• Дорога в Мичуринск
  • Как звали проводника?
  • Ну, а как же не сфоткаться на мосту через Дон?
  • Две дороги — серая и белая
  • Карабкаемся на холм
  • Симпатичные цвета
  • Вид на Лиски
  • Красивое дерево в ковылях
  • Вид с нашего первого привала
  • Тоннель под железной дорогой
  • Святилище
  • Останки меловых колоколен
  • Таинственные постройки
  • Вид с холма над монастырем
  • Я на ярком солнце
  • Церковь, в которую мы не попали
  • Разруха
  • Покидаем Дивногорье
  • Бывшая церковь в Пухово
  • Следы войны
  • Штурмуем степи
  • ДенисАнатолич в ковылях
  • Еще одно дерево в ковылях
  • След инопланетян

С нами с 19 мар 2009

Случайное паломничество

20 марта 2009 года|| 28| 145436

Неумолимо подступали июньские праздники, и шансы протратить их впустую росли с каждой минутой. Что делать? 4 дня - это мало для большого похода, но уже достаточно много для простого выезда в леса с ночевкой. Перебрав несколько вариантов, мы остановились на Воронежской области, меловых холмах пещерных монастырях и прочих чудесах придонья. Google Earth показывал местность в общих чертах, раздразнивая красивыми фотографиями, а обилие горизонталей на карте обещало, что поездка будет непростая (хотя, про обилие горизонталей мы поняли как раз уже на месте).

Точкой начала пути был выбран город Лиски, что заметно южнее и немного восточнее Воронежа. Собственно, про дорогу писать нечего, ибо технология переезда с велосипедами была уже отработана, а опыт - его не пропьешь. Особенно если не пить. Так что здесь вступление заканчивается, а мы переносимся в Лиски. Позже, немного копнув в Интернете, я с некоторым разочарованием обнаружил, что название это не имеет к лисам никакого отношения. Изначально деревня называлась Лыски от одноименной реки, которая, в свою очередь, так называлась по причине отсутствия вокруг нее растительности, затем так была названа железнодорожная станция, ставшая градообразующим предприятием города Лиски.

При первом выходе с вокзала в незнакомом городе у меня всегда возникает какое-то странное чувство… Знакомство с новой местностью, что ли? Передо мной город, в котором я пока не знаю ничего, и есть в этом нечто захватывающее.

Немного поплутав по Лискам, мы выбрались на шикарную эстакаду, пролетающую высоко над Доном. С нее нам впервые открылись дивные виды окружающей местности. Немного пофотографировав и, разумеется, сделав кадр на фоне указателя "р. Дон", мы проехали еще немного и свернули на второстепенную дорогу.

Сразу же прочувствовали, что такое "холмы". Дорога, выложенная мелом, то карабкалась вверх, то стремительно скатывалась вниз, заставляя нас судорожно вцепляться в рукоятки тормозов. "Вниз" быстро закончилось, и началось одно сплошное "вверх". Обливаясь потом, мы взбирались все выше и выше к маячившему где-то высоко мосту через железную дорогу. Впрочем, за упорство мы с каждым новым витком дороги получали вознаграждение в виде все более и более дивных видов. Маленькие домики в кажущемся беспорядке располагались внизу, всхолмленная степь убегала к горизонту. Где-то среди домиков призывно торчала церковь, вдоль холма извивалась железная дорога. Одним словом - красота.

Перевалив за гребень холма и миновав странную развилку (одна дорога белая и вниз, другая - серая и вверх), увидели противоположный берег Дона и панораму города Лиски.

За что мне сразу понравилась местность, так это за то, что она не дает путнику скучать. Не успел еще примелькаться один вид, как дорога взбирается на очередной холм или сползает в долину - и вид вокруг уже совершенно другой. Стоит привыкнуть к степной дороге и маячащим вдали домикам Лисок, как впереди вдруг вырисовывается какая-то здоровенная меловая гора, на вершине которой можно разглядеть несколько человечков. Что это?

Странный объект манил к себе, что, в общем-то, никому не мешало, т.к. дорога пошла сильно вниз и как раз в нужном направлении. Возникло сильное ощущение, что это и есть Шатрище. Внизу, между холмом и железной дорогой, оказалась деревенька. Скорее даже дачный поселок. Узнав у местных жителей, что да, Шатрище действительно здесь, и что ударение там не втором слоге, а на первом, мы направились искать въезд на гору.

Здесь у нас случился приступ топографического кретинизма. Мы проехали под железкой и, что есть дури, ломанулись по заросшей дороге вдоль Дона, что вела в противоположном нашему предыдущему курсу направлении. Дорога, похоже, популярностью не пользовалась, просто незадолго до нас какие-то маньяки на машине решили устроить здесь кэмел-трофи. Так мы и ехали, пока не поняли, что, во-первых, гору мы давным-давно пропустили, а даже если и нет, то никаких тропинок в сторону все равно не отходит, и, во-вторых, любителям бездорожья, видимо, тоже наскучило ломиться вперед, и они сдались, в связи с чем дороги дальше не было.

Гора Шатрище и таинственная пещера

Вернувшись назад, почти к тому месту, где мы свернули, обнаружили, что мимо горы мы проехали. Так вот запросто взяли, и проехали, не заметив огромную, в десятки метров, меловую гору. Она возвышалась немного в стороне, мы же столь сосредоточенно ломились через крапиву и примятые машиной заросли, что по сторонам не глядели вовсе.

Тропинка круто вилась вверх по склону, и взгляда на нее хватило, чтобы понять, что велосипеды мы по ней втащить просто физически не сможем, в связи с чем Денис Анатолич остался охранять, а я, вооружившись GPS-ом, попрыгал вверх, дабы найти вход в пещеру и поставить там waypoint. Искал я недолго. Пещера оказалась сразу же за гребнем.

Внутрь я сразу лезть как-то побоялся. Походил сначала вокруг, попытался найти тайник геокэшеров, однако обнаружил себя полностью беспомощным перед странно-непоследовательным описанием, в связи с чем поиски отменил.

Еще немного по тропе, и передо мной вершина. На вершине крест и парочка туристов. Вокруг на все 360 градусов - дивные виды: извилистая лента Дона, утопающая в зелени, и бескрайняя плоская равнина на том берегу. С другой - железная дорога, деревушка и холмы этого берега.

Понаслаждавшись видами и перекинувшись парой слов с туристами, полез в пещеру. Вход достаточно удобный, легко проходится на корточках. Там небольшое помещение, и дальше расходятся два хода. Нацепив свой фирменный фонарь (наконец-то появилась возможность проверить его в реальных условиях), я отважно ринулся в правый. Ходы достаточно высокие, как раз под мой рост.

Отойдя от входа совсем немного, я погрузился в темное царство тишины и прохлады. Коридор вел круто вниз. В одном месте есть стертые ступени. Я выключил фонарь и постоял некоторое время в полной темноте. Иногда по подземелью проходил глухой гул и чувствовалась вибрация от проходивших неподалеку поездов. И это пугало.

Включаю фонарь и иду дальше. Ход вскоре заканчивается. Видны следы чьих-то попыток то ли продолжить его, то ли отрыть заваленное продолжение. Так или иначе, но коридор никуда не ведет. Смотрю вокруг, изучаю стены. Закопченные, покрытые бесчисленными надписями и рисунками самых разных времен. Кое-где есть даты. По надписям понимаешь, сколько же людей здесь перебывало. И ведь следы за собой оставлял не каждый! Тысячи человек. И при этом именно сейчас я нахожусь во всей системе в полном одиночестве. Проникаясь духом подземелья, снимаю небольшой видеоролик и выхожу к развилке.

На очереди второй коридор. Он оказался гораздо длиннее первого. В нескольких местах видны глубокие разломы, уходящие перпендикулярно ходу в глубь горы. Вот, наконец, вдали что-то замаячило. Я выхожу в небольшую комнатку. На стене приделана небольшая икона, под ней - пустующий подсвечник на 3 свечи. Рядом на той же стене изображен непонятный лик, разрисованный чем-то желтым. Напоминает портрет фараона в древнеегипетском стиле. Однако, что это было изначально, определить сложно. Другой лик высечен на углу, там, где от комнаты отходит коридор, перпендикулярный тому, по которому я пришел.

Продолжаю путь вглубь горы. Коридор в одном месте становится низким и идет резко вверх, а потом вниз; такое ощущение, что его здесь заново прокапывали поверх завала. Несколько глухих ниш в стороны. А вот и конец пути, красноречиво помеченный буквой Х. Вот и все. Остается только гадать, что за подземные лабиринты были здесь раньше и куда они вели. И что за события здесь разворачивались. Воздух в пещере удивительно приятный, безо всяких посторонних запахов и затхлости. Возможно, за это стоит благодарить мел, адсорбирующий все примеси. Изо рта идет пар.

Возвращаюсь на поверхность, и передо мной опять бескрайние просторы и ослепительное разноцветье. Удивительно контрастирует с черно-белым замкнутым миром пещеры.

Окрыленный новыми впечатлениями, я спустился вниз и отправил ДенисАнатолича в экспедицию, а сам остался с велосипедами. Когда Попов вылез, обнаружилось, что ходы сделаны под МОЙ рост, а не под его, поэтому ему приходилось все время нагибаться. И вообще, дух подземелья не поглотил его так, как меня.

Ночевка на коровьем лугу

Теперь возник вопрос: а куда дальше? Возвращаться на дорогу, преодолевая чудовищный подъем, очень не хотелось, а дорога вдоль Дона зарекомендовала себя не с лучшей стороны. Правда, что там будет, если идти по ней в другую сторону, мы не прверяли… Но тут нам попался язык из местных. Он был немного пьян и очень разговорчив, поведал нам страшилку про то, как одного товарища закрыло в Шатрище глыбой, сдвинувшейся при движении поезда, а также сказал, что вдоль Дона была какая-то тропинка, но по ней сейчас никто не ходит, хотя сам он, якобы, когда-то проходил по ней с лодкой. Сказав про тропинку он еще подумал и начала нас отговаривать, мол мы с гружеными велосипедами там точно не пройдем…

В связи с этим мы, конечно же, пошли искать тропинку. Колеи быстро закончились, упершись в сплошную стену растительности. Попов уж было собрался поворачивать, но я уговорил его попробовать пройти еще хоть чуточку и ломанулся как истинный лось напролом через джунгли. Первые 20 метров пути повергли в шок. От тропинки осталось лишь легкое, едва заметное упоминание. Однако вскоре она все-таки обнаружилась. Под деревьями растительность завоевывала себе место не так буйно, поэтому мы смогли двигаться вполне сносно. По этой тропе с переменным успехом (кое-где она щетинилась буйной растительностью пуще прежнего, но поворачивать было уже как-то неудобно) выбрались на прибрежные луга по которым добрались до полузаброшенной деревни Вязники.

Одинокая кошка скучала у заросшей ж/д платформы, а покинутые дома грустно смотрели на нас из зарослей. Дороги вдоль путей дальше не было, поэтому мы свернули в сторону, и вскоре оказались в еще живой части деревни.

Дальше был путь через холмы и луга, и мы оказались на асфальте. Здесь должен заметить, что в виденной нами части Воронежской области, удивительно хорошие дороги, причем проходят они в достаточно неоживленных местах. Обычный для Тамбовской области раздолбанный асфальт и раскрошенный бетон нам не попадались ни разу.

Так вот, асфальт нас привел в село Селявное, откуда по словам местной жительницы, можно было доехать по берегу до Дивногорья, хотя монахи и перекрыли там дорогу. Воодушевленные, мы спустились к Дону и направились к монастырю. Дорога была перекрыта условно - просто бетонными плитами, т.е. для велосипеда там препятствия не было.

Нашли место для стоянки, разложились. Неприятным, хотя и не неожиданным моментом оказалось немыслимое количество комаров. Впрочем, это вполне исправлялось наличием репеллента. А вот другая проблема оказалось гораздо забавнее. Собираясь ночевать возле реки, мы как само собой разумеющееся, подразумевали, что у нас будет возможность искупаться. Оказалось же все несколько иначе. Берега здесь глинистые, густо заросшие, а во всех местах, где к воде хоть как-то можно пробраться, находятся коровьи водопои с сопутствующим грязевым месивом и кучками навоза.

Полнясь решимостью, я все-таки собрался искупаться, для чего был облюбован спуск к воде с поваленным деревом. И вот я обнаженный и с налобным фонариком пытаюсь пробраться по дереву к воде. В процессе этого действа я понимаю, что даже в паре метров от берега вода все равно имеет безобразно грязный бурый вид. По дну же пройти нельзя, ибо нога сразу же погружается глубоко в глину. Таким образом, приняв немыслимую позу на дереве и исхитрившись опустить в воду одну ногу до колена, я понял, что купаться совершенно не хочу. Так что я ограничился ногами, а по возвращении в лагерь умылся питьевой водой из бутылки. На этом гигиенические процедуры закончились. А мораль из этого такая: река и вода это совершенно не синонимы.

Далее был ужин и чай. О, как божественен на вкус Роллтон с тушенкой из банки! Кто не был в походе - тому не понять. Запив это изысканное яство чаем, мы с чувством глубокого удовлетворения улеглись спать.

Проснулись, когда солнце уже пригревало, и в палатке начало становиться душно. Пока ели завтрак и пили чай, услышали некий подозрительный звук, который явно к нам приближался. Какой-то множественный хруст, треск и смачное жевание.

Коровы!

Прямо за нашей палаткой материализовалось целое стадо этих животных. Они яростно хрустели травой и приближались к нам. Мы с ДенисАнатоличем несколько оробели. Все-таки корова - это не только молоко и говядина, а еще и рога и громадная груда мышц.

С коровами мы вполне благополучно разминулись, сложились, в очередной раз подивившись, как столько добра помещается в рюкзаки, и тронулись в путь по монастырским угодьям. Преодолели еще одну баррикаду, что препятствовала машинам в попадании на пастбище, снова пересекли все ту же железную дорогу и въехали в собственно монастырь через гостеприимно распахнутые ворота.

Монастырь в Дивногорье

Мужской Свято-Успенский монастырь был построен в 1653 году, то есть давно. Не желая перегружать рассказ историческими данными, всех заинтересовавшихся посылаю за подробностями на простоты Интернета.

Немного поспрошав сновавших туда-сюда людей, нашли кран, из которого при помощи местного мужичка набрали водицы, переоделись в штаны, дабы никого не смущать своими шортами, и отважно вошли в церковь. Рядом с ней собиралась централизованно прибывшая группа туристов, к которой мы сначала хотели примкнуть просто так, но потом подумали, что это будет нехорошо по отношению к столь гостеприимному месту, поэтому подошли к батюшке-экскурсоводу и спросили благословения на экскурсию, которое было получено в обмен на устное обещание оплатить 20 рублей в кассу и приобрести по свечке. Наставление мы выполнили (даже пожертвовали еще 10 рублей сдачи на реставрацию чего-то там) и с чистой совестью пошли догонять группу, что уже штурмовала меловую дорогу, ведущую на холм к пещерному храму. Дорога крута. Мы и сами-то не особо по ней порхали, а для разных пожилых тетушек с суставами это оказался так и вовсе настоящий challenge, что правильно, ибо перенесенные трудности должны, по идее, придать встрече со святыней некий особый шарм.

К тому времени, как мы подошли к площадке, батюшка уже во всю рассказывал историю возникновения монастыря. Причем рассказывал очень гладко и подробно, чем сразу же снискал мое уважение, иллюстрировал повествование фотоматериалами, которых у него была целая папка. Правда, рассказ обильно приправлялся восхвалением героизма различных иноков и монахов, а так же элементами проповеди, однако в данной ситуации это меня не напрягало, как обычно бывает в таких случаях. Все-таки, я пришел в прямом смысле в "чужой монастырь", и хорошим тоном в данной ситуации было слушать, раскрыв рот, и принимать все как есть.

И, все же, рассказ батюшки был несколько затянут. Он добросовестно выдержал нас не меньше получаса под палящим солнцем, прежде чем отпереть двери в храм. Потом, уже в благостной прохладе, загруз продолжился еще немного, после чего началось настоящее интерактивное шоу. Все зажгли приобретенные свечки и двинулись вслед за батюшкой в темный ход, уводивший куда-то в недра горы.

В общих чертах, ход был точно такой же, как и в Шатрище. Но впечатления! Одно дело - идти по подземному коридору с ярким фонарем в тишине, нарушаемой только твоим дыханием и звуком шагов, и совсем другое - когда ты медленно шествуешь под церковное пение в веренице людей, у каждого из которых в руке трепещет огонек свечи! Да, здесь поневоле начинаешь проникаться чувством причастности к чему-то великому. Сразу разыгрывается фантазия и рисует мне вместо разодетых туристов угрюмых монахов в темных балахонах, что, наверное, также ходили здесь со свечками за сотни лет до меня. Впечатление не портили даже надписи на стенах, которые еще не успели замазать трудолюбивые монахи.

Крестный ход привел нас в маленькую комнатку, в которой такому количеству народу было не развернуться, поэтому часть его осталась в коридоре. Однако, по словам ДенисАнатолича, что как раз оказался среди последних, благодаря великолепной акустике голос батюшки был прекрасно слышен вплоть до поворота. В комнатке находилось подобие иконостаса с тремя иконами и каменные порожки для свечей. Батюшка еще немного поговорил не столько об истории, сколько вообще, пытаясь пробудить во всех что-то эдакое. И, не смотря на мое безбожие, был я с ним по многим пунктам согласен.

В общем, на этом шоу и закончилось. Я поставил свою свечку, немного пофотографировал и вышел к свету, в то же самое помещение, из которого мы начали свой путь, только с другой стороны.

При выходе из храма жара и солнечный свет буквально обрушились на меня, едва ли не сбивая с ног. На то, чтобы глаза привыкли к другим условиям освещения, ушло еще несколько минут. Батюшка чуть не запер в храме отставшую тетку, она в последний момент успела выскочить, на что тот сказал "Вот, была бы затворницей." Это у батюшек юмор такой.

Туристы пошли своим путем, а мы с ДенисАнатоличем совершили прогулку на самую верхушку горы, к кресту, откуда долго наслаждались видами и торчащими из склонов холма останками меловых столбов - див, что раньше были башнями и колокольнями, но в свое время оказались сильно попорчены большевиками. Впрочем, с точки зрения любителей Сталкера, разрухи и запустения, эти останки выглядели даже еще более загадочно и привлекательно, чем могли бы выглядеть законченные строения.

Здесь в рот ко мне залетела оса, но милостию Божией не укусила, а тихо выругалась и полетела дальше. Впрочем, кто из нас выругался, я точно не помню, но, так или иначе, у обоих были поводы. На этом наше посещение монастыря, а также дневная культурная программа были окончены.

Кэмел Трофи: сутки без людей

Следующим пунктом маршрута оказалось услаждение тела в удивительно чистой небольшой речке под названием Тихая Сосна. О, принимая во внимание, что со вчера мы так и не помылись, а также нанесенный поверх пота и грязи на наши тела слой репеллента и санблока, можно представить, какое наслаждение мы испытали, погрузившись наконец-то в воду.

Долгое плескание в речке сопровождалось, конечно же, распитием чая, а о том, как вкусен чай на природе после омовения, думаю, словами повествовать бессмысленно.

Программа-минимум была выполнена: Шатрище и Дивногорье мы посетили. Встал вопрос: а что же дальше? В запасе оставалось еще полтора дня! Предварительное изучение местности указывало на то, что в Костомарово тоже имеется некий интересный пещерный монастырь, так что, немного посовещавшись, мы решили двигаться в ту сторону. По дорогам (по нормальным асфальтовым дорогам) от Дивногорья до Костомарово где-то не более 70 километров, то есть, мы, теоретически, могли спокойно доехать до него в тот же день. Однако ехать 70 км по проезжим дорогам… фи! Это не наш стиль! Наш стиль - кросс-кантри! Дороги, как известно, идут под разными неудобными углами, что всегда дает простор фантазии на тему, как бы срезать. А вот и большое "белое" пятно на карте, через которое можно срезать очень прилично. Пятно было в прямом смысле белым. То есть ни лесов, ни каких-либо ориентиров, кроме горизонталей, на нем изображено не было. И место это было бы совсем затерянным, если б не проходящая через него ЛЭП.

План сформировался. Мы некоторое время ехали по грунтовкам и асфальту, миновав несколько сел, а потом свернули на какую-то не очень выраженную дорогу, которая вывела нас на поле то ли ржи, то ли пшеницы. Сначала дорога была замечательной, мы проехали несколько километров и поняли, что уклоняемся с "прямого" пути. Тут как раз подвернулась еще одна дорога, в более правильном направлении. Мы ринулись по ней в глубь степей, но и с ней нам не повезло: грунтовка вдруг свернула в противоположном требуемому направлении. Что за напасть! Впрочем, мы люди привычные, поэтому мы ломанулись в направлении, казавшемся нам правильным, по каким-то едва заметным колеям, уходившим по траве вверх, на холм. Понятно, что колеи вскоре куда-то пропали, а мы остались один на один с бескрайним осоко-ковыльно-и-др. ковром. Ковер был удивительным. Выставив передачу 1-1, мы поехали по нему, периодически натыкаясь на бесчисленные кротовины и перемежая ругательства в адрес гнусных инопланетных кротов с возгласами восхищения видами вечерней степи. В некоторых местах растительный покров состоял из осоки оплетенной сверху невероятно сочным и обильным мышиным горошком, образующим ковер в прямом смысле этого слова. Ковер, висящий на высоте полуметра над землей… Все это проминалось под колесо, создавая совершенно натуральную иллюзию, что ты непрерывно проваливаешься в прикрытую травой яму. Потрясающий эффект. За нами в траве оставались глубокие четко различимые борозды.

И тишина.

Первое время до нас периодически доносились звуки проходящих поездов, но вскоре и они остались где-то за гранью ощущений. Периодически мы останавливались передохнуть и слушали… Удивительно. Только птицы, сверчки и жужжание насекомых и ни одного антропогенного звука, за исключением тех, что производили мы сами!

Дорога выматывала. Когда нам удавалось разогнаться до 6 км/ч, мы радовались, однако, по большей части, мы держали скорость 3-4, а иногда спешивались, и она падала еще ниже (например, мой спидометр, показывает скорость только начиная с 3 км/ч; все, что меньше, для него 0).

Солнце опускалось все ниже, а мы все продолжали плаванье по нескончаемым волнам осоки и ковыля с островками сурепки и рифами колючки. Постепенно стало понятно, что Костомарова нам сегодня не видать как своих ушей. У ДенисАнатолича же ближе к вечеру начался приступ тревоги, погнавший его, а следом и меня, не смотря на накопившуюся усталость, все дальше и дальше, к тому же все быстрее и быстрее. На счастье, мы все-таки нашли грунтовку, вдоль которой и помчались причем (что обидно) в противоположном изначальному направлении, только по другой стороне того же холма. Темнота сгущалась, дорога свернула на юг и пошла сильно вверх, а со всей округи вдруг налетели стаи свирепых комаров, атаковавшие нас при всякой остановке.

Осыпаемый возгласами моего негодования, ДенисАнатолич все-таки сдался, когда услышал доносящийся издалека собачий лай, и согласился, что пора остановиться на ночлег.

Так произошла наша вторая ночевка. Комары в этом месте донимали на удивление мало, поэтому мы вытащили на улицу спальники и долго лежали под звездами. В остальном ночевка прошла без приключений.

Утро. Впереди еще целый день. Собираемся уже ближе к полудню и выезжаем из тени посадок под палящие солнечные лучи. За холмом виднеются крыши деревушки, мы спускаемся вниз, и видим, что дальше дорога идет вверх. Вверх ехать не хочется. А вот и тропинка! Идет по ложбинке как раз в нужном направлении. Мы обрадовались, и поехали по ней. Стоит ли говорить, что в лучших традициях степных тропинок, она вдруг мистическим образом исчезла, заставив нас опять идти напролом?

Немного поплутав, взобрались на невыносимо крутой холм и с удивлением обнаружили там озеро. Однако было оно грязным и истоптанным коровами, так что, просто порадовавшись тому, что оно есть, мы поехали дальше.

К часу дня мы, наконец-то, выехали на асфальтовую дорогу. Надо же! Люди! Машины! С 18 часов прошлого дня мы не встретили ни одного человека.

Купание в Дону

Некоторое время ехали по хорошей дороге через села верхние Марки и просто Марки (почему марки? может местный бизнес – производство ЛСД?). Наблюдали особенно ярко выраженные разруху и запустение. Вдоль дороги постоянно попадались полуразрушенные коровники и другие постройки, пребывающие в плачевном состоянии. В травах паслись отдельные коровы и лошади, а также попадались кучки гусей и каких-то грязных овец, что в сумме вполне исправно создавало впечатление деревни. Удивительным было изобилие русских машин на дорогах. Машина здесь у людей не понт, а средство передвижения.

Дорога переродилась в грунтовку, пошла сильно под гору, и вскоре мы оказались на пляже на берегу Дона. Местность, через которую мы проезжали, населена выходцами с Украины: в магазине, а потом и на пляже мы слышали хохляцкую речь или же характерный говор.

Купание в Дону нас порадовало гораздо меньше, чем в Тихой Сосне. Похоже, что вода в этой реке везде мутно-коричневая, а не только в Дивногорье. Возможно, это связано с глинистыми берегами, а может и с различными стоками. Помимо того, водица оказалась еще и довольно холодной, так что мне хватило одного захода, а ДенисАнатоличу – двух.

Пока мы купались и наслаждались очередным чаем, клубившиеся на горизонте тучи подступили вплотную и начали пугать нас ливнем. Именно пугать. С неба иногда начинали падать огромные, тяжелые, но редкие капли. Быстро собравшись и закутавшись в дождевики, мы направились в обратный путь, ожидая худшего, однако дождь не собирался нас всерьез мочить. Хотя и поиздевался немного: несколько раз подряд он выжидал, когда мы разденемся и тут же начинался, но стоило нам одеться – вдруг переставал.

Сплошные серые тучи грозно заволокли весь горизонт. Зрелище грозное и приковывающее взор. Ближе к Маркам ДенисАнатолич разубедил меня в продолжении паломничества в Костомарово, и мы свернули на грунтовку в сторону Лисок.

Пожалуй, эта грунтовка была последним интересным пунктом на нашем пути. Она пересекает почти поперек удивительно красивую долину с лесопосадками и рощицами по краю и беспорядочно рассыпанными зелеными веснушками отдельно стоящих кустов и деревьев. Будучи накрытой сверху куполом зловещего предгрозового неба с просветами где-то у самого горизонта, долина буквально впечаталась мне в память. Сказочный пейзаж.

По фотографии может показаться, что склоны ее весьма пологи, да и не так уж она и глубока. О, нет! Уверяю Вас, это не так! Глубина долины составляет порядка 100 метров, а дорога карабкается на такой склон, что мы просто-напросто не осилили этот подъем, спешились и довели велосипеды до гребня. Да и вообще, как это ни странно, но таких подъемов как в этом походе, нам не приходилось преодолевать даже в велопоходе вдоль Черного моря, проходившем именно по горам.

Далее пошла вполне ровная грунтовка, которая вывела нас на асфальт. Ой, что это? Указатель, гласящий «1 Мая». Немного подумав, мы решили, что он обозначает местную линию смены дат. Перспектива вернуться в 1 Мая была, конечно, заманчива, но нас впереди ждало 15 июня и билеты на поезд, так что мы повернули в другую сторону – на Лиски. Остаток пути мы преодолели по трассе достаточно быстро и неинтересно.

Лиски – город контрастов

…по крайней мере, так нам показалось. Красивые широкие улицы с замечательно гладким асфальтом, везде современные домики. Ухоженная привокзальная площадь с рынком. Очень симпатичный вокзал с турникетами на смарт-картах. При этом на вокзале совершенно совковый сервис, тупая как пробка кассирша и мистически перенесшаяся из 1970-х годов заведующая камерой хранения.

Сдав велосипеды, мы направились погулять, ибо до поезда у нас оставалось ни мало, ни много как еще 5 часов. Город был как мертвый. Народу на улице практически нет. Почти все заведения, кроме пивных, закрыты. Никакого фаст-фуда мы поблизости не нашли, но две трындевших возле магазина тетки указали нам на некое заведение общепита на противоположной стороне улицы, которое должно работать до 22 часов.

Кафе оказалось прелестным, а официантка милейшей, так что ДенисАнатолич, а по его примеру и я, не пожидились на чаевые. О! Здесь у нас случился настоящий праздник плоти. Я сначала даже думал, что мы все не съедим и придется завернуть остатки «для собачки», однако, как ни странно, мы смяли все, что заказали, а потом все это еще отшлифовали зеленым чаем с блинчиками – наверное, организм отрывался после походного рациона.

Далее было ожидание поезда, посадка в него и возвращение домой.

Заключительным аккордом стала история с окном.

Велосипеды, лежавшие поперек 3-й полки перекрывали нам весь свет, поэтому пришлось подвесить на них мой фонарик, который раскачивался в такт покачиваниям поезда.

Было невыносимо жарко, и я решил открыть окошко. И я его открыл… ПОЛНОСТЬЮ. Т.е. оно не зафиксировалось в верху, а рухнуло почти до низу. Сначала нам было весело пить чай перед открытым окном, за которым проносилась ночь. А представлять эту картину со стороны было еще веселее: поезд, открытое окно, раскачивающаяся над головой лампочка и два небритых чувака, пьющие под ней чай.

Но вот когда дошло до закрывания, оказалось, что окно-то заклинило. Невероятными усилиями, обливаясь потом, мы все-таки дотолкали его в несколько приемов почти до верха (но не до защелки) и легли спать. Утром (к счастью как раз когда надо было просыпаться) окно снова распахнулось. И тут случилось самое смешное: это увидел проводник, дернул ручку аварийного выхода и закрыл окно легким движением руки. Оказывается, это было не простое окно… Но в темноте мы этого не заметили.

Ну, на том и конец.

Выводы

Поездка, в целом, удалась. Даже тот факт, что мы не доехали до Костомарово нас не очень расстроил, хотя было бы забавно. Тогда можно было бы смело придать нашему походу статус паломнического.

Уже покидая Дивногорье, мы поняли, что пропустили еще один интересный объект – высеченную в меловых дивах церковь неподалеку от монастыря. Причем, вдвойне обидно было, что мы проехали прямо рядом с ней, только с другой стороны ж/д насыпи. Мораль – надо лучше изучать местность предполагаемого похода, чтобы не допускать таких косяков.