Кунгур

Кунгур

LAT
  • 57.42989N, 56.95001E
  • Я здесь был
    Хочу посетить

    28 заметок,  7 советов по 4 объектам,  618 фотографий

    помощь Подписаться на новые материалы этого направления
    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов Кунгура помощь
    Все авторы направления
    2
    reon
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 6 ноя 2009

    Прогулка по зимнему ночному Кунгуру

     
    7 января 2010 года 21392

    Как я не зарекался сидеть на Новый год дома, но вот, в то время, как во многих домах ещё стреляет шампанское и нарезают салаты, позади уже моё первое путешествие 2007 года. В первый же день наступившего года, когда огромная праздничная неделя чётко вырисовалась на горизонте, мой папа предложил: а не съездить ли нам в Кунгур? Будучи не меньшим любителем путешествий, чем я, он вдобавок ещё близок к этой теме профессионально, занимаясь преподаванием географии туризма России. Мы уже давно никуда не ездили вместе, поэтому идея была поддержана, тем более, что мысль его упала на благодарную почву…

    Слово “Кунгур” тут же вызвало в моей голове целый букет геологических воспоминаний - и про то, что именно там находится образцовый район гипсового карста вместе, и об уникальной Ледяной пещере, но особенно -и про сдачу экзамена по предмету “Геология России” на 3-м курсе, когда ныне покойный профессор кафедры исторической и региональной геологии нашего факультета Олег Александрович Мазарович допрашивал меня на предмет моих познаний в области геологии пермского периода - а я мучительно вспоминал, какие же яруса входят в пермскую систему, помимо уфимского и сакмарского, не говоря уже об их соотношении. Это было и неудивительно - с реальной геологией мне к тому времени приходилось сталкиваться лишь на крымской практике, где разрез начинался с триаса; всё же, что древнее (как раз от перми) - было достаточно абстрактным. Экзамен тот я сдал довольно неважно, и даже не представлял, что спустя несколько лет окажусь не просто в районе повсеместного развития пермских отложений, но прямо на их “родине”, причём прямо у стратотипа одного из ярусов.

    Но ближе к делу… Заглянув в интернет насчёт билетов до станции Кунгур, я обнаружил, что, несмотря на новогодний “час пик” дальних пассажироперевозок, билеты туда есть - РЖД пустила дополнительный поезд по маршруту “Москва - Северобайкальск” с огромным количеством свободных купированных мест и ценой билета до Кунгура всего 2 тыс. р. На другой день, а было это 2 января, прямо на Казанском вокзале мы взяли эти билеты, и через сутки уже стояли на кратчайшей дороге, соединяющий железнодорожный вокзал Кунгура с Ледяной пещерой. По невыясненным до конца обстоятельствам, кунгурский вокзал выстроен не в центре города, а на самой его окраине - хотя это так же странно, как если бы, скажем, в Москве Казанский вокзал стоят где-нибудь в Бирюлёво-Западное.

    Впрочем, для города Кунгур это не так уж и критично, ибо населения в нём всего лишь 68 тыс. человек, а для путешественника - даже и к лучшему, ибо чем дальше от центра, тем ближе вокзал к знаменитой пещере. Попасть в неё очень просто - надо всего лишь повернуть у вокзала направо и идти прямо по главной дороге до указателя “Т/к Сталагмит, Ледяная пещера”. Ушло у нас на это меньше часа - расстояние там всего 3 км (можно было проехать и на маршрутке).

    Кунгурская окраина застроена в основном частными деревянными домиками, хотя попадаются и многоквартирные деревянные дома покрупнее. Дорога выходит на мост через Сылву, которая оказывается довольно крупной рекой. В 2007 году пермские края, в отличие от московских, от недостатка снега не страдали. Переходим мост, сворачиваем налево по указателю и оказываемся у входа в пещеру. Ее посещению пещеры я посвятил отдельный очерк на этом сайте.

    Вечером мы устроили марш-бросок по таинственному ночному Кунгуру. Не желая возвращаться той же дорогой, я решил зайти в Кунгур с другой стороны и осмотреть центр, а для этого надо было пройти около 4 км по кунгурской объездной дороге, прямо по Ледяной горе, напичканной карстовыми воронками и провалами.

    Рассмотрев купленную карту Кунгура, обнаружил, что маршрут проходит по пустынной местности, мимо густого леса, местной свалки и двух кладбищ… Да, геологи не ищут лёгких путей. Вдали завывали стаи не то собак, не то диких волков, но вскоре всё заглушил рёв ветра на вершине горы, упрямо сыпавшего снег прямо в лицо.

    Впрочем, этот мрачный участок был через час преодолён, мы снова (во второй уже раз) вошли в городскую черту Кунгура и отправились смотреть его дальше.

    Здесь хочу сделать небольшое отступление о кунгурской топонимике и географии, навеянное рассматриванием подробной карты города. Несмотря на свою небольшую площадь, на его территории протекают аж 3 реки - Сылва, Ирень и Шаква. Но и этого показалось мало кунгурянам, и в XIX в., при строительстве завода по производству пароходов часть течения Сылвы было отведено в боковой проток, получивший название речка Ириловка. Всё это гидрографическое великолепие беспрестанно извивается (по-научному - меандрирует), разбивая город на множество не связанных между собой частей.

    Планировка же Кунгура велась, согласно типичному для второй половины XVIII века (когда город и получил основной рывок в развитии) генеральному плану: сетка строго параллельных и перпендикулярных, лишь отчасти сочетающаяся с рельефом.
    Топонимика Кунгура самая обыкновенная: как и в тысячах других советских населённых пунктов, всюду с табличек смотрят имена Маркса, Ленина, Свердлова и другие набившие оскомину фамилии: восстановленных названий я не нашёл. Интересно же другое: на весь центр Кунгура лишь два автомобильных моста через 2 главные реки (Сылву и Ирень), и несколько пешеходных. Улицы же могут спокойно пересекать речки и два, и три раза; оттого удивительно, пройдя сложным маршрутом со многими поворотами через весь город, вдруг очутиться на улице с тем же названием (например, улица Гребнева встретилась во второй раз после 6 поворотов!). Но рекорд тут, безусловно, принадлежит улице Степана Разина, которая разбита на 6 (!) независимых отрезков; четырежды её пересекает река Сылва и один раз - железная дорога. При этом ни в одном случае фрагменты не соединены никакими мостами.

    Другой интересный топонимический парадокс Кунгура, почерпнутый мной из замечательного путеводителя по городу - что улица Свободы, одна из крупнейших в городе (и ни разу не разрываемая рекой), начинается у… исправительно-трудовой колонии! Трудно представить более наглядный символ, куда же идёт дорога, вымощенная благими пожеланиями.

    Итак, что же удалось увидеть в ночном Кунгуре? Многочисленные виды на набережную левого берега реки Сылвы, изобилующую памятниками архитектуры (здесь нет зданий выше 3-4 этажей - во многом из-за сильной закарстованности пород, а в центре создаётся полное ощущение, что ты в заповедном городке, застывшем на рубеже XIX - нач. XX столетия). Кунгурский “Арбат” - улицу Карла Маркса; здесь мы наблюдали продолжающих праздновать Новый год местных жителей, переходящих к силовому способу выяснения взаимоотношений, и немедленно появившемуся милицейскому патрулю, реально быстро восстановившему общественный порядок. Патрули на улицах ночного Кунгура встречаются довольно часто, и паспорта у жителей без регистрации в г. Кунгур, как ни странно, не требуют… Мост через Сылву постройки 1932 г. Тихвинскую церковь и дом городской управы, построенные когда-то кунгурским купцом в едином ансамбле. Правый берег поскромнее, но патриархальную идиллию предательски разрушает стометровая мачта антенны сотовой связи (Мегафон везде ловил отлично!). На этом берегу, за правым краем кадра, находится Ледяная гора и пещера.

    На этом наш осмотр города завершился; мы вернулись к вокзалу, передохнули в местном круглосуточном баре - игральном заведении, и затем погрузились в поезд, направляющийся из Европы - в Азию, в следующую точку путешествия: город Нижний Тагил.

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    3 фото
    dots

    Дешёвый перелёт Кунгур на SkyScanner.RU
    сообщить модератору
      Наверх