Кронштадт

Кронштадт

LAT
  • 59.99212N, 29.77312E
  • Я здесь был
    Было: 277
    Хочу посетить
    1251

    148 материалов по 54 объектам,  2 715 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    ZweZet 248
    Vazlav 106
    Были в Кронштадте?

    Поделитесь впечатлениями!

     
    Annataliya
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 14 мая 2009

    Бескозырка белая, в полоску воротник...

     
    14 июля 2010 года|| 10| 5089

    На следующее утро в Выборге пошел дождь. Но, в принципе, он нас волновал мало. Мы собирались покинуть этот чудесный город и отправиться в не менее чудесный Кронштадт. Правда, прямого сообщения между этими двумя городами мы не обнаружили. А потому загрузились в жд-экспресс, который за два с небольшим часа довез нас до Санкт-Петербурга. Экспресс оказался стареньким, но еще вполне себе нечего, а главное — шел быстро и всего с двумя остановками.

    Из Питера же в Кронштадт мы отправились на "Метеоре" — быстроходном кораблике, и через сорок минут были уже там.

    Что же касается погоды, то в Питере дождя уже не было, хотя небо было по-прежнему затянуто тучами, а в Кронштадте погода совсем разгулялась, и нас встретило солнышко. В общем, повезло нам.

    В Кронштадте придумали радио и провели первую в России операцию на сердце. До середины 1990-х годов он оставался закрытым городом, так как в нем располагалась база военно-морского флота и попасть на остров Котлин в Финском заливе, где находится город, можно было лишь с экскурсией или по приглашению. Но с 1996 года въезд туда стал свободным. Что касается меня, я была в Кронштадте в начале 2000-х два раза и как раз с экскурсией, кроме Морского собора, я мало что запомнила, но атмосфера города тогда мне особенно понравилась, и я, узнав, что Антон не бывал в этом городе, поддержала идею приехать сюда. Так, собственно, мы и оказались в Кронштадте в этот раз.

    Как я уже говорила, в Кронштадт мы отправились на "Метеоре" (билет стоит 90 рублей). Эти кораблики от Дворцовой площади отправляются до Кронштадта четыре-пять раз в день. И, что интересно, на его борту едут и рейсовые пассажиры (многие жители Кронштадта работают в Питере и ездят туда-обратно), и экскурсанты. Так что, мы еще и экскурсию о городе на халяву прослушали. :))

    Вообще-то, я всегда думала, что Кронштадт — это отдельный город в Ленинградской области, расположенный в нескольких десятках километрах от Санкт-Петербурга. Добраться до него можно либо по построенной дамбе, либо морским путем. А вы? А оказалось, что Кронштадт — это вовсе не пригород Петербурга, а один из его административных районов, то есть, грубо говоря, как какое-нибудь Бутово в Москве. Признаться, я была в шоке, когда узнала это. Однако это так, а дамба, по которой в него попадают — это всего лишь кусок строящейся кольцевой автодороги вокруг Питера, которую собираются закончить к 2011 году.

    Еще минут за двадцать до прибытия с борта кораблика мы увидели узкий фарватер, в котором находилась наша пристань. Впрочем, чуть ли не весь остров, словно броней, был огражден невысокой стеной-крепостью.

    История Кронштадта примечательная. Начиная с 14 века, остров Котлин служил границей между Россией и Швецией, пока в 1617 году по Столбовскому мирному договору не отошел Швеции. И так бы он у нее остался, если бы Петр Первый почти столетие спустя не проявил наглость неслыханную. Зимой 1703 года, когда шведские корабли ушли из Котлина в свои незамерзающие порты, великий самодержец российский втихоря начал возводить на острове крепость. Крепость сооружали быстрыми темпами. Первый форт построили на насыпанном за одну зиму искусственном острове неподалеку от Котлина. Для возведения форта на льду из хвойных пород дерева сколачивали ряжи, вокруг них прорубали проруби (майны), после чего заполняли камнями ряжи и опускали их под своей тяжестью на дно, создавая основу для насыпи. Когда же весной шведы открыли навигацию и подошли к Котлину, то прибалдели, увидев неприступную крепость. Пришлось уступить остров русским. :)) Петр назвал крепость Кроншлот, что в переводе с нидерландского значило Коронный замок. Ну, а потом на острове появился город. Петр Первый распорядился обнести его крепостью и назвать Кронштадт — Укрепленный город. Кстати, расположение Кроншлота оказалось настолько удачным, что за всю его историю (и Кронштадта впоследствии) мимо него не прошло ни одного неприятельского судна.

    Ну, а мы на "Метеоре" заходили в узкий, словно бутылочное горло, фарватер и пришвартовывались у Петровской пристани.

    Вокруг стояли огромные военные корабли, выкрашенные в серый цвет (чтобы не было видно противнику на фоне моря?).

    Даже с берега можно было легко разглядеть не только их самих, но и многое, что находится у них на борту. Ведь стоят они буквально в нескольких десятках метрах от гранитной набережной. Так и казалось, что вот-вот и спустятся с них по трапу военные моряки в бескозырках и зашагают строевой походкой куда-то по важным и неведомым нам делам.

    Впрочем, Кронштадт не разочаровал нас. Хотя и не видели мы их спускавшимися по трапу боевых кораблей ВМФ, но моряки на улицах города попадались нам регулярно: то по одному, то парами, а то и целым строем в Петровском парке.

    Кстати, Петровская пристань — это парадные морские ворота Кронштадта и одна из главных кронштадских достопримечательностей. Ее построили еще при Петре Первом, тогда она называлась Котлинской гаванью. Но была мелководна и тесна, а потому Петр распорядился строить гавани. Было это как раз после победы над шведами под Полтавой, а потому к строительству привлекали, в том числе и их родимых. Не знаю, но, может, и до сих пор в Кронштадте живут шведские потомки. Вначале стенки гаваней строили деревянными, а в середине 19 века переделали в граните. И теперь считается, что по красоте, прочности и вместимости подобных кранштадским гаваням нет нигде в мире. Потом, конечно, и пристань, и гавани мильон раз перестраивали, но и сейчас они впечатляют. Ну, и, естественно именно отсюда очень часто уходили в дальние плавания и боевые походы корабли русских моряков, здесь начинались и заканчивались кругосветные путешествия, отправлялись в путь первооткрыватели новых земель, проходили испытания первой подводной лодки, во время войны наши подводные лодки уходили на боевые задания. Здесь стоят пушки времен Крымской войны, пушки с форта "Император Павел Первый" времен гладкоствольной артиллерии, якоря от катеров, которые высаживали Петергофский десант 5 октября 1941 года, лежат брандскугели — пушечные ядра от крупных пушек, которые сначала раскаляли в специальных печах до малинового цвета и лишь потом заряжали ими пушки: эти ядра не только разрушали вражеские суда, но и поджигали их. В общем, очень историческое место — Петровская пристань.

    Впрочем, убедиться, что находимся в военном городе, мы смогли сразу, как только ступили с борта "Метеора" на Кронштадские берега. Перед нами было длинное кирпичное здание с пушками со всех сторон и следами от пуль на кирпиче — это арсенал!

    В 1990 году исторический центр Кронштадта вошел в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Но, пожалуй, до сих пор самой известной достопримечательностью города, которую знают даже те, кто никогда не бывал в Кронштадте, считается Морской собор. А если совсем правильно, то Морской собор святителя Николая Чудотворца. Еще бы! Ведь при закладке его первого камня присутствовал сам Николай Второй, императрицы Александра Федоровна и Мария Федоровна, великие князья Михаил, Алексей и Владимир Александровичи, а молебен по этому поводу совершил протоиерей Иоанн Кронштадский. Собор должен был получиться на зависть всем. Во-первых, он станет самым высоким зданием города (его высота 70,5 метров), во-вторых, будет служить маяком для проходящих мимо кораблей (это была главная задумка), в-третьих, первое, что с моря увидят моряки — это его крест. Согласитесь, красиво? Морской собор построили быстро, но послужить вере он смог всего лишь чуть более пятнадцати лет: в 1929 году храм окончательно закрыли. Ну, а в советское время в нем был кинотеатр, затем клуб, концертный зал и филиал военно-морского музея. Причем последний располагался тут вплоть до наших дней, даже несмотря на то, что кусочек храма был-таки уже передан РПЦ. Сейчас, похоже, Церковь взяла, наконец-то, Морской собор под свою опеку полностью (по крайней мере, переговоры об этом велись несколько лет), и теперь храм находится на полной реставрации: внутрь его не пускают, снаружи он полностью закрыт тканью (причем так плотно, что не видно ни одного камешка-кирпичика), а вдоль стен висят плакаты на тему личностей Иоанна Кронштадского и современного патриарха Кирилла.

    Конечно, в Кронштадте, как и в любом городе, есть достойные места, связанные с гражданской историей (то есть, я хочу сказать, не с военной). Например, торговые ряды в самом центре. Или, например, губернские дома. Эти дома начали строить еще при Петре Первым, который повелел возвести их на средства тогдашних губерний. Домов построили 47, а называть их так и стали — губернскими. Дома были каменные, огромные и однотипные — в три этажа, с подвалами высотой в шесть метров (для хранения товаров и всякого рода припасов).

    За аркадами первых этажей размещались лавки, а вторые и третьи этажи использовались и под жилье, и под казармы, и под разные хозяйственные службы. Помещения в них были очень просторными, с потолками высотой в 4,5 метра.

    А жили во многих из них разные известные люди. Например, Фадей Беллингсгаузен — целых 12 лет. Он так любил Кронштадт, что, когда умер, оказалось, что его не на что даже похоронить, так как все свои средства Фадей Фадеевич вложил в благоустройство города. Теперь в Кронштадте есть ему памятник.

    Здесь жил адмирал Лисовский — крупнейший полководец второй половины 19 века. Адмирал Литке — знаменитый кругосветный мореплаватель, ученый, один из основателей Императорского Географического общества, автор многих сочинений, посвященных науке о земле и море. Адмирал Макаров, которому тоже в Кронштадте есть памятник, причем, на Якорной площади рядом с Морским собором.

    Он считается самым красивым памятником Кронштадта и по уровню исполнения и грандиозности, по мнению некоторых экспертов, даже близок к Медному всаднику в Питере. Говорят, что за право установить этот памятник боролись Петербург и Кронштадт, Кронштадт победил. В общем, четырехметровая бронзовая фигура адмирала Макарова гордо стоит на огромной гранитной глыбе весом в 160 тонн, внизу у его ног — бронзовая волна, а со всех сторон — барельефы с сюжетами из его жизни. Жизнь же у адмирала была очень насыщенная. Он участвовал в кругосветных плаваниях и научных исследованиях (к примеру, командовал ледоколом "Ермак" во время его высокоширотных арктических экспедиций, где проводил океанографические исследования Северного Ледовитого океана), пять лет был начальником Кронштадского порта и много сделал для города. Наконец, отправился на Дальний Восток, где и погиб, командуя Первой Тихоокеанской эскадрой во время Русско-Японской войны.

    Впрочем, что касается губернских домов, то, как бы хороши они не были при Петре Первом и после, сейчас многие из них приходят в негодность. В Кронштадте, несмотря на его внешнюю ухоженность и благоустроенность, мы встретили немало заброшенных и полузаброшенных домов даже в самом центре.

    Особенно нас удивил один. Во дворе там стоит памятник изобретателю радио Попову. Одна часть дома, в коей раньше, как мы поняли по остаткам плакатов военной тематики, располагалось нечто вроде казармы, была вообще заброшена.

    В другой части жизнь еще теплилась, но все говорило о том, что дом доживает последние дни. Самое грустное, что именно здесь Александр Степанович преподавал студентам электротехнику, сейчас в доме находится его музей (в том крыле, где теплится жизнь).

    А рядом стоит копия малюсенького домика площадью не больше 4-5 квадратных метров, на крыше которого в 1895 году он проводил испытания первого в мире радиоприемника.

    Этот самый маленький домик нынче тоже в жутком состоянии — окна в нем разбиты, внутри хранится какой-то хлам, состояние памятника также оставляет желать лучшего.

    А в музей мы вообще не смогли попасть, хотя пришли в его рабочие часы — он был кардинально закрыт.

    Честно говоря, у нас создалось впечатление, что ни музей, ни памятник теперь просто никому уже не нужны. Дом снесут, а вместе с ним погибнут и памятник, и музей, и все, что осталось от домика, где ученый проводил свои испытания. Грустно это как-то и странно...
    Но вернемся к другим достопримечательностям Кронштадта. Конечно, большинство из них так или иначе связаны с морем. Даже, казалось бы, в совершенно "сухопутном" Итальянском дворце — одном из старейших зданий города, построенный в первой четверти 18 века — сначала размещался Морской кадетский корпус, затем штурманское и инженерное училища, а после — Дом офицеров.

    Что уж говорить об остальных интересных местах?

    Есть, например, в Кронштадте Петровский док — плод инженерной мысли все того же Петра Первого. Кстати, забыла сказать, но без памятника великому самодержцу Кронштадт, конечно же, тоже не обошелся. Стоит он в Петровском парке рядом с Петровской пристанью и радует всех своим внешним видом уже больше полутора столетий — Петр тут впервые изображен в полный рост и без коня.

    Так вот, о Петровском доке. Осушался он при Петре всего за сутки, в то время как в Европе по тогдашним технологиям на это уходило около месяца, и был очень полезен для ремонта кораблей (кстати, портовые краны в нем стоят до сих пор).

    Сейчас док находится в полузаброшенном состоянии, от центральных улиц города отгорожен высоким металлическим забором, но, по слухам, внутрь проникнуть-таки можно. И тогда пред вами предстанут мощные индустриальные пейзажи. Мы сими пейзажами полюбовались через дырку в заборе, так как искать проход нам было некогда, а лезть через забор показалось стремным — док до сих пор полон воды, и перелезая, можно бултыхнуться как раз в оную.

    Где же сейчас в Кронштадте ремонтируют корабли, и ремонтируют ли, мне сказать сложно. Из "корабельных" предприятий мы обнаружили лишь Морской завод — довольно-таки эффектное здание из красного кирпича с абсолютно не эффектной и опять же заброшенной старой проходной-стекляшкой с орденом Ленина на фасаде.

    Судя по данным из Википедии, в городе есть еще швейная фабрика, хлебозавод, мясоперерабатывающий завод и контейнерный порт "Моби Дик".

    Обводной канал — тоже очень интересное и живописное место. Построен он был для того, чтобы баржи могли заходить в город и выгружать свои товары сразу на склады. Через него было перекинуто пять мостов, четыре из которых были разводными.

    Провиантские же склады — длинные кирпичные здания с выходами-воротами прямо на воду — были построены вдоль всего Обводного канала, а спроектированы ни кеми иными, как архитекторами Баженовым (да-да!!!) и Ветошниковым.

    Надо ли говорить, что склады сейчас в заброшенном состоянии?.. Впрочем, даже обветшалые они выглядят величественно и некоторым напоминают Новую Голландию. От города Обводной канал отгорожен высокой чугунной решеткой, вдоль него разбиты бульвары, и влюбленные парочки на скамейках с видом на канал и на склады предаются там нынче романтизму. :) Увы, но говорят, что реконструкция провиантским складам пока не светит...

    Футшток. Вообще, если начать гулять вдоль Обводного канала, то можно наткнуться на множество интересных вещей. К примеру, на футшток и мареограф — будку с колодцем, где фиксируются колебания воды.

    Дело в том, что с 1707 года в Кронштадте действует футшточная служба, которая как раз и определяет колебания уровня моря. Для этой цели под Синим мостом Обводного канала установлена рейка с делениями, где ученые фиксируют этот самый уровень воды. Так, выше всего вода поднималась во время наводнения в 1824 году — до 3,67 метров.

    Ну, и конечно, важно добавить, что именно тут, под Синим мостом, находится условный ноль уровня океана, от которого в России отмеряют и морские глубины, и высоту гор, и даже космические высоты.

    Неподалеку от Синего моста еще можно увидеть деревянный портовый кран 19 века. Правда, близко к нему подойти сложно, ибо находится он на территории какого-то военно-морского объекта за железными воротами с КПП.

    Ну, а еще, пожалуй, самый оригинальный памятник Кронштадта: памятник практически несъедобном мелкой рыбешке — Блокадной колюшке.

    Во время блокады ленинградцы ловили и ели эту рыбку. Говорят, что так многим, в том числе, и кронштадцам, она помогла выжить. Не зная, памятник найти не просто. Три маленькие металлические рыбки, прыгающие на гребне волны, прикреплены к гранитной стене канала со стороны воды на противоположном берегу от мемориальной таблички. Впрочем, как оказалось, к ним можно подойти чуть ли не на расстояние вытянутой руки. Решив сделать кадр получше (от таблички рыбки получились бы очень мелкими), мы стали искать возможность увидеть их ближе и обнаружили аж протоптанную тропу к ним. Видимо, не только нас, но и многих других туристов-фотографов посещала идея о хорошем кадре. :))

    Еще у Обводного канала есть интересное дерево — так называемое, дерево желаний. В его стволе творцы сделали ухо, и именно в него все жаждущие должны сказать свое желание. Говорят, что исполнится. А в кроне дерева летают три совы с табличками: "Любовь", "Успех" и "Здоровье". Это дерево установили к 300-летию города.

    Ну, и, наконец, есть в Кронштадте еще две интересные достопримечательности, два моста — Макаровский и Пеньковый.
    Макаровский мост — пешеходный. Он перекинут через Петровский овраг рядом с Морским собором и в окружении старых лиственниц выглядит очень живописно. По-моему, именно в этом месте снимали эпизод фильма "Адмирал", когда в Кронштадте красные расстреливают белогвардейских офицеров — сподвижников Колчака. Хотя настаивать не буду, возможно, это был и другой мост.

    Пеньковый же мост интересен своим металлическим покрытием в виде чугунных шашечек. Суть в том, что раньше улицы Кронштадта сплошь были либо грунтовыми, либо покрытыми булыжными мостовыми. Но почва была болотистой, и булыжник "тонул". Поэтому периодически его приходилось откапывать и подсыпать грунт. Ну, а потом управляющий пароходным заводом Лебедев побывал в Америке и узрел, как мостовые устроены в Бостоне и в Нью-Йорке — они имели чугунное покрытие в виде шашек. Несколько шашечек Лебедев привез в Кронштадт, и после недолгих раздумий местные власти решили устроить пробную мостовую — покрыть ими участок длиной в 160 метров у Пенькового моста, где движение уже в ту пору отличалось особой интенсивностью. И служила эта мостовая без всяких ремонтов аж 80 лет!

    А в 1941 году Кронштадт получил разнарядку — отлить 70 тысяч корпусов мин. Сырья особо не было, и пришлось кронштадцам в качестве оного использовать все те же чугунные шашечки. План был выполнен, но чугунной мостовой в городе больше не стало. Единственный ее кусочек сохранился только на Пеньковом мосту. И еще на Якорной площади рядом с Петровским адмиралтейством. Но во время реконструкции Якорной площади чугунные шашечки заменили, так что, подлинниками они не являются.

    Дело близилось к вечеру, и мы поспешили обратно на Петровскую пристань, так как хотели еще купить полуторочасовую морскую экскурсию на теплоходике и посмотреть знаменитые кронштадские форты. Но увы. Оказалось, что из-за недостатка желающих экскурсию отменили. Что ж, значит судьба посмотреть форты у нас в следующий раз.

    Если кому интересно, то в Кронштадте мы питались в кафе "Наутилус".

    Фотоальбом часть 1. Фотоальбом часть 2. Фотоальбом часть 3. Фотоальбом часть 4.

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    4 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Кронштадт
    сообщить модератору
      Наверх