• путешествие из Москвы до Лоухов
  • Прибытие в Лоухи
  • Сборы катамарана
  • первые шаги. Река Кереть
  • благословенный отдых первого дня
  • Река Кереть
  • пройдены первые пороги
  • глубокая карельская ночь
  • небольшие рыбацкие поселки
  • смотрим Варакский порог на реке Кереть и боимся
  • Варакский порог. Река Кереть
  • бывшая баня на одном из островов
  • ночевка на острове, со всех сторон окруженном водой
  • река Кереть
  • остров Горелый
  • остров Горелый.Отлив
  • остров Горелый.Начинается прилив
  • такие вот водоросли, похожие на маринованные огурцы
  • дождевую тучу понесло в открытое море
  • Олений остров.белое море.Отлив
  • норки червяков-пескожилов.Белое море.Олений остров
  • Олений остров.Закат
  • шахтные пресные озера на Оленьем острове
  • Олений остров.Отлив
  • подготовка бревен для бани
  • беломорские морские звезды
  • Олений остров
  • Олений остров. Белое море
  • морская звезда)
  • можжевельник и шикша для бани
  • лесная баня)
  • залежи слюды на Оленьем острове
  • Олений остров

С нами с 4 июл 2010

Южный берег Северного ледовитого океана

4 июля 2010 года||6 (5)| 19| 94208

Карелия прекрасна, друзья мои! Даже несмотря на присутствие комаров, холодные ночи и ледяную воду. Зато вот прекрасного там хоть отбавляй: полярные дни, обилие озер и рек, речная живность и растительность, приливы и отливы.
    Тем более интересным было увидеть этот край не с земли, а с воды. Нам предстоял сплав-путешествие на катамаране по реке Кереть через множество озер и выход в Белое море.
    В команде нас было 7 человек вместе с руководителем. Это было одно из немногих путешествий, в котором чувствовалось общее состояние на нас. Мы как-то очень вовремя все вместе начинали и заканчивали разные дела. Если это был смех и шутки – то по полной программе. А потом вмиг все заканчивалось и все становились серьезными и занимались своими делами. Помню, как в какой-то день все истерично смеялись, гребя по озеру, и выдумывая очередные опусы. А потом кто-то предложил помолчать и послушать тишину. Отпустив весла, мы качались на воде минут 40, а потом вместе практически ни слова не говоря друг другу, снова поплыли. Будто в каждом из нас отражалось общее состояние. И так было практически всегда и во всем. И для меня это было очень ценным и очень радостным. Скорее всего, именно поэтому мы с легкостью проходили все пороги, дружно преодолевали встречный ветер, и ладно шли по любым озерам.
    Про страшное
    Что такое сплав на катамаране я не знала. Практически не знала. Поэтому после недолгих раздумий и отправилась с центром «Славянские психотехники» в тренинг-путешествие-сплав в Карелию. Приступ понимания пришел за несколько минут перед спуском катамарана на воду. На нем нам предстояло жить следующие 10 дней и грести часов по 6-8 ежедневно. И что самое страшное — на этой штуковине (тогда других слов не было) нужно проходить пороги. А помимо этого было непонятно, чего делать с замерзшими ногами, ветром в лицо и обезумевшими от боли и напряжения руками. Так что в первый день я мощно боялась всего, выдохлась после первого часа и скажу по секрету — отсчитала сколько же дней осталось до отъезда. Грести было действительно тяжело из-за сильного ветра в лицо, который затруднял ход катамарана. К вечеру, добравшись до места стоянки, я рухнула без сил. Руки ныли, болели и не слушались. Чтобы вы прониклись, добавлю, что держать чашку в руке было тяжело. Просто чашку с просто чаем. Руки тряслись и не желали выполнять такое, казалось бы легкое действие.
    Еще одного ужаса добавил один из первых порогов, на котором я по какой-то удивительной случайности оказалась в первом ряду катамарана. Поясню: на катамаране сидело 6 человек в три ряда. Первая двойка выполняет функции впередсмотрящих, то есть, смотрит, чтобы катамаран не напоролся на камень, корягу и шел четко по курсу. Вторая двойка просто гребет. Третья двойка, замыкающая, — это рулевые, которые поворачивают катамаран. Но, по сути, гребут все, иногда отвлекаясь на свои обязанности по необходимости. Я занимала место посередине между рулящими и смотрящими вперед. Подменив кого-то и не ожидая подвоха, я мирно гребла веслом, разглядывая окрестности. Ничто не предвещало беды, как вдруг за поворотом послышался грохот воды, и мне стало не по себе. Одно дело — сидеть на прохождении порога за первым рядом, который принимает на себя все брызги и видит все то, что делается на воде, и просто грести, исполняя команды. Другое дело — оказаться впереди, видеть водоворот воды, камни и характер воды. Паники не было. Я все сделала верно и правильно. Страшно стало потом, когда я поняла, что порог мы прошли. И вот тогда стало понятно, что нас ждет следующие несколько дней. Порог мы прошли отлично. Но вперед я больше не садилась.
    Вообще самым тяжелым испытанием для нас семерых оказался ветер, который мешал быстро плыть и первые пара порогов. Ветер на второй день прекратился, а вот пороги только начались. Самого страху наделал легендарный Варакский порог на реке Кереть. Он один из самых сложных, потому что помимо того, что нужно держать курс и прыгать по волнам, необходимо следить за тем, чтобы не налететь на камни. И вот мы, полные сил и радости выходим на берег перед самим порогом, и идем писать в кусты, радуясь случаю. И бесстрашные и смелые идем смотреть Варакский порог. Посмотрели. Надо было видеть со стороны лица ребят... Чтобы снять напряжение пришлось пойти снова пописать. А кто-то заодно и сделать дела посерьезнее.
    Пороги мы прошли (тьфу-тьфу) очень хорошо и мягко. Да так, что не всегда понимая, что порог уже пройден, а все еще в напряжении вглядываясь вперед в ожидании самого стремного места, которое на самом деле уже было позади.
    Краснобыстрый порог был веселым несмотря на страшность его с берега. Веселье вызвал мат нашего руководителя, пара прыжков и успешный исход. Ну а безумную радость у всех вызвал Морской порог, на котором мы прекрасно покатались на волнах, выплыв в Белое море.
    Еще одним серьезным испытанием для нас стало плаванье по морю, а точнее четырехчасовая гребля по Белому морю от Горелого к Оленьему острову. Все бы ничего, да в лицо дул ветер, пакеты одной из участниц путешествия мощно парусили, продвигались мы со скоростью…с хреновой скоростью, поэтому на берег не смотрели. Когда гребля под счет перестала помогать, было решено включить на телефоне группу Рамштайн. Под песни немецких рокеров идти стало заметно лучше, и что главное, веселее! А нам в подарок, когда мы доплыли к Оленьему острову, достались морские звезды в воде, целый берег пескожилов, отсутствие ветра и тепло.

Про чудеса
    В это время в Карелии, как и на всем севере, стоит полярный день. Сначала привыкнуть не можешь, что вроде и 12 ночи, а солнце только-только скрылось, растянув прекрасный разноцветный закат на несколько часов. А потом уже перестаешь удивляться и даже представить не можешь, что где-то сейчас в это время темно.
    Карелия – это не только реки и бесчисленные озера с прекрасными островками шириной в пару метров. Это еще и холодное Белое море, совсем не такое как родное Черное. Мы не выходили в открытое море, а находились в той части Карелии, где море омывает острова. Оно так же пахнет, в нем так же есть водоросли и мидии. Но одновременно оно совсем другое. Более спокойное, более суровое, может быть, более мудрое. В нем живет бесчисленное множество самых разнообразных живностей – от огромного количества всяческих беспозвоночных (например, пескожилы – длинные червяки) до огромных животных (белухи). Видели бы вы мое счастье, когда я, гуляя по Горелому острову, где мы ночевали, увидела в море тюленя! Самого настоящего – с усиками. Он пугливо посмотрел в нашу сторону и быстро поплыл обратно, вскоре нырнув в воду. Еще более бурную радость на всем катамаране вызвали морские звезды, которые находятся в прибрежной полосе моря. Я всегда была уверена, что они живут в теплых краях, где-нибудь в Тихом океане, например. А тут они были просто под ногами – красно-оранжевые северные морские звезды.
    Мы вышли в Белое море на 5-й день, преодолев последний Морской порог на реке Кереть. Самым удивительным стало то, что цвет реки, впадающей в море, пролива, который их соединяет и самого Белого моря отличается. К тому же было интересно наблюдать и за водой: она не сразу становится соленой, а постепенно. Лизнешь весло, а она еще пресная. Через пять минут повторяешь процедуру – вода чуть солонее. А через 20 минут перед тобой уже обычная соленая морская вода.
    Еще одним чудом для меня стали приливы и отливы. Здесь, в Карелии, на Белом море они происходят прямо на глазах. Вечером прибрежная полоса вся в камнях, водорослях, песке, а к обеду следующего дня на этом месте уже плещется волна и не видать ни одного камня. И это невероятно, когда видишь, как движется вода, как постепенно покрывает камни и заливает берег.

Про быт
    Самым мощным в бытовой части стало для меня понимание, что и на катамаране есть жизнь. Объясняю: после 1-го дня у меня было стойкой убеждение, что на катамаране можно только грести, мощно держаться и иногда отдыхать, вцепившись в весло. То есть, чтобы не выпасть из катамарана ненароком, чтобы не замерзнуть (в 1-й день сидеть без дела было очень холодно), и чтобы не наругали за бездеятельность. Еще иногда можно петь, смеяться и материться. Через пару дней меня озарило, и я поняла, что и на катамаране возможна жизнь. Мы обговаривали всевозможные вопросы в рамках тренинга, делились мыслями, и даже немного работали с телесными и душевными напряжениями прямо во время сплава. Ну а я поняла, что помимо этого на катамаране можно смело переодеваться, сушить мокрые вещи, делать массаж ребятам и (внимание!) ходить по нужде.
    Про то, как справлять нужду во время сплава, можно, наверное, написать методическое пособие. Потому что все не так просто. Особенно если на воде качка. Увлекательное это занятие, скажу я вам. Понемногу нам всем пришлось его освоить. Развлечение минут на 5 для девочек, и минуты на 2 для мальчиков. Потому что для начала остальные гребуны должны поставить катамаран так, чтобы он не качался на волнах, и вы случайно не выпали за борт. Когда эта работа проделана, нужно пройти в зад катамарана и начать снимать штаны. Послойно. У меня это заняло довольно много времени, потому что утеплилась я очень хорошо в тот день. И потому что наше плавсредство все время ухитрялось трястись и приходилось одной рукой держаться за мощные спины соседей. Когда все штаны сняты, можно наконец-то делать свои мокрые дела, но тут организм приходит в ступор, не понимая, как же это можно вообще сделать ВОТ ЗДЕСЬ. По крайне мере, так было у меня. В это время все остальные должны смотреть вперед и напевать себе что-нибудь под нос. Иногда кто-нибудь из них, сострадательный и понимающий вас, отвернувшись, предлагает вам помощь в одевании, придерживании и т.д. Отказываться не нужно. Когда все сделано, нужно от счастья не вывалиться за борт, сесть на свое место и спокойно грести дальше.
    День на 5-й мы вконец освоились в карельской жизни на воде. Правда, некоторым это дало свои результаты: тяжелые, сложные, логически простроенные задания мы разучились выполнять. Нам нужны были четкие команды, предполагающие зачастую одно действие. Например, Табань! Уперлись! Правь! Сильнее! Греби! Принеси! Дай! Когда наш руководитель давал кому-то из нас сложное действие, то приходилось его разбивать на более мелкие для эффективного выполнения: «Подойди к бревну. Нагнись. Подними бревно и просунь его вперед. Вперед – это там, где у тебя голова. Положи бревно. Садись. Молодец». Вот так
    Помимо сплава и прогулок по Белому морю нас ждали травяные чаи, лесная баня, знакомство со знахарскими техниками, работа с телом и голосом, что в общем делало путешествие уникальным и по-своему интересным и увлекательным.
    А вообще в путешествии мы поняли, что север стоит того, чтобы его возрождать. Родилась эта мысль при виде заброшенных деревень и еле живых рыбацких поселков типа Чкаловский или Полуньга. Несколько из ребят даже дали согласие на переезд в деревни. Свой проект они (и мы) решили назвать «Возрождение Севера». Правда, основной помехой в переезде стала гипотеза о том, что вместо розовощеких младенцев у наших возрожденцев сразу будут рождаться рыбаки с удочками в руках, прожженные и пропитые, лохматые и бородатые, в резиновых сапогах и с самокрутками. Так что, программу «Возрождение Севера» пришлось отложить на неопределенный срок.
    Про ощущения
    Если бы можно было что-нибудь привезти из Карелии, я притащила бы многое: камни, коих там просто немереное количество, и все они дико прекрасные; бутылку с пресно-морской водой из Белого моря. Привезла бы и морских звезд, которые лежат просто под ногами. Шикши бы привезла, несозревших цветков черники, сладкой и нежной на вкус даже в таком виде. Привезла бы целый букет подводных цветов – их там безумно много в озерах: плывешь недалеко от берега, а в темной воде под катамараном огромные нереальной красоты цветы покачиваются – наверняка жители подводных королевств. Привезла бы кусочек того чувства, которое вспоминаешь, когда приезжаешь на север. Чувства какой-то отрешенности, в которой даже солнце светит совсем не так, как в центре или на юге. Вот оно вроде бы – солнце, а светит как-то сдержанно, будто не позволяя себе отдать все тепло, сберегая его для огромных северных территорий. Где небо можно достать рукой, но не потому что находишься высоко в горах, а потому что здесь оно ближе к тебе. Здесь вроде бы количество всего намного меньше: меньше солнца, меньше тепла, меньше пестроты цвета, но в этом меньшинстве такая глубина, от которой внутри все переворачивается. Потому что солнце подарит длиннющий закат, небо – зарево полярного солнца, вода – обилие прекрасных водных жителей, земля – сладкие ягоды. И этого хватит. Несмотря ни на что.

Дешёвый ✈️ по направлению Лоухи
    • Vladusik
      Vladusik
      С нами с 1 мар 2009
      5 июл 2010, 13:22
      Путешествие не для слабаков :) Я кстати даже не думала про бытовые вопросы, т.к. была уверена, что их решают, пристав к берегу.
    • Alcazar
      Alcazar
      С нами с 7 фев 2010
      5 июл 2010, 22:08
      Самый настоящий подвиг и куча впечатлений! Молодчина!
      Не знаю, решился бы я на такое :)
    • natalymore
      natalymore
      С нами с 22 сен 2009
      6 июл 2010, 16:12
      Я тоже прямо захотела туда, была в Карелии давно, в детстве.Спасибо за интересный рассказ.
    • Сообщение удалено.

yto4ka
      С нами с 20 апр 2013
      2 авг 2014, 15:21
      Красивая суровая природа. Рассказ интересный! Спасибо.