Лазаревское

Были в Лазаревском?

CatTheSun
    С нами с 1 мар 2009

Поход выходного дня: курганы горы Серентх

10 июля 2009 года|| 5| 30561

Маршрут начинается в поселке Каткова Щель Лазаревского района г. Сочи и проходит по окрестным хребтам мимо мегалитических памятников Кавказа. Это путешествие будет интересно как любителям истории и археологии, так и людям, которые желают интересно провести выходные. Целей путешествия целых три: черкесское кладбище (местные жителя называют его Турецким) на склоне горы Серентх, два корытообразных дольмена, один из которых в прекрасной сохранности, и выход к дольмену-монолиту в селе Волконка.

От станции Чемитоквадже необходимо пройти по железнодородным путям по движению электропоезда до ж/д моста через реку Чухукт, откуда грунтовая дорога, скоро переходящая в разбитый асфальт, через 350-400 метров, оставляя слева среднюю школу №83, выходит на федеральную трассу М27 в районе автобусной остановки. В 30 метрах от остановки есть маленький магазинчик, где можно купить хлеб, консервы и другие необходимые продукты на перекус.

По бетонному автомобильному мосту (L = 30 м, h = 4 м) переходим реку и спускаемся направо. Маркированная бело-зелено-белой маркировкой асфальтовая дорога ведет мимо детской турбазы "Ореховая" вглубь поселка. Возле дома №36 по ул.Курганной развилка нескольких дорог, где расположено сельпо и установлен телефон-автомат. Отсюда уходим по крайней левой дороге наверх. Подъем через 15 минут выполаживается, бетонка выходит под ЛЭП 500, где опять развилка: налево вверх уходит грунтовая дорога, а мы уходим по бетонке, которая спускается вниз, к реке. Через 150 метров налево уходит наезженный волок.

Внизу балки переходим ручей - правый приток реки Чухукт. Сразу после него ответвление дороги ведет к частному дачному хозяйству. На основной трассе около двадцати метров грязного глинистого участка, затем снова появляется бетон. За последним домом поселка набитая тропа уходит наверх, возможно, на хребет, но мы продолжаем движение вдоль русла. На берегу реки недалеко от этого места расположен уголок для пикника, есть места для отдыха. Напротив в лесном масссиве находится законсервированная скважина №194 Лазаревского участка, пробуренная в 1987 году. От нее сворачиваем через водопровод по слабо видной тропе на хребет в общем западном направлении.

Азимутом 270 выходим к первому каирну, который образует правильный круг около 5 метров диаметром. Со стороны реки каменная кладка в 5 слоев немного разрушена упавшим из его центра деревом. Осталяя по левую сторону балку, в которой течет ручей, выходим на границу старого орехового сада, сильно заросшего колючками и подлеском. Тропа уходит строго на север, а слева остается русло ручья, которое легко принять за тропу.

Небольшой подъем по среднепроходимому лесу, и каменный завал из глыб песчаника выводит нас к кладбищу. На наклонной плите надпись: "А.Журавлевъ. 15 X 13 год." Курганные могильники расположены вдоль хребта на древней речной террасе параллельно реке Чухукт. Местами они расположены хаотично, слева уходят под скальник и сильно заросли подлеском. В центре каждого каирна, имеющего иногда неправильную форму, растет вековой граб или дуб, что позволяет предположить, что это кладбище племен адыго-абхазской группы народов, у которых эти древья считались священными. Часть каирнов порушена, так как некоторые деревья рухнули от старости, местами образуя проходимые завалы. Общая площадь кладбища около 7800 кв. м, длина - 128. Ширина местами достигает 80 метров.

Пройдя комплекс каирнов до конца, выходим на понижение хребта, с левой стороны которого в неглубокой заваленной балке протекает ручей. Воду можно пить, но она имеет четкий земляной привкус, так как протекает не по камню, а по лесной подстилке. Перейдя ручей в удобном месте, без тропы поднимаемся на противоположный хребтик. Двигаемся по гребню хребта, тропа хорошо набита, подлеска почти нет. Параллельно хребту справа виден волок, куда мы и спускаемся А 290, продолжая движение наверх. Вскоре уходим еще правее на хорошую грунтовую дорогу. Через несколько минут приводящую нас к желтоватой емкости и газопроводу. Перейдя газопровод, продолжаем движение наверх. Из земли местами виднеется черный провод, вероятно, электрокабель.

Через 20 минут выходим на перевал, по которому проходит хорошая грунтовая дорога, ведущая мимо горы Серентх на соседнюю вершину. На развилке посреди поляны растет большой ясень. По дороге наверх при желании через 40 минут можно выйти на гору Серентх, но вершина ее густо поросла лесом, и обзора оттуда практически нет.

Уходим вниз по дороге через ореховые сады. Справа вскоре появляется дорога, ведущая вниз, в Верхнюю Волконку. Через 100 метров уходим налево по тропе на хребет. Практически сразу тропа кончается, продолжаем движение по среднепроходимому лесу. Сквозь заросли желтого рододендрона выходим на тропу, которая ведет на вершину, где расположен каменный курган неизвестного происхождения, увенчанный навалом поменьше.

По тропе А 295 уходим в сторону моря. Примерно через 200 метров выходим на понижение. Еще через 100 метров оказываемся у границ давно заброшенного сада. Тропа уходит вниз в Каткову Щель, сильно заросла папоротником. Слева находятся два корытообразных дольмена, один из них в очень хорошей сохранности.

По тропе от дольменной группы уходим направо вниз в Волконку. Через 100 метров наша тропа соединяется с грунтовкой у окраины села. Волок А 240 уходит к морю. Еще через 50 метров развилка, уходим А 315, по пути очень много воды и глины. Через 30 метров новая развилка, на ней уходим А 30. Грязная глинистая дорога выводит к ТП - Л139 в Верхнюю Волконку. По улицам села уходим вниз прямо к морю.

На развилке у бирюзового железного забора уходим направо по грунтовке, ведущей мимо кладбища. Эта дорога выводит к трассе М27, где есть магазин и остановка автобусов. По трассе двигаемся в сторону Сочи (то есть налево) 1,5 км до указателя "Дольмен. Волконское ущелье". От него мимо мусорного контейнера круто вниз уходит асфальтовая дорога, местами переходящая в грунтовку. На первой же развилке уходим направо к реке Годлик, пересекая ее по мосту, чтобы попасть к дольмену-монолиту, до которого 20 метров. За дольменом есть источник сероводорода и скала Два Брата.

От дольмена мимо поста Сочинского национального парка по орографически правому берегу р. Годлик уходим по тропе в поселок Волконка. Тропа плавно переходит в плохую асфальтовую дорогу, которая маркирована бело-зелено-белой маркой. Через 1,5-2 км дорога выходит на станцию Волконская, с которой уезжаем электропоездом в Сочи.