.

    Владимир Ильич прожил в доме Поповой 58 дней и отчалил в Минусинск и в Шушенское. Говорят, что за время ссылки он еще несколько раз приезжал в Красноярск, но останавливался уже в других домах. Почему? То ли не понравилось ему тогда у Поповой, то ли по каким-то другим причинам, история умалчивает.

    Впрочем, после революции пришедшая к рулю новая власть вопреки тому, как поется в песне, начала равнять с землей только церкви, тюремная же система расцвела новым пышным цветом. Так, к примеру в 1919 году был опубликован декрет ВЦИКа «О лагерях принудительных работ», по которому предполагалось, что в каждом губернском городе появится хотя бы один трудовой лагерь на 300 человек. В Красноярске первый такой лагерь открылся ровно год спустя. Это было новым изобретением, ведь до революции никаких подобных концлагерей в России еще не было. А связано его появление было с тем, что в те годы декларировался принцип "всякий заключенный должен оплачивать трудом свое содержание". В лагере в Красноярске содержались как уголовники, так и многочисленные бывшие участники армии Колчака. Здесь отбывал срок в недавнем прошлом Красноярский Городской голова Музыкин, который обвинялся в антисоветской агитации. Рядом с ним сидел выдающийся русский ученый библиограф и книговед из Иркутска Поршнев (он обвинялся в службе у Колчака). В лагере находилось много творческой интеллигенции. Правда, по особым запискам эти люди беспрепятственно отпускались работать в местные театры, где были режиссерами, музыкантами, артистами.

    Однако в 1923 году красноярские лагеря были ликвидированы в связи с малочисленностью. Новая сеть лагерей появилась здесь в 1931 году. Под объединением ГУЛАГа...

    В Красноярске мы жили в гостинице-квартире, ели в баре "Vagon", пили кофе с пирожными в кафе "Traveler's Coffee".

    Фотоальбомы можно посмотреть здесь:
    Места столь отдаленные- часть 1. Пароход "Святитель Николай"
    Места столь отдаленные - часть 2. Ссыльные
    Места столь отдаленные - часть 3. ЖД, "Юнона" и "Авось"
    ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
    Мои другие путевые заметки, фотоальбомы и советы из этого путешествия находятся в дневнике путешествия здесь: http://tourbina.ru/authors/Annataliya/journals/844/

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    3 фото
    dots

    Дешёвый перелёт по направлению Красноярск
    сообщить модератору
      Наверх